Конспект урока по химии в 10 классе «Фенолы»

1
0
Материал опубликован 22 November 2015

Разработка урока по химии в 10 классе.

Тема: Фенолы

Подготовила и провела Дворецкая Светлана Александровна –учитель химии первой квалификационной категории

МОУ «Воробьёвицкая СОШ» Вохомского муниципального района Костромской области

Цель урока: познакомить учащихся с классом фенолов, на основе строения спрогнозировать свойства и применение фенола.
Образовательные задачи:

приобретение новых знаний о свойствах фенола на основе состава и строения молекулы

рассмотреть зависимость взаимного влияния атомов в молекуле фенола на его свойства

познакомить учащихся с физическими и химическими свойствами фенола и некоторых его соединений, изучить качественные реакции на фенолы

используя межпредметные связи, рассмотреть нахождение в природе, области применения фенола, его влияние на живые организмы

Развивающие задачи:

совершенствовать умение учащихся прогнозировать свойства вещества на основе его строения

развивать умения наблюдать, анализировать и делать выводы

продолжить формирование ИКТ-компетентностей

развивать логическое и критическое мышления, самостоятельность и способность к рефлексии

продолжить формирование умений по составлению уравнений химических реакций; по классификации фенолов; по отработке номенклатуры.

Воспитательные задачи:

расширить представление учащихся о влиянии фенолсодержащих промышленных отходов и строительных материалов на окружающую среду и здоровье человека

рассмотреть биологическую роль фенола и его соединений на организм человека (положительную и отрицательную)

воспитание бережного отношения к природе, к своему здоровью, умения работать в парах, группах, с дополнительными источниками информации

продолжить формирование химической картины мира через химическую картину природы (познаваемость, управление химическими процессами)

расширить представление учащихся о влиянии фенолсодержащих промышленных отходов и строительных материалов на окружающую среду и здоровье человека

рассмотреть биологическую роль фенола и его соединений на организм человека (положительную и отрицательную)

Тип урока:
Урок изучения новых знаний
 

Технология проблемного обучения с использование ЭОР.

Приёмы обучения: раскрытие причинно-следственных связей, постановка межпредметных вопросов, наблюдение.

Форм организации познавательной деятельности: фронтальная работа, самостоятельный поиск информации, способ развернутой "кооперации".

Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, ноутбуки для учащихся , Учебник Габриеляна О.С «Химия. 10 класс», Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, ФЦИОР, тестовые задания по материалам ЕГЭ (уровни В и С для выполнения дома).

Прогнозируемые результаты:

знать: состав, строение, свойства фенола, его применение, вредное воздействие фенолов на живые организмы;

уметь: составлять логические схемы, устанавливать причинно-следственные связи, работать с оборудованием и реактивами, соблюдать технику безопасности.

 

Структура и ход урока

Технологическая карта урока в 10 классе по теме «Фенолы»

Этап урока

Основной вид деятельности со средствами ИКТ (название используемых ЭОР.

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1

Активизация

Презентация «Краски»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bed300a0-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_18_01.swf

Учитель Здравствуйте ребята! Я предлагаю вам совершить небольшую экскурсию в музей живописи.  (Демонстрация презентации)

Вопрос: Как вы думаете, какая связь между экскурсией и уроком химии?

Учитель: ни одна картина не обходится без красок. А вы никогда не задумывались над тем, какие вещества входят в состав красок? С одним из удивительных веществ мы познакомимся на нашем уроке, изучим его состав, строение, свойства и применение.

Справка. Это вещество было открыто в 1771 году. Сразу после открытия его стали использовать в качестве красителя. Текстильщики красили им свои ткани. В 1834 году немецкий химик Фридлиб Рунге обнаружил в продуктах перегонки каменноугольной смолы белое кристаллическое вещество с характерным запахом, но ему не удалось определить его состав. И только в 1841 году Огюст Лоран установил его формулу Как вода и спирты молекула этого вещества имеет гидроксогруппу. Как бензол она имеет ароматическое кольцо.

Учитель Из каких двух фрагментов состоит формула данного вещества? Попытайтесь составить структурную формулу данного вещества

Учитель: обменяйтесь своим мнением в группе. Кто готов, напишите формулу на доске. Проверьте правильность формулы 

Это вещество - фенол. И так тема урока: Фенол.

 

  

 

            

                                    

 

Смотрят презентацию

 

Отвечают: краски

 

Слушают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа по построению формулы

Обмен мнениями

Запись темы урока в тетради

2

Изучение нового материала

Взаимное влияние атомов в молекуле

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bed300a0-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_18_01.swf

Учитель Ребята, на доске видите запись формулы вещества (1).

Итак, мы определились, что такое фенолы?

А сейчас подумайте «ароматический спирт» и «фенолы» это одно и то же?

Тогда пишу вторую формулу на доске.

СН2ОН

2)

 

А это к какому классу отнесли бы? (тоже ароматические спирты),

Учитель предлагает открыть учебник §18 стр. 155

Создается проблемная ситуация: на основании знакомых групп атомов определить принадлежность веществ к определенному классу.

Отмечаем сходства и различия в строении этих двух веществ между собой и с классами веществ при изучении которых эти группы встречались.

Учитель: На примере изучения классов веществ перечислите, от чего зависят свойства вещества? (состав, строение, взаимное влияние групп атомов)

В каком из этих двух веществ, влияние групп атомов проявляется сильнее?

На основе рассуждений заключаем, что вещество под формулой (2) – это ароматический спирт, а строение вещества под формулой (1) настолько отличается по свойствам от ароматических спиртов, что позволило выделить его в отдельный класс, называемый фенолами. И это простейший представитель класса – фенол.

Учитель: Что вы можете сказать о строении молекулы фенола? Какие может проявлять свойства?( аренов и спиртов). Именно это нам предстоит выяснить в ходе урока.

Учитель А сейчас мы рассмотрим классификацию и номенклатуру фенолов. Рассмотрим формулы фенолов на стр. 156

Предложите виды классификации фенолов (учащиеся

отвечают)

 

 

 

 

 

Обдумывают

 

 

 

Открывают 155страницу. Читают 1 абзац

Отвечают

 

 

 

 

Отвечают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают

 

 

Рассматривают формулы и составляют классификацию в технологической карт

   

Физические свойства фенола

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cbc648f6-1fdf-1f02-8675-1dfc12089436/index.htm

Д/з

тест интерактив «Физические свойства»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bed300a2-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_18_03.swf

Приложение 2

Взаимодействие с металлическим натрием

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2902f1c7-622b-d84b-fce5-f652d1cc81f7/index.htm

Взаимодействие с гидроксидом натрия

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0caf7a8d-7397-1c33-1bd0-904de4c907dc/index.htm

Д/З тест интерактив «Химические свойства фенола»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d7779890-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_18_07.swf

Учитель предлагает изучить по учебнику физические свойства фенола – стр. 157.и рассмотреть фенол

Учитель Ознакомимся с химическими свойствами. Просмотрите химические свойства фенола и ответьте на вопросы:

Сходен ли фенол с предельными одноатомными спиртами? Как это сходство повлияет на химические свойства фенола? Сделайте вывод.

Реакции по ОН – группе:

- 2C2H5OH + 2Na → 2C2H5ONa + H2↑

- 2C6H5OH + 2Na → 2C6H5ONa + H2↑

- C2H5OH + NaOH →≠

- C6H5OH + NaOH → C6H5ONa + H2↑

На основе этих реакций выявляем сходства и различия С2Н5ОН и С6Н5ОН Вывод: кислотные свойства водного раствора С6Н5ОН больше, чем у С2Н5ОН (водород в ОН группе замещается легче). Это подчеркивается и другим названием фенола – карболовая кислота.

 

Какие свойства будут у фенола по бензольному кольцу?

б) Сходен ли фенол с аренами? Как это сходство повлияет на свойства фенола?

Реакции по С6Н5 – кольцу:

FeBr3

- С6Н6 + Br2 t→ C6H5Br + HBr

(чист)

- С6Н5ОН + Br2 → C6H2(Br3)OH↓ + 3HBr

(раст) (белый осадок)

В чем причина?

 

 

Читают текст учебника, смотрят иллюстрацию.

 

 

 

Делают предположения.

Смотрят опыты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

Записывают уравнения

 

 

 

Делают выводы

         
   

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d7779891-8cff-11db-b606-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c10&interface=catalog&class=53&subject=31

Учитель Изучите качественную реакцию на фенол с раствором хлорида железа (III). Посмотрите видеоролик.

Читают учебник стр. 160, смотрят видеоролик.

   

Применение фенола

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d7779893-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_18_10.jpg

Учитель Познакомьтесь с применением фенола

Смотрят иллюстрацию, записывают области приенения в тетрадь.

3

Закрепление

Интерактив – тест «Фенолы»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d7779894-8cff-11db-b606-0800200c9a66/index_mht.htm

Тестовая проверка усвоения знаний.

1- вариант

1. Укажите, к какой группе фенолов относится фенол:

а) трехатомным; б) двухатомным; в) одноатомным?

2. Какие свойства ярко выражены у фенола: а) оснований; б) кислот; в) солей?

3. Чем объяснить большую подвижность атомов водорода (в положении 2,4,6) в бензольном кольце фенола:

а) влиянием гидроксильной группы; б) ароматической связью бензольного кольца; в) влиянием числа атомов водорода?

4. Укажите, по какой функциональной группе фенола происходит взаимодействие с гидроксидом натрия: а) гидроксильной группе; б) бензольному кольцу; в) по гидроксильной группе и бензольному кольцу?

5. Укажите, какими реактивами можно определить фенол

а) СuO; б) Br2; в) Cu(OH)2; г) FeCl3?

2- вариант

1. Укажите, к какой группе относится фенол: а) предельным одноатомным спиртам; б) фенолам;в) ароматическим спиртам?

2. Почему фенол проявляет кислотные свойства:

а) сказывается влияние гидроксильной группы на бензольное кольцо;

б) атом водорода гидроксогруппы приобретает большую подвижность за счет смещения неподеленной электронной пары атома кислорода к бензольному кольцу; в) в молекуле фенола одна гидроксогруппа?

3. Укажите, по какой функциональной группе идет взаимодействие фенола с натрием: а) по бензольному кольцу; б) бензольному кольцу и гидроксильной группе; в) гидроксильной группе?

4. Укажите, количество атомов водорода подвергающихся замещению в реакции фенола с бромной водой: а) 1; б) 2; в) 3?

5. Укажите, с какими реактивами можно провести качественные реакции на фенол: а) NaOH; б) Na; в) Br2; г) FeСl3?

Самопроверка:

Вариант I

Вариант II

1-в

2-б

3-а

4-а

5-б,г

1-б

2-б

3-в

4-в

5-в,г

Выполняют тест

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самопроверка

4

Рефлексия

 

Что узнал нового?

Как проходил урок?

Зачем это может пригодиться тебе?

заполни

Понял______________________________

Узнал_______________________________

Задумался____________________________

Удивился_____________________________

Похвалю себя за _______________________

 

5

Домашнее задание

 

Запишите домашнее задание: §18 упр 1-2 задача 5 с. 164, учить по конспекту.

Письменное задание в прикрепленном файле

Запись в дневник

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.