Технология духовно-нравственного воспитания дошкольников посредством устного народного творчества
Технология
духовно-нравственного воспитания дошкольников посредством устного народного творчества
Проблема нравственного воспитания признается одной из актуальных. Неслучайным видится обращение педагогической теории и практики к формулировке воспитательного идеала в контексте базовых нравственных ценностей как ответной реакции усиливающихся явлений глобализации, ведущих к разрушению нравственных основ и духовных связей.
Огромный потенциал возможностей духовно-нравственного воспитания заложен в содержании русских народных сказок.
Сказки представляют собой одно из важнейших средств духовно-нравственного воспитания, расширяет жизненный опыт ребенка, создает для него духовно-эмоциональную среду, в которой органическая слитность нравственных и эстетических переживаний духовно развивает и обогащает и личность ребенка.
Огромные возможности нравственного воспитания заложены в содержании читаемых детям сказок. Сказки расширяют жизненный опыт ребенка, создают для него духовно-эмоциональную среду, в которой органическая слитность нравственных и эстетических переживаний духовно развивает и обогащает и личность.
Сказки формирует нравственные ценности и оказывает влияние на их мировосприятие и отношение к людям.
Опираясь на сказки, подобранные с учетом нравственного содержания, я воспитываю в детях любовь к родителям, своим братьям и сестрам, уважительное отношение к людям.
Нравственное воспитание как социальное явление выполняет общественную функцию. Еще И. Г. Песталоцци о воспитании нравственности говорил, как о «процессе формирования истинной человечности, уважения к человеческому достоинству, стремлению к взаимопомощи и других нравственных качеств [3, с.95].
Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребёнка, его нравственных чувств, выработки умений и привычек морального поведения.
А. Е. Дмитриев нравственное воспитание определяет как целенаправленное и систематическое воздействие на чувства, сознание, поведение детей с целью формирования у них нравственных качеств, которые в полной мере бы соответствовали требованиям современной морали [1, с.74].
Под нравственным воспитанием понимают целенаправленную деятельность по формированию личности гражданина, которая осуществляется учебно-воспитательными учреждениями. В тоже время признаётся и наличие целенаправленных, стихийных влияний.
Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. К. Д. Ушинский, В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов и др. считали, что воспитание в ребёнке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств – доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.
Нравственность в словаре С.И. Ожегова определяется как внутренние, духовные свойства, какими пользуется индивид, общепризнанные моральные нормы, правила поведения, характеризуемые данными свойствами.
Л.А. Григорович определят нравственность как индивидуальную черту, соединяющая такие качества и свойства, как гуманность, честность, организованность, содружество.
Нравственность при этом отражает общечеловеческие ценности - вечные требования к формам взаимоотношений между людьми, правила существования, которые выработаны тысячелетиями. Нравственность как совокупность норм и ценностей ориентирует людей поступать в соответствии с принятыми в обществе представлениями о зле и добре.
Воспитывая привычки нравственного поведения (например, культуру общения), воспитатель добивается, чтоб ребенок делал все осознанно, т. е. чтобы его внешние положительные проявления выражали его внутреннее искреннее желание. Например, если ребенок делает подарок другу, то для того чтобы его порадовать, а не для того, чтобы получить что-то хорошее взамен. Это важно для предотвращения возникновения равнодушного отношения к сверстникам и взрослым [9, с.62].
В дошкольном возрасте важно формировать у ребенка способность к сопереживанию, умения отзываться на чужую боль других людей, учить оценивать свое поведение, поступки литературных героев, воспитывать симпатию, добиваться проявления гуманных чувств. Необходимо воспитывать у детей трудолюбие, желание трудиться на общую пользу, умение ставить цель, делать необходимое вне зависимости от собственного желания. У дошкольников важно воспитывать активность, самостоятельность, готовность преодолевать препятствия, умение доводить дело до конца.
Методы нравственного воспитания в дошкольных образовательных организациях, как отмечает Р. С. Буре, должны быть направлены не на передачу моральных норм с целью формирования практического опыта, а на то, чтобы поставить дошкольника в условия, при которых поступок, соответствующий моральной норме, становится для него личностно значимым.
Мной большое внимание уделяется формированию нравственной ориентации растущей личности: освоению моральных норм и нормативного поведения, основ альтруистического поведения, умений проявлять эмпатическне чувства. Особое место среди личностных качеств, которые формируются в дошкольном детстве, занимают нравственные - доброжелательность, тактичность, толерантность, эмпатия, умение учитывать позицию другого и т. п. Развитие этих качеств у дошкольника обеспечит его адаптацию в мире взрослых и сверстников, благополучное вхождение в общество.
Опираясь на произведения, подобранные с учетом нравственного содержания, я воспитываю в детях любовь к родителям, своим братьям и сестрам, уважительное отношение к людям. Проблема нравственного воспитания решается с учетом единства нравственного и умственного развития в процессе чтения.
Богатым источником нравственных принципов и моральных норм можно считать сказки: эти произведения фольклора созданы многими поколениями людей, а значит, вобрали в себя народную мудрость, выработанную в веках.
Сказка - средство эмоционально-волевого развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Сказка является одним из самых доступных средств для духовно - нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.
Методы и приёмы, использованные в работе с воспитанниками, были следующие:
словесный (чтение сказок, беседа),
наглядный (наблюдение, демонстрация дидактического пособия, показ способа действий),
практический, (упражнение, моделирование)
игровой (физминутка, применение дидактических игр).
Были проведены занятия с использованием художественных фольклорных произведений «Рукавичка», «Коза-Дереза», «Два жадных медвежонка», «У солнышка в гостях», «Лесной мишка и проказница мышка»,
Также проведены занятия по художественно-эстетическому развитию – «В гостях у книг и их героев» и рисование «Мой любимый сказочный герой».
Проводилась реализация запланированной непосредственно-образовательной деятельности, а также дидактические игры на закрепление освоенного материала: «Сказочная путаница» и игра-драматизация «В гостях у сказки».
На формирующем этапе эксперимента осуществлялось развитие нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста с помощью сказок.
Основная цель состоят в том, чтобы создать условия для духовно- нравственного развития ребенка.
Задачи:
- Помогать усвоению детьми духовно - нравственных категорий (добро - зло, послушание - непослушание, согласие - вражда, трудолюбие - лень, бескорыстие - жадность, простота - хитрость) и правил доброй совестливой жизни.
- Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
- Развивать умение отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
- Воспитывать трудолюбие, доводить начатое до конца. С уважением относится к результатам чужого и своего труда.
- Развивать эстетический вкус, умение видеть, беречь и ценить красоту.
В основу реализации работы легли следующие принципы:
1. Принцип систематичности и последовательности (перспективное планирование работы).
2. Принцип дифференциации (создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка с учетом возраста, пола ребенка, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы).
3. Принцип активности, творчества.
4. Принцип наглядности (изготовление ряда пособий и игр на основе сюжета сказок).
5. Принцип гуманизации (ориентация на добро, справедливость, любовь к семье, воспитание гражданских качеств дошкольника);
6. Принцип интеграции (взаимодействие с родителями, детской библиотекой).
Был составлен план работы по нравственному воспитанию детей младшего и среднего дошкольного возраста с использованием сказок, в соответствии с которым были осуществлены следующие направления работы:
- чтение обсуждение сказок;
- проведение бесед на нравственную тему;
- драматизация сказок;
- театрализованные игры.
Очень важной для воспитания детей особенностью сказок является счастливый конец истории. Какими бы трудными ни были испытания, выпавшие на долю героя, он обязательно сможет преодолеть их все и жить счастливо. В этом заключается моральный посыл сказки: герой, обладающий нравственными принципами, понимающий разницу между добром и злом, поступающий правильно и помогающий другим, всегда победит зло, каким бы могущественным оно ни было. Это склоняет детей к мысли, что необходимо всегда поступать так, как поступает положительный герой, то есть по законам морали. Такое влияние сказок на поведение детей прививает им нравственные формы поведения.
Главная цель, которую преследует воспитатель, вводя в свою работу с детьми чтение сказок, - формирование у воспитанников богатого внутреннего мира, развитие их способности рассуждать, нестандартно мыслить, выводить свои суждения и составлять собственное мнение о прочитанном.
Список использованной литературы
Акжигитова К. И. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста / К. И. Акжигитова // Талантливый педагог. – 2013.- № 4.
Антонова Р. Я. Воспитание детей: идеи и опыт народной педагогики / Р. Я Антонова. - Якутск: Просвещение, 2009. – 218 с.
Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1999.
Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. - М.: Педагогика, 1998.