Развитие критического мышления подростков через применение технологии «Мозартикотерапия»
Развитие критического мышления подростков через применение
технологии «Мозартикотерапия»
У каждого человека есть жизненные ценности, например, семья, самореализация, здоровье и т.д. Если человек выбирает правильные ценности, то он должен быть счастлив. Но может случиться по-другому. В результате эмоции могут стать негативными, а поведение ошибочным.
Это происходит из-за нарушения способности мыслить критически. Мышление, лишенное критичности, может быть искажено ведомостью. Как научить подростков правильно анализировать вещи и события, формулировать обоснованные выводы, выносить обоснованные оценки и применять полученные результаты к проблемам и ситуациям?
Одной особенностью критического мышления является умение использовать вопросы для ориентации в ситуациях и проблемах. Людям часто легче не поверить или проигнорировать, чем задать вопрос. Умение задавать вопросы-это такое качество, которое помогает жить своей жизнью, не принимать на веру чужие идеи, анализировать происходящее и делать свои выводы.
В своей работе с подростками я использую игры из серии «Мозартика». Это настольные психологические игры, которые позволяют помочь подросткам лучше понять и оценить свою внутреннюю картину мира, осознать свои эмоциональные и личностные особенности, лучше понять причинно-следственную связь своих эмоциональных состояний и жизненных событий, увидеть динамику своего развития, избавиться от стереотипов мышления.
На первом этапе самое важное-начать. Для начала выбирается игра, отражающая определенное направление. (Игра «Витражи» отражает текущее эмоциональное состояние; «Усадьба» - ближний социальный круг; «Городок» - дальний социальный круг; «Туманы» - глубинное эмоциональное поле).
Вначале занятий я предлагаю простое диагностическое задание на материале игры «Витражи», которое помогает поисследовать критическое мышление воспитанников. Все не сложно: возьмите в руки разноцветные фигурки из комплекта игры и ресурсное поле. Затем положите их в соответствии со своим настроением.
Как только они это сделали, им предлагается следующий этап: проверить себя на наличие следующего:
1.Вызвало ли задание у вас удивление? Или вы просто сделали его механически?
2.Вы просто выкладывали фигурки на поле или были создателями цели и подумали о том, что сочетания фигур обозначает для вас?
3.Какие фигуры выкладывать? В какое место? Большую или маленькую? А во что ее потом можно будет превратить? Занимались ли вы в процессе выкладывания фигур вопросомыслием?
4. Совокупность фактов, используемых для подтверждения или опровержения чего-либо:
- Внимательно прочтите задание!
-Как на самом деле звучало задание?
-Насколько вы внимательны?
Психология искусства помогает повысить самооценку. Человек перестает считать себя бездарным, становится смелее, учится самовыражаться без страха быть непонятым, осужденным.
На следующем этапе начинается работа с внутренними проблемами. Человеку предлагается изобразить настроение или все, что его тревожит любыми цветами и фигурками. При необходимости ему оказывается помощь. Подростки учатся понимать свое настроение, тревожащие моменты, страхи, причины и следствия происходящих с ними событий, анализируют свои чувства и мысли, особенности своих взаимоотношений с окружающими, ищут ресурсы для праильного мышления и поведения в различных ситуациях. Если возникают трудности со свободной композицией, предлагается ассоциативная тема - «Моя мечта», «Мой портрет», «Дружба», «Любовь», «Борьба», «Любимое время года», «Мой дом» и т.д.
Реабилитация подростков (при длительных воздействиях негативных факторов, когда формируется сильно искаженная картина мира с негативными стереотипами социального поведения) проводится с целью изменения отношения к взрослому, формирования понимания ответственности за свой выбор, желания менять свою среду за счет позитивного творческого импульса. Это осуществляется в процессе индивидуальных занятий, психологических тренингов, при работе с группой, в структуре бинарных занятий с учителями.
Затем идет завершающий этап - разрешение проблемы. Предположим, что во время мозартикотерапии ребенок построил «портрет врага»: наличие множества острых углов, тревожные сочетания цветов, однообразие цветовой гаммы, хаос, острые зубы. Теперь ребенку предлагается изменить врага, видоизменить выкладку так, как ему хочется. Как это сделать-подросток придумывает сам.
Так, например, до начала работы с учащимся 14 лет Алексеем С. У него наблюдались такие психологические особенности как неустойчивый фон настроения, эмоциональные вспышки, снижение самоконтроля, тревожность, демонстративность поведения, страхи, трудности с усвоением школьной программы, а также трудности в общении со сверстниками, низкая степень доверия по отношению к окружающим.
В своих первых работах Алексею удалось с помощью фигурок игры «Витражи» рассказать о себе, создать проекцию проблемы.
Первый этап. Выкладка №1.
На втором этапе работы можно отметить проявления личности и более глубокое восприятие реальности.
Второй этап. Выкладка №2
На третьем этапе Алексей пытался осуществить образный поиск ресурсов. Подросток почувствовал личность как энергию и захотел придать ей форму.
Третий этап. Выкладка №3
Сравнивая все работы учащегося, можно заметить начало проявления личности, но она идет тернистым путем. Вызовам судьбы может противостоять только личость. Она ищет себя в противоречии (озабоченность будущим, беспокойство - на что реагировать спокойно, а где проявлять активность).
Итак, критическое мышление помогает исследовать самих себя. Критичность придает устойчивости. Мозартикотерапия дает возможнось человеку за короткий срок активизировать в себе творческое начало, помогает стать самостоятельным, свободным и смелым, развиваться без надрыва, найти решение и продвинуться вперед. Многие ситуации, которые произошли с подростками недавно, они перенесли в творческий процесс в игре «Витражи». Таким образом, они сами сотворили что-то замечательное, постарались гармонизировать тревожащие их моменты. Такой может быть и вся жизнь. Творческое и критическое мышление – ходят за руку.
Список использованной литературы:
1.Бродецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве «Азбука молчания». Учебное пособие для вузов, 1999.
2.Некрасова-Каратеева О.Л., Осорина М.В. Психологические особенности восприятия картины зрителем-ребенком в музее//Художественный музей в образовательном процессе. СПб., 1998.-С. 127-169.
3.Руссавская П.Э., Бажанова Е.В. «Материал к проекту «Мозартика». Обзор практики применения подходов и принципов Мозартики при решении социальных, психолого-педагогических и коррекционно-реабилитационных задач за период 2000-2015 гг.
4.Руссавская П.Э., разработчик игрового реабилитационного комплекта «Витражи», Краюшкина О.В., педагог-психолог. «Применение инновационной технологии «Мозартикотерапия». Целевая методика «Образ мира - «Витражи».
Кияйкина Наталья Федоровна
Горбачёва Марина Юрьевна
Полина Руссавская