Фестиваль русского народного творчества «Под крылом Жар-птицы» как одна из форм духовно-патриотического воспитания школьников

5
0
Материал опубликован 12 May 2021

Авторы: Ольга Викторовна Шашкова, учитель

английского языка МБОУ г. Иркутска СОШ № 17,

                                 Олеся Николаевна Кондурарь, учитель русского языка

                                 и литературы МБОУ г. Иркутска СОШ № 17


Фестиваль русского народного творчества «Под крылом Жар-птицы» как одна из форм духовно-патриотического воспитания школьников»

«Воспитание, созданное самим народом и основанное

на народных началах, имеет ту воспитательную силу,

которой нет в самых лучших системах, основанных на

абстрактных идеях или заимствованных у другого народа»

К. Д. Ушинский.


Духовно–нравственное воспитание – актуальная проблема, волнующая и учителей, и родителей. Особенно остро проблема воспитания ощущается сейчас, в XXI веке, когда в обществе материальные ценности стали преобладать над духовными, постепенно начали исчезать нравственные ориентиры, потеряли свою актуальность идеи гуманизма. Мир взрослых людей с его «недетскими» проблемами проникает в мир детей, подавляет его и, конечно же, оказывает отрицательное воздействие, искажая представления детей и подростков о доброте, милосердии, справедливости. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость, поэтому неокрепшее, несозревшее сознание не может объективно воспринимать и оценивать информацию, получаемую в огромных количествах.

Основная цель духовно-нравственного воспитательного процесса в школе — это создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников.

Проблемы, с которыми сталкиваются родители, учителя, да и сами ученики:

отсутствие положительных идеалов для подрастающего поколения

постоянное ухудшение морально-нравственной среды

уменьшение объёмов культурной и досуговой работы с детьми

ухудшение физического развития молодого поколения

отсутствие действенных механизмов закладывания ориентиров здорового образа жизни

негативные факторы (наркомания, табакокурение, алкоголизм, субкультуры).

отсутствие культуры поведения и речи (что демонстрируют СМИ в своих материалах)

наличие огромного количества негативного контента в интернете и СМИ (жестокость, экстремизм, агрессия и т. д.)

Всё вышеперечисленное не оказывает положительного влияния на развитие ребёнка, а только лишь мешает усвоению истинных ценностей, которые должны составлять прочную основу для развития гармоничной личности.

Школьная пора — хорошее время для формирования духовности, нравственности и патриотизма.

Духовно-нравственное воспитание проводится с целью формирования высших моральных ценностей, таких как:

бережное отношение к истории и культуре своей страны

гуманные (дружелюбные) отношения между людьми

чувство долга, ответственности за своё поведение

трудолюбие и потребность в труде

бережливое отношение к природе

ориентация на гармоничную и одобряемую в социуме семейную жизнь

культура общения

самопознание и самовоспитание.

На какой идеал ориентироваться сегодняшним школьникам?

Концепция духовно-нравственного воспитания, разработанная для школьников России, гласит, что нужно стремиться стать высокоморальным, творческим, профессионально компетентным гражданином России, который воспринимает судьбу страны как собственную, осознаёт ответственность за государство, воспитанный в традициях Российской Федерации.

Основываясь на вышесказанном, можно определить основные духовные ценности школьников: патриотизм, гражданственность, свобода, честь, милосердие, справедливость, доверие, стремление к миру во всём мире, межнациональному и межкультурному разнообразию, толерантности, прогрессу и сотрудничеству, стремление к знаниям, ценность семьи, творчество и труд, вера и духовность, искусство.

Важной задачей, которая стоит перед современной системой образования является приобщение новых поколений к исторической памяти народа. Ведь прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем.

Поэтому, наша задача сегодня: помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память; уважительно относиться к своим древним корням; чтить и уважать память предков; систематическое и целенаправленное приобщение детей к истокам народной культуры.

Одной из форм взаимодействия семьи и школы, направленных на формирование нравственных качеств ребенка, являются социальные проекты. В рамках духовно-нравственного и патриотического воспитания в нашей школе реализуется социальный проект «Традиции моей семьи и моего народа». Он представлен в формате фестиваля русской народной культуры «Под крылом жар-птицы».

Совместная работа детей-родителей-учителей в процессе реализации проектов направлена на решение острых социальных проблем: укрепление связи между поколениями, формирование социокультурной идентичности школьников, воспитания любви к Родине и родной культуре.

Творческий проект «Под крылом Жар-птицы», целью которого было создание единого образовательного пространства, развитие представления обучающихся о русской народной песне, как основе русской культуры, универсальному средству межкультурного и межэтнического общения, разрабатывался совместно с родителями. При подготовке к проекту, обучающиеся под руководством тьютора – классного руководителя знакомились с лучшими образцами народного творчества, изучили манеру исполнения народных песен, овладели основными танцевальными движениями, обучились игре на простейших народных инструментах. А вместе с родителями подготовили костюмы, изучили русские национальные блюда, испекли караваи. Участниками данного проекта являются (это традиционное мероприятие, проводится уже в течение 5 лет) обучающиеся 1-11 классов, педагоги и родители. В рамках проекта на различных творческих площадках фестиваля команды классов презентовали песни, костюмы, национальные блюда, инсценировали сказки.

Участие в мероприятии способствовало повышению интереса к народной культуре, традициям русского народа, взращивает чувство гордости ребенка за свою страну, а также повышает мотивацию к занятиям искусством; развивает эстетический вкус, совершенствует практические навыки в сфере художественной деятельности, расширяет кругозор учащихся, повышает их культурный уровень, приобщает школьников к музыкальному наследию, обычаям и традициям народа.

Доступность, массовость, возможность творческой реализации в условиях коллективной деятельности независимо от специальной музыкальной подготовки сплотит коллектив при участии в фестивале народной песни.

Проведение фестиваля способствовало развитию у учащихся умения использовать лучшее из народного быта, формированию навыков позитивного поведения в обществе, что позволит разрешить ряд трудностей, возникающих в процессе традиционного обучения.

В заключении хочется отметить, что образовательный проект «Фестиваль народной песни «Под крылом Жар – птицы» при совместном участии детей, учителей и родителей - это эффективная форма реализации ФГОС, направленная на развитие способностей личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности, воспитание гармоничной личности, которая гордится своей страной и своим прошлым.

Данное мероприятие вызвало положительные отзывы родителей и учащихся, пожелание проводить фестиваль каждый год, что свидетельствует о возможности распространять опыт в других общеобразовательных школах.

Список литературы

Брюхова В.М. Партнёрство семьи и школы/ В.М. Брюхова – М.: Чистые пруды, 2007. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Управление школой». Вып.4(16)).

Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Воспитательная система школы: от А до Я.  – М.: Просвещение, 2006.

Зыкова К.С. Совместная работа школы и семьи. Обобщение опыта работы школы № 28 г. Томска – Т., 2000.

Луков В.А. Социальное проектирование. М.: Издательство МГУ: «Флинта», 2007 г., 240 с.

Марков А.П. Основы социокультурного проектирования/ А.П. Марков, Г.М. Бирженюк, СПб., 1997 г., 260 с.

Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. Избр. соч. в 3 т. – М., 1981 г.т.3.Шепелева Г.Г., Сотикова С.В. 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации