Технологическая карта урока химии на тему «Фенол» (10 класс)
Технологическая карта урока химии «Фенол»
Ф.И.О. учителя: Харламова Е.Н
1. Предмет: химия.
2. Место работы МБОУ «Лицей №1 городского округа г. Волгореченск Костромской области»
3. Базовый учебник О.С.Габриелян «Химия – 10». 4 изд, стереотип. – М.: «Дрофа» 2008г
4. Тема урока «Фенол»
5. Место урока в изучаемой теме: тема «Кислород- и азотсодержащие органические вещества и их производные», урок № 3
6. Тип урока –изучение новых знаний.
7. Цель урока: изучение строения, свойств, применения и получения фенола
8. Задачи:
8.1 Образовательные: сформировать понятие фенолов, рассмотреть электронное и пространственное строение молекулы фенола и на этой основе предсказать его свойства; проиллюстрировать положение теории химического строения А.М. Бутлерова о взаимном влиянии атомов на примере молекулы фенола; познакомить со способами получения фенола; изучить качественные реакции на фенолы; рассмотреть влияние фенола и его соединений на организм человека (положительную и отрицательную)
8.2 Развивающие: 1) Совершенствовать умения анализировать предложенную информацию и устанавливать причинно-следственные связи;
2) Отработать умения записывать уравнения химических реакций
3) Совершенствовать умение работать с учебными материалами, выделять необходимое и главное, сравнивать состав и свойства веществ.
8.3 воспитательные: 1) приумножать знания о многообразии веществ в природе, их материальном единстве, зависимости свойств веществ от состава и строения; 2) формирование экологической грамотности учащихся 9. Планируемые результаты обучения:
9.1. Личностные результаты: принятие социальной роли обучающегося формирование ответственного отношения к учению и устойчивых познавательных интересов, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование коммуникативной компетентности; ценности здорового и безопасного образа жизни; развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями
9.2. Метапредметные результаты: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, и делать выводы; понимать текст, соотносить текст и свой жизненный опыт, выявлять черты сходства и различия, использование знакового моделирования.
9.3. Предметные результаты: делать выводы и умозаключения из изученных химических закономерностей, законах, теориях, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных; выдвигать гипотезы на основе знаний о составе, строении вещества и основных химических законах, моделировать строение простейших молекул органических веществ; в ценностно-ориентационной сфере: анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
10. Формы работы учащихся фронтальная, парная, работа с книгой.
11. Оборудование и реактивы:
11.1 для учащихся: экстракт зелёного чая, парацетамол, раствор хлорида железа (III), баночки с гуашью.
11.2 для учителя: фенол, белок куриного яйца, вода.
12. Контроль: формы: индивидуальный, фронтальный; методы: устный опрос, наблюдение за работой учащихся
Фильм о физических и химических свойствах фенола (Светлана Васильева) https://www.youtube.com/watch?v=GHuLtv59G44&t=2s
Этапы урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Организационный |
Создать благоприятный психологический настрой на работу |
Приветствует учащихся, настраивает на работу |
Приветствуют учителя |
Личностные: Позитивное отношение к получению знаний, познавательной деятельности Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками |
Актуализация опорных знаний |
Актуализация опорных знаний и способов действий |
Проверяет знание пройденного материала о строении и свойствах спиртов. Организует работу по вопросам № 5,6,7,8, 12 стр 74 (учебник О.С.Габриелян «Химия – 10». 4 изд, стереотип. – М.: «Дрофа» 2008г |
Отвечают на вопросы учителя. Слушают, дополняют и исправляют ответы одноклассников. |
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, умение слушать Регулятивные: находить ошибки, устанавливать их причины; Познавательные: построение логической цепи рассуждений |
Целеполагание. |
Сформулировать вместе с учащимися цель урока |
Если гидроксильная группа связана с водородом, то это – вода. Если она связана с углеводородным радикалом, это – спирт. Но есть и такие органические соединения, в которых гидроксильная группа связана с бензольным кольцом. В этом случае будет совсем другое вещество, которое называется фенолом. Какое вещество мы будем изучать? |
Делают предположения. Определяют цель урока, план изучения фенола. |
Регулятивные УУД. Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы. Коммуникативные: вступать в учебный диалог, умение строить высказывания умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Изучение нового. |
Получение новой информации и соотнесение с имеющейся. Изучить физические и химические свойства фенола. |
В 1834 году немецкий химик Фридлиб Рунге обнаружил в продуктах перегонки каменноугольной смолы белое кристаллическое вещество с характерным запахом, но ему не удалось определить его состав. И только в 1841 году Огюст Лоран установил его формулу. Записывает на доске структурную формулу фенола. Какие фрагменты в молекуле фенола? Вспомним строение групп атомов, образующих фенол.
Демонстрирует видеофрагмент (часть о физических свойствах) https://www.youtube.com/watch?v=GHuLtv59G44&t=2s и фенол в банке на столе. Каковы физические свойства фенола? Почему он розовеет на воздухе? Фенол имеет запах. Откройте баночки с гуашью у вас на столах, и вы почувствуйте его запах. Демонстрирует растворение фенола в воде (видеофрагмент «Фильма о феноле»). Объясните растворимость фенола в воде, сравните с растворимостью этанола.
Одно из положений теории химического строения органических веществ говорит о взаимном влиянии атомов в молекуле. Будут ли части молекулы фенола оказывать влияние друг на друга? Рассмотрим распределение электронной плотности в гидроксиле. Как радикал этил влияет на это распределение? Найдите в учебнике на стр 77 какое влияние оказывает фенил. Как же происходит поляризация? Пи-электронное облако бензольного кольца, взаимодействуя с неподеленной электронной парой атома кислорода гидроксогруппы, смещает электронную плотность, обедняя атом кислорода, который в качестве компенсации заряда еще сильнее притягивает к себе электрон атома водорода, что резко повышает полярность связи О-Н Какие свойства будут характерны? Учитель демонстрирует опыт https://www.youtube.com/watch?v=GHuLtv59G44&t=2s «Взаимодействие фенола с натрием, гидроксидом натрия». Какие неорганические вещества взаимодействуют со щелочами? Значит фенол проявляет кислотные свойства. Фенол называют карболовой кислотой. Кислотные свойства обусловлены атомом водорода в гидроксильной группе. Составьте уравнение реакции. Характерны ли такие свойства для спиртов? Учитель демонстрирует опыт «Взаимодействие фенолята натрия с углекислым газом». https://vk.com/videos-70960743?z=video-70960743_170095226%2Fpl_-70960743_-2 Что происходит? Какая по силе карболовая кислота? Кислотные свойства фенола примерно в 3000 раз меньше, чем у угольной кислоты. А будет ли гидроксил оказывать влияние на фенил? Демонстрирует видеоопыт «Взаимодействие фенола с бромной водой» (Фильм и феноле) Какая часть молекулы участвует в этой реакции? Как проявляется влияние гидроксила? Найдите в учебнике на стр 77 Протекает реакция замещения. Составьте уравнение реакции. Фенол взаимодействует с концентрированной азотной кислотой. Получается 2, 4,6 – тринитрофенол или пикриновая кислота. Взрывоопасное вещество. Качественной реакцией на фенол и его производные является взаимодействие с хлоридом железа (III). Какие реакции носят названия качественных? Демонстрация видеофрагмента из «Фильма о феноле». У вас на столах есть экстракт чая и порошок парацетамола. Как вы думаете, как они связаны с темой нашего урока? Организует проведение лабораторной работы. Не забываем про технику безопасности Фенол способен вступать в реакцию поликонденсации с формальдегидом. Какая реакция называется реакцией поликонденсации? Почему она возможна для фенола? Найдите объяснение в учебнике. Как называется продукт этой реакции? Как его применяют? Применение фенола разберём по рис.№ 45 стр 79 учебника. Фенол токсичен. Демонстрирует опыт «Воздействие фенола на белок куриного яйца |
Слушают объяснение учителя.
Отвечают на вопрос. Как вода и спирты молекула этого вещества имеет гидроксогруппу. Как бензол она имеет ароматическое кольцо. Просматривают видеофрагмент.
Описывают физические свойства.
Наблюдают за ходом опыта, комментируют увиденное (фенол плохо растворяется в холодной води и хорошо в горячей). Отвечают на вопрос: фенол образует водородные связи.
Высказывают предположения.
Один учащийся рассказывает о распределении электронной плотности Работа с учебником.
Наблюдают за ходом опыта. Отвечают на вопросы учителя.
Наблюдают за ходом опыта. Делают вывод. Просматривают видеофрагмент. Отвечают на вопросы учителя. Работа с учебником. Записывают уравнение в тетрадь.
Высказывают предположение, что содержат фенол. Лабораторная работа «Качественная реакция на фенол». (Приложение № 1)
Работа с учебником
Сообщение ученика «Биологическая роль соединений фенола, значение Сообщение ученика «Получение фенола» |
Познавательные: понимать текст, соотносить текст и свой жизненный опыт, выявлять черты сходства и различия, поиск и выделение необходимой информации; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);выбор оснований и критериев для сравнения; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, Личностные: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре, доверие к собеседнику. Регулятивные: находить ошибки, устанавливать их причины; Коммуникативные: вступать в учебный диалог, умение строить высказывания, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Первичная проверка понимания |
Проверить понимание учащимися пройденного материала |
Организует работу по повторению. Докажите положение теории химического строения органических веществ о взаимном влиянии атомов в молекуле на примере фенола. 2. Одним из методов определения содержания свободной извести в цементе является использование фенола. На каком свойстве основано это применение. 3.А.П.Чехов в своём рассказе "Враги" писал «По случаю дифтерита вся прислуга еще с утра была выслана из дому. Кирилов, как был, без сюртука, в расстегнутой жилетке, не вытирая мокрого лица и рук, обожженных карболкой, пошел сам отворять дверь". Почему у доктора Кирилова были обожжены руки?
|
Отвечают на вопросы учителя. |
Коммуникативные: вступать в учебный диалог, умение строить высказывания, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Познавательные: выбор оснований и критериев для сравнения; построение логической цепи рассуждений |
Подведение итогов и домашнее задание |
Подведение итогов |
Выставляет и комментирует оценки за урок |
Записывают задания и оценки в дневник |
Регулятивные: Умение слушать в соответствии с целевой установкой |
Приложение № 1
Лабораторная работа «Качественная реакция на фенол»
Оборудование и реактивы: экстракт зелёного чая, порошок парацетамола, вода, раствор хлорида железа (III). Пробирки.
Ход работы.
В пробирку с зелёным чаем пробирку добавьте 1-2 капли раствора хлорида железа(III). Что наблюдаете?
Растворите порошок лекарства в воде. К раствору прилейте 1-2 капли раствора хлорида железа(III). Что наблюдаете?