12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Наталия Александровна Мазырина139 «Высшее искусство, которым обладает учитель, - это умение пробудить радость от творческого выражения и получения знаний» - (Альберт Эйнштейн). Россия, Иркутская обл., село Максимовщина Иркутский район |
"Физика и Я"
Пояснительная записка
В любой области своей деятельности, будь то наука или техника, промышленность или сельское хозяйство, космонавтика или медицина, человеку постоянно приходится сталкиваться с необходимостью измерить ту или иную величину - температуру воздуха или высоту горы, объем тела или глубину водоема и т.д. Иногда необходимые измерения можно выполнить специально для этого предназначенными приборами или инструментами. Такие измерения называются прямыми или непосредственными. Однако чаще вместо непосредственного определения интересующей нас величины приходится измерять совсем другие, а нужную величину затем вычислять по соответствующим формулам. Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться с методикой организации и проведения экспериментально-исследовательской деятельности в современном учебном процессе по физике, ознакомиться со многими интересными вопросами физики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Экспериментальная деятельность будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать, думать, экспериментировать в условиях школьной лаборатории. Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Содержание занятий представляет собой введение в мир экспериментальной физики, в котором учащиеся станут исследователями и научаться познавать окружающий их мир, то есть освоят основные методы научного познания. В условиях реализации образовательной программы широко используются методы учебного, исследовательского эксперимента. Ребёнок в процессе познания, приобретая чувственный (феноменологический) опыт, переживает полученные ощущения и впечатления. Эти переживания пробуждают и побуждают процесс мышления. Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами физики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социальной адаптации в обществе.
Программа имеет естественнонаучную направленность в рамках реализации проекта «Точка Роста». Направленность данной программы заключается в реализации системы естественнонаучных знаний посредством экспериментальной и исследовательской деятельности учащихся, что способствует сознательному и прочному овладению школьниками методами научного познания и обеспечивает формирование у них целостного представления о физической картине мира. Программа также нацелена на выявление у ребенка склонности к изучению физики и дальнейшего ее развития.
Актуальность данной программы заключается в прививании интереса у школьников к точным наукам, начиная уже с начальной школы. Занятия позволяют пробудить в учащихся интерес к физике, понять суть ее явлений с помощью решения простых занимательных задач. Правильное понимание физики и методов ее изучения позволяют учащемуся сделать осознанный выбор дальнейшего направления обучения. На сегодняшний день данная задача стоит особо остро, поскольку в стране есть необходимость в стабильном притоке молодых специалистов в области высоких наукоемких технологий.
Новизна: программа разделена на четыре модуля. Она знакомит обучающихся со способами решения занимательных задач по физике, выполнения лабораторных работ, содержит фрагменты биографий и оригинальных текстов творцов физики, работу в исследовательских группах, учит эффективным приемам учебной работы, формируя положительное и активное отношение к учебе. При выполнение лабораторных и исследовательских работ используется оборудование кабинета физики и цифровая лаборатория «Архимед», а также конструктор «Микроник» в рамках проекта «Точка роста».
Цель программы:
Привить учащимся интерес к науке, помочь им приобрести уверенность и настойчивость в самостоятельной работе для дальнейшей успешной реализации своих возможностей. Развить умение проводить наблюдения, планировать и проводить эксперимент и исследование, решать занимательные задания.
Задачи программы
Образовательные:
Развитие самостоятельного мышления у учащихся;
Знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
Помощь в дальнейшем изучении физики;
Повышение уровня естественно-научной грамотности.
Воспитательные:
Воспитание усидчивости и скрупулезности при проведении исследований;
Воспитание аккуратности при работе в лабораторных условиях;
Воспитание самостоятельности при принятии решений и способности к аргументированному доказательству собственных гипотез;
Развивающие:
Развитие естественнонаучных компетенций учащихся;
Развитие способностей к самостоятельному наблюдению и анализу;
Развитие нетривиального подхода к решению физических задач;
Развитие исследовательских навыков и навыков сотрудничества;
Развитие у учащихся навыков критического мышления.
Сроки реализации программы
Образовательная программа рассчитана на 1 (первый) год обучения. Общая продолжительность обучения составляет 136 часов (4 часа в неделю).
Формы и режим занятий
Работа кружка предусматривает специальную организацию регулярных занятий в рамках проекта «Точка Роста», на которых учащиеся могут работать в группах, парами, индивидуально. Также другими формами организации учебного процесса являются: дискуссия, наблюдение, лабораторная работа, просмотр и обсуждение видеоматериалов, эксперимент, творческий проект, викторина, решение занимательных и олимпиадных задач.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 10-14 лет. Количество детей в группе – 15 человек.
Количество групп -3: 1 группа: 10-11лет; 2 группа: 10-12лет; 3 группа: 12-14 лет. Занятия для каждой группы – 2 раза в неделю по 2 часа.
Ожидаемые результаты обучения
Освоив данную программу, обучающиеся научатся пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять обнаруженные закономерности в словесной форме или в виде таблиц, научатся применять теоретические знания по физике к объяснению природных явлений и решению физических задач. Важным является также формирование умений применять знания по физике при изучении других предметов естественно-математического цикла.
В результате реализации данной программы обучающиеся будут знать:
Технику безопасности при проведении физического эксперимента;
Основы простейшего эксперимента;
Основные методы исследовательской работы;
уметь:
Самостоятельно проводить собственное наблюдение за физическими процессами, сопровождая его фиксированием полученной информации;
Самостоятельно составить план наблюдения при физическом эксперименте;
Самостоятельно анализировать результаты наблюдения за физическими явлениями;
Работать с литературой.
Способ проверки:
Ведение внутренней балльной системы успеваемости учащихся;
Проведение итогового мероприятия
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
1.1. Личностные результаты освоения
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.
1.2. Метапредметные результаты освоения
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащихся:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащихся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; - строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связах;
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащихся:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего
- речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
1.3. Предметные результаты освоения
- ориентироваться в явлениях и объектах окружающего мира, знать границы их применимости;
- понимать определения физических величин и помнить определяющие формулы;
- понимать каким физическим принципам и законам подчиняются те или иные объекты и явления природы;
- знание модели поиска решений для задач по физике;
- знать теоретические основы математики;
- примечать модели явлений и объектов окружающего мира;
- анализировать условие задачи;
- переформулировать и моделировать, заменять исходную задачу другой; - составлять план решения;
- выдвигать и проверять предлагаемые для решения гипотезы;
- владеть основными умственными операциями, составляющими поиск решения задачи.
Содержание программы
Общая продолжительность обучения составляет 136 часов (2 раза в неделю по 2 часа). Содержание программы разбито на 4 модуля:
1 модуль «Знаете ли вы?» (28 часов) содержит этюды и фильмы об ученых, рубрику «Мысли вслух», викторины и кроссворды, рубрику «Это интересно», работу с электронным конструктором «Микроник».
2 модуль «Физическая лаборатория» (30 часов) содержит выполнение лабораторных работ по физике
3 модуль «Занимательные задачки» (34 часа) предусматривает решение задач олимпиадного типа, вопросы-загадки, викторины, научные игры простые опыты-вопросы.
4 модуль «Я – исследователь» (40 часов) предполагает выполнение исследовательских работ в малых группах.
Итоговая игра (2 часа + 2 часа) в конце 1 и 2 полугодия.
Реализация программы:
1 полугодие | Количество часов | Количество занятий по 2 часа |
Модуль 1(3) | 28 | 14 |
Модуль 2 | 30 | 15 |
Итоговая игра | 2 | 1 |
2 полугодие | | |
Модуль 3 (1) | 34 | 17 |
Модуль 4 | 40 | 20 |
Итоговая игра | 2 | 1 |
Итого | 136 | 68 |
Тематическое планирование лабораторных работ
№ | Раздел программы | Содержание | Часы |
1 | Природа. Человек-часть природы | Тела и вещества. Методы исследование природы. Лабораторное оборудование. Простейшие измерения. Лабораторная работа «Измерение своего роста и длина различных предметов: класса, дерева и т.д.» Определение цены деления приборов. Лабораторная работа «Определение геометрических размеров тел» | 2 2 |
2 | Физическое тело | Масса тела. Лабораторная работа «Измерение массы тела на рычажных и электронных весах» Воздух. Состав воздуха Лабораторная работа «Определение объема комнаты», «Определение массы и веса воздуха в комнате» Температура. Термометр. Лабораторная работа «Измерение температуры различных тел (своего тела, воздуха в классе, коридоре, на улице)» | 2 2 2 |
3 | Вещество | Строение вещества. Частицы вещества. Лабораторная работа «Измерение размеров малых тел» Движение частиц. Диффузия. Лабораторная работа «Перемешивание веществ в различных агрегатных состояниях» Взаимодействие частиц. Лабораторная работа «Смачивание» | 2 2 2 |
4 | Взаимодействие тел | Плотность вещества. Лабораторная работа «Определение плотности куска сахара» Плотность различных веществ «Измерение плотности хозяйственного мыла» | 2 2 |
5 | Пространство и движение | Взаимодействие тел. Передача движения. Лабораторная работа «Изучение инерции» Движение тел вертикально верх и вниз. Лабораторная работа «Изучение зависимости эффекта столкновения от скорости тела, его массы, вещества» | 2 2 |
6 | Магниты и электромагниты | Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле. Лабораторная работа «Изучение постоянных магнитов и их свойств» | 2 |
7 | Свет | Лучи света. Источники света. Отражение света Лабораторная работа «Отражение света. Зеркало» Преломление света. Линзы. Очки. Микроскопы. Перископ. Калейдоскоп. Лабораторная работа «Получение изображения с помощью линзы» | 2 2 |
| Итого | | 30 |
Тематическое планирование исследовательских работ
№ | Раздел программы | Тема исследования | Часы |
1 | Силы в природе. Сила трения | Как зависит сила трения от массы тела | 4 |
2 | Силы в природе. Сала трения покоя | Как зависит сила трения от шероховатости поверхности | 4 |
3 | Условия плавания тел. Сила Архимеда | Как зависит сила Архимеда от плотности жидкости | 4 |
4 | Сила Архимеда | Как зависит сила Архимеда от объема тела | 4 |
5 | Упругие тела. Сила упругости | Как зависит сила упругости от жесткости пружины или резинки | 4 |
6 | Математический маятник | Как зависит время колебания маятника от длины нити | 4 |
7 | Испарение жидкости | От каких параметров зависит испарение жидкости | 4 |
8 | Излучение тепла | Какие тела излучают тепло больше: черные или белые | 4 |
9 | Излучение тепла | Как изменяется температура горячей воды со временем | 4 |
10 | Магнитное поле | Как меняется значение магнитного поля для его источника | 4 |
| Итого | | 40 |
Материально-технические условия реализации Программы.
При реализации программы используются кабинет, оснащенный соответствующим оборудованием Центров «Точка роста»:
-ноутбук; проектор; цифровая лаборатория по физике «Архимед», осциллографический датчик, электронный конструктор «Микроник»;
-оборудование для демонстрационных опытов и оборудование для лабораторных работ и ученических опытов кабинета физики.
Список источников информации:
Гальперштейн Л. «Здравствуй, физика». Издательство «Детская литература», Москва, 1976
Гулиа Н.В. Удивительная физика. О чем умолчали учебники. – М., 2003.
Классная физика – учебный сайт
Ландау Л.Д. Китайгородский А.И. «Молекулы», Москва «Наука», 1978
Ландау Л.Д. Китайгородский А.И. «Физические тела», Москва «Наука», 1982
Перельман Я. И. «Занимательная физика» книга 1, Москва, «Наука», 1979
Сикорук Л.Л.» Физика для малышей». Издательство «Педагогика», Москва, 1983