Факультативное занятие по русскому языку по теме «Подготовка к ЕГЭ», 11 класс
Жиган Марина Николаевна
Тема: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения»
Цель: познакомить детей с текстом публицистического стиля, отработать элементы написания сочинения-рассуждения по критериям экзамена по русскому языку в формате ЕГЭ.
Задачи урока:
Образовательные:
научиться понимать текст, анализируя содержание и композицию;
привлечь внимание к проблеме и авторской позиции в тексте;
подготовиться к написанию собственного сочинения-рассуждения по проблеме, затронутой автором в тексте.
Развивающие:
развивать навык написания сочинения-рассуждения;
умение выразить собственную позицию по предложенной теме;
развивать у обучающихся интеллектуальную, информационную, коммуникативную культуру;
Воспитательные:
воспитывать самостоятельность, аккуратность и внимательность в работе;
воспитывать нравственные качества подрастающего поколения, потребности к высоким стремлениям: к добру, правде, красоте;
создать атмосферу психологического комфорта, сохранение здоровья детей.
Тип урока: урок развития речи.
Планируемые результаты:
Личностные результаты: совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
Регулятивные результаты: определение цели учебной деятельности, составление плана рассуждения, определение правильности выполненного задания;
Познавательные результаты: развитие учебно-познавательного интереса материалу, развитие интереса к чтению, извлечение информации, представленной в виде текста публицистического произведения, презентации, видеоматериалов, ставить проблему и решать ее;
Коммуникативные результаты: умение общаться, ведение диалога, участие в коллективном обсуждении, слушание и понимание других, аргументирование своего мнения.
Презентация
Ход занятия:
Орг. момент.
Нам выбор дан: добро иль зло,
День яркий или сумрак ночи,
Сквозящий холод или тепло,
Ложь или все же правды клочья.
Слово учителя: наш урок так и будет называться «НАМ ВЫБОР ДАН…» Вот и вам приходится сейчас много выбирать: как (хорошо или не очень) готовиться к экзаменам и какие предметы сдавать, какую профессию выбрать и т.д.
И я вам предлагаю ответить на вопрос, как вы готовитесь к ЕГЭ по русскому языку.
1.Надеюсь на репетитора.
2.В школе на уроках, консультациях.
3.Самостоятельно, потому что в школе ничего не дают.
4.Надеюсь на удачу. (Дети, выбирая, поднимают руки)
Хорошо, что вы готовитесь в школе, дома, но лучше всё-таки комбинировать все виды подготовки, чтобы получить желаемый результат. А я, в свою очередь, пожелаю вам той самой удачи, которая никому не помешает.
Актуализация знаний. 2 шаг связан с выбором, как и всё в жизни. Итак, выберите один из разделов типовых заданий ЕГЭ, над которым вы бы хотели поработать. Нужно ли кому-нибудь повторить структуру экзаменационной работы по русскому языку. Давайте это сделаем.
Задания 1-3
Задания по микротексту
Задания 4-7
нормы русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, синтаксические )
Задания 8-14
орфографические правила
Задания 15-19
пунктуационные правила
Задания 20-24
задания по макротексту
Задание25
написание сочинения-рассуждения
Итак, каждой из 5 групп нужно выбрать раздел ЕГЭ, из которого вы выполните 1 задание.
1ГРУППА
Прочитайте текст и выполните задание 1.
(1)В связи с тем, что в прошлом женщины занимались в основном домашним хозяйством, а мужчины добывали хлеб насущный себе, жене и детям, подавляющее большинство профессий были мужскими: воин, пахарь, строитель, гончар, столяр, кузнец. (2)И нет ничего удивительного в том, что названия почти всех профессий в языке тоже мужские: рабочий, инженер, учёный, поэт, писатель, композитор, политик, художник и др. (3)<...>, женских вариантов названий этих профессий не существует именно потому, что обычаи не разрешали женщинам заниматься мужскими делами.
1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Названия почти всех профессий в языке были и остаются мужскими: рабочий, инженер, учёный, поэт, писатель, композитор, художник...
2) В связи с тем, что в прошлом мужчины добывали хлеб насущный для семьи, подавляющее большинство профессий были мужскими.
3) В языке отсутствуют эквиваленты названий многих мужских профессий для женщин, потому что исторически эти профессии были исключительно мужскими.
4) Старинные обычаи не разрешали женщинам заниматься мужскими делами.
5) Для профессий, исторически бывших исключительно мужскими, в языке отсутствуют эквиваленты названий таких профессий для женщин.
2ГРУППА
Задания4-7. Видоизменённое. Поставьте в выделенных словах ударение.
Молодая мама балует дочку. Она завязывает ей огромные банты, надевает платье из кружев. С бантами в косах малышка так нарядна. Даже завидно! Вот идёт из яслей. Малышей можно немного побаловать.
3 ГРУППА
Задания 8-14. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
М…теринство
р…стить
Неприм…римый
н…тариус
С…туация
Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква.
Бе…печный, бе…нравстенный
Сем…я, из…ять
Вз…грать, вз…скать
Пр…дательство, пр…зреть (сироту)
Н…век, п…советовать
4 ГРУППА
Задания 15-19.
Расставьте знаки препинания, укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Детей надо воспитывать (1)чтобы(2) когда вы состаритесь (3) они вас уважали и любили.
5 ГРУППА
Задания 20-24
«Используя такой приём, как (А) ______(«Ибо, по слову великого мудреца Серафима Саровского, «человек человеку- радость»), и такой троп, как (Б)______(«чёрные лучи его ненависти»), автор текста вовлекает читателя в обсуждение поставленных проблем. (В)______(«он должен испытывать радость от того, что я живу на белом свете»). И также синтаксическое средство (Г)- (пр.3,21)
( «3) И даже тогда, по-видимому,мы осязаем посылаемые им лучи.
21)Может быть, я нечаянно задел какую-нибудь незаживающую рану её сердца»)
1)метафора
2)ряды однородных членов
3)противопоставление
4)эпитеты
5)фразеологизм
6)вводные слова
7)экспрессивный повтор
8)восклицательные предложения
9)цитирование Ответ:9156
И выбирает каждый сам.
Кто праздники, а кто унынье,
кто метит в ад, кто в небеса,
Кто верит в силу, кто в бессилье.
И всё-таки основная работа на экзамене - написание сочинения-рассуждения, именно ему мы посвятим оставшуюся часть занятия.
Записываем тему – «Написание сочинения-рассуждения».
Какова цель?
Мы уже знаем, по каким критериям будет оцениваться ваша работа. Получить максимальное количество баллов (42 из 100) поможет вдумчивое прочтение текста и работа по плану.
Напомните пункты плана сочинения-рассуждения.
1.Вступление.
2.Формулирование основной проблемы прочитанного текста.
3. Комментарий проблемы.
4.Определение авторской позиции.
5.Изложение собственной позиции.
6.Аргументация в защиту собственной позиции.
7.Вывод.
Показать ролик с песней из фильма «Долгие дороги в дюнах» (2 мин)
Чтение текста из книги А.Лиханова « Дети без родителей»
(1) Приходит из роддома вместе с ребёнком такая эффектная мамочка - на модных каблуках-шпильках, вся из себя элегантная, приносит младенца, чтобы соблюсти последние формальности, поставить подпись под отказом, сходить к нотариусу.
(2) Сходила мамочка к нотариусу, поставила точку в судьбе собственного ребёнка, стала прощаться, - не с ним, а сотрудницами,- Вера Надеждовна ей и говорит:
(3)- Покормите хоть последний раз грудью дитя-то собственное!
(4)Та не смутилась ни чуточки, воскликнула:
(5)-Что вы! (6)Я его в роддоме-то не кормила.
(7) Кивнула, прикрыла за собой дверь, и навек исчезла.
Альберт Анатольевич Лиханов (1935) 80 лет, советский, затем российский писатель. Председатель Российского детского фонда
Есть, ребята, о чём поразмышлять, высказать свою точку зрения.
Работа по тексту в группах.
Обратите внимание на то, что мы опустим такую традиционную часть любого сочинения, как вступление. Работа 2 части ЕГЭ позволяет начать сочинение сразу с формулировки проблемы. Но будет здорово, если вы будете следовать общим принципам и начнёте свою работу со вступления.
1 группа - сформулировать основную проблему текста, можно написать вступление
2 группа- написать комментарий проблемы
3 группа- определить авторскую позицию прямой оценки нет
Через оценочную лексику (мамочка-дамочка)
Фразеологизм – вся из себя
Через диалог
Имя собственное (Вера Надеждовна)
4 группа - изложить собственную позицию (не должно быть в государстве брошенных детей)
5 группа –аргументировать с помощью литературного произведения.
На доске список возможных произведений И.С.Тургенев «Бирюк»
М.Шолохов «Судьба человека»
М.М.Пришвин «Кладовая солнца»
А.П.Платонов «Юшка»
В.Закруткин «Матерь человеческая»
В.Богомолов «Иван»
А.Приставкин «Ночевала тучка золотая» рекомендовать
И.Дубов «Сирота»
VII.Выступление групп. Зачитывание своих частей сочинения.
Заключительное слово: Это естественно, что у каждого ребёнка должны быть отец и мать. И, решившись на такой ответственный шаг, не должно быть выбора, только один путь - быть хорошей матерью и хорошим отцом. Всё остальное – преступление, нарушение всех человеческих законов. Никогда не должна мать исчезать, тем более - навеки.
Нам выбор дан, вопрос в другом,
как нам ошибок не наделать?
чем выбрать: сердцем иль умом,
Иль выбора вообще не делать…
Возможное дом задание: оформить сочинение письменно.
6
Устинова Валентина Ивановна