Статья «Физическое воспитание детей дошкольного возраста на современном этапе»

0
0
Материал опубликован 22 January 2018

Для успешности тренировочных воздействий на ребенка дошкольного возраста формирование устойчивого интереса к деятельности необходимо. Любая деятельность ребенка сопровождается интересами, потребностями, ценностными ориентациями, установками. Интерес выступает основой, базисным компонентом направленности личности, это побуждает нас рассмотреть сущность интереса, его функции и принципы формирования интереса в системе дошкольного образования.

Вся система внешкольной образовательной деятельности была призвана развить у учащихся интерес к определенным видам деятельности, развить способности и таланты, удовлетворить познавательные, интеллектуальные и физические потребности.

Теоретические основы внеклассной работы представлены трудами таких ученых, как Н.И.Алпатов, Н.И.Болдырев, М.Е.Дуранов, Н.А.Томин и др.

С принятием в 1992 г. закона «Об образовании» и формированием федерального базового образовательного стандарта встал вопрос о его развитии, претворении в жизнь и принятии к действию.

Спортивные школы по разным видам спорта имеют своей целью:

- формирование интереса к спорту, расширение кругозора;

- формирование умений и навыков технических приемов избранного вида спорта;

- включение детей в активную деятельность в сфере спорта, и как результат — достижение максимальных результатов в спортивной деятельности.

Интересы людей связывают, соединяясь в целостную систему. Базовым носителем общественных отношений зачастую становится интерес, а у детей это аксиомично. Интерес лежит в основе мотивации деятельности, особенно у ребенка 5-7 лет; он присущ детской природе и стимулирует, двигает вперед.

Интересы способны синтезироваться и расходиться по масштабам и целям: личные, групповые, корпоративные, этнические, классовые, национально-государственные, региональные, геополитические, глобальные.

Среди философов различных направлений и школ (идеализм, материализм, дуализм, марксизм, позитивизм, экзистенциализм, прагматизм, персонализм, бихевиоризм, томизм и др.) по-разному ставился в прошлом и решается в современных условиях вопрос об источниках и движущих силах человеческих интересов.

Если исторический материализм устанавливает, что «способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще», то согласно представлениям сторонников философского идеализма в основе всего сущего, включая потребности людей, лежат духовные начала. Так, по мнению одного из мыслителей XIX в. Артура Шопенгауэра, воля к жизни - вот что «самое реальное из всего, что мы знаем, и даже ядро самой реальности». Именно она представляет собой нечто необъяснимое, но первое и безусловное, предпосылку всех предпосылок, ибо «не воля к жизни является следствием мира, а мир является следствием воли к жизни».

Яростно критикуя А.Шопенгауэра, но не за абсолютизацию воли, а за то, что потребностью человека он считал сострадание, Ф.Ницше одновременно нападал на весь «литературно-художественный декаданс от Санкт-Петербурга до Парижа, от Толстого до Вагнера» и призывал искать средство нанести удар по такому опасному, болезнетворному скоплению сострадания ... чтобы оно лопнуло». Сам же он игнорировал все ценности, потребности и интересы, если они основаны на доброжелателях и морали («моралине»); жизнь тождественна инстинктам роста, власти: «если отсутствует воля к власти, существо деградирует» (131, с.21).

Общефилософский подход к интересам, их систематизация должны строиться с учетом специфики людей разных профессий, возраста и пола, вероисповедания, национальной принадлежности, общекультурного развития, а также особенностей психофизиологического склада характера, темперамента, судьбы и пр. Это предполагает переход и в теории интересов к индивидуализации проблемы.

Интересы представляют собой особый род общественных отношений, они не существуют сами по себе, абстрактно, вне тех лиц, социальных групп, классов и иных сил, которые выступают в качестве их носителей. В этом одно из оснований классификации интересов. Интерес направлен на определенный объект. В качестве объектов интереса выступают материальные и духовные ценности, социальные институты и общественные отношения, обычаи, порядки. Интересы особенно тесно связаны с распределительными отношениями в обществе, будучи направлены либо на изменение, либо на закрепление существующих отношений.

Интересы более значимы с точки зрения обеспечения условий жизни.

Интерес в своем роде основание идеологии. Если идеология апеллирует к идеалу здоровья, физически крепкого организма, физической активности, приоритету движения, то и интерес должен быть соответствующий. Интерес - исходный стимул действия.

Интерес - это не только объективное отношение, складывающееся независимо от сознания и воли действующего субъекта, и не только стимул, взятый сам по себе. Интерес - это и то и другое одновременно.

Интерес - это не просто положение социального субъекта, это и положение, выражающееся в сознании, и вместе с тем сознание, переходящее в действие.

На общественном уровне интерес находится в поле зрения философов давно. В XVIII веке К.Гельвеций, П.Гольбах, Д.Дидро пытались объяснить общественную жизнь, ее целевые установки с помощью интереса. Сам интерес рассматривается как простая сумма интересов и установок индивида.

Важным шагом в изучении сущности интереса и его функций в обществе сделали Г.Гегель и И.Кант. Они связывают интерес с потребностями людей. Сам интерес они характеризуют как намерения сознания, установку на познание.

Интерес, по Гегелю, есть содержание тех влечений, на удовлетворение которых направлена деятельность субъекта. Деятельность есть главное определение субъекта, благодаря ей совершается переход от субъективного в объективное. Интерес есть «момент субъективной единичности и ее деятельности» во всяком деле, получающем осуществление. «Ничто не осуществляется поэтому помимо интереса» (42, с.321).

Содержание интересов, то есть совокупность тех объектов, целей и задач деятельности, которые овладевают сознанием субъекта действия, также неоднородно. Одни задачи представляются более близкими и достижимыми, другие - менее реальными, к одним целям стремятся со всей силою  субъективности, со страстью, к другим - лишь при определенных условиях и

по мере надобности.

Интересы, следовательно, проявляются в различной совокупности практических мотивов действия, а противоречия между мотивами бывают настолько существенными, что они могут приводить и к блокированию действия, и к действиям во имя чужого интереса (при этом действие во имя чужого интереса основывается на какой-то из сторон своего интереса).

В любой коллективности общий интерес утверждается таким образом,  что он охватывает далеко не сразу, не одновременно и не в одинаковой мере всех членов этой коллективности. Объединение интересов - само по себе длительный и сложный процесс.

Интерес оказывается весьма сложным, внутренне противоречивым явлением, причем противоречия имеются как в его объективной стороне (противоречия положений), так и в субъективной (противоречия мотивов). Но главное противоречие интереса, обуславливающее деятельность субъекта, -  противоречие между объективной и субъективной сторонами интереса. Эти обстоятельства нужно учитывать при организации идеологической работы, направленной на уяснение спортивным коллективом - группой своих собственных интересов, связи их с интересами более широкого целого.

Понимание интереса как определенного единства объективного и субъективного ведет к уяснению сложности самой структуры мотивации человеческой деятельности. Мотивация состоит из пластов, слоев и наслоений, имеющих как бы различную глубину залегания и связаны с разными социально-психологическими феноменами в структуре массового у. сознания.

Понятие интереса выработано в истории общественной мысли для обозначения реальных причин социальных действий и соответствующих им изменений в общественной жизни и причин индивидуальных поступков. Необходимо разграничивать интересы индивида, отдельно действующего лица и интересы некоей группы людей, социального слоя, коллектива, группы.

Интересы проявляются прежде всего в различных видах человеческой деятельности - в экологической, социальной, политической, духовной, физкультурно-спортивной. Эти виды деятельности различаются между собой по целям и средствам, по методам их реализации, по функциям, которые они выполняют по отношению к общественному целому.

При формировании активно-позитивного отношения детей к спорту мы развиваем интерес, и отсюда выделяется круг проблем методического характера, связанный с формированием интереса в системе спорта:

- определение принципов изучения интересов;

- выявление принципов организации изучения и формирования интереса учащихся к спортивной деятельности;

- выбор методов для познания данного явления;

- отбор способов формирования интересов учащихся в системах дошкольного образования и образования в сфере физической культуры и спорта.

В личностном плане методологической основой человека является его мировоззрение с принципами, позицией, убеждениями, установками. В мировоззрении субординированы знания, способы познавательной деятельности, принципы и законы.

П.В.Алексеев и А.В.Панин к методологическим функциям философии относят эвристическую, координирующую, интегрирующую и логико-гносеологическую (8, с. 14).

Педагогика связывает свою деятельность, в том числе исследовательскую, с личностью и коллективом, поэтому ей приходится выходить как на мировоззрение вообще, так и мировоззрение личности, как обобщенную картину мира, выполняющую методологическую функцию. А.Энштейн отмечал, что для реализации своего метода исследователь нуждается в научной базе, из которой он может вынести следствие (209, с.73). Такой научной базой являются мировоззренческие принципы. Следовательно, философские законы, категории, составляющие основу мировоззрения личности, выступают методологической основой изучения педагогических проблем.

Эта связь мировоззрения и философии заключается в наличии системы обобщенных понятий, категорий, принципов и законов, отражающих развитие и взаимосвязь изучаемых явлений и процессов.

Философские и другие теории и законы, выполняющие методологические функции, не имеют непосредственного выхода в исследовательскую практику. Их познавательные функции реализуются через принципы. Методологические принципы, как отмечает П.В.Алексеев, есть не что иное, как необходимые требования к познанию (8, с.304).

В философии познания (мышления) выделяются несколько принципов, имеющих непосредственное отношение к формированию интереса к спортивной деятельности детей.

Принцип объективности в познании требует рассматривать явления такими, какие они есть на самом деле, то есть во взаимосвязи, взаимопереходах, конкретности, целостности.

Принцип системности диктует необходимость упорядоченного рассмотрения множества взаимосвязанных элементов, обладающих структурой и организацией (34, с. 124).Структура отражает связи между элементами целого, их упорядоченность, стабильность системы.

Принцип историзма в познании требует рассмотрения систем в динамике, развитии; причин возникновения явлений, их исторической обусловленности; выяснения предпосылок нового; этапного подхода к развитию процессов и явлений. 

Принцип деятельностного подхода связан с вышеизложенными принципами. В соответствии с ними развитие происходит только в деятельности. Управление выступает в педагогике как один из видов деятельности. Поэтому деятельностный подход является методологическим принципом изучения и организации формирования интереса к спортивной деятельности.

Краткий перечень методологических принципов теории познания дает нам основание выделить ведущие из них для изучения процесса формирования интереса к спортивной деятельности у дошкольников. К этим принципам нами отнесены следующие:

- принцип системности как исходный методологический, его рассматривают такие авторы, как Л.И.Новикова (34, с.5), В.П.Кохановский (196, с.50), А.В.Петровский связывает системный подход к изучению личности с выделением системообразующего признака (146,с.59), Д.Н.Узнадзе считал таким системообразующим признаком фиксированную установку (189, с.247).,А.Н.Леонтьев в качестве системообразующей единицы в личности усматривает отношения мотива к цели деятельности (93, с.85);

- деятельностный подход как принцип изучения и организации работы по формированию интереса к спортивной деятельности. Развитие системы личности, ее интересов происходит только в деятельности, поэтому необходим деятельностный подход как принцип изучения и организации формирования интереса к спортивной деятельности у дошкольников. Деятельность - одна из ведущих категорий в философии, один из признаков функционирования системы.

В изучении и формировании интереса к спортивной деятельности, исходя из деятельностного подхода как методологического принципа, выделяется несколько элементов: личность тренера и ученика как субъектов

Комментарии
Комментариев пока нет.