12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Едигарева Елена Николаевна83


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16» г. Пермь








Урок по окружающему миру

Тема «Физические явления: свет и цвет»

(4 класс)




Работу выполнила:

учитель начальных классов

Едигарева Елена Николаевна











Пермь, 2020

Аннотация к уроку

Представленный вам урок является третьим по счету при изучении темы «Смена дня и ночи» в разделе «Взаимное движение Земли, Солнца и Луны» (Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварева Окружающий мир: часть 1. - М.: ВИТА – ПРЕСС, 2013 г.) На первом уроке ребята знакомятся с процессом смены дня и ночи на планете Земля, движением планеты вокруг своей оси, с тем, как человек воспринимает движение Солнца по небосводу, на втором уроке – изучают роль Солнца для жизни на Земле, особенно растений, третий урок посвящен тому как человек воспринимает свет, даваемый Солнцем. Именно на этом уроке учащиеся узнают о цветовом спектре, о том, как солнечный свет рождает цвет, почему мы видим разные цвета, как возникает радуга в природе, пробуют сами получить радугу в искусственно созданных условиях.




Урок окружающего мира

Тема «Физические явления: свет и цвет»

(4 класс)

УМК: Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварева Окружающий мир (система РО Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова).

Тип урока – решение практических задач.

Тема урока: «Свет и цвет. Спектр цветов».

Цель: создание условий для изучения физического явления разложения светового луча на цветовой спектр.

Задачи:

смоделировать ситуацию для изучения физического явления разложения светового луча на цветовой спектр;

провести эксперимент по получению радуги в моделируемой ситуации (искусственный источник света, призма);

сформировать понятия «отражение», «поглощение» цвета;

осуществить работу с разными источниками информации (текст, фотоизображения, графические изображения);

организовать деятельность учащихся в группах для эффективного принятия совместных решений.


Ожидаемые результаты:

Знание цветового спектра и механизма разложения луча света на цветовой спектр.

Знание условий, от которых зависит цвет видимого предмета.

Получение радуги в искусственных условиях.

Составление текста выступления по результатам работы группы.

Оборудование для урока:

- для учащихся: призма (или сосуд с водой), лампа (или фонарик) – источник света, зеркало, карандаш, цветовой круг;

- для учителя: проектор и экран для демонстрации презентации, призмы, источник света для демонстрации опыта по сложению (смешиванию) цветов.



Структура УРОКА

Содержание этапов УРОКА

1. Введение в тему

(3 минуты)

Даны изображения «Глаз человека», «Солнце», «Красный мак», «Серый камень»

t1594958796aa.gif

t1594958796ab.gif

t1594958796ac.gif

t1594958796ad.gif


- Как вы думаете, чем связаны эти объекты между собой?

(Д: - Человек видит Солнце, мяч, кубик.

- Человек с помощью глаз может различать цвета.

- Солнце освещает предметы и человек может их видеть…)

- В ваших ответах есть доля истины. Но в моем вопросе было сочетание слов чем связаны эти предметы.

Значит речь идет о каком – то природном объекте.

- О каком?

(Д: - О Солнце.

- Глаз – орган зрения)


2. Актуализация знаний

(3 минуты)

Даны изображения – летний луг днем и летний луг в сумерках

t1594958796ae.gif

t1594958796af.gif

-Чем похожи и чем отличаются изображения?

(Д: Одно изображение в цвете, другое – серое, темное, не имеет цвета)

- Как вы думаете, почему так происходит?

(Д: - Нет солнечного света. Вокруг темно. Поэтому все предметы кажутся серыми, темными).

- Тогда, что же делает мир красочным, разноцветным?

(Д: - Солнечный свет).

3. Проблема и целеполагание

(3 минуты)

- Какого цвета солнечный луч?

(Д: - Бесцветный, прозрачный, белый).

- Как же белый луч делает мир вокруг нас разноцветным?

- Какова цель нашей работы?

Цель: выяснить, как луч света «раскрашивает все вокруг» в разные цвета.

4. Решение практической задачи

(22 минуты)

Получение цветового спектра (разложение светового луча на спектр):

- Впервые представить луч света в виде спектра удалось английскому ученому Исааку Ньютону.

t1594958796ag.gif

t1594958796ah.gif

В 1667 году Исаак Ньютон через маленькое отверстие направил луч света на стеклянную призму. Попадая на призму луч преломлялся и давал на противоположной стене удлиненное изображение с радужным чередованием цветов – спектром.

- Что получил Исаак Ньютон, проводя свой опыт?

(Д: - Радугу.)

- При каких условиях вы видите радугу в природе?

(Д: - Светит яркое солнце. Прошел дождь).

- Значит нам необходим луч света и капли воды.

-А как радугу нам получить в классе?

Работа в группе: используя схему получить радугу – разложить солнечный луч на цветной спектр (учебник стр.21)

t1594958796ai.jpg

- Какие предметы нам понадобятся?

(Д: источник света, призма – вода, бумага белого цвета).

- Нам понадобится зеркало, т.к поверхность зеркала будет отражать луч света.

2) Количество цветов в спектре:

- Сколько в спектре цветов?

t1594958796aj.gif


Исаак Ньютон попытался определить количество цветов, на которые он разложил световой луч. Однако его попытка определения точного количества цветов солнечного спектра не увенчалась особым успехом. Они так плавно и незаметно переходили из одного в другой, что определить их границы и дать им названия можно было лишь весьма условно. Как и подобает настоящему ученому, Ньютон попытался систематизировать полученные результаты, проведя параллель между цветом и музыкой. По аналогии с семью основными нотами, он счел возможным использовать и семь основных цветов, используя их общепринятые названия. Так и осталась в нашей памяти простенькая гамма «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан».
Вопрос – сколько же всего цветов существует в природе – оказался не таким уж простым. В компьютерной графике, например, "полноцветной" считается палитра, содержащая более 16 млн. цветов. В традиционной живописи издавна используется относительно скромное количество природных и синтезированных красителей, поэтому даже самые взыскательные художники научились обходиться несколькими десятками цветов.


3) Сложение цветов:

-Раньше люди думали, что радуга живет в капле воды или в призме, а солнечный луч её освобождает.

- Каким опытом можно доказать, что это не так? Нарисуйте свой опыт. (Работа в группах)

t1594958796ak.jpg

- Подсказка: возьмите 2 призмы и лист бумаги.

(Д: выдвижение гипотез

- Поставить одну призму на другую, тем самым увеличиваем площадь призм.

- Поставить две призмы рядом друг с другом, чтобы не было расстояния между ними. Это приведет к тому, что луч не будет преломляется, проходя через 2 призмы)

ДЕМОНСТРАЦИЯ ОПЫТА УЧИТЕЛЕМ

t1594958796al.jpg

- Радуга в призме не живет, а только по-разному преломляет лучи. Добавим вторую призму. Она совершит обратное действие — вновь соберет все разноцветные лучи в один белый.

4) Поглощение и отражения цвета.

- Как вы думаете, почему одни объекты мы видим синими, другие красными, третьи – желтыми? Как так получается, что они разного цвета?

(Д: - Так создала природа.

-Все предметы белые, а солнечный луч окрашивает их в разные цвета.

-???)

- Для того, чтобы найти ответы на эти вопросы, предлагаю вам провести опыт и сделать вывод: необходимо разложить луч света на спектр и на место, где виден спектр на белом листе наложить бумагу определенного цвета (например, красную полоску или зеленую, или синюю …)

Дети замечают, что при наложении бумаги определенного цвета (например, красного), место где в спектре красный

цвет, цвет красный становится более красным, а остальные цвета становятся черными.

- Почему так происходит?

- Посмотрите на схему и сделайте вывод.

t1594958796am.jpg

Цвет предметов зависит от того, лучи какого цвета они поглощают, а какого - отражают.

Секрет оказался прост. Однако с розовым, оранжевым, фиолетовым, фиолетовым цветами нужно быть осторожными, они отражают не один цвет а несколько.

5) Как человек воспринимает цвета:

t1594958796an.gif

Без источника света нам не увидеть, какого цвета данный предмет.

5. Рефлексия

(7 минут)

- Как вы считаете, удалось ли нам достичь поставленной цели?

- Что такое радуга?

(Д: - Луч света, разложенный на цветовой спектр)

-Вернемся к началу урока.

- Как вы думаете, что связывает между собой Солнце, глаз человека, красный мак, серый камень?

(Д: - Луч света).

- Как между собой связаны свет и цвет?

(Д: - Из луча света рождается спектр цветов).

- Какие новые вопросы возникли у вас по теме «Свет и цвет»?



6.Домашнее задание (2 минуты)

Задание: одень человека в одежду выбранных цветов, если известно, что

- ткань футболки отражает синий луч;

- ткань шорт отражает зеленые лучи;

- цвет ботинок поглощает все лучи;

- ткань кепки и носков отражает все лучи.




 Список информационных источников:

Белоконева О. Почему мир разноцветный? // Журнал «Наука и жизнь» №10. – 2008 г.

Чудинова Е.В. Окружающий мир: учебник для учащихся 4 класса в 2 –х частях: часть 1. – М.: Вита – Пресс, 2013 г.

Чудинова Е.В. Методика преподавания курса «Окружающий мир». 4 класс: пособие для учителя/Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварёва. – М.: Бином «Лаборатория знаний», 2019 г.

http://ujack.narod.ru/colormod01.htm


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Фролова Надежда Михайловна, 17.07.20 в 09:09 0Ответить Пожаловаться
Хороший урок! Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.