Статья «Социальный проект как форма патриотического воспитания обучающихся»

17
1
Материал опубликован 16 December 2016

«Социальный проект как форма патриотического воспитания обучающихся»

Аннотация. В статье речь идет об опыте использования проектных технологий во внеклассной работе с обучающимися. Приоритет отдается социальному проектированию. Приведены примеры реализованных социальных проектов. Отмечается особая роль школы в социуме поселка.

Ключевые слова: технология, проект, патриотизм, социализация, интернационализм, гражданственность, нравственность.

Проектная технология занимает особое место в современном образовательном процессе. Можно наверняка сказать, что нет ни одного образовательного учреждения, в котором данная педагогическая технология не заняла свои прочные позиции. И это не случайно. Результаты применения данного метода не имеют отсроченного результата, и педагоги и учащиеся видят конечный продукт своего труда. Совершенно очевидным является и то, что вершиной метода проектов является социальное проектирование. Это самый сложный в плане реализации для учащихся проект. Поэтому учитель не только его координатор, но и действующее лицо проекта. Применение метода проектов при формировании и развитии гражданственности и чувства патриотизма обучающихся влияет на показатели профессиональной компетенции и результативности деятельности учителя, определяет его социальный статус, позволяет учителю находиться в гуще событий, а не на «задворках профессии».

На наш взгляд, наиболее эффективен метод проектов во внеклассной работе с обучающимися. Именно в этом виде деятельности учащиеся в полной мере проявляют свои творческие, исследовательские, коммуникативные способности. Развивается организаторская активность, обучающиеся получают колоссальный опыт социализации в нашем сложном мире.

Наиболее значимыми социальными проектами, реализованными учащимися нашей школы, стали проекты «Афганистан болит в моей душе…», посвященный годовщине вывода советских войск из Афганистана и проект «Страна мастеров», посвященный возрождению и пропаганде народных промыслов среди жителей поселка.

Выбор первого проекта неслучаен. Одним из образующих предприятий нашего поселка является воинская часть. Многие учащиеся с раннего детства знакомы с особенностями профессии и быта военнослужащих.

Крылатое выражение «все начинается с детства…» - имеет под собой глубокий, далеко идущий смысл. Детство – это та основа, на которой формируется народ, нация. И от того, какие основы гражданского самосознания будут заложены и развиты у детей в школьном возрасте, будет зависеть благополучие общества, в котором нам предстоит жить. Основой формирования у детей чувства патриотизма является накопленный ими социальный опыт жизни на своей малой родине. Слова нашего земляка Н.Г. Чернышевского актуальны и имеют для нас особый смысл: «Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма».

Социальный проект «Афганистан болит в моей душе…» - долгосрочный массовый проект. В нем участвовали обучающиеся 10 – 11 классов нашей школы. Реализации этого проекта предшествовала большая подготовительная работа: встречи с воинами – интернационалистами, военнослужащими, общественностью п. Сенной. Участники проекта через общение с войнами - интернационалистами, восприятие личных ощущений и жизненного опыта участников локальных конфликтов формировали свои нравственные и этические ориентиры. Результатом таких встреч стала книга – памяти воинов – интернационалистов. Частью проекта стала аллея памяти, заложенная учащимися школы совместно с родителями. Это реальный вклад в летопись нашего поселка, когда добрые дела и память идут вместе. Накануне дня вывода советских войск из Афганистана участники проекта «в память о героизме, высоком патриотизме и любви к Родине участников боевых действий, в память о человеческой боли, душевных муках и нравственных страданиях» (слова, начертанные на мемориальной доске) установили памятную стелу.

15 февраля в день вывода советских войск из Афганистана в ДК р.п. Сенной прошла литературно – художественная композиция, подготовленная членами социального проекта. «Мы – потомки победителей. В нас бьется горячее сердце. Нам не дает покоя память. Слушайте и смотрите, ровесники!» - именно так началось торжественное собрание, которое стало событием для жителей поселка. Воинам - интернационалистам были подарены памятные календари, которые участники проекта изготовили собственноручно.

Огромное воспитательное значение имеют социальные проекты, активными участниками которых становятся не только учащиеся, их педагоги, но и жители поселка. Такие проекты прививают любовь и уважение к окружающим людям, малой родине. Повышается уровень воспитанности, удовлетворенность образовательным процессом учащимися и их родителями.

Именно таким проектом стало общепоселковое мероприятие «Страна мастеров». В ходе работы над реализацией данного проекта учащиеся школы соприкоснулись с особым пластом нашей культуры – народным творчеством. В изделиях народного творчества отражается душа нашего народа, еще ярче проявляется многообразие его культур.

Участники проекта выявили земляков, занимающихся народным творчеством: вышивкой нитками и лентами, вязанием крючком и спицами, резьбой по дереву, выжиганием, плетением из лозы, ковкой металла, лоскутным шитьем, работой с глиной, владеющие техникой квиллинга и др., писали сценарий мероприятия, рассылали приглашения. Обучащиеся школы, участники проекта имели возможность проявить себя в качестве артистов, сценаристов, корреспондентов.

Народные умельцы с удовольствием откликнулись на приглашение учащихся. В результате, 23 марта, в день весеннего равноденствия, в нашей школе прошла выставка мастеров – жителей поселка с проведением мастер- классов. Во время мероприятия учащиеся проводили анкетирование, брали интервью у гостей и участников проекта. Идея проведения таких мероприятий настолько пришлась по душе жителям нашего поселка, что данный проект стал традиционным в нашей школе и проводится уже на протяжении 3-х лет. Чтобы поддержать интерес к данному социальному проекту у учащихся и жителей поселка, он видоизменяется.

Мы живем в поселке, в котором проживают представители 21 национальности. Поэтому в 2015 году было принято решение пригласить к участию в проекте представителей различных национальностей. Жители поселка, учащиеся школы не только организовали выставку предметов народного творчества, но и приготовили номера художественной самодеятельности, продемонстрировали свои национальные костюмы, читали стихи на национальных языках народов России, приготовили традиционные национальные блюда.

Выставка проходила в нескольких школьных аудиториях. В каждой из них был свой куратор из числа участников проекта. Он знакомил посетителей с традициями, выдающимися представителями народа, представленного в аудитории. Огромный интерес у посетителей выставки вызвала экспозиция, в которой были представлены фрагменты убранства помещения , одежда, старинная утварь,: чугуны, рубели, прялки, ухваты, коромысла, подзоры, русские сарафаны, украинские «вышиванки», татарские тюбетейки и многое - многое другое.

Как показало время, данный проект позволил взглянуть на школу не только как на учреждение, оказывающее определенные услуги населению, но и возвращает школе статус просветительского, культурного и досугового центра поселка. Она способна воспитать цельную физически, психически и духовно развитую, творческую личность, что отвечает концепции общего образования РФ и ФГООС.

Таким образом, поднимается авторитет и учебного учреждения. и учителя. Школа занимает прочные позиции в социуме нашего многонационального поселка.

Список литературы:

Немчинова Жанна Евгеньевна . Программа факультативного курса "Основы разработки и реализации социального проекта"// Фестиваль педагогических идей «Открытый урок [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/537063/ (дата обращения 17.01.2016г)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ирина Николаевна, большое спасибо за статью. У нас большой хутор и тоже многонациональный, ежегодно проводим в школе мероприятие "Венок дружбы", похожее на Ваш проект. Идея с народными промыслами у меня возникла давно, а у Вас нашла свое воплощение. Это очень здорово и интересно! В нашем селе одна женщина, татарка по национальности (и одна из зав. клубом) создала музей татар, в котором представлены быт и национальный колорит крымских татар.

26 May 2017