Фольклорное развлечение в средней группе
«Мы зовём тебя, весна».
Цель.
Формировать представления детей о приметах весны, приобщать детей к культуре и традициям русского народа.
Задачи.
Закрепить представление детей о характерных особенностях весны; об изменениях, происходящих весной в природе.
Способствовать развитию речи детей, выразительности речи.
Способствовать развитию умения детей слушать, понимать, проговаривать фольклорные произведения.
Развивать творческое воображение и память.
Формировать у дошкольников любовь к народному творчеству через использование народного фольклора: игр, закличек.
Оборудование: иллюстрации перелетных птиц;
Предварительная работа:
Разучивание стихов, народных игр, песен, весенних примет, закличек, хороводов.
НОД.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете какое время года наступило?
Дети: Весна.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, сегодня пасмурная погода и даже идет снег. Никак Зима не хочет уходить, и уступать место Весне. Давайте позовём Весну.
Дети: Весна-Красна приходи
Снег холодный растопи
Деревья зеленью одень
Пусть теплее будет день.
Воспитатель: Сегодня я вас приглашаю на весенний праздник: поговорить о весне, о весенних месяцах, и о народных приметах. И, чтобы нам было не скучно, будем петь песни, водить хороводы и поиграем в русские народные игры.
Хоровод «Весна». Ляйля Хисматулина
проигрыш. строят круг.
1.Вот весна пришла опять, (идут по кругу)
И нам хочется плясать.
Ножкой – топ! Ножкой - топ! (притоп ОДНОЙ ногой)
Веселее топ да топ!
проигрыш. притоп ОДНОЙ ногой // пружинка.
2.Светит солнышко в окошко, (фонарики)
Мы захлопали в ладошки.
Ручки – хлоп! Ручки – хлоп! (ритмичные хлопки)
Веселее хлоп да хлоп!
проигрыш. ритмичные хлопки /// пружинка
3.На дворе звенит капель, (показать капельки)
Мы смеёмся целый день.
Очень рады мы весне,
Покружились детки все.
проигрыш. кружатся /// пружинка
Воспитатель Назовите первый весенний месяц весны. (ответы детей)
А вы знаете как старину назывался март? (протальник или капельник).
Воспитатель: Почему его так называли? (появлялись проталины, тает снег, с крыши капают сосульки).
1 Ребёнок: Картина ясна - пришла весна
Что такое? В чем же дело?
Небо вдруг заголубело,
И умчались злые стужи...
На дворе - капель да лужи...
Кто же в этом виноват?
Ну, конечно, месяц март!
И. Пивоварова
2 Ребёнок: Март
Солнце в марте ходит выше,
Горячей его лучи.
Скоро капать будет с крыши,
Закричат в саду грачи.
C. Маршак
Воспитатель: Какой праздник отмечали в марте? (Праздник Масленицы. Хозяйки пекли блины. Готовили их с разными начинками и угощали гостей. Масленица - это праздник встречи с солнышком, а блины похожи на солнце. Праздник длился целую неделю: пели песни, водили хороводы, устраивали состязания. Мастерили куклу Масленицу (чучело из соломы) и в воскресенье сжигали Масленицу, т. е. прогоняли зиму, холод и мороз. Все радовались, веселились.
Дети: Как на масленой неделе
Каждый день блины мы ели.
И мальчишки, и девчонки
Собирались на вечерки:
Песни пели и плясали,
Весну радостно встречали!
Воспитатель: Давайте поиграем в одну из масленичных игр:
Русская народная игра «Горелки»
Дети становятся в круг, взявшись за руки, и выбирают водящего считалочкой. Водящий с платочком в руках становится в центр круга и идет в противоположную детям сторону.
Дети идут по кругу и говорят слова:
«Гори-гори ясно, чтобы не погасло,
Глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят!
Водящий останавливается между детьми, которые разворачиваются в разные стороны. И на слова: «Раз, два, три, беги!» дети разбегаются в разные стороны. Кто быстрее возьмет платочек, тот становиться водящим.
Воспитатель: Назовите второй месяц весны. (ответы детей) За мартом идет апрель – снегогон.
Почему его так назвали? (ответы детей,)
В апреле снег совсем растает, побегут ручьи.
1 Ребёнок: Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
2 Ребёнок: Апрель журчит, звеня ручьями,
Кругом проталины видны.
Весна заботливо смывает
Остатки прожитой Зимы.
Воспитатель: Приглашаю в хоровод, песню о весне спеть.
Песня- хоровод «Веснянка»
Ой, бежит ручьём вода –
Нету снега, нету льда.
Ой, вода! Ой, вода!
Нету снега, нету льда.
Ой, вода! Ой, вода!
Нету снега, нету льда.
Прилетели журавли
И соловушки малы.
Журавли, журавли
И соловушки малы.
Журавли, журавли
И соловушки малы.
Мы весняночку поём.
Весну красную зовём.
Ой, поём! Ой, поём!
Весну красную зовём.
Ой, поём! Ой, поём!
Весну красную зовём.
Воспитатель: Скоро к нам вернутся птицы из жарких стран.
- А какие-же птицы к нам прилетают? (ответы детей). Сейчас ребята я буду вам показывать иллюстрации птиц и называть их, а вы расскажете о некоторых приметах, связанных с этими птицами.
(Показ иллюстраций, рассказы детей)
1 ребенок: Грач! Грач- первая весенняя птица. Говорят- грач зиму расклевал.
2 ребенок: Трясогузка! В народе говорят: трясогузка прилетает, хвостом лёд разбивает.
3 ребенок: Скворец! Увидел скворца – весна у крыльца.
4 ребенок: Ласточка! Ласточка день начинает, а соловей кончает.
Подвижная игра «Чиж».
Дети стоят кругом, один ребенок в центре. В круге четное количество детей. Дети поют песенку и показывают жестами то, что поется.
По дубочку постучишь
Вылетает птица чиж.
У чижа, у чижика
Хохолочек рыженький
Чижик по небу летал
Правой ножкой все стучал.
Чиж, чиж, не зевай,
себе пару выбирай.
Воспитатель: Назовите третий месяц весны. (ответ детей) Да, за апрелем приходит месяц май, в старину прозывался месяц- травень, цветень.
-А почему его так называли? (ответы детей)
1 Ребёнок: Наступает месяц май.
Птицы радостно запели,
Возвратившись в милый край.
Зацвели, зазеленели
Все деревья и кусты,
Снова пчелы полетели.
За нектаром на цветы.
2 ребенок: Распускаются листочки,
Солнцу радуются почки.
Май пришел, веселый май —
Пальтецо скорей снимай!
Воспитатель: Солнце пригревает, поют птицы, появляются первые цветы.
Дети: Ау, ау, аукаем,
Март, март
Солнцу рад;
Апрель, апрель -
Откроет дверь;
Май, май-
Сколько хошь гуляй!
Аy, ау, аукаем!
Песня «ВЕСНА» сл. В Викторова, муз. В. Стемпневского
1.Птицы весело поют,
Набухают почки,
Скоро - скоро расцветут
Первые цветочки. (2 раза).
2.Слышен звонкий шум ручья,
Снег повсюду тает.
До свидания, зима,
Мы весну встречаем! (2 раза).
Воспитатель: Ах, какие, молодцы! Теперь Весна по-настоящему вступит в свои права.