Конспект урока по химии в 10 классе «Фенолы»
Разработка урока по химии в 10 классе.
Тема: Фенолы
Подготовила и провела Дворецкая Светлана Александровна –учитель химии первой квалификационной категории
МОУ «Воробьёвицкая СОШ» Вохомского муниципального района Костромской области
Цель урока: познакомить учащихся с классом фенолов, на основе строения спрогнозировать свойства и применение фенола.
Образовательные задачи:
приобретение новых знаний о свойствах фенола на основе состава и строения молекулы
рассмотреть зависимость взаимного влияния атомов в молекуле фенола на его свойства
познакомить учащихся с физическими и химическими свойствами фенола и некоторых его соединений, изучить качественные реакции на фенолы
используя межпредметные связи, рассмотреть нахождение в природе, области применения фенола, его влияние на живые организмы
Развивающие задачи:
совершенствовать умение учащихся прогнозировать свойства вещества на основе его строения
развивать умения наблюдать, анализировать и делать выводы
продолжить формирование ИКТ-компетентностей
развивать логическое и критическое мышления, самостоятельность и способность к рефлексии
продолжить формирование умений по составлению уравнений химических реакций; по классификации фенолов; по отработке номенклатуры.
Воспитательные задачи:
расширить представление учащихся о влиянии фенолсодержащих промышленных отходов и строительных материалов на окружающую среду и здоровье человека
рассмотреть биологическую роль фенола и его соединений на организм человека (положительную и отрицательную)
воспитание бережного отношения к природе, к своему здоровью, умения работать в парах, группах, с дополнительными источниками информации
продолжить формирование химической картины мира через химическую картину природы (познаваемость, управление химическими процессами)
расширить представление учащихся о влиянии фенолсодержащих промышленных отходов и строительных материалов на окружающую среду и здоровье человека
рассмотреть биологическую роль фенола и его соединений на организм человека (положительную и отрицательную)
Тип урока:
Урок изучения новых знаний
Технология проблемного обучения с использование ЭОР.
Приёмы обучения: раскрытие причинно-следственных связей, постановка межпредметных вопросов, наблюдение.
Форм организации познавательной деятельности: фронтальная работа, самостоятельный поиск информации, способ развернутой "кооперации".
Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, ноутбуки для учащихся , Учебник Габриеляна О.С «Химия. 10 класс», Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, ФЦИОР, тестовые задания по материалам ЕГЭ (уровни В и С для выполнения дома).
Прогнозируемые результаты:
знать: состав, строение, свойства фенола, его применение, вредное воздействие фенолов на живые организмы;
уметь: составлять логические схемы, устанавливать причинно-следственные связи, работать с оборудованием и реактивами, соблюдать технику безопасности.
Структура и ход урока
Технологическая карта урока в 10 классе по теме «Фенолы»
№ |
Этап урока |
Основной вид деятельности со средствами ИКТ (название используемых ЭОР. |
Деятельность преподавателя |
Деятельность учащихся |
||||
1 |
Активизация |
Презентация «Краски» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bed300a0-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_18_01.swf |
Учитель Здравствуйте ребята! Я предлагаю вам совершить небольшую экскурсию в музей живописи. (Демонстрация презентации) Вопрос: Как вы думаете, какая связь между экскурсией и уроком химии? Учитель: ни одна картина не обходится без красок. А вы никогда не задумывались над тем, какие вещества входят в состав красок? С одним из удивительных веществ мы познакомимся на нашем уроке, изучим его состав, строение, свойства и применение. Справка. Это вещество было открыто в 1771 году. Сразу после открытия его стали использовать в качестве красителя. Текстильщики красили им свои ткани. В 1834 году немецкий химик Фридлиб Рунге обнаружил в продуктах перегонки каменноугольной смолы белое кристаллическое вещество с характерным запахом, но ему не удалось определить его состав. И только в 1841 году Огюст Лоран установил его формулу Как вода и спирты молекула этого вещества имеет гидроксогруппу. Как бензол она имеет ароматическое кольцо. Учитель Из каких двух фрагментов состоит формула данного вещества? Попытайтесь составить структурную формулу данного вещества Учитель: обменяйтесь своим мнением в группе. Кто готов, напишите формулу на доске. Проверьте правильность формулы Это вещество - фенол. И так тема урока: Фенол.
|
Смотрят презентацию
Отвечают: краски
Слушают
Работа по построению формулы Обмен мнениями Запись темы урока в тетради |
||||
2 |
Изучение нового материала |
Взаимное влияние атомов в молекуле http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bed300a0-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_18_01.swf |
Учитель Ребята, на доске видите запись формулы вещества (1). Итак, мы определились, что такое фенолы? А сейчас подумайте «ароматический спирт» и «фенолы» это одно и то же? Тогда пишу вторую формулу на доске. СН2ОН 2)
А это к какому классу отнесли бы? (тоже ароматические спирты), Учитель предлагает открыть учебник §18 стр. 155 Создается проблемная ситуация: на основании знакомых групп атомов определить принадлежность веществ к определенному классу. Отмечаем сходства и различия в строении этих двух веществ между собой и с классами веществ при изучении которых эти группы встречались. Учитель: На примере изучения классов веществ перечислите, от чего зависят свойства вещества? (состав, строение, взаимное влияние групп атомов) В каком из этих двух веществ, влияние групп атомов проявляется сильнее? На основе рассуждений заключаем, что вещество под формулой (2) – это ароматический спирт, а строение вещества под формулой (1) настолько отличается по свойствам от ароматических спиртов, что позволило выделить его в отдельный класс, называемый фенолами. И это простейший представитель класса – фенол. Учитель: Что вы можете сказать о строении молекулы фенола? Какие может проявлять свойства?( аренов и спиртов). Именно это нам предстоит выяснить в ходе урока. Учитель А сейчас мы рассмотрим классификацию и номенклатуру фенолов. Рассмотрим формулы фенолов на стр. 156 Предложите виды классификации фенолов (учащиеся отвечают) |
Обдумывают
Открывают 155страницу. Читают 1 абзац Отвечают
Отвечают
Отвечают
Рассматривают формулы и составляют классификацию в технологической карт |
||||
Физические свойства фенола http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cbc648f6-1fdf-1f02-8675-1dfc12089436/index.htm Д/з тест интерактив «Физические свойства» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bed300a2-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_18_03.swf Приложение 2 Взаимодействие с металлическим натрием http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2902f1c7-622b-d84b-fce5-f652d1cc81f7/index.htm Взаимодействие с гидроксидом натрия http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0caf7a8d-7397-1c33-1bd0-904de4c907dc/index.htm Д/З тест интерактив «Химические свойства фенола» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d7779890-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_18_07.swf |
Учитель предлагает изучить по учебнику физические свойства фенола – стр. 157.и рассмотреть фенол Учитель Ознакомимся с химическими свойствами. Просмотрите химические свойства фенола и ответьте на вопросы: Сходен ли фенол с предельными одноатомными спиртами? Как это сходство повлияет на химические свойства фенола? Сделайте вывод. Реакции по ОН – группе: - 2C2H5OH + 2Na → 2C2H5ONa + H2↑ - 2C6H5OH + 2Na → 2C6H5ONa + H2↑ - C2H5OH + NaOH →≠ - C6H5OH + NaOH → C6H5ONa + H2↑ На основе этих реакций выявляем сходства и различия С2Н5ОН и С6Н5ОН Вывод: кислотные свойства водного раствора С6Н5ОН больше, чем у С2Н5ОН (водород в ОН группе замещается легче). Это подчеркивается и другим названием фенола – карболовая кислота.
Какие свойства будут у фенола по бензольному кольцу? б) Сходен ли фенол с аренами? Как это сходство повлияет на свойства фенола? Реакции по С6Н5 – кольцу: FeBr3 - С6Н6 + Br2 t→ C6H5Br + HBr (чист) - С6Н5ОН + Br2 → C6H2(Br3)OH↓ + 3HBr (раст) (белый осадок) В чем причина?
|
Читают текст учебника, смотрят иллюстрацию.
Делают предположения. Смотрят опыты
Отвечают на вопросы.
Записывают уравнения
Делают выводы |
||||||
Учитель Изучите качественную реакцию на фенол с раствором хлорида железа (III). Посмотрите видеоролик. |
Читают учебник стр. 160, смотрят видеоролик. |
|||||||
Применение фенола http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d7779893-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_18_10.jpg |
Учитель Познакомьтесь с применением фенола |
Смотрят иллюстрацию, записывают области приенения в тетрадь. |
||||||
3 |
Закрепление |
Интерактив – тест «Фенолы» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d7779894-8cff-11db-b606-0800200c9a66/index_mht.htm |
Тестовая проверка усвоения знаний. 1- вариант 1. Укажите, к какой группе фенолов относится фенол: а) трехатомным; б) двухатомным; в) одноатомным? 2. Какие свойства ярко выражены у фенола: а) оснований; б) кислот; в) солей? 3. Чем объяснить большую подвижность атомов водорода (в положении 2,4,6) в бензольном кольце фенола: а) влиянием гидроксильной группы; б) ароматической связью бензольного кольца; в) влиянием числа атомов водорода? 4. Укажите, по какой функциональной группе фенола происходит взаимодействие с гидроксидом натрия: а) гидроксильной группе; б) бензольному кольцу; в) по гидроксильной группе и бензольному кольцу? 5. Укажите, какими реактивами можно определить фенол а) СuO; б) Br2; в) Cu(OH)2; г) FeCl3? 2- вариант 1. Укажите, к какой группе относится фенол: а) предельным одноатомным спиртам; б) фенолам;в) ароматическим спиртам? 2. Почему фенол проявляет кислотные свойства: а) сказывается влияние гидроксильной группы на бензольное кольцо; б) атом водорода гидроксогруппы приобретает большую подвижность за счет смещения неподеленной электронной пары атома кислорода к бензольному кольцу; в) в молекуле фенола одна гидроксогруппа? 3. Укажите, по какой функциональной группе идет взаимодействие фенола с натрием: а) по бензольному кольцу; б) бензольному кольцу и гидроксильной группе; в) гидроксильной группе? 4. Укажите, количество атомов водорода подвергающихся замещению в реакции фенола с бромной водой: а) 1; б) 2; в) 3? 5. Укажите, с какими реактивами можно провести качественные реакции на фенол: а) NaOH; б) Na; в) Br2; г) FeСl3? Самопроверка:
|
Выполняют тест
Самопроверка |
||||
4 |
Рефлексия |
Что узнал нового? Как проходил урок? Зачем это может пригодиться тебе? заполни Понял______________________________ Узнал_______________________________ Задумался____________________________ Удивился_____________________________ Похвалю себя за _______________________ |
||||||
5 |
Домашнее задание |
Запишите домашнее задание: §18 упр 1-2 задача 5 с. 164, учить по конспекту. Письменное задание в прикрепленном файле |
Запись в дневник |