1. Определение
Двойственность понятия:
- ассоциируется с негативным, отвергающим, предполагает спор, дискуссию, конфликт.
- объединяет понятия «аналитическое.., логическое.., творческое мышление».
Определение КМ №1(Дж.А.Браус и Д.Вуд): «разумное рефлективное мышление, сфокусированное на решение того, во что верить и ято делать». Критики пытаются понять и осознать своё собственное «Я», быть объективными, логичными, пытаются понять другие точки зрения. Критическое мышление – это поиск здравого смысла (рассудить объективно и поступить логично с учетом своей и чужой точки зрения) и умение отказаться от собственных предубеждений. Критические мыслители способны выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности.
Определение КМ №2 (Д.Халперн): «направленное мышление, отличающееся взвешенностью, логичностью, целенаправленностью; использует такие когнитивные навыки и стратегии, которые увеличивают вероятность получения желательного результата».
Общее в определениях:
- отражают оценочные и рефлективные свойства мышления,
- открытое мышление, не принимающее догм,
- открытое мышление, развивающееся путем наложения на новой информации на жизненный личный опыт.
Критическое мышление – отправная точка для развития творческого мышления, которое предполагает продуцирование новых идей, часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил. Оба развиваются в синтезе и взаимообусловлено.
2. Качества критической личности.
Д.Халперн |
Дж.Барелл |
1. Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли – признак уверенности. 2. Гибкость. Если ученик не готов воспринимать идеи других, то никогда сам не станет генератором идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с принятием решения или вынесением суждения. 3. Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, откладываем её решение на «потом». Настойчивость в напряжении ума приведет к лучшим результатам в деятельности. 4. Готовность исправлять свои ошибки. Не оправдывать свои неправильные решения, а делать верные выводы и воспользоваться ошибкой для продолжения деятельности и получения результата. 5. Осознание. Умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности и отслеживать ход рассуждений. 6. Поиск компромиссных решений. Принятые решения должны быть восприняты другими людьми, а не остаться на уровне высказываний. |
Критические мыслители: 1. Решают проблемы. 2. Проявляют настойчивость в решении проблемы. 3. Контролируют себя, свою импульсивность. 4. Открыты для других идей. 5. Сотрудничают с другими людьми. 6. Слушают собеседника. 7. Эмпатичны. 8. Терпимы к неопределенности. 9. Рассматривают проблемы с разных точек зрения. 10. Устанавливают множественные связи между явлениями. 11. Терпимо относятся к точкам зрения, отличным от их собственной. 12. Рассматривают несколько возможностей решения проблемы. 13. Часто задают вопрос: «что, если..?» 14. Умеют строить логические выводы. 15. Размышляют о своих чувствах, мыслях и оценивают их. 16. Строят прогнозы, обосновывают их и ставят перед собой обдуманные цели. 17. Применяют свои навыки и знания в различных ситуациях. 18. Любознательны и часто задают «хорошие вопросы». 19. Активно воспринимают информацию. |