Урок окружающего мира в 4 классе «Физические явления: свет и цвет»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16» г. Пермь
Урок по окружающему миру
Тема «Физические явления: свет и цвет»
(4 класс)
Работу выполнила:
учитель начальных классов
Едигарева Елена Николаевна
Пермь, 2020
Аннотация к уроку
Представленный вам урок является третьим по счету при изучении темы «Смена дня и ночи» в разделе «Взаимное движение Земли, Солнца и Луны» (Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварева Окружающий мир: часть 1. - М.: ВИТА – ПРЕСС, 2013 г.) На первом уроке ребята знакомятся с процессом смены дня и ночи на планете Земля, движением планеты вокруг своей оси, с тем, как человек воспринимает движение Солнца по небосводу, на втором уроке – изучают роль Солнца для жизни на Земле, особенно растений, третий урок посвящен тому как человек воспринимает свет, даваемый Солнцем. Именно на этом уроке учащиеся узнают о цветовом спектре, о том, как солнечный свет рождает цвет, почему мы видим разные цвета, как возникает радуга в природе, пробуют сами получить радугу в искусственно созданных условиях.
Урок окружающего мира
Тема «Физические явления: свет и цвет»
(4 класс)
УМК: Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварева Окружающий мир (система РО Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова).
Тип урока – решение практических задач.
Тема урока: «Свет и цвет. Спектр цветов».
Цель: создание условий для изучения физического явления разложения светового луча на цветовой спектр.
Задачи:
смоделировать ситуацию для изучения физического явления разложения светового луча на цветовой спектр;
провести эксперимент по получению радуги в моделируемой ситуации (искусственный источник света, призма);
сформировать понятия «отражение», «поглощение» цвета;
осуществить работу с разными источниками информации (текст, фотоизображения, графические изображения);
организовать деятельность учащихся в группах для эффективного принятия совместных решений.
Ожидаемые результаты:
Знание цветового спектра и механизма разложения луча света на цветовой спектр.
Знание условий, от которых зависит цвет видимого предмета.
Получение радуги в искусственных условиях.
Составление текста выступления по результатам работы группы.
Оборудование для урока:
- для учащихся: призма (или сосуд с водой), лампа (или фонарик) – источник света, зеркало, карандаш, цветовой круг;
- для учителя: проектор и экран для демонстрации презентации, призмы, источник света для демонстрации опыта по сложению (смешиванию) цветов.
Структура УРОКА | Содержание этапов УРОКА | ||||
1. Введение в тему (3 минуты) | Даны изображения «Глаз человека», «Солнце», «Красный мак», «Серый камень»
- Как вы думаете, чем связаны эти объекты между собой? (Д: - Человек видит Солнце, мяч, кубик. - Человек с помощью глаз может различать цвета. - Солнце освещает предметы и человек может их видеть…) - В ваших ответах есть доля истины. Но в моем вопросе было сочетание слов чем связаны эти предметы. Значит речь идет о каком – то природном объекте. - О каком? (Д: - О Солнце. - Глаз – орган зрения) | ||||
2. Актуализация знаний (3 минуты) | Даны изображения – летний луг днем и летний луг в сумерках
-Чем похожи и чем отличаются изображения? (Д: Одно изображение в цвете, другое – серое, темное, не имеет цвета) - Как вы думаете, почему так происходит? (Д: - Нет солнечного света. Вокруг темно. Поэтому все предметы кажутся серыми, темными). - Тогда, что же делает мир красочным, разноцветным? (Д: - Солнечный свет). | ||||
3. Проблема и целеполагание (3 минуты) | - Какого цвета солнечный луч? (Д: - Бесцветный, прозрачный, белый). - Как же белый луч делает мир вокруг нас разноцветным? - Какова цель нашей работы? Цель: выяснить, как луч света «раскрашивает все вокруг» в разные цвета. | ||||
4. Решение практической задачи (22 минуты) | Получение цветового спектра (разложение светового луча на спектр): - Впервые представить луч света в виде спектра удалось английскому ученому Исааку Ньютону.
В 1667 году Исаак Ньютон через маленькое отверстие направил луч света на стеклянную призму. Попадая на призму луч преломлялся и давал на противоположной стене удлиненное изображение с радужным чередованием цветов – спектром. - Что получил Исаак Ньютон, проводя свой опыт? (Д: - Радугу.) - При каких условиях вы видите радугу в природе? (Д: - Светит яркое солнце. Прошел дождь). - Значит нам необходим луч света и капли воды. -А как радугу нам получить в классе? Работа в группе: используя схему получить радугу – разложить солнечный луч на цветной спектр (учебник стр.21)
- Какие предметы нам понадобятся? (Д: источник света, призма – вода, бумага белого цвета). - Нам понадобится зеркало, т.к поверхность зеркала будет отражать луч света. 2) Количество цветов в спектре: - Сколько в спектре цветов?
Исаак Ньютон попытался определить количество цветов, на которые он разложил световой луч. Однако его попытка определения точного количества цветов солнечного спектра не увенчалась особым успехом. Они так плавно и незаметно переходили из одного в другой, что определить их границы и дать им названия можно было лишь весьма условно. Как и подобает настоящему ученому, Ньютон попытался систематизировать полученные результаты, проведя параллель между цветом и музыкой. По аналогии с семью основными нотами, он счел возможным использовать и семь основных цветов, используя их общепринятые названия. Так и осталась в нашей памяти простенькая гамма «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан». 3) Сложение цветов: -Раньше люди думали, что радуга живет в капле воды или в призме, а солнечный луч её освобождает. - Каким опытом можно доказать, что это не так? Нарисуйте свой опыт. (Работа в группах)
- Подсказка: возьмите 2 призмы и лист бумаги. (Д: выдвижение гипотез - Поставить одну призму на другую, тем самым увеличиваем площадь призм. - Поставить две призмы рядом друг с другом, чтобы не было расстояния между ними. Это приведет к тому, что луч не будет преломляется, проходя через 2 призмы) ДЕМОНСТРАЦИЯ ОПЫТА УЧИТЕЛЕМ
- Радуга в призме не живет, а только по-разному преломляет лучи. Добавим вторую призму. Она совершит обратное действие — вновь соберет все разноцветные лучи в один белый. 4) Поглощение и отражения цвета. - Как вы думаете, почему одни объекты мы видим синими, другие красными, третьи – желтыми? Как так получается, что они разного цвета? (Д: - Так создала природа. -Все предметы белые, а солнечный луч окрашивает их в разные цвета. -???) - Для того, чтобы найти ответы на эти вопросы, предлагаю вам провести опыт и сделать вывод: необходимо разложить луч света на спектр и на место, где виден спектр на белом листе наложить бумагу определенного цвета (например, красную полоску или зеленую, или синюю …) Дети замечают, что при наложении бумаги определенного цвета (например, красного), место где в спектре красный цвет, цвет красный становится более красным, а остальные цвета становятся черными. - Почему так происходит? - Посмотрите на схему и сделайте вывод.
Цвет предметов зависит от того, лучи какого цвета они поглощают, а какого - отражают. Секрет оказался прост. Однако с розовым, оранжевым, фиолетовым, фиолетовым цветами нужно быть осторожными, они отражают не один цвет а несколько. 5) Как человек воспринимает цвета:
Без источника света нам не увидеть, какого цвета данный предмет. | ||||
5. Рефлексия (7 минут) | - Как вы считаете, удалось ли нам достичь поставленной цели? - Что такое радуга? (Д: - Луч света, разложенный на цветовой спектр) -Вернемся к началу урока. - Как вы думаете, что связывает между собой Солнце, глаз человека, красный мак, серый камень? (Д: - Луч света). - Как между собой связаны свет и цвет? (Д: - Из луча света рождается спектр цветов). - Какие новые вопросы возникли у вас по теме «Свет и цвет»? | ||||
6.Домашнее задание (2 минуты) | Задание: одень человека в одежду выбранных цветов, если известно, что - ткань футболки отражает синий луч; - ткань шорт отражает зеленые лучи; - цвет ботинок поглощает все лучи; - ткань кепки и носков отражает все лучи. |
Список информационных источников:
Белоконева О. Почему мир разноцветный? // Журнал «Наука и жизнь» №10. – 2008 г.
Чудинова Е.В. Окружающий мир: учебник для учащихся 4 класса в 2 –х частях: часть 1. – М.: Вита – Пресс, 2013 г.
Чудинова Е.В. Методика преподавания курса «Окружающий мир». 4 класс: пособие для учителя/Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварёва. – М.: Бином «Лаборатория знаний», 2019 г.
http://ujack.narod.ru/colormod01.htm
Фролова Надежда Михайловна