Урок окружающего мира в 1 классе «Февраль — месяц метелей и вьюг»
Карточки
DOCX / 15.6 Кб
/data/files/s1582189366.docx (Карточки)
Названия
DOCX / 561.54 Кб
/data/files/r1582189385.docx (Названия)
Карточка "Чьи следы"
DOCX / 647.7 Кб
/data/files/a1582189424.docx (Карточка "Чьи следы")
Раскраски
DOCX / 984.5 Кб
/data/files/f1582189442.docx (Раскраски)
Февраль - месяц метелей и вьюг
PPT / 5.03 Мб
/data/files/i1582189473.ppt (Февраль - месяц метелей и вьюг)
Метель
MP3 / 2.29 Мб
/data/files/t1582189510.mp3 (Метель)
Про месяц февраль для детей
MP4 / 39.11 Мб
/data/files/r1582189554.mp4 (Про месяц февраль для детей)
Для работы групп
DOCX / 11.9 Кб
/data/files/p1582189924.docx (Для работы групп)Тема: «Февраль – месяц метелей и вьюг»
Цель: Сформировать представления об изменениях, происходящих в живой и неживой природе в феврале.
Задачи: 1) Познакомить учащихся с особенностями третьего месяца зимы и с
изменениями, происходящими в природе.
2) Дать представление о метели, вьюге, пурге, оттепели.
3) Развивать эмоциональное восприятие природных явлений.
4) Воспитывать заботливое отношение к животным и птицам.
Планируемые результаты:
1) Предметные: способствовать формированию знаний учащихся об особенностях третьего месяца зимы и изменениях, происходящих в природе, создать условия для формирования УУД;
2) Метапредметные:
Познавательные – развивать умение самостоятельно находить и извлекать нужную информацию, формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Регулятивные – целеполагание, развивать умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, адекватно оценивать свои достижения; осознавать возникшие трудности, искать их причину и пути преодоления; воспитание интереса и любви к природе, бережного отношения к ней.
Коммуникативные – развивать умение вступать в диалог с учителем, одноклассниками, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнера.
3) Личностные: содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета.
Оборудование: презентация, звуки метели, видеоролик для детей о феврале, листы для создания книги с названиями страниц, карточки с названиями месяца, карточки для определения следов, с названиями природных явлений, примет, февральский календарь на неделю, картинка с изображением жилищ животных, раскраски, клей, цветне карандаши или фломастеры.
Ход урока:
1.Оргмомент.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
2. Актуализация знаний.
- Ребята, прослушайте небольшой аудио фрагмент и скажите, что вы слышали.
(Звук метели)
- Что вы слышали?
- Когда происходит это явление?
- Верно, это звуки метели. Сегодня мы продолжим путешествие по страницам книги зимы и дополним её новыми страницами.
- Перечислите зимние месяцы.
- О каком из них говорят: Год кончает, зиму начинает?
- Как говорят о январе? (Году начало – зиме середина.)
3. Постановка учебной задачи и целей урока.
- О каком месяце мы будем говорить, вы узнаете, отгадав загадку.
Снег мешками валит с неба.
С дом стоят сугробы снега.
То бураны, то метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Что, скажи, за месяц это? (февраль)
- Подумайте, как может называться тема нашего урока?
- Какие явления природы мы наблюдали в этом месяце и слышали в аудио фрагменте? (ветер, вьюгу).
- Давайте откроем учебника на стр.30 и посмотрим, совпали ли наши предположения с темой, предложенной авторами учебника?
- Как вы думаете, какой же будет цель нашего урока?
Цель урока: узнать, какие изменения произошли в феврале месяце в неживой и живой природе.
4. Открытие новых знаний.
- Предлагаю следующую страницу книги зимы назвать «Февраль – месяц метелей и вьюг». Слайд 1. (На доске лист с названием).
- Какие ещё страницы этой книги хотелось бы вам создать?
(На основе ответов детей вывешиваются пустые странички с названиями: Имена февраля, неживая природа, живая природа, приметы февраля, праздники февраля. В ходе работы страницы заполняются.)
Страница «Имена февраля»
- Февраль – последний месяц зимы. Он самый короткий. Его прозвали коротышка. Есть у него и другие имена.
Работа в парах.
- Поработайте в парах. Возьмите синие карточки, прочитайте, как ещё называли февраль и попробуйте объяснить, откуда у него такое имя.
(Дополнительная информация: «Дотяни до весны» говорили о феврале, потом что скоро станет тепло, зазвенит капель. А еще месяц февраль в народе прозвали «бокогрей». Чуть солнышко припекло, и опять морозы и метели возвратятся. Из-за частых вьюг и метелей называли его «ветродуй» и «вьюговей». В феврале иногда стоит лютый холод. Говорят про него люди - «Лютень». «Межень» - так как февраль разделял зиму и весну. Месяц переменчивый, обманчивый.)
- Заполните названиями первую страницу.
Страница «Неживая природа»
- Какими словами можно охарактеризовать февраль? Какой он? (Снежный, холодный, вьюжный, суровый, последний, ветреный). Слайд 2.
- Давайте, ребята прочитаем рассказ «Февраль-конец зиме» стр.30.
А вы подумайте, о каких ещё явлениях природы в нём говорится. (Чтение текста хорошо читающими детьми).
- О каких же явлениях природы в нём говорится? (Февраль – месяц вьюг и метелей) Слайд 3.
- Как вы думаете, от каких слов произошли слова метель и вьюга? Слайд 4.
(Слово метель произошло от слов мести, заметать, засыпать.
Слово вьюга образовалось от слова виться, кружиться.) Слайд 5.
- Ветер может мести снег вдоль дорог или полей, а может поднимать его и завивать в снежные вихри. Сильную метель называют бураном или пургою. Недаром в народе говорят «Январю морозы, февралю метели»
- Ещё в феврале часто бывает и оттепель. Слайд 6.
- Кто знает, что это такое?
(Это одно из природных явлений, когда после снегопада или мороза температура воздуха повышается на столько, что снег и сосульки начинают таять).
- А как вы думаете, что можно услышать в неживой природе в этот период? (Капель) Слайд 7.
- Да, звонкая капель заладила свою весёлую песню и зовёт красавицу весну. Поэтому иногда этот месяц называют «дотерпи до весны».
- Итак, давайте заполним следующую страницу нашей книги. У меня на столе лежат карточки с природными явлениями, выберите только те, которые вы наблюдали в феврале.
(туман, метель, радуга, сосульки, вьюга, оттепель, град, мороз, снег белый, снег голубоватый, солнце пригревает, солнце не греет)
- Ребята, мне кажется, что мы с вами засиделись. Давайте встанем и прокатимся на лыжах.
Физминутка.
Мы на лыжах в лес идём,
Мы взбираемся на холм.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
Вдруг поднялся сильный ветер.
Он деревья крутит, вертит
И среди ветвей шумит.
Снег летит, летит, летит.
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги.
Ну а мы идём, идём
И к себе приходим в дом.
Страница «Живая природа»
- А сейчас, ребята, заглянем в февральский лес и понаблюдаем за его «жизнью» и жизнью его обитателей. Слайд 8.
Работа в группах с учебником. Стр.30-31 текст «Лесные картинки».
1 группа - изучает 1 абзац;
2 группа – 2 абзац;
3 группа – 3 абзац;
4 группа – 4 абзац.
- Прочитайте текст, приготовьтесь ответить на вопросы: Слайд 9.
- Какие животные проводят зиму в спячке?
1 группа - Где зимуют насекомые и ящерицы
2 группа – Как зимует ёжик?
3 группа – Зачем заяц путает следы?
4 группа - У кого в феврале рождаются малыши?
- Как бы не было животным тяжело, всё же февраль - у многих зверей свадебник. Слайд 10.Волки, рыжие лисицы, зайцы, бобры устраивают свои свадьбы в феврале. А некоторые животные обзаводятся потомством. В феврале родились медвежата. В лесу ещё холодно, а в берлоге тепло, уютно. И мама рядом.
- Рассмотрите рисунок, скажите, каких животных мы ещё можем встретить в лесу? Слайд 11.
- Замела метель все лесные тропы. Снег похож на чистый лист бумаги. Но на нём видны таинственные следы.
- Поработайте в группах и выполните задание на карточках. Определите, чьи это следы и соедините стрелочкой. Слайд 12.
- Как мы можем заполнить следующую страницу книги зимы. (Рисунками следов и жилищами животных).
Страница «Приметы февраля»
-Веками накопилось много народных примет февраля, по которым можно предугадать будущие лето, осень и зиму, урожай, погоду на ближайшие дни.
- Возьмите карточки голубого цвета, давайте познакомимся с некоторыми из них:
Февраль теплый - к холодной весне, а морозный - к благоприятному лету.
В феврале много инея - летом будет много росы и много меда.
В конце февраля много длинных сосулек - к долгой весне.
Бесснежный февраль грозит летней засухой.
Чем холоднее последняя неделя февраля, тем теплее будет в марте.
Снегирь зимою поет - на снег, на вьюгу. Слайд 13.
- В старину составили даже февральский календарь примет. Давайте посмотрим, на что же нам следует обращать внимание на этой неделе.
Туман держится высоко – к хорошей погоде, опускается на землю – к оттепели и снегу. Ветки ели сгибаются вниз – к снегопаду. Если ветки смотрят вверх – день будет ясным. | |
Снег идет в морозный день – к потеплению. Морозы в этот день предвещают бурную весну, сухое и жаркое лето. | |
Морозы в этот день – ждите бурную весну, сухое и жаркое лето. Золотистый цвет зари и фиолетовая окраска горизонта – к хорошей погоде. | |
Куры рано на насест садятся – к холодам: чем выше – тем сильнее будет мороз. Облака синего цвета – к теплой погоде. | |
Ночью луна большая, чуть красноватая – к оттепели. Сильные морозы в этот день – короткая зима. | |
В лесу на возвышенностях вечером и ночью температура такая же, как на открытом поле или равнине, – к ветру и снегу. В этот день холодно – март будет теплым. | |
Вороны садятся на самые верхние ветки деревьев и чистятся – к снегопаду |
- Давайте оформим следующую страницу нашей книги.
Страница «Праздники февраля»
- Ребята, а какие праздники люди отмечают в феврале? (23 февраля, Масленицу). Слайд 14.
- Что вы знаете о этих праздниках?
- 23 Февраля – праздник, День защитника Отечества. Накануне и в праздничный день 23 февраля принято посещать памятные места, места былых сражений, слушать рассказы ветеранов, чтить память тех, кто сложил свою голову, защищая Отечество.
- Масленица — один из самых веселых праздников. Всю неделю люди устраивают веселые проводы зимы. Эти проводы сопровождаются народными гуляниями, неотъемлемым элементом этих гуляний являются блины.
- Для создания следующей странички, предлагаю вам поработать с раскрасками и создать яркие открытки и картинки об этих праздниках.
5. Включение в систему знаний.
- Посмотрите видеоролик, он поможет вам не только повторить то, о чём мы сегодня говорили, но и познакомит с новыми сведениями.
Просмотр видеоролика.
- Что нового вы ещё узнали о феврале? (1 раз в 4 года бывает 29 дней. Такой год называется високосным)
- В честь какого бога февраль получил своё название? (Бог подземного царства – Фебруус).
6. Итог урока.
- Ребята, посмотрите на листы нашей книги. О чём она может рассказать другим детям? Что в сегодня узнали о феврале, создавая книгу зимы?
- Скажите, а чего не хватает на страницах нашей книги? (Иллюстраций, ребусов, кроссвордов, загадок)
7. Домашнее задание.
По желанию вы можете создать для нашей книги иллюстраций, ребусы, кроссворды, загадки, найти стихи о феврале, а для птиц сделать кормушки.
Ирина Анатольевна
Ольга Чупина
Ирина Анатольевна
Ольга Чупина
Ирина Анатольевна
Ольга Чупина