«Фейк-контроль: развиваем критическое мышление детей и подростков»
«Фейк-контроль: развиваем критическое мышление детей и подростков»
Клям Елена Андреевна
социальный педагог
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детско-юношеский Центр «Каскад»
(МАУ ДО ДЮЦ «Каскад»)
Современные технологии играют огромную роль в жизни подростков и детей, влияя на их мировоззрение, поведенческие модели и социальные взаимодействия. Интернет и медиа могут стать как источником знаний и возможностей, так и причиной негативных последствий, включая девиантное поведение. В этой связи крайне важно уметь грамотно использовать медиа и интернет-технологии для профилактики девиаций среди молодежи.
Как в бесконечном потоке информации отличить истину от подлога, факты от фейков, манипуляцию от непреднамеренной дезинформации? Что нужно знать, чтобы не попасться на крючок злоумышленников? [2]
Фейк — это информация, которая не соответствует действительности. Говоря простым языком - информационные «вбросы». Зачастую они появляются в социальных сетях, в телеграмм-каналах, а также и, казалось бы, в авторитетных СМИ.
Фейки создаются и запускаются в оборот со следующими целями:
• создание социальной напряженности;
• дезинформация, предоставление
заведомо ложных, сфабрикованных
«фактов»;
• мошенничество;
• повышение трафика в социальных
сетях и/или сайтах;
• продвижение товаров и услуг,
• «накрутка» рейтинга. [1]
Ученики разных возрастов задают вопросы, на которые пока не могут найти ответы, поскольку они не способны пока отличить проверенные источники информации от рекомендуемых ему социальными сетями рекламных постов с дезинформацией, которые заполнили трафик. Актуальность данной темы заключается в том, что фейки представляют собой опасность, которая оказывает огромное влияние на сознание людей.
Фейковые новости — это одна из форм дезинформации, которая может оказывать значительное влияние на различные аспекты жизни общества, включая поведение детей. Влияние фейковых новостей на девиантное поведение детей может проявляться через несколько механизмов:
Формирование ложных убеждений: Дети, особенно младшие школьники, часто воспринимают информацию из новостных источников как достоверную. Если они сталкиваются с фейковыми новостями, которые содержат провокационные или агрессивные утверждения, это может привести к формированию у них искаженных представлений о мире и социальных нормах.
Подражание негативному поведению: Фейковые новости могут содержать сцены насилия, агрессии или другие формы девиантного поведения. Видя такие примеры, дети могут начать подражать им, считая это нормальным или приемлемым поведением.
Социальная изоляция и недоверие: Постоянное воздействие фейковых новостей может вызвать у детей чувство неуверенности и недоверия к окружающим. Это может привести к социальной изоляции и затруднениям в установлении здоровых межличностных отношений.
Эмоциональная нестабильность: Дети могут испытывать стресс и тревогу от воздействия фейковых новостей, особенно если они касаются угроз безопасности или катастроф. Это состояние эмоциональной нестабильности может способствовать развитию девиантного поведения.
Манипуляция сознанием: Фейковые новости могут использоваться для манипуляции детьми, заставляя их верить в ложные идеи или принимать участие в опасных действиях. Например, распространение слухов о якобы существующих угрозах может заставить детей совершать необдуманные поступки.
Нарушение критического мышления: Регулярное потребление фейковых новостей снижает способность детей к критическому мышлению и анализу информации. Они становятся менее способными различать правду и вымысел, что делает их уязвимыми перед манипуляциями.
Проблемы с самооценкой: Фейковые новости могут создавать у детей ощущение собственной неполноценности или несостоятельности, если они сравнивают себя с идеализированными образами, представленными в таких сообщениях.
Это может приводить к различным формам девиантного поведения, таким как агрессия, воровство или употребление психоактивных веществ.
Усиление негативных стереотипов: Фейковые новости часто играют на предрассудках и стереотипах, усиливая их влияние на сознание детей. Это может привести к дискриминационному поведению по отношению к другим людям, основанному на ложных представлениях.
Разрушение доверия к авторитетам: Постоянное столкновение с фейковой информацией подрывает доверие детей к взрослым, учителям, родителям и другим значимым фигурам. Это может привести к непослушанию, отказу следовать правилам и нормам поведения.
Повышенная восприимчивость к радикализации: Фейковые новости могут служить инструментом для радикальных группировок, стремящихся привлечь молодежь к своим идеям. Под воздействием такой пропаганды дети могут стать участниками экстремистских движений или совершить акты насилия.
Таким образом, фейковые новости представляют собой серьезную угрозу для психического здоровья и социального развития детей. Важно обучать их медиаграмотности, чтобы они могли распознавать недостоверную информацию и критически оценивать источники новостей. [3]
С начала марта 2025 года нас пытались дезинформировать по следующим темам: (согласно аналитикам ресурса «Лапша. Медиа»):
32% — фейки о политике;
12% — фейки о социально значимых происшествиях;
11% — фейки об СВО.
С помощью каких площадок нас обманывали:
Telegram — 28%, ВКонтакте — 24%, СМИ — 22%, Одноклассники — 15%, Facebook** — 4%, Другое — 3%, YouTube — 2%, Twitter — 1%, Instagram* — 1%
(*Принадлежит организации Meta, признана экстремистской в РФ)[4]
7 слайд. Как же распознать, что перед вами ложная, или недостоверная информация и защитить себя от неё?
1. Смотрите на источник новости. Помните, что у каждой новости должен быть источник: конкретный человек или официальная организация.
2. Смотрите на заголовок. Обычно «фейковые» новости видно сразу – они буквально кричат о своей важности громкими заголовками. Но на самом деле цель таких сайтов – набрать кучу просмотров.
3. Каждое фото можно проверить. Например, через Яндекс. Картинки можно узнать, уникальное ли оно или уже где-то публиковалось ранее.
4. Узнать, насколько изображение подверглось цифровой обработке, можно через специальные сервисы. Оно находит «дорисованные» области на изображении или вставленные в него при редактировании. После обработки программа выдает фотографию, где редактируемые фрагменты будут выделяться на фоне других.
5. Внимательно смотрите на веб-адрес страницы. Сейчас создаются целые сайты-подделки, которые имитируют крупные независимые российские новостные ресурсы.
6. Главное! Сохраняйте критическое мышление! Отличить фейк от реальной новости и защититься от мошенничества поможет перепроверка новостей в двух- трех не связанных друг с другом источниках, а также стандартные меры безопасности при пользовании интернетом. [5]
Сервисы по распознаванию плагиата и фейковых новостей:
1. Проверка личности
https://webmii.com/ Ищет людей по имени-фамилии, стране проживания, можно также задавать дополнительные фильтры, например, возраст. С помощью этого инструмента любой человек может найти упоминание своего имени в сети на разных ресурсах. Если вы известный человек, найдете фейковые аккаунты, зарегистрированные на ваше имя.
2.Проверка изображений
-сайты: https://yandex.ru/images (Яндекс картинка), https://images.google.ru/ (Гугл картинка);
-приложениеJPEGSnoop: (https://jpegsnoop.ru.uptodown.com/windows)
Бесплатная программа для Windows, определяющая, было ли изображение отредактировано.
3.Проверка фактов и новостей
https://www.snopes.com/, https://lapsha.media/reyting/
Проверяет новости и подтверждает их подлинность, либо ложность.
Для проверки новости нужно завести в строке поиска url с источником,
или же можно искать по ключевым словам
для безопасной навигации в современном информационном пространстве.
Список литературы
1. Кошкарова Н. Н., Бойко Е. С. «Фейк, я тебя знаю: лингвистические механизмы распознавания ложной информации» // «Политическая лингвистика». — 2020. — №2 (80).
2. Ильченко С. Н. «Фейк-контроль, или Новости, которым не надо верить». Ростов н/Д.: Феникс, 2021.
3.Манойло А. В., Петренко А. И., Рожин Б. А., Стигунов К. С. «Фейки: анатомия лжи». Учебное пособие, 2021.
4. Фактчекинговый ресурс https://lapsha.media/
5.Классный час на тему «Что такое «фейки» и как проверять информацию?» https://урок.рф/library/klassnij_chas_v_7_klasse_chto_takoe_fejki_114221.html