Программа факультативного курса по подготовку к ЕГЭ ,11 класс, часть С
Программа элективного курса
«Кейс-технология при подготовке к ЕГЭ (часть С)»
11 класс
Автор: Чистякова Марина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ Октябрьская СОШ
Мантуровского муниципального района
Костромской области
Программа элективного курса
«Кейс-технология при подготовке к ЕГЭ (часть С)»
Общее количество часов – 15 ч.
Пояснительная записка
Согласно действующему учебному плану, программа элективного курса для 11 класса предусматривает обучение в объёме 1 час в неделю во второе полугодие или 1час через неделю в течение всего года.
Программа основана на предоставлении учащимся информационных образовательных ресурсов в виде специальных наборов (кейсов) учебно-методических материалов, предназначенных для изучения. Учебно-методические материалы предоставляются с использованием различных видов носителей и любыми приемлемыми для организации учебного процесса способами. Причем, применение кейс-технологии возможно в сочетании с другими образовательными технологиями и не требует обязательного компьютерного обеспечения, хотя не исключает его использования на любом этапе работы.
Цель курса: системная подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку (часть С).
Задачи:
– формирование у учащихся умений конкретизировать, обобщать и систематизировать теоретический материал;
– формирование умений работать с разными источниками информации;
– формирование умений адекватно воспринимать на слух тексты разных стилей и жанров;
– формирование умений выдвигать гипотезу, подбирать необходимые образные средства для комментария и др.
Актуальность.
Давайте вспомним возможности учителя русского языка в подготовке к новой форме аттестации: в 10-11 классах в лучшем случае отводится (профильный уровень) – три часа, в худшем случае (базовый уровень) – один час. А бывают еще пропуски уроков по болезни, выпускники (дабы использовать любой шанс) участвуют в различных олимпиадах, открытых тестированиях, спортивных соревнованиях, что не всегда проходит во внеурочное и каникулярное время. Мы все понимаем, что за 40-45 минут в неделю просто невозможно подготовить выпускника к ответственному испытанию – аттестации. Вот почему проблема внедрения кейс-технологии в практику общеобразовательного процесса в настоящее время является весьма актуальной.
Авторская программа элективного курса сочетает в себе теоретическое и практическое обучение.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в программу включены практические работы. Знания и умения, приобретенные учащимися при изучении данного курса, могут быть ими использованы при выполнениичасти С на итоговой государственной аттестации.
Содержание программы
Программа курса предусматривает теоретическое и практическое обучение по следующим разделам:
Введение (2 ч)
Раздел 1. Работа с текстом (12 ч).
Заключение (1 ч)
Теоретическое изучение курса дополняется практическими занятиями . Учитель может самостоятельно определить количество времени на изучение тем и практическую часть курса.
На вводном занятии даётся краткий обзор курса. На итоговом занятии проводится зачетный урок.
Введение (2 часа)
Цели и задачи кейс-технологии при подготовке к ЕГЭ по русскому языку (часть С). Формулировка задания части С. План авторского сочинения.
Раздел 1. Работа с текстом (12 часов)
Восприятие текста на слух. Работа с разными источниками информации. Отбор, систематизация материала. Определение «проблемы текста». Выдвижение гипотезы. Использование речевых клише. Составлять план-вопросник для комментирования основной проблемы данного текста. Излагать авторскую идею. Аргументация своей точки зрения. Схема построения аргументирования. Составление авторского текста на основе проанализированного образца. Оценка авторского текстаПриемы отбора и систематизации материала на определенную тему.
Заключение (1 ч) Написание сочинения-рассуждения части С (задание ЕГЭ)
Поурочно – тематическое планирование
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Основные понятия |
Требования к уровню подготовки |
Введение (2 часа) |
||||
1.
2. |
Цели и задачи курса. Особенности написания сочинения-рассуждения части С |
1 ч. 1ч. |
Формулировка задания части С
Позиция автора, аргумент, литературный аргумент |
Знать: план написания сочинения, его композицию, определять границы абзацев сочинения, соразмерность частей плана |
Раздел 1.Работа с текстом. (12 часов) |
||||
3-4. |
Как сформулировать проблему исходного текста. |
2 ч. |
Проблема текста, речевое клише |
Знать: понятие «проблема текста», комментарий проблемы, позиция автора, аргументация, аргументы, критерии, оценка, баллы Уметь: работать с речевым клише для определения проблемы, составлять план-вопросник, выдвигать гипотезу, излагать авторскую идею, строить аргументирование по определенной схеме, оценивать выполненное задание с развернутым ответом, анализировать текст, отвечая на проблемные вопросы по прочитанному тексту |
5-6. |
Как прокомментировать проблему исходного текста. |
2 ч. |
Комментарий проблемы, план-вопросник |
|
7-8. |
Что значит сформулировать авторскую позицию. |
2 ч. |
Позиция автора, авторская идея |
|
9-10. |
Как аргументировать свою позицию. |
2 ч. |
Аргументация, аргументы, виды аргументов |
|
11-12. |
Оценивание авторского текста по основным критериям. |
2 ч. |
Критерии, оценка,баллы |
|
13-14 |
Обобщение изученного по написанию сочинения в рамках подготовки к ЕГЭ. Дебрифинговый урок |
2 ч |
Идейно-художественное содержание фрагмента |
|
Заключение (1 час) |
||||
15. |
Зачетный урок. Написание сочинения-рассуждения части С (задание ЕГЭ) |
1 ч. |
Знать: план и схему написания сочинения-рассуждения; Уметь: создать собственный текст на основе исходного |
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
- план написания и композицию сочинения;
- определять границы абзацев сочинения, соразмерность частей
плана;
- устанавливать связь проблемы, обсуждаемой автором текста, с темой;
– понятие «проблема текста»,
- комментарий проблемы, позицию автора,
- аргументация, аргументы, критерии, оценка, баллы план;
- схему написания сочинения-рассуждения.
Учащиеся должны уметь:
- работать с речевым клише для определения проблемы,
- составлять план-вопросник,
- выдвигать гипотезу,
- излагать авторскую идею,
- строить аргументирование по определенной схеме,
- оценивать выполненное задание с развернутым ответом,
- анализировать текст, отвечая на проблемные вопросы по прочитанному тексту;
- создавать собственный текст на основе исходного
Перспективы работы по курсу:
- создание сборников кейсов;
- организация индивидуальной работы;
-
список используемой литературы и
Интернет-источников
Александров В.Н., Александрова О.И. Русский язык. Энциклопедия аргументов, часть С, ЕГЭ, 11 класс. М., 2007.
Егораева Г.Т. Часть 3 (С). Методические рекомендации по выполнению задания. М.: Экзамен, 2009.
Шимутина Е. Кейс-технология в учебном процессе // Народное образование, 2009, № 2. - С. 172-179.
Единый государственный экзамен-2010. Русский язык. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ / Авт.-сост.: И.П. Цыбулько, А.Ю. Бисеров и др. - М.: ФИПИ: ООО «Издательство Астрель», 2009.
Вялкова Г.М. Подготовка учащихся к выполнению задания С в формате ЕГЭ: Рабочая тетрадь. - Волгоград: Издательство ВГИПК РО, 2008.
Гостева Ю.Н., Львов В.В. ЕГЭ, русский язык. Тематические тестовые задания. - М.: Экзамен, 2011.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. Единый государственный экзамен. - М.: Русское слово, 2009.
Нарушевич А.Г. Русский язык: сочинение на ЕГЭ: формулировки, аргументы, комментарии. - М.: Просвещение, 2009.
-
http://www.gramma.ru/EXM/?id=4.36
http://pedsovet.sU/load/31-1-0-1230
http://ruslit.metodist.ru/index.php?option=com contact&Itemid=3
-
http://www.proshkolu.ru/user/tanja55/
http://www. it-n.ru
Гладких, И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Менеджмент.-2005.-Выпуск 2. с 169-194.
Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс-стади. под ред. Г.Н.Прозументовой. - Томск, 2003.
Калачикова, О.Н. Метод кейс-стади: Учебное пособие. Томск, 2007.
Козина, И. Особенности стратегии case study при изучении производственных отношений. И.Козина. Социология: методология, методы, математические модели.-1995.-№5-6.-с.65-90.
Козина, И. Сase study: некоторые методические проблемы. И.Козина. Рубеж.-1997.-№10-11.-с.177-189.
Коултер Д. Обучение методом конкретных ситуаций в России. Ассоциация развития управления. Менеджмент, 1995, №1, с8-11 Кейс-стади в учебном процессе: преимущества, методические рекомендации, конкретные примеры. Волгин Н.А., Кушмин В.Н., Олегов Ю.Г., Фоламьев А.Н. – М.: издательство РАГС, 1997.
Михайлова, Е.И. Кейс и кейс-метод: общие понятия. Е.И.Михайлова. Маркетинг.-1999.-№1.
Михайлова, Е.И. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса. Маркетинг.-1999.-№5 с 113-120; №6. с 117-123.
Панфилова А.П., Громова Л.А., Богачек И.А., Абчук В.А. Основы менеджмента. Полное руководство по кейс-технологиям. Под ред. профессора Соломина В.П.-СПб: Питер, 2004.
Рейнгольд, Л.В. За пределами CASE-технологий. Л.В.Рейнгольд. Компьютерра.- 2000.-№13-15.
Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода. Под ред. Ю.П.Сурмина-Киев: Центр инноваций и развития, 2002.
Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Сase study . Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.
Смолянинова, О.Г. Информационные технологии и методика Сase study в профессиональном обучении студентов педагогического вуза: Труды 11 Всероссийской научно-методической конференции «Образование ХХ1 века: инновационные технологии: диагностика и управление в целях информатизации и гуманизации», Красноярск, май 2000г.О.Г.Смолянинова.- Красноярск, 2000.
-