«Фейк-контроль: развиваем критическое мышление детей и подростков»

0
0
Материал опубликован 18 September

«Фейк-контроль: развиваем критическое мышление детей и подростков»

Клям Елена Андреевна

социальный педагог

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детско-юношеский Центр «Каскад»

(МАУ ДО ДЮЦ «Каскад»)


Современные технологии играют огромную роль в жизни подростков и детей, влияя на их мировоззрение, поведенческие модели и социальные взаимодействия. Интернет и медиа могут стать как источником знаний и возможностей, так и причиной негативных последствий, включая девиантное поведение. В этой связи крайне важно уметь грамотно использовать медиа и интернет-технологии для профилактики девиаций среди молодежи.

Как в бесконечном потоке информации отличить истину от подлога, факты от фейков, манипуляцию от непреднамеренной дезинформации? Что нужно знать, чтобы не попасться на крючок злоумышленников? [2]

Фейк — это информация, которая не соответствует действительности. Говоря простым языком - информационные «вбросы». Зачастую они появляются в социальных сетях, в телеграмм-каналах, а также и, казалось бы, в авторитетных СМИ.

Фейки создаются и запускаются в оборот со следующими целями:

создание социальной напряженности;

дезинформация, предоставление

заведомо ложных, сфабрикованных

«фактов»;

мошенничество;

повышение трафика в социальных

сетях и/или сайтах;

продвижение товаров и услуг,

«накрутка» рейтинга. [1]

Ученики разных возрастов задают вопросы, на которые пока не могут найти ответы, поскольку они не способны пока отличить проверенные источники информации от рекомендуемых ему социальными сетями рекламных постов с дезинформацией, которые заполнили трафик. Актуальность данной темы заключается в том, что фейки представляют собой опасность, которая оказывает огромное влияние на сознание людей.

Фейковые новости — это одна из форм дезинформации, которая может оказывать значительное влияние на различные аспекты жизни общества, включая поведение детей. Влияние фейковых новостей на девиантное поведение детей может проявляться через несколько механизмов:

Формирование ложных убеждений: Дети, особенно младшие школьники, часто воспринимают информацию из новостных источников как достоверную. Если они сталкиваются с фейковыми новостями, которые содержат провокационные или агрессивные утверждения, это может привести к формированию у них искаженных представлений о мире и социальных нормах.

Подражание негативному поведению: Фейковые новости могут содержать сцены насилия, агрессии или другие формы девиантного поведения. Видя такие примеры, дети могут начать подражать им, считая это нормальным или приемлемым поведением.

Социальная изоляция и недоверие: Постоянное воздействие фейковых новостей может вызвать у детей чувство неуверенности и недоверия к окружающим. Это может привести к социальной изоляции и затруднениям в установлении здоровых межличностных отношений.

Эмоциональная нестабильность: Дети могут испытывать стресс и тревогу от воздействия фейковых новостей, особенно если они касаются угроз безопасности или катастроф. Это состояние эмоциональной нестабильности может способствовать развитию девиантного поведения.

Манипуляция сознанием: Фейковые новости могут использоваться для манипуляции детьми, заставляя их верить в ложные идеи или принимать участие в опасных действиях. Например, распространение слухов о якобы существующих угрозах может заставить детей совершать необдуманные поступки.

Нарушение критического мышления: Регулярное потребление фейковых новостей снижает способность детей к критическому мышлению и анализу информации. Они становятся менее способными различать правду и вымысел, что делает их уязвимыми перед манипуляциями.

Проблемы с самооценкой: Фейковые новости могут создавать у детей ощущение собственной неполноценности или несостоятельности, если они сравнивают себя с идеализированными образами, представленными в таких сообщениях.

Это может приводить к различным формам девиантного поведения, таким как агрессия, воровство или употребление психоактивных веществ.

Усиление негативных стереотипов: Фейковые новости часто играют на предрассудках и стереотипах, усиливая их влияние на сознание детей. Это может привести к дискриминационному поведению по отношению к другим людям, основанному на ложных представлениях.

Разрушение доверия к авторитетам: Постоянное столкновение с фейковой информацией подрывает доверие детей к взрослым, учителям, родителям и другим значимым фигурам. Это может привести к непослушанию, отказу следовать правилам и нормам поведения.

Повышенная восприимчивость к радикализации: Фейковые новости могут служить инструментом для радикальных группировок, стремящихся привлечь молодежь к своим идеям. Под воздействием такой пропаганды дети могут стать участниками экстремистских движений или совершить акты насилия.

Таким образом, фейковые новости представляют собой серьезную угрозу для психического здоровья и социального развития детей. Важно обучать их медиаграмотности, чтобы они могли распознавать недостоверную информацию и критически оценивать источники новостей. [3]

С начала марта 2025 года нас пытались дезинформировать по следующим темам: (согласно аналитикам ресурса «Лапша. Медиа»):

32% — фейки о политике;

12% — фейки о социально значимых происшествиях;

11% — фейки об СВО.

С помощью каких площадок нас обманывали:

Telegram — 28%, ВКонтакте — 24%, СМИ — 22%, Одноклассники — 15%, Facebook** — 4%, Другое — 3%, YouTube — 2%, Twitter — 1%, Instagram* — 1%

(*Принадлежит организации Meta, признана экстремистской в РФ)[4]

7 слайд. Как же распознать, что перед вами ложная, или недостоверная информация и защитить себя от неё? 

1. Смотрите на источник новости. Помните, что у каждой новости должен быть источник: конкретный человек или официальная организация.

2. Смотрите на заголовок. Обычно «фейковые» новости видно сразу – они буквально кричат о своей важности громкими заголовками.  Но на самом деле цель таких сайтов – набрать кучу просмотров.

3. Каждое фото можно проверить. Например, через Яндекс. Картинки можно узнать, уникальное ли оно или уже где-то публиковалось ранее.

4. Узнать, насколько изображение подверглось цифровой обработке, можно через специальные сервисы. Оно находит «дорисованные» области на изображении или вставленные в него при редактировании. После обработки программа выдает фотографию, где редактируемые фрагменты будут выделяться на фоне других.

5. Внимательно смотрите на веб-адрес страницы. Сейчас создаются целые сайты-подделки, которые имитируют крупные независимые российские новостные ресурсы.

6. Главное! Сохраняйте критическое мышление! Отличить фейк от реальной новости и защититься от мошенничества поможет перепроверка новостей в двух- трех не связанных друг с другом источниках, а также стандартные меры безопасности при пользовании интернетом. [5]

Сервисы по распознаванию плагиата и фейковых новостей:

1. Проверка личности

https://webmii.com/ Ищет людей по имени-фамилии, стране проживания, можно также задавать дополнительные фильтры, например, возраст. С помощью этого инструмента любой человек может найти упоминание своего имени в сети на разных ресурсах. Если вы известный человек, найдете фейковые аккаунты, зарегистрированные на ваше имя.

2.Проверка изображений

-сайты: https://yandex.ru/images (Яндекс картинка), https://images.google.ru/ (Гугл картинка);

-приложениеJPEGSnoop: (https://jpegsnoop.ru.uptodown.com/windows)

Бесплатная программа для Windows, определяющая, было ли изображение отредактировано.

3.Проверка фактов и новостей

https://www.snopes.com/, https://lapsha.media/reyting/

Проверяет новости и подтверждает их подлинность, либо ложность.

Для проверки новости нужно завести в строке поиска url с источником,

или же можно искать по ключевым словам

для безопасной навигации в современном информационном пространстве.

Список литературы

1. Кошкарова Н. Н., Бойко Е. С. «Фейк, я тебя знаю: лингвистические механизмы распознавания ложной информации» // «Политическая лингвистика». — 2020. — №2 (80).

2. Ильченко С. Н. «Фейк-контроль, или Новости, которым не надо верить». Ростов н/Д.: Феникс, 2021. 

3.Манойло А. В., Петренко А. И., Рожин Б. А., Стигунов К. С. «Фейки: анатомия лжи». Учебное пособие, 2021.

4. Фактчекинговый ресурс https://lapsha.media/

5.Классный час на тему «Что такое «фейки» и как проверять информацию?» https://урок.рф/library/klassnij_chas_v_7_klasse_chto_takoe_fejki_114221.html


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.