12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панкова Ирина Николаевна1555
Закончила Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. Награждена знаком "Почетный работник общего образования России"
Россия, Саратовская обл., р.п. Сенной
17

Статья «Социальный проект как форма патриотического воспитания обучающихся»

«Социальный проект как форма патриотического воспитания обучающихся»

Аннотация. В статье речь идет об опыте использования проектных технологий во внеклассной работе с обучающимися. Приоритет отдается социальному проектированию. Приведены примеры реализованных социальных проектов. Отмечается особая роль школы в социуме поселка.

Ключевые слова: технология, проект, патриотизм, социализация, интернационализм, гражданственность, нравственность.

Проектная технология занимает особое место в современном образовательном процессе. Можно наверняка сказать, что нет ни одного образовательного учреждения, в котором данная педагогическая технология не заняла свои прочные позиции. И это не случайно. Результаты применения данного метода не имеют отсроченного результата, и педагоги и учащиеся видят конечный продукт своего труда. Совершенно очевидным является и то, что вершиной метода проектов является социальное проектирование. Это самый сложный в плане реализации для учащихся проект. Поэтому учитель не только его координатор, но и действующее лицо проекта. Применение метода проектов при формировании и развитии гражданственности и чувства патриотизма обучающихся влияет на показатели профессиональной компетенции и результативности деятельности учителя, определяет его социальный статус, позволяет учителю находиться в гуще событий, а не на «задворках профессии».

На наш взгляд, наиболее эффективен метод проектов во внеклассной работе с обучающимися. Именно в этом виде деятельности учащиеся в полной мере проявляют свои творческие, исследовательские, коммуникативные способности. Развивается организаторская активность, обучающиеся получают колоссальный опыт социализации в нашем сложном мире.

Наиболее значимыми социальными проектами, реализованными учащимися нашей школы, стали проекты «Афганистан болит в моей душе…», посвященный годовщине вывода советских войск из Афганистана и проект «Страна мастеров», посвященный возрождению и пропаганде народных промыслов среди жителей поселка.

Выбор первого проекта неслучаен. Одним из образующих предприятий нашего поселка является воинская часть. Многие учащиеся с раннего детства знакомы с особенностями профессии и быта военнослужащих.

Крылатое выражение «все начинается с детства…» - имеет под собой глубокий, далеко идущий смысл. Детство – это та основа, на которой формируется народ, нация. И от того, какие основы гражданского самосознания будут заложены и развиты у детей в школьном возрасте, будет зависеть благополучие общества, в котором нам предстоит жить. Основой формирования у детей чувства патриотизма является накопленный ими социальный опыт жизни на своей малой родине. Слова нашего земляка Н.Г. Чернышевского актуальны и имеют для нас особый смысл: «Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма».

Социальный проект «Афганистан болит в моей душе…» - долгосрочный массовый проект. В нем участвовали обучающиеся 10 – 11 классов нашей школы. Реализации этого проекта предшествовала большая подготовительная работа: встречи с воинами – интернационалистами, военнослужащими, общественностью п. Сенной. Участники проекта через общение с войнами - интернационалистами, восприятие личных ощущений и жизненного опыта участников локальных конфликтов формировали свои нравственные и этические ориентиры. Результатом таких встреч стала книга – памяти воинов – интернационалистов. Частью проекта стала аллея памяти, заложенная учащимися школы совместно с родителями. Это реальный вклад в летопись нашего поселка, когда добрые дела и память идут вместе. Накануне дня вывода советских войск из Афганистана участники проекта «в память о героизме, высоком патриотизме и любви к Родине участников боевых действий, в память о человеческой боли, душевных муках и нравственных страданиях» (слова, начертанные на мемориальной доске) установили памятную стелу.

15 февраля в день вывода советских войск из Афганистана в ДК р.п. Сенной прошла литературно – художественная композиция, подготовленная членами социального проекта. «Мы – потомки победителей. В нас бьется горячее сердце. Нам не дает покоя память. Слушайте и смотрите, ровесники!» - именно так началось торжественное собрание, которое стало событием для жителей поселка. Воинам - интернационалистам были подарены памятные календари, которые участники проекта изготовили собственноручно.

Огромное воспитательное значение имеют социальные проекты, активными участниками которых становятся не только учащиеся, их педагоги, но и жители поселка. Такие проекты прививают любовь и уважение к окружающим людям, малой родине. Повышается уровень воспитанности, удовлетворенность образовательным процессом учащимися и их родителями.

Именно таким проектом стало общепоселковое мероприятие «Страна мастеров». В ходе работы над реализацией данного проекта учащиеся школы соприкоснулись с особым пластом нашей культуры – народным творчеством. В изделиях народного творчества отражается душа нашего народа, еще ярче проявляется многообразие его культур.

Участники проекта выявили земляков, занимающихся народным творчеством: вышивкой нитками и лентами, вязанием крючком и спицами, резьбой по дереву, выжиганием, плетением из лозы, ковкой металла, лоскутным шитьем, работой с глиной, владеющие техникой квиллинга и др., писали сценарий мероприятия, рассылали приглашения. Обучащиеся школы, участники проекта имели возможность проявить себя в качестве артистов, сценаристов, корреспондентов.

Народные умельцы с удовольствием откликнулись на приглашение учащихся. В результате, 23 марта, в день весеннего равноденствия, в нашей школе прошла выставка мастеров – жителей поселка с проведением мастер- классов. Во время мероприятия учащиеся проводили анкетирование, брали интервью у гостей и участников проекта. Идея проведения таких мероприятий настолько пришлась по душе жителям нашего поселка, что данный проект стал традиционным в нашей школе и проводится уже на протяжении 3-х лет. Чтобы поддержать интерес к данному социальному проекту у учащихся и жителей поселка, он видоизменяется.

Мы живем в поселке, в котором проживают представители 21 национальности. Поэтому в 2015 году было принято решение пригласить к участию в проекте представителей различных национальностей. Жители поселка, учащиеся школы не только организовали выставку предметов народного творчества, но и приготовили номера художественной самодеятельности, продемонстрировали свои национальные костюмы, читали стихи на национальных языках народов России, приготовили традиционные национальные блюда.

Выставка проходила в нескольких школьных аудиториях. В каждой из них был свой куратор из числа участников проекта. Он знакомил посетителей с традициями, выдающимися представителями народа, представленного в аудитории. Огромный интерес у посетителей выставки вызвала экспозиция, в которой были представлены фрагменты убранства помещения , одежда, старинная утварь,: чугуны, рубели, прялки, ухваты, коромысла, подзоры, русские сарафаны, украинские «вышиванки», татарские тюбетейки и многое - многое другое.

Как показало время, данный проект позволил взглянуть на школу не только как на учреждение, оказывающее определенные услуги населению, но и возвращает школе статус просветительского, культурного и досугового центра поселка. Она способна воспитать цельную физически, психически и духовно развитую, творческую личность, что отвечает концепции общего образования РФ и ФГООС.

Таким образом, поднимается авторитет и учебного учреждения. и учителя. Школа занимает прочные позиции в социуме нашего многонационального поселка.

Список литературы:

Немчинова Жанна Евгеньевна . Программа факультативного курса "Основы разработки и реализации социального проекта"// Фестиваль педагогических идей «Открытый урок [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/537063/ (дата обращения 17.01.2016г)

Опубликовано


Комментарии (1)

Дьячкова Наталья Анатольевна, 26.05.17 в 21:20 0Ответить Пожаловаться
Ирина Николаевна, большое спасибо за статью. У нас большой хутор и тоже многонациональный, ежегодно проводим в школе мероприятие "Венок дружбы", похожее на Ваш проект. Идея с народными промыслами у меня возникла давно, а у Вас нашла свое воплощение. Это очень здорово и интересно! В нашем селе одна женщина, татарка по национальности (и одна из зав. клубом) создала музей татар, в котором представлены быт и национальный колорит крымских татар.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.