12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга Чупина115
Россия, Тюменская обл., Заводоуковск

Карточки
DOCX / 15.6 Кб

/data/files/s1582189366.docx (Карточки)


Названия
DOCX / 561.54 Кб

/data/files/r1582189385.docx (Названия)


Карточка "Чьи следы"
DOCX / 647.7 Кб

/data/files/a1582189424.docx (Карточка "Чьи следы")


Раскраски
DOCX / 984.5 Кб

/data/files/f1582189442.docx (Раскраски)


Февраль - месяц метелей и вьюг
PPT / 5.03 Мб

/data/files/i1582189473.ppt (Февраль - месяц метелей и вьюг)


Метель
MP3 / 2.29 Мб

/data/files/t1582189510.mp3 (Метель)


Про месяц февраль для детей
MP4 / 39.11 Мб

/data/files/r1582189554.mp4 (Про месяц февраль для детей)


Для работы групп
DOCX / 11.9 Кб

/data/files/p1582189924.docx (Для работы групп)Тема: «Февраль – месяц метелей и вьюг»

Цель: Сформировать представления об изменениях, происходящих в живой и неживой природе в феврале.

Задачи: 1) Познакомить учащихся с особенностями третьего месяца зимы и с

изменениями, происходящими в природе.

2) Дать представление о метели, вьюге, пурге, оттепели.

3) Развивать эмоциональное восприятие природных явлений.

4) Воспитывать заботливое отношение к животным и птицам.

Планируемые результаты:

1) Предметные: способствовать формированию знаний учащихся об особенностях третьего месяца зимы и изменениях, происходящих в природе, создать условия для формирования УУД;

2) Метапредметные:

Познавательные – развивать умение самостоятельно находить и извлекать нужную информацию, формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные – целеполагание, развивать умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, адекватно оценивать свои достижения; осознавать возникшие трудности, искать их причину и пути преодоления; воспитание интереса и любви к природе, бережного отношения к ней.

Коммуникативные – развивать умение вступать в диалог с учителем, одноклассниками, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнера.

3) Личностные: содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета.

Оборудование: презентация, звуки метели, видеоролик для детей о феврале, листы для создания книги с названиями страниц, карточки с названиями месяца, карточки для определения следов, с названиями природных явлений, примет, февральский календарь на неделю, картинка с изображением жилищ животных, раскраски, клей, цветне карандаши или фломастеры.


Ход урока:


1.Оргмомент.

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.


2. Актуализация знаний.

- Ребята, прослушайте небольшой аудио фрагмент и скажите, что вы слышали.

(Звук метели)

- Что вы слышали?

- Когда происходит это явление?

- Верно, это звуки метели. Сегодня мы продолжим путешествие по страницам книги зимы и дополним её новыми страницами.

- Перечислите зимние месяцы.

- О каком из них говорят: Год кончает, зиму начинает?

- Как говорят о январе? (Году начало – зиме середина.)


3. Постановка учебной задачи и целей урока.

- О каком месяце мы будем говорить, вы узнаете, отгадав загадку.

Снег мешками валит с неба.

С дом стоят сугробы снега.

То бураны, то метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силён,

Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Что, скажи, за месяц это? (февраль)

- Подумайте, как может называться тема нашего урока?
- Какие явления природы мы наблюдали в этом месяце и слышали в аудио фрагменте? (ветер, вьюгу).
- Давайте откроем учебника на стр.30 и посмотрим, совпали ли наши предположения с темой, предложенной авторами учебника?

 - Как вы думаете, какой же будет цель нашего урока?

Цель урока: узнать, какие изменения произошли в феврале месяце в неживой и живой природе.


4. Открытие новых знаний.

- Предлагаю следующую страницу книги зимы назвать «Февраль – месяц метелей и вьюг». Слайд 1. (На доске лист с названием).

- Какие ещё страницы этой книги хотелось бы вам создать?

(На основе ответов детей вывешиваются пустые странички с названиями: Имена февраля, неживая природа, живая природа, приметы февраля, праздники февраля. В ходе работы страницы заполняются.)


Страница «Имена февраля»

- Февраль – последний месяц зимы. Он самый короткий. Его прозвали коротышка. Есть у него и другие имена.

Работа в парах.

- Поработайте в парах. Возьмите синие карточки, прочитайте, как ещё называли февраль и попробуйте объяснить, откуда у него такое имя.

(Дополнительная информация: «Дотяни до весны» говорили о феврале, потом что скоро станет тепло, зазвенит капель. А еще месяц февраль в народе прозвали «бокогрей». Чуть солнышко припекло, и опять морозы и метели возвратятся. Из-за частых вьюг и метелей называли его «ветродуй» и «вьюговей». В феврале иногда стоит лютый холод. Говорят про него люди - «Лютень». «Межень» - так как февраль разделял зиму и весну. Месяц переменчивый, обманчивый.)

- Заполните названиями первую страницу.


Страница «Неживая природа»

- Какими словами можно охарактеризовать февраль? Какой он? (Снежный, холодный, вьюжный, суровый, последний, ветреный). Слайд 2.

- Давайте, ребята прочитаем рассказ «Февраль-конец зиме» стр.30.

А вы подумайте, о каких ещё явлениях природы в нём говорится. (Чтение текста хорошо читающими детьми).
- О каких же явлениях природы в нём говорится? (Февраль – месяц вьюг и метелей)
Слайд 3.

- Как вы думаете, от каких слов произошли слова метель и вьюга? Слайд 4.

(Слово метель произошло от слов мести, заметать, засыпать.

Слово вьюга образовалось от слова виться, кружиться.) Слайд 5.

- Ветер может мести снег вдоль дорог или полей, а может поднимать его и завивать в снежные вихри. Сильную метель называют бураном или пургою. Недаром в народе говорят «Январю морозы, февралю метели»
- Ещё в феврале часто бывает и оттепель.
Слайд 6.
- Кто знает, что это такое? 
(Это одно из природных явлений, когда после снегопада или мороза температура воздуха повышается на столько, что снег и сосульки начинают таять).
- А как вы думаете, что можно услышать в неживой природе в этот период? (Капель)
Слайд 7.
- Да, звонкая капель заладила свою весёлую песню и зовёт красавицу весну. Поэтому иногда этот месяц называют «дотерпи до весны».

- Итак, давайте заполним следующую страницу нашей книги. У меня на столе лежат карточки с природными явлениями, выберите только те, которые вы наблюдали в феврале.

(туман, метель, радуга, сосульки, вьюга, оттепель, град, мороз, снег белый, снег голубоватый, солнце пригревает, солнце не греет)


- Ребята, мне кажется, что мы с вами засиделись. Давайте встанем и прокатимся на лыжах.

Физминутка.

Мы на лыжах в лес идём,

Мы взбираемся на холм.

Палки нам идти помогут,

Будет нам легка дорога.

Вдруг поднялся сильный ветер.

Он деревья крутит, вертит

И среди ветвей шумит.

Снег летит, летит, летит.

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.

Ну а мы идём, идём

И к себе приходим в дом.


Страница «Живая природа»

- А сейчас, ребята, заглянем в февральский лес и понаблюдаем за его «жизнью» и жизнью его обитателей. Слайд 8.

Работа в группах с учебником. Стр.30-31 текст «Лесные картинки».
1 группа - изучает 1 абзац;

2 группа – 2 абзац;

3 группа – 3 абзац;

4 группа – 4 абзац.

- Прочитайте текст, приготовьтесь ответить на вопросы: Слайд 9.

- Какие животные проводят зиму в спячке?

1 группа - Где зимуют насекомые и ящерицы

2 группа – Как зимует ёжик?

3 группа – Зачем заяц путает следы?

4 группа - У кого в феврале рождаются малыши?
- Как бы не было животным тяжело, всё же февраль - у многих зверей свадебник.
Слайд 10.Волки, рыжие лисицы, зайцы, бобры устраивают свои свадьбы в феврале. А некоторые животные обзаводятся потомством. В феврале родились медвежата. В лесу ещё холодно, а в берлоге тепло, уютно. И мама рядом.
- Рассмотрите рисунок, скажите, каких животных мы ещё можем встретить в лесу?
Слайд 11.

- Замела метель все лесные тропы. Снег похож на чистый лист бумаги. Но на нём видны таинственные следы.

- Поработайте в группах и выполните задание на карточках. Определите, чьи это следы и соедините стрелочкой. Слайд 12.

- Как мы можем заполнить следующую страницу книги зимы. (Рисунками следов и жилищами животных).


Страница «Приметы февраля»

-Веками накопилось много народных примет февраля, по которым можно предугадать будущие лето, осень и зиму, урожай, погоду на ближайшие дни.

- Возьмите карточки голубого цвета, давайте познакомимся с некоторыми из них:

Февраль теплый - к холодной весне, а морозный - к благоприятному лету.

В феврале много инея - летом будет много росы и много меда.

В конце февраля много длинных сосулек - к долгой весне.

Бесснежный февраль грозит летней засухой.

Чем холоднее последняя неделя февраля, тем теплее будет в марте.

Снегирь зимою поет - на снег, на вьюгу. Слайд 13.

- В старину составили даже февральский календарь примет. Давайте посмотрим, на что же нам следует обращать внимание на этой неделе.

7 февраля

Туман держится высоко – к хорошей погоде, опускается на землю – к оттепели и снегу.

Ветки ели сгибаются вниз – к снегопаду. Если ветки смотрят вверх – день будет ясным.

18 февраля

Снег идет в морозный день – к потеплению.

Морозы в этот день предвещают бурную весну, сухое и жаркое лето.

19 февраля

Морозы в этот день – ждите бурную весну, сухое и жаркое лето.

Золотистый цвет зари и фиолетовая окраска горизонта – к хорошей погоде.

20 февраля

Куры рано на насест садятся – к холодам: чем выше – тем сильнее будет мороз.

Облака синего цвета – к теплой погоде.

21 февраля

Ночью луна большая, чуть красноватая – к оттепели.

Сильные морозы в этот день – короткая зима.

22 февраля

В лесу на возвышенностях вечером и ночью температура такая же, как на открытом поле или равнине, – к ветру и снегу.

В этот день холодно – март будет теплым.

23 февраля

Вороны садятся на самые верхние ветки деревьев и чистятся – к снегопаду


- Давайте оформим следующую страницу нашей книги.


Страница «Праздники февраля»

- Ребята, а какие праздники люди отмечают в феврале? (23 февраля, Масленицу). Слайд 14.

- Что вы знаете о этих праздниках?

- 23 Февраля – праздник, День защитника Отечества. Накануне и в праздничный день 23 февраля принято посещать памятные места, места былых сражений, слушать рассказы ветеранов, чтить память тех, кто сложил свою голову, защищая Отечество.

- Масленица — один из самых веселых праздников. Всю неделю люди устраивают веселые проводы зимы. Эти проводы сопровождаются народными гуляниями, неотъемлемым элементом этих гуляний являются блины. 

- Для создания следующей странички, предлагаю вам поработать с раскрасками и создать яркие открытки и картинки об этих праздниках.


5. Включение в систему знаний.

- Посмотрите видеоролик, он поможет вам не только повторить то, о чём мы сегодня говорили, но и познакомит с новыми сведениями.

Просмотр видеоролика.

- Что нового вы ещё узнали о феврале? (1 раз в 4 года бывает 29 дней. Такой год называется високосным)

- В честь какого бога февраль получил своё название? (Бог подземного царства – Фебруус).


6. Итог урока.

- Ребята, посмотрите на листы нашей книги. О чём она может рассказать другим детям? Что в сегодня узнали о феврале, создавая книгу зимы?

- Скажите, а чего не хватает на страницах нашей книги? (Иллюстраций, ребусов, кроссвордов, загадок)


7. Домашнее задание.

По желанию вы можете создать для нашей книги иллюстраций, ребусы, кроссворды, загадки, найти стихи о феврале, а для птиц сделать кормушки.

Опубликовано


Комментарии (6)

сменить сортировку
Ирина Анатольевна, 20.02.20 в 12:50 0Ответить Пожаловаться
Вьюга- это литературный термин, в метеорологии есть только понятие МЕТЕЛЬ. В зависимости от высоты поднимаемого снега различают позёмок, низовую метель и общую метель.
Ольга Чупина, 21.02.20 в 05:40 0Ответить Пожаловаться
Добрый день. При составлении конспекта я использовала:
1.Этимологический словарь русского языка - вьюга
Искон. Суф. производное (суф. -уга) от вьять «виться, веять»
2.Словарь церковно-славянского и русского языка, 1847
Вьюга. Снег, кружащийся от сильного ветра.

Отредактировано 21-02-2020 05:48

Ирина Анатольевна, 21.02.20 в 06:41 0Ответить Пожаловаться
А метеорология тут при чем? Вы же в этом аспекте отличную работу сделали!
Ольга Чупина, 21.02.20 в 12:03 0Ответить Пожаловаться
Детям первого класса трудно понять, что такое низовая метель, общая метель, поэтому на уроках я стараюсь донести материал простым, понятным им языком.
Ирина Анатольевна, 21.02.20 в 13:44 0Ответить Пожаловаться
Так и назвали бы просто "метель". Я не против вьюги, но на уроках чтения, а на окружайке надо называть вещи своими именами, я так думаю.
Ольга Чупина, 25.02.20 в 11:43 0Ответить Пожаловаться
Если вы так хорошо знаете программу "Начальная школа 21 века", то наверное, знаете, что в программе, составленной Н.Ф.Виноградовой, определена тема "Февраль- месяц метелей и вьюг", я её не с потолка взяла.

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.