Рабочая программа элективного курса 9 класса по предпрофильной подготовке «Механика»
РАЗДЕЛ I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ РАЗРАБОТАНА НА ОСНОВЕ:
Федерального компонента ГОС (приказ МО РФ от 09.03.04г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»),
приказа Министерства образования и науки РФ от 27 декабря 2011 г. № 2885, зарегистрирован в Минюсте РФ 21 февраля 2012 г., рег. № 23290, "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012- 2013 учебный год»;
нормативов «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.12.2008 N 72 (зарегистрированы в Минюсте России 28.01.2009, регистрационный номер 13189),
Образовательной программы для классов, реализующих ФК ГОС 2004 г МБОУ КИИКСКОЙ СОШ (приказом № от ----------)
«Знать физику – это значит уметь решать задачи»
Энрико Ферми.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения.
Учащиеся, окончившие среднюю общеобразовательную школу, должны не только понимать окружающую их действительность, но и уметь плодотворно применять полученные знания и навыки в своей практической деятельности.
В настоящее время обучение физике в старшей школе строится на базе профильного обучения. В связи с этим возникла необходимость предпрофильной подготовки в 9-м классе основной школы. Данная программа предназначена для курсов по выбору по физике в 9-м классе. Суть предпрофильной подготовки – создать образовательное пространство, способствующее самоопределению учащихся: через организацию курсов по выбору, информационную работу и профильную ориентацию.
Содержание курса «Механика» предложено в базовом курсе, но целью данной программы является формирование основ физики, более детальное и углубленное изучение данного раздела, т.к. в базовом курсе этот раздел представлен поверхностно. Когда учащиеся приходят в старшую школу возникают сложности, т.к. этот раздел дается, как повторительно-обобщающий.
Особое внимание уделяется обработке результатов, расчёт абсолютной и относительной погрешностей, построение и работа с графиками, рассматриваются задачи с элементами векторной алгебры. Также программа содержит лабораторные работы, позволяющие на практике изучить законы движения.
Программа элективного курса согласована с базовым курсом и позволит подросткам углубить и расширить свои знания и умения по данному разделу физики.
Элективный курс по предпрофильной подготовке учащихся 9 классов посвящён одним из самых важных вопросов школьного курса:
решению теоретических и экспериментальных задач;
выполнению работ физического практикума.
Механика – важнейший раздел курса физики. Она представляет собой фундамент, качество которого определяет устойчивость всего здания естественных наук.
Ее изучение в школе дает начало формированию общенаучных исследовательских умений учащихся. В то же время, механика – довольно большой раздел курса физики и достаточно сложный для его восприятия учащимися из-за множества новых абстрактных понятий, большого числа определений, законов и формул, требующих обязательного их усвоения, что приводит к снижению уровня мотиваций учащихся и существенно усложняет задачу учителя.
Данный курс способствует преодолению указанных проблем и позволяет не только обобщить, повторить закрепить и углубить знания по механике, но и помогает дать первое представление о цикле научного познания: от наблюдений к постановке проблемы о причиной их связи; от первоначального решения поставленной проблемы – выдвижения гипотезы до экспериментальной ее проверки и вытекающих из нее следствий.
В курсе физики времени на решение задач выделяется недостаточно, поэтому необходимо, прежде всего, восполнить пробелы предыдущей подготовки учащихся, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха.
Решение задач по физике - необходимый элемент учебной работы. Задачи дают материал для упражнений, требующих применения физических закономерностей к явлениям, протекающим в тех или иных конкретных условиях.
Задачи способствуют более глубокому и прочному усвоению физических законов, развитию логического мышления, сообразительности, инициативы, воли и настойчивости в достижении поставленной цели, вызывают интерес к физике, помогают приобретению навыков самостоятельной работы и служат незаменимым средством для развития самостоятельности в суждениях.
В процессе выполнения задач ученики непосредственно сталкиваются с необходимостью применять полученные знания по физике в жизни, глубже осознают связь теории с практикой. Это одно из важных средств повторения, закрепления и проверки знаний учащихся, один из основных методов обучения физике.
Элективный курс имеет практико-творческую направленность. Учебный материал представлен в основном в форме теоретических исследований, которые выполняют учащиеся в классе, составлении и решении физических задач.
Самостоятельные исследования учащихся способствуют не только осознанному овладению знаниями, но и обучают школьников научным методам познания, при этом формируются интеллектуальные и творческие способности.
Практическая значимость, прикладная направленность, инвариантность изучаемого материала, призваны стимулировать развитие интересов школьников и способствовать успешному развитию системы ранее приобретённых знаний и умений не только по данному, но и по всем разделам физики.
Элективный курс «Механика» полезен тем, кто продолжает обучение в 10–11-х классах школы.
ЦЕЛИ КУРСА:
Формирование навыков экспериментальных, теоретических исследований и познавательного интереса к предмету путем обучения школьников выдвижению собственных теоретических предвидений при выполнении заданий исследовательского характера.
Расширение и углубление представлений о роли механики как одной из естественно научных дисциплин.
Самоопределение учеников относительно профиля обучения в старшей школе.
Выработка навыков сотрудничества в процессе работы в группах и парах.
ЗАДАЧИ КУРСА:
Создание условий для развития устойчивого интереса к физике, к решению теоретических и экспериментальных задач.
Формирование навыков самостоятельного приобретения знаний и применение их в нестандартных ситуациях.
Развитие общеучебных умений: обобщать, анализировать, сравнивать, систематизировать знания.
Выработка у учащихся обобщенных умений и навыков решения графических задач по механике на основе общих подходов к их формированию в процессе преподавания учебных предметов: физики и математики.
Показать практическое применение законов физики через решение задач, связанных с явлениями и процессами, происходящими в окружающем нас мире.
Развитие творческих способностей учащихся, коммуникативных умений работать в парах и группе.
Предоставить учащимся возможность уточнить собственную готовность и способность осваивать в дальнейшем программу физики на профильном уровне.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА:
в области предметной компетенции - общее понимание сущности физической науки;
в области коммуникативной компетенции - овладение учащимися формами проблемной коммуникации (умение грамотно излагать свою точку зрения, сопровождая примерами, делать выводы, обобщения);
в области социальной компетенции - развитие навыков взаимодействия через групповую деятельность, работу в парах постоянного и переменного составов при выполнении разных заданий.
в области компетенции саморазвития - стимулирование потребности и способности к самообразованию, личностному целеполаганию.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ:
Лекции, беседы, лекции-дискуссии.
Экспериментальные исследования с обработкой данных и оформлением отчетов.
Работа с тестами, текстами.
Выполнение творческих заданий.
Защита самостоятельных исследований.
ФОРМА РАБОТЫ: индивидуальная, парная, фронтальная.
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИЕСЯ ПРИОБРЕТАЮТ СЛЕДУЮЩИЕ УМЕНИЯ:
отбирать необходимые приборы;
выполнять измерения;
вычислять погрешности прямых и косвенных измерений;
представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков;
интерпретировать результаты эксперимента;
делать выводы;
обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии.
ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ УМЕНИЯ ФОРМИРУЮТСЯ НА ОСНОВЕ СЛЕДУЮЩИХ ЗНАНИЙ:
цикл познания в естественных науках: факты, гипотеза, эксперимент, следствия;
роль эксперимента в познании;
соотношение теории и эксперимента в познании;
правила пользования измерительными приборами;
происхождение погрешностей измерений, их виды;
абсолютная и относительная погрешности;
запись результата прямых измерений с учётом погрешности;
сущность метода границ при вычислении погрешности косвенных измерений;
индуктивный вывод, его структура.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
векторные величины,
проекция вектора,
закон движения,
материальная точка,
относительность движения,
перемещение,
равномерное движение,
ускорение,
равноускоренное движение,
свободное падение,
центростремительное ускорение,
тангенциальное и нормальное ускорение,
импульс тела,
замкнутая система,
закон сохранения.
ОЦЕНКА ЗНАНИЙ – используется зачетная система оценивания знаний учащихся.
РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ ВЫХОД:
творческие отчёты учащихся по данной теме, которые будет включать самостоятельный эксперимент, либо составленные и озвученные задачи,
итоговый контроль знаний – ЗАЧЕТ
ИТОГОВЫЙ ЗАЧЕТ ученику по всему курсу «ОСНОВЫ МЕХАНИКИ» выставляется по критериям:
посещение занятий,
заинтересованность в дискуссиях и обсуждениях;
активное участие в решении качественных и расчетных задачах, практических работах;
стремление к эффективному взаимодействию, сотрудничеству, взаимопомощи;
умение оппонировать, адекватно оценивать свою деятельность, работать в команде
проявление самостоятельности и ответственности при выполнении практических работ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ВЫПОЛНЕНА НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ ПРЕДПРОФИЛЬНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ «МЕХАНИКА», АВТОРА УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ ЛЮКИНОЙ Т.В.
Курс рассчитан на 17 часов – 0.5 часов в неделю.
РАЗДЕЛ II.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (34 ЧАСОВ)9 КЛАССА
ОСНОВЫ МЕХАНИКИ.
РАЗДЕЛ Ι. ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ
(13 часов).
Физические измерения. Погрешности физических измерений. Погрешности и построение графиков. Погрешности при прямых и косвенных измерениях. Примеры расчёта погрешностей измерений.
О векторных величинах. Проекции вектора на координатные оси. Действия над проекциями. Закон движения в координатной и векторной форме. Задачи с элементами векторной алгебры.
Система отсчёта. Материальная точка. Путь и перемещение. Средняя, мгновенная и относительная скорости. Равномерное прямолинейное движение - ПРД, графики зависимости координаты и скорости от времени. Ускорение. Равноускоренное - ПРУД, равнозамедленное – ПРЗД и равнопеременное прямолинейное движение - РППД. Графики зависимости пути, перемещения, скорости и ускорения от времени при равнопеременном движении. Движение по окружности - РДО: угол поворота, угловая скорость, центростремительное ускорение. Связь угловых и линейных величин. Тангенциальное и нормальное ускорения.
Импульс. Замкнутая система. Закон сохранения импульса - ЗСИ.
РАЗДЕЛ ΙΙ. ФИЗИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
(3 часа).
Работа №1
«Измерение массы тела».
Работа №2
«Измерение жёсткости пружины».
Работа №3
«Измерение ускорения свободного падения (методом падающего цилиндра)»
РАЗДЕЛ ΙΙΙ. ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА
(1 час).
Обобщение по теме: «Основы механики». Творческий отчет.
РАЗДЕЛ III.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ 9 КЛАССА
№ п/п |
Наименование темы |
Количество часов |
Форма проведения |
Кален дарные сроки |
|
РАЗДЕЛ Ι. ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ (13 часов). |
|||||
1/1 |
КИНЕМАТИКА. Прямолинейное равномерное движение - ПРД. Графики зависимости координаты и скорости от времени. Решение задач на прямолинейное равномерное движение. |
1 |
Лекция - беседа Решение задач Самостоятельное исследование |
||
2/2 |
Прямолинейное равноускоренное движение - ПРУД. Решение задач на нахождение мгновенной скорости, ускорения и перемещения. |
1 |
Лекция - беседа Решение задач Творческое задание |
||
3/3 |
Решение задач на применение уравнения движения. |
1 |
Дискуссия Решение задач Самостоятельное исследование |
||
4/4 |
Решение графических задач при ПРУД. |
1 |
Дискуссия Решение задач Творческое задание |
||
5/5 |
Обобщение по теме «Виды движения. Основы кинематики». |
1 |
Тренировочный тест для самоконтроля |
||
6/6 |
ДИНАМИКА. Законы Ньютона. Решение задач на законы Ньютона. |
1 |
Лекция Решение задач Самостоятельное исследование |
||
7/7 |
Решение задач на применение второго закона Ньютона. |
1 |
Дискуссия Решение задач Творческое задание |
||
8/8 |
Свободное падение тел. Вертикальное движение тела под действием силы тяжести. |
1 |
Лекция - беседа Решение задач Самостоятельное исследование |
||
9/9 |
Решение задач на применение закона всемирного тяготения. |
1 |
Дискуссия Решение задач Самостоятельное исследование |
||
10/10 |
Прямолинейное и криволинейное движение. Равномерное движение по окружности - РДО: угол поворота, угловая скорость, центростремительное ускорение. |
1 |
Лекция - беседа Решение задач Самостоятельное исследование – экспериментальное задание |
||
11/11 |
Тангенциальное и нормальное ускорение. Связь угловых и линейных величин. |
1 |
Лекция Решение задач Самостоятельное исследование |
||
12/12 |
ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ИМПУЛЬСА. Решение задач на закон сохранения импульса - ЗСИ. |
1 |
Беседа Решение задач Творческое задание |
||
13/13 |
Обобщение по теме: «Основы динамики. Закон сохранения импульса». |
Тематический тест |
|||
РАЗДЕЛ ΙΙ. ФИЗИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ (3 часа). |
|||||
14/1 |
Работа №1 «Измерение массы тела». |
1 |
Экспериментальные исследования с обработкой данных и оформлением отчетов |
||
15/2 |
Работа №2 «Измерение жёсткости пружины». |
1 |
Экспериментальные исследования с обработкой данных и оформлением отчетов |
||
16/3 |
Работа №3 «Измерение ускорения свободного падения (методом падающего цилиндра)» |
Экспериментальные исследования с обработкой данных и оформлением отчетов |
|||
РАЗДЕЛ ΙΙΙ. ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА (1 час). |
|||||
17/1 |
Обобщение по теме: «Основы механики» ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ. ЗАЧЕТ. |
1 |
Защита самостоятельных исследований – творческий отчет. Итоговый контроль знаний учащихся. |
РАЗДЕЛ IV.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебно-методический комплект
Для учителя
Физика. 9 класс: дидактические материалы /А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М.: Дрофа, 2005.
Кирик Л.А. Физика – 9. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. – М.: Илекса, 2005.
Буров В.А., Дик Ю.И., Практикум по физике в средней школе: Пособие для
учителя. - М.: Просвещение, 1987
Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Пономарева А.В., Факультативный курс физики:
Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1977.
Практикум по физике в средней школе. Дидакт. материал. Под редакцией
А.А.Покровского. - М.: Просвещение, 1977.
Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 классы /сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2009.
С. Е.Каменецкий, В. П. Орехов. Методика решения задач по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1987.
И. К. Кикоин, А. К. Кикоин. Физика: Учебник для 9 класса средней школы. – М.: Просвещение, 1994.
Семке А.И. Уроки физики в 9-м классе, Ярославль 2004 г.
Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Орлов В.А. “Контрольные и проверочные работы 7–11-й кл. Метод. пособие” М. Дрофа 1998 г.
Для ученика
Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10 – 11 классы.: Пособие для общеобразовательных учеб. Заведений. – М.: Дрофа, 2002.
Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб.заведений. – М.: Дрофа, 2006.
Лукашик В.И. Иванова Е.В. “Сборник задач по физике для 7–9-х классов” М. Просвещение 2000 г.