Развитие критического мышления подростков через применение технологии «Мозартикотерапия»

6
3
Материал опубликован 23 April 2022

Развитие критического мышления подростков через применение

технологии «Мозартикотерапия»

У каждого человека есть жизненные ценности, например, семья, самореализация, здоровье и т.д. Если человек выбирает правильные ценности, то он должен быть счастлив. Но может случиться по-другому. В результате эмоции могут стать негативными, а поведение ошибочным.

Это происходит из-за нарушения способности мыслить критически. Мышление, лишенное критичности, может быть искажено ведомостью. Как научить подростков правильно анализировать вещи и события, формулировать обоснованные выводы, выносить обоснованные оценки и применять полученные результаты к проблемам и ситуациям?

Одной особенностью критического мышления является умение использовать вопросы для ориентации в ситуациях и проблемах. Людям часто легче не поверить или проигнорировать, чем задать вопрос. Умение задавать вопросы-это такое качество, которое помогает жить своей жизнью, не принимать на веру чужие идеи, анализировать происходящее и делать свои выводы.

В своей работе с подростками я использую игры из серии «Мозартика». Это настольные психологические игры, которые позволяют помочь подросткам лучше понять и оценить свою внутреннюю картину мира, осознать свои эмоциональные и личностные особенности, лучше понять причинно-следственную связь своих эмоциональных состояний и жизненных событий, увидеть динамику своего развития, избавиться от стереотипов мышления.

На первом этапе самое важное-начать. Для начала выбирается игра, отражающая определенное направление. (Игра «Витражи» отражает текущее эмоциональное состояние; «Усадьба» - ближний социальный круг; «Городок» - дальний социальный круг; «Туманы» - глубинное эмоциональное поле).

Вначале занятий я предлагаю простое диагностическое задание на материале игры «Витражи», которое помогает поисследовать критическое мышление воспитанников. Все не сложно: возьмите в руки разноцветные фигурки из комплекта игры и ресурсное поле. Затем положите их в соответствии со своим настроением.


t1650700234aa.jpgt1650700234ab.jpg

Как только они это сделали, им предлагается следующий этап: проверить себя на наличие следующего:

1.Вызвало ли задание у вас удивление? Или вы просто сделали его механически?

2.Вы просто выкладывали фигурки на поле или были создателями цели и подумали о том, что сочетания фигур обозначает для вас?

3.Какие фигуры выкладывать? В какое место? Большую или маленькую? А во что ее потом можно будет превратить? Занимались ли вы в процессе выкладывания фигур вопросомыслием?

4. Совокупность фактов, используемых для подтверждения или опровержения чего-либо:

- Внимательно прочтите задание!

-Как на самом деле звучало задание?

-Насколько вы внимательны?

Психология искусства помогает повысить самооценку. Человек перестает считать себя бездарным, становится смелее, учится самовыражаться без страха быть непонятым, осужденным.

На следующем этапе начинается работа с внутренними проблемами. Человеку предлагается изобразить настроение или все, что его тревожит любыми цветами и фигурками. При необходимости ему оказывается помощь. Подростки учатся понимать свое настроение, тревожащие моменты, страхи, причины и следствия происходящих с ними событий, анализируют свои чувства и мысли, особенности своих взаимоотношений с окружающими, ищут ресурсы для праильного мышления и поведения в различных ситуациях. Если возникают трудности со свободной композицией, предлагается ассоциативная тема - «Моя мечта», «Мой портрет», «Дружба», «Любовь», «Борьба», «Любимое время года», «Мой дом» и т.д.

Реабилитация подростков (при длительных воздействиях негативных факторов, когда формируется сильно искаженная картина мира с негативными стереотипами социального поведения) проводится с целью изменения отношения к взрослому, формирования понимания ответственности за свой выбор, желания менять свою среду за счет позитивного творческого импульса. Это осуществляется в процессе индивидуальных занятий, психологических тренингов, при работе с группой, в структуре бинарных занятий с учителями.

t1650700234ac.jpgt1650700234ad.jpg

Затем идет завершающий этап - разрешение проблемы. Предположим, что во время мозартикотерапии ребенок построил «портрет врага»: наличие множества острых углов, тревожные сочетания цветов, однообразие цветовой гаммы, хаос, острые зубы. Теперь ребенку предлагается изменить врага, видоизменить выкладку так, как ему хочется. Как это сделать-подросток придумывает сам.


t1650700234ae.jpgt1650700234af.jpg

Так, например, до начала работы с учащимся 14 лет Алексеем С. У него наблюдались такие психологические особенности как неустойчивый фон настроения, эмоциональные вспышки, снижение самоконтроля, тревожность, демонстративность поведения, страхи, трудности с усвоением школьной программы, а также трудности в общении со сверстниками, низкая степень доверия по отношению к окружающим.

В своих первых работах Алексею удалось с помощью фигурок игры «Витражи» рассказать о себе, создать проекцию проблемы.

Первый этап. Выкладка №1.

t1650700234ag.jpg

На втором этапе работы можно отметить проявления личности и более глубокое восприятие реальности.

Второй этап. Выкладка №2

t1650700234ah.jpg

На третьем этапе Алексей пытался осуществить образный поиск ресурсов. Подросток почувствовал личность как энергию и захотел придать ей форму.

Третий этап. Выкладка №3

t1650700234ai.jpg

Сравнивая все работы учащегося, можно заметить начало проявления личности, но она идет тернистым путем. Вызовам судьбы может противостоять только личость. Она ищет себя в противоречии (озабоченность будущим, беспокойство - на что реагировать спокойно, а где проявлять активность).

​​​​​​​Итак, критическое мышление помогает исследовать самих себя. Критичность придает устойчивости. Мозартикотерапия дает возможнось человеку за короткий срок активизировать в себе творческое начало, помогает стать самостоятельным, свободным и смелым, развиваться без надрыва, найти решение и продвинуться вперед. Многие ситуации, которые произошли с подростками недавно, они перенесли в творческий процесс в игре «Витражи». Таким образом, они сами сотворили что-то замечательное, постарались гармонизировать тревожащие их моменты. Такой может быть и вся жизнь. Творческое и критическое мышление – ходят за руку.

Список использованной литературы:

1.Бродецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве «Азбука молчания». Учебное пособие для вузов, 1999.

2.Некрасова-Каратеева О.Л., Осорина М.В. Психологические особенности восприятия картины зрителем-ребенком в музее//Художественный музей в образовательном процессе. СПб., 1998.-С. 127-169.

3.Руссавская П.Э., Бажанова Е.В. «Материал к проекту «Мозартика». Обзор практики применения подходов и принципов Мозартики при решении социальных, психолого-педагогических и коррекционно-реабилитационных задач за период 2000-2015 гг.

4.Руссавская П.Э., разработчик игрового реабилитационного комплекта «Витражи», Краюшкина О.В., педагог-психолог. «Применение инновационной технологии «Мозартикотерапия». Целевая методика «Образ мира - «Витражи».



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за содержательный и ценный ресурс!

23 April 2022

Интересная работа!

23 April 2022

Маргарита Николаевна успешно работает с настоящей Мозартикой, прошла серьезное онлайн-обучение у автора Мозартики, не останавливается на достигнутом и находит новые ракурсы применения игр Мозартики! Периодически мы обсуждаем интересные и сложные работы детей и подростков.

13 July 2022