12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лобач Ирина Николаевна43
Россия, Калужская обл., Калуга


«Музыкально-просветительская деятельность как одна из форм работы музыкально-эстетического воспитания школьников».


Лобач И.Н., педагог дополнительного образования МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги


Музыкальное искусство – важнейшая составляющая духовной культуры человека. Содержанием искусства становится общезначимое, общеценностное, общечеловеческое. Через музыкальное искусство человек стремится выразить собственное представление об окружающем мире, в своем творчестве излить страдание и прославить красоту, достоинство, героизм, воплотить свои мечты.

Постижение музыкального искусства – одно из действенных средств преодоления духовно-нравственного кризиса в современном мире посредством развития творческих способностей, приобретения знаний об истории музыкальной культуры, освоения языка музыки.

В подготовительное отделение музыкально-эстетической студии МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги родители могут привести своего ребенка уже в 4 года. Знакомство и занятия с различными видами искусства: музыка, ИЗО, литература, танец способствуют общему психическому, нравственному, творческому развитию ребенка, его способностей, индивидуальности. В программу занятий «Музыка», «Развитие речи» включены беседы, разбор и анализ произведений искусства с показом слайдов, репродукций, видеофильмов и прослушиванием музыки. Для развития духовного мира дошкольников средствами искусства наиболее эффективны такие методы, как активизация эмоционально-чувственной сферы путем включения в беседу, направляющую восприятие и побуждающую к рассуждению, выражение впечатлений в творческой деятельности. Итогом всей работы является музыкальный спектакль, как способ самовыражения, где воедино сливается художественная подготовка каждого ребенка в отдельности и коллектива в целом.

Мы часто сталкиваемся с тем, что взрослые люди сами не всегда умеют замечать красоту, бывают равнодушны к музыке серьезного содержания. И все потому, что в детские годы в семье не уделялось должного внимания музыкальному воспитанию. Старания учителей станут более эффективными, если объединить усилия педагогов и родителей, если в доме детей царит дух любви и уважения к музыке. Благо музыки и наслаждение ею должно быть доступно всем, так как она существует для людей, живет в людях и неравенство ее восприятия сколь возможно сгладить. Поэтому в музыкально-эстетической студии ведется постоянная и регулярная музыкально-просветительская работа и для школьников, и для взрослой аудитории. «Человек лишь тогда воспитывается по-настоящему, когда он передает свои знания, опыт, мастерство другому» (В.Сухомлинский). Коллективы музыкально-эстетической студии выступают в образовательных школах, на концертных площадках г.Калуги, совершают концертные поездки в другие города: Москва, С.-Петербург, Тула, Обнинск, пропагандируют творческое наследие и искусство народов России. Особой традицией в студии являются рождественские музыкальные спектакли и мюзиклы младшего хора, для родителей дошкольников МЭС и других студий.

Музыкальный лекторий – одна из форм просветительской деятельности. Цель – формирование эстетической культуры, интереса и любви к классической музыке.

Основные компоненты составления просветительской программы:

Тематика.

Определение тематики лектория возможно как дополнение к темам программных уроков по предмету «Музыкальная литература», как введение нового материала, неизвестного учащимся, как обогащения тематики за счет интеграции видов искусств. Взаимодействие различных видов искусств, когда ребенок, воспринимая музыкальное произведение как бы «опирается» на более доступные для него изобразительное искусство и художественную литературу, является весьма продуктивным. Визуальные образы – в силу своей наглядности, живое слово – поэзия, проза. Благодаря конкретности и точности, помогают ребенку в понимании и прочувствовании музыкально-художественного образа.

При определении тематики лектория необходимо учитывать следующие моменты:

Место проведения лектория.

Программа проходит в форме выездного вечера-встречи в концертном зале Художественного музея. Перед концертом дети и педагоги оформляют выставку рисунков-впечатлений исполняемых произведений.

  • Состав и возраст аудитории (младшие классы, средние, старшие классы, смешанная аудитория).
  • Продолжительность занятий музыкального лектория определяется с учетом возрастных особенностей учащихся. 

Младшие школьники – 45 минут.

Средние классы – 1 час.

Старшие классы – 1 час 15 минут.

Жанр музыкального лектория.

Для учащихся начальных классов – музыкальная сказка, детская опера, музыкальное путешествие. Для учащихся средних и старших классов – тематический концерт, беседа-диалог, музыкально-литературная композиция, мини-спектакль, мюзикл.

Исполнительские возможности музыкантов.

Постоянное восприятие «живого исполнения» – основной фактор музыкального развития учащихся. Активное участие в проведении лектория принимают учащиеся 4-6 классов, имеющие хорошие навыки владения музыкальным инструментом, а так же хоровые коллективы, вокальные ансамбли студии, выпускники студии, продолжающие заниматься в творческих группах, семейные инструментальные ансамбли (скрипка и фортепиано, флейта и фортепиано, скрипка, виолончель и фортепиано). Остальные учащиеся, их друзья и родители являются активными слушателями. В концертах обязательно принимают участие педагоги студии. Слушая инструментальное и вокальное выступление педагогов, дети видят, к какому результату нужно стремиться в своей музыкальной деятельности. Каждый учащийся испытывает гордость и уважение к своему педагогу, видя его выступление на концертной площадке. Основные требования для участия в концерте – качественный уровень исполнения, артистизм и уверенность. Поэтому, проведение концерта предшествует большая подготовительная работа над раскрытием художественного образа – творческая деятельность преподавателей и учеников как неразрывность основных этапов: восприятие музыкально произведения – переживание, исполнение, воспитание.

Материальные и технические условия проведения концерта: настроенные инструменты, зал, аудио, световое оборудование.

Подготовка аудитории для проведения лектория.

Благодаря высокой сложности классической музыки, ее восприятие требует особой сосредоточенности. С учащимися проводятся беседы: «Этика поведения в концертном зале», «Правила поведения юных артистов на сцене».

Работа с литературой по теме.

Теоретическая часть работы связана с ознакомлением учащихся со сведениями по теме лектория, творчеством композитора, эпохой создания, особенностей стиля, формы, произведений, слушанием музыки. На занятиях используются образцы живописи, видеоматериалы. Самостоятельная работа – включение всех учащихся в творческую деятельность: изучение материала по указанным источникам и дополнительной литературе, творческие задания (например, написание плана, конспекта, реферата по предложенной или избранной теме, подбор словесного комментария, стихотворений к музыкальному произведению, соединение образов и персонажей с их музыкальной характеристикой) способствует активизации поисково-исследовательской деятельности и развитию творческого мышления.

Подбор репертуара. Основные критерии подбора музыкального материала: доступность, яркая образность, художественная ценность. Репертуар имеет огромное воспитательное значение и музыкальным материалом для лектория является народная классическая духовная музыка, а также современные произведения, не противоречащие задачам формирования художественного вкуса у учащихся и продолжающие традиции русского и зарубежного классического наследия.

Драматургические принципы построения программы концерта:

а) контрастность произведений по образному содержанию;

б) чередование по жанровому признаку;

в) сменяемость типов исполнения (вокал, инструментальная, хоровая музыка и т.д.);

г) наличие в концерте кульминации.

Работа над текстом программы.

а) раскрытие основной идеи концертной программы.

б) краткость связок и четкость возложения основной мысли;

в) яркая образность языка;

г) наличие интересных запоминающихся фактов.

В содержании концертов из цикла «Знакомство с классической музыкой» включены различные виды художественной деятельности: музыкально-исполнительская (хоровое, вокальное, инструментальное музицирование), хореографические постановки, краткий искусствоведческий комментарий.

Тематика лектория.

Для младших школьников:

Раскроем «Детский альбом» П.И.Чайковского.

Пейзаж в творчестве композиторов.

Вечер старинной музыки.

С.Прокофьев «Детская музыка». Жизнь детей глазами художника.

Музыки волшебная страна. Музыкальные жанры.

Популярная классическая музыка.

Для учащихся старших классов:

Венские классики.

Музыка и литература.

М.Глинка и А.Римский-Корсаков.

Романтизм. Творчество Ф.Шуберта.

Творчество А.С.Пушкина в музыке.

Что такое классическая музыка?

Музыка для детей XXI века: Д.Шостакович, С.Прокофьев.

В результате таких занятий воспитывается художественный вкус (благодаря, во-первых, развитию способностей ощущать выразительность искусства, понимать язык искусства, во-вторых, творческой исполнительской деятельности и теоретическому обучению). Формируется слушательская музыкальная культура, основы нравственных критериев, расширяется кругозор, вырабатывается уважительное отношение к ценностям культуры.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.