Рабочая программа элективного курса 9 класса по предпрофильной подготовке «Механика»

2
0
Материал опубликован 17 August 2017 в группе

РАЗДЕЛ I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ РАЗРАБОТАНА НА ОСНОВЕ:

Федерального компонента ГОС (приказ МО РФ от 09.03.04г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»),

приказа Министерства образования и науки РФ от 27 декабря 2011 г. № 2885, зарегистрирован в Минюсте РФ 21 февраля 2012 г., рег. № 23290, "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012- 2013 учебный год»;

нормативов «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.12.2008 N 72 (зарегистрированы в Минюсте России 28.01.2009, регистрационный номер 13189),

Образовательной программы для классов, реализующих ФК ГОС 2004 г МБОУ КИИКСКОЙ СОШ (приказом № от ----------)

 

«Знать физику – это значит уметь решать задачи»

Энрико Ферми.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения.

Учащиеся, окончившие среднюю общеобразовательную школу, должны не только понимать окружающую их действительность, но и уметь плодотворно применять полученные знания и навыки в своей практической деятельности.

В настоящее время обучение физике в старшей школе строится на базе профильного обучения. В связи с этим возникла необходимость предпрофильной подготовки в 9-м классе основной школы. Данная программа предназначена для курсов по выбору по физике в 9-м классе. Суть предпрофильной подготовки – создать образовательное пространство, способствующее самоопределению учащихся: через организацию курсов по выбору, информационную работу и профильную ориентацию.

Содержание курса «Механика» предложено в базовом курсе, но целью данной программы является формирование основ физики, более детальное и углубленное изучение данного раздела, т.к. в базовом курсе этот раздел представлен поверхностно. Когда учащиеся приходят в старшую школу возникают сложности, т.к. этот раздел дается, как повторительно-обобщающий.

Особое внимание уделяется обработке результатов, расчёт абсолютной и относительной погрешностей, построение и работа с графиками, рассматриваются задачи с элементами векторной алгебры. Также программа содержит лабораторные работы, позволяющие на практике изучить законы движения.

Программа элективного курса согласована с базовым курсом и позволит подросткам углубить и расширить свои знания и умения по данному разделу физики.

Элективный курс по предпрофильной подготовке учащихся 9 классов посвящён одним из самых важных вопросов школьного курса:

решению теоретических и экспериментальных задач;

выполнению работ физического практикума.

Механика – важнейший раздел курса физики. Она представляет собой фундамент, качество которого определяет устойчивость всего здания естественных наук.

Ее изучение в школе дает начало формированию общенаучных исследовательских умений учащихся. В то же время, механика – довольно большой раздел курса физики и достаточно сложный для его восприятия учащимися из-за множества новых абстрактных понятий, большого числа определений, законов и формул, требующих обязательного их усвоения, что приводит к снижению уровня мотиваций учащихся и существенно усложняет задачу учителя.

Данный курс способствует преодолению указанных проблем и позволяет не только обобщить, повторить закрепить и углубить знания по механике, но и помогает дать первое представление о цикле научного познания: от наблюдений к постановке проблемы о причиной их связи; от первоначального решения поставленной проблемы – выдвижения гипотезы до экспериментальной ее проверки и вытекающих из нее следствий.

В курсе физики времени на решение задач выделяется недостаточно, поэтому необходимо, прежде всего, восполнить пробелы предыдущей подготовки учащихся, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха.

Решение задач по физике - необходимый элемент учебной работы. Задачи дают материал для упражнений, требующих применения физических закономерностей к явлениям, протекающим в тех или иных конкретных условиях.

Задачи способствуют более глубокому и прочному усвоению физических законов, развитию логического мышления, сообразительности, инициативы, воли и настойчивости в достижении поставленной цели, вызывают интерес к физике, помогают приобретению навыков самостоятельной работы и служат незаменимым средством для развития самостоятельности в суждениях.

В процессе выполнения задач ученики непосредственно сталкиваются с необходимостью применять полученные знания по физике в жизни, глубже осознают связь теории с практикой. Это одно из важных средств повторения, закрепления и проверки знаний учащихся, один из основных методов обучения физике.

Элективный курс имеет практико-творческую направленность. Учебный материал представлен в основном в форме теоретических исследований, которые выполняют учащиеся в классе, составлении и решении физических задач.

Самостоятельные исследования учащихся способствуют не только осознанному овладению знаниями, но и обучают школьников научным методам познания, при этом формируются интеллектуальные и творческие способности.

Практическая значимость, прикладная направленность, инвариантность изучаемого материала, призваны стимулировать развитие интересов школьников и способствовать успешному развитию системы ранее приобретённых знаний и умений не только по данному, но и по всем разделам физики.

Элективный курс «Механика» полезен тем, кто продолжает обучение в 10–11-х классах школы.

ЦЕЛИ КУРСА:

Формирование навыков экспериментальных, теоретических исследований и познавательного интереса к предмету путем обучения школьников выдвижению собственных теоретических предвидений при выполнении заданий исследовательского характера.

Расширение и углубление представлений о роли механики как одной из естественно научных дисциплин.

Самоопределение учеников относительно профиля обучения в старшей школе.

Выработка навыков сотрудничества в процессе работы в группах и парах.

ЗАДАЧИ КУРСА:

Создание условий для развития устойчивого интереса к физике, к решению теоретических и экспериментальных задач.

Формирование навыков самостоятельного приобретения знаний и применение их в нестандартных ситуациях.

Развитие общеучебных умений: обобщать, анализировать, сравнивать, систематизировать знания.

Выработка у учащихся обобщенных умений и навыков решения графических задач по механике на основе общих подходов к их формированию в процессе преподавания учебных предметов: физики и математики.

Показать практическое применение законов физики через решение задач, связанных с явлениями и процессами, происходящими в окружающем нас мире.

Развитие творческих способностей учащихся, коммуникативных умений работать в парах и группе.

Предоставить учащимся возможность уточнить собственную готовность и способность осваивать в дальнейшем программу физики на профильном уровне.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА:

в области предметной компетенции - общее понимание сущности физической науки;

в области коммуникативной компетенции - овладение учащимися формами проблемной коммуникации (умение грамотно излагать свою точку зрения, сопровождая примерами, делать выводы, обобщения);

в области социальной компетенции - развитие навыков взаимодействия через групповую деятельность, работу в парах постоянного и переменного составов при выполнении разных заданий.

в области компетенции саморазвития - стимулирование потребности и способности к самообразованию, личностному целеполаганию.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ:

Лекции, беседы, лекции-дискуссии.

Экспериментальные исследования с обработкой данных и оформлением отчетов.

Работа с тестами, текстами.

Выполнение творческих заданий.

Защита самостоятельных исследований.

ФОРМА РАБОТЫ: индивидуальная, парная, фронтальная.

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИЕСЯ ПРИОБРЕТАЮТ СЛЕДУЮЩИЕ УМЕНИЯ:

отбирать необходимые приборы;

выполнять измерения;

вычислять погрешности прямых и косвенных измерений;

представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков;

интерпретировать результаты эксперимента;

делать выводы;

обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии.

ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ УМЕНИЯ ФОРМИРУЮТСЯ НА ОСНОВЕ СЛЕДУЮЩИХ ЗНАНИЙ:

цикл познания в естественных науках: факты, гипотеза, эксперимент, следствия;

роль эксперимента в познании;

соотношение теории и эксперимента в познании;

правила пользования измерительными приборами;

происхождение погрешностей измерений, их виды;

абсолютная и относительная погрешности;

запись результата прямых измерений с учётом погрешности;

сущность метода границ при вычислении погрешности косвенных измерений;

индуктивный вывод, его структура.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

векторные величины,

проекция вектора,

закон движения,

материальная точка,

относительность движения,

перемещение,

равномерное движение,

ускорение,

равноускоренное движение,

свободное падение,

центростремительное ускорение,

тангенциальное и нормальное ускорение,

импульс тела,

замкнутая система,

закон сохранения.

ОЦЕНКА ЗНАНИЙ – используется зачетная система оценивания знаний учащихся.

РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ ВЫХОД:

творческие отчёты учащихся по данной теме, которые будет включать самостоятельный эксперимент, либо составленные и озвученные задачи,

итоговый контроль знаний – ЗАЧЕТ

ИТОГОВЫЙ ЗАЧЕТ ученику по всему курсу «ОСНОВЫ МЕХАНИКИ» выставляется по критериям:

посещение занятий,

заинтересованность в дискуссиях и обсуждениях;

активное участие в решении качественных и расчетных задачах, практических работах;

стремление к эффективному взаимодействию, сотрудничеству, взаимопомощи;

умение оппонировать, адекватно оценивать свою деятельность, работать в команде

проявление самостоятельности и ответственности при выполнении практических работ.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ВЫПОЛНЕНА НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ ПРЕДПРОФИЛЬНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ «МЕХАНИКА», АВТОРА УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ ЛЮКИНОЙ Т.В.

Курс рассчитан на 17 часов – 0.5 часов в неделю.

РАЗДЕЛ II.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (34 ЧАСОВ)

9 КЛАССА

ОСНОВЫ МЕХАНИКИ.

РАЗДЕЛ Ι. ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ

(13 часов).

Физические измерения. Погрешности физических измерений. Погрешности и построение графиков. Погрешности при прямых и косвенных измерениях. Примеры расчёта погрешностей измерений.

О векторных величинах. Проекции вектора на координатные оси. Действия над проекциями. Закон движения в координатной и векторной форме. Задачи с элементами векторной алгебры.

Система отсчёта. Материальная точка. Путь и перемещение. Средняя, мгновенная и относительная скорости. Равномерное прямолинейное движение - ПРД, графики зависимости координаты и скорости от времени. Ускорение. Равноускоренное - ПРУД, равнозамедленное – ПРЗД и равнопеременное прямолинейное движение - РППД. Графики зависимости пути, перемещения, скорости и ускорения от времени при равнопеременном движении. Движение по окружности - РДО: угол поворота, угловая скорость, центростремительное ускорение. Связь угловых и линейных величин. Тангенциальное и нормальное ускорения.

Импульс. Замкнутая система. Закон сохранения импульса - ЗСИ.

РАЗДЕЛ ΙΙ. ФИЗИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

(3 часа).

Работа №1

«Измерение массы тела».

Работа №2

«Измерение жёсткости пружины».

Работа №3

«Измерение ускорения свободного падения (методом падающего цилиндра)»

РАЗДЕЛ ΙΙΙ. ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА

(1 час).

Обобщение по теме: «Основы механики». Творческий отчет.

РАЗДЕЛ III.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ 9 КЛАССА

п/п

Наименование темы

Количество часов

Форма проведения

Кален

дарные сроки

РАЗДЕЛ Ι. ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ

(13 часов).

1/1

КИНЕМАТИКА.

Прямолинейное равномерное движение - ПРД.

Графики зависимости координаты и скорости от времени. Решение задач на прямолинейное равномерное движение.

1

Лекция - беседа

Решение задач

Самостоятельное исследование

 

2/2

Прямолинейное равноускоренное движение - ПРУД. Решение задач на нахождение мгновенной скорости, ускорения и перемещения.

1

Лекция - беседа

Решение задач

Творческое задание

 

3/3

Решение задач на применение уравнения движения.

1

Дискуссия

Решение задач

Самостоятельное исследование

 

4/4

Решение графических задач при ПРУД.

1

Дискуссия

Решение задач

Творческое задание

 

5/5

Обобщение по теме «Виды движения. Основы кинематики».

1

Тренировочный тест для самоконтроля

 

6/6

ДИНАМИКА.

Законы Ньютона. Решение задач на законы Ньютона.

1

Лекция

Решение задач

Самостоятельное исследование

 

7/7

Решение задач на применение второго закона Ньютона.

1

Дискуссия

Решение задач

Творческое задание

 

8/8

Свободное падение тел. Вертикальное движение тела под действием силы тяжести.

1

Лекция - беседа

Решение задач

Самостоятельное исследование

 

9/9

Решение задач на применение закона всемирного тяготения.

1

Дискуссия

Решение задач

Самостоятельное исследование

 

10/10

Прямолинейное и криволинейное движение. Равномерное движение по окружности - РДО: угол поворота, угловая скорость, центростремительное ускорение.

1

Лекция - беседа

Решение задач

Самостоятельное исследование – экспериментальное задание

 

11/11

Тангенциальное и нормальное ускорение. Связь угловых и линейных величин.

1

Лекция

Решение задач

Самостоятельное исследование

 

12/12

ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ИМПУЛЬСА.

Решение задач на закон сохранения импульса - ЗСИ.

1

Беседа

Решение задач

Творческое задание

 

13/13

Обобщение по теме: «Основы динамики. Закон сохранения импульса».

 

Тематический тест

 

РАЗДЕЛ ΙΙ. ФИЗИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

(3 часа).

 

14/1

Работа №1

«Измерение массы тела».

1

Экспериментальные исследования с обработкой данных и оформлением отчетов

 

15/2

Работа №2

«Измерение жёсткости пружины».

1

Экспериментальные исследования с обработкой данных и оформлением отчетов

 

16/3

Работа №3

«Измерение ускорения свободного падения (методом падающего цилиндра)»

 

Экспериментальные исследования с обработкой данных и оформлением отчетов

 

РАЗДЕЛ ΙΙΙ. ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА

(1 час).

 

17/1

Обобщение по теме: «Основы механики» ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ. ЗАЧЕТ.

1

Защита самостоятельных исследований – творческий отчет.

Итоговый контроль знаний учащихся.

 

 

РАЗДЕЛ IV.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Учебно-методический комплект

Для учителя

Физика. 9 класс: дидактические материалы /А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М.: Дрофа, 2005.

Кирик Л.А. Физика – 9. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. – М.: Илекса, 2005.

Буров В.А., Дик Ю.И., Практикум по физике в средней школе: Пособие для

учителя. - М.: Просвещение, 1987

Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Пономарева А.В., Факультативный курс физики:

Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1977.

Практикум по физике в средней школе. Дидакт. материал. Под редакцией

А.А.Покровского. - М.: Просвещение, 1977.

Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 классы /сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2009.

С. Е.Каменецкий, В. П. Орехов. Методика решения задач по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1987.

И. К. Кикоин, А. К. Кикоин. Физика: Учебник для 9 класса средней школы. – М.: Просвещение, 1994.

Семке А.И. Уроки физики в 9-м классе, Ярославль 2004 г.

Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Орлов В.А. “Контрольные и проверочные работы 7–11-й кл. Метод. пособие” М. Дрофа 1998 г.

Для ученика

Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10 – 11 классы.: Пособие для общеобразовательных учеб. Заведений. – М.: Дрофа, 2002.

Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб.заведений. – М.: Дрофа, 2006.

Лукашик В.И. Иванова Е.В. “Сборник задач по физике для 7–9-х классов” М. Просвещение 2000 г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.