Фонд оценочных средств профессионального модуля ПМ01 «Проектирование цифровых устройств» для специальности 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
«АРКТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ НАРОДОВ СЕВЕРА»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГБПОУ «АКНС»
_______________________
Е.Е. Антипина
«_____»____________20__г.
Рассмотрена и рекомендована методическим советом ГБПОУ РС(Я) «Арктический колледж народов Севера»
Протокол № ________ от «_____»____________20___г.
Председатель: _________________И.И. Кривошапкина
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ
ПМ.О1 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ УСТРОЙСТВ
для специальности (профессии)
09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы»
2022 год
Организация – разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) «Арктический колледж народов Севера»
Разработчик:
Рычкова Л.А., преподаватель физики ГБПОУ РС(Я) «Актический колледж народов Севера»
Рассмотрено, утверждено и рекомендовано к применению на заседании методического совета ГБПОУ РС(Я) «Арктически колледж народов Севера»
Протокол № _______от «_____»____________ 2022г.
Председатель методического совета _________________________________
Содержание
Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования образовательной программы подготовки специалистов среднего звена (далее – СПО ППССЗ) 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы», в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): «Проектирование цифровых устройств» и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Выполнять требования технического задания на проектирование цифровых устройств.
ПК 1.2. Разрабатывать схемы цифровых устройств на основе интегральных схем разной степени интеграции.
ПК 1.3. Использовать средства и методы автоматизированного проектирования при разработке цифровых устройств.
ПК 1.4. Проводить измерения параметров проектируемых устройств и определять показатели надежности.
ПК 1.5. Выполнять требования нормативно-технической документации.
Формой итоговой аттестации по профессиональному модулю является экзамен (квалификационный). Итогом экзамена является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности освоен / не освоен».
В качестве промежуточной оценки результатов освоения профессионального модуля является оценка знаний, умений, практического опыта в процессе текущего контроля, промежуточной атте- стации по модулю.
Формы промежуточной аттестации по профессиональному модулю
Элементы модуля, профессиональный модуль |
Формы промежуточной аттестации |
МДК 01.01 «Цифровая схемотехника» |
Другая форма контроля |
МДК 01.02 «Проектирование цифровых устройств» |
Другая форма контроля |
УП.01 |
Дифференцированный зачет |
ПП.01 |
Дифференцированный зачет |
ПМ.01 |
Экзамен (квалификационный) |
Таблица 1
Результаты (профессиональные компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
ПК 1.1. Выполнять требования технического задания на проектирование цифровых устройств |
Умение осуществлять анализ технического задания на проектирование. |
Текущий контроль в форме: оценки практических работ, контрольных и по темам соответствующего МДК и учебной практики. |
ПК 1.2. Разрабатывать схемы цифровых устройств на основе интегральных схем разной степени интеграции. |
Умение осуществлять разработку цифровых устройств на основе интегральных схем разной степени интеграции. |
Текущий контроль в форме: оценки практических работ, контрольных работ по темам соответствующего МДК и учебной практики. |
ПК 1.3 Использовать средства и методы автоматизированного проектирования при разработке цифровых устройств |
Умение осуществлять проектирование схем с помощью специального программного обеспечения |
Текущий контроль в форме практических работ по темам учебной и производственной практики. |
ПК 1.4 Проводить измерения параметров проектируемых устройств и определять показатели надежности |
Умение осуществлять измерения параметров цифровых устройств и показатели надежности. |
Текущий контроль в форме: оценки практических работ, контрольных работ по темам соответствующего МДК и учебной практики. |
ПК 1.5 Выполнять требования нормативно-технической документации. |
Умение осуществлять проектирование схем в соответствии с ГОСТом. |
Текущий контроль в форме: оценки практических работ, контрольных работ по темам соответствующего МДК и учебной практики. |
Таблица 2
Результаты (общие компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
|
- Наличие практического опыта обсужде- |
Текущий контроль |
|
ния и аргументирования конкурентных |
в форме: защиты |
|
преимуществ и социальной значимости |
практических ра- |
|
своей будущей профессии; |
бот, контрольных |
|
- Умение обосновывать выбор своей бу- |
работ по темам со- |
|
дущей профессии, ее преимущества и зна- |
ответствующего |
ОК 1. Понимать сущность, |
чимость на современном рынке труда Рос- |
МДК и учебной |
социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
сии; - Знание возможности трудоустройства и варианты построения трудовой карьеры на базе профессии обучения; видов и типов предприятий, форм занятости для трудоустройства по профессии обучения; |
практики. Промежуточная аттестация по МДК |
|
- Возможности использования умений и навыков, приобретенных в ходе изучения учебного курса (дисциплины), в будущей профессионально-трудовой деятельности. |
|
|
- Наличие практического опыта планиро- |
Текущий контроль |
|
вания работ, исходя из целей и задач дея- |
в форме: защиты |
|
тельности, определенных руководителем; |
практических ра- |
|
выбора средств реализации целей и задач, |
бот, контрольных |
|
поставленных руководителем; |
работ по темам со- |
|
- Умение планировать профессиональную |
ответствующего |
|
деятельность, самообразование и органи- |
МДК и учебной |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
зовывать их выполнение в соответствии с планом; выбирать эффективный способ решения проблем при наличии альтерна- тивы и обосновывать его. - Знание видов и типов проблем в профес- сиональной деятельности, обобщенные способы их разрешения; - Типы и виды планирования работ, построения планов-графиков профессиональной деятельности; возможности повышения профессиональной квалификации. |
практики. Промежуточная аттестация по МДК. Выполнение практической работы на учебных и производственных практик |
|
- Наличие практического опыта анализа |
Текущий контроль |
|
рабочей ситуации, оценки достигнутых |
в форме: защиты |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и |
результатов и внесения корректив в деятельность на их основе; |
практических работ контрольных работ |
нестандартных |
Осуществления контроля выполнения |
по темам |
ситуациях и нести за них |
работ, исходя из целей и задач |
соотвествующего |
ответственность |
деятельности, определенных |
МДК и учебной |
|
руководителем. |
практике. |
|
- Умение выбирать критерии оценки своей |
Промежуточная |
|
производственной деятельности и объек- |
аттестация по МДК |
|
тивно оценивать ее результаты. Также |
|
|
принимать обоснованные решения в рабо- |
|
Результаты (общие компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
|
чей ситуации и нести ответственность за результаты в пределах своей компетенции; выбирать оптимальный способ решения проблемы при наличии альтернативы; - Знание видов и типов проблем в профессиональной деятельности, обобщенных способы их разрешения; особенностей системы самоуправления личности; способов самоконтроля и коррекции. |
Выполнение практической работы на учебных и произ- водственных практиках. |
ОК.4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
|
Наличие практического опыта самостоятельного поиска информации из различных источников (в том числе – профессиональных изданий, сети Интернета и т.д.), необходимой для решения профессионально-трудовых задач; обработки и представления информации в различных фор- матах для разных групп пользователей (в том числе – администрации, клиентов и т.д.); Умение осуществлять поиск, обработку и представление информации в различных форматах (таблицы, графики, диаграммы, текст и т.д.), в том числе - с использованием компьютерных программ; выделять существенное содержание в технических инструкциях и регламентах. Знание типов и видов источников ин- формации в профессиональной области, их особенности и способов получения, способов работы с информацией при разрешении профессионально-трудовых проблем. |
Текущий контроль в форме: защиты практических работ, контрольных работ по темам соответствующего МДК и учебной практики. Промежуточная аттестация по МДК. |
ОК.5. Использовать информационно- коммуникационные техно- логии в профессиональной деятельности. |
Наличие практического опыта самостоятельного поиска информации с использованием информационно-коммуникационных технологий, необходимого для решения профессионально-трудовых за- дач; обработки и представления информа- ции в различных форматах для разных групп пользователей (в том числе – администрации, клиентов и т.д.); -Умение осуществлять поиск, обработку и представление информации в различных форматах с использованием компьютерных программ; (электронные таблицы, графики, диаграммы, текст и т.д.). Знание основ работы с текстовыми ре- дакторами, электронными таблицами, электронной почтой, мультимедийным оборудованием способов работы с ин- формацией при разрешении профессио- нально-трудовых проблем. |
Текущий контроль в форме: защиты практических работ, контрольных работ по темам соответствующего МДК и учебной практики. Промежуточная аттестация по МДК. |
ОК.6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
Наличие практического опыта организации эффективного взаимодействия с коллегами и руководством; распределения обязанностей и согласования позиций в совместной деятельности по решению профессионально-трудовых задач. Умение участвовать в коллективной работе на основе распределения обязанностей и ответственности за решение профессионально-трудовых задач, аргументировать и отстаивать собственную точку зрения в дискуссии; применять правила и нормы делового общения в различных производственных ситуациях. Знание общих правил и норм делового общения |
Текущий контроль в форме: защиты практических работ, контрольных работ по темам соответствующего МДК и учебной практики. Промежуточная аттестация по МДК. |
ОК.7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
|
Умение использовать профессиональные знания в команде; Наличие практического опыта применения профессиональных знаний в команде. |
Текущий контроль в форме: защиты практических работ, контрольных работ по темам соответствующего МДК. Промежуточная аттестация - тестирование по МДК. Итоговая аттеста- ция - квалификационный экзамен. |
Таблица 3
ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ
Код и наименование компетенции |
Виды профессиональной деятельности |
|
Знать: |
|
- особенности контроля и диагностики устройств аппаратно- программ- |
|
ных систем; |
|
- основные методы диагностики; |
|
- аппаратные и программные средства функционального контроля и диа- |
ОК 1. Понимать сущ- ность и социальную значимость своей бу- дущей профессии, про- являть к ней устойчи- вый интерес. |
гностики компьютерных систем и комплексов возможности, и области применения стандартной и специальной контрольно-измерительной ап- паратуры для локализации мест неисправностей; аппаратное и программное конфигурирование компьютерных систем и комплексов. Уметь: проводить контроль, диагностику и восстановление работоспособности компьютерных систем и комплексов, принимать участие в отладке тех- |
|
нических испытаниях компьютерных систем и комплексов, инсталляции, |
|
конфигурировании и настройке операционной системы, драйверов, рези- |
|
дентных программ. |
ОК 2. Организовывать |
Знать: назначение и виды информационных технологий; технологии сбора, накопления, обработки, передачи и распространения информации; состав, структуру, принципы реализации и функционирования информационных технологий Уметь: проводить оценку качества продукции; основные методы и средства обработки, хранения, передачи и накопления информации; основные компоненты компьютерных сетей, принципы пакетной передачи данных, назначение и принципы использования системного и прикладного про- граммного обеспечения. |
Собственную деятельность, |
|
определять методы |
|
и способы выполнения |
|
профессиональных |
|
задач, оценивать |
|
их эффективность и качество. |
|
|
Знать: |
|
- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозиро- |
|
вания развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвы- |
|
чайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной |
ОК 3. Решать пробле- мы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности, принципы снижения вероятности их реализации. Уметь: применять первичные средства пожаротушения; |
|
- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повсе- |
|
дневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; |
|
- оказывать первую помощь пострадавшим. |
Код и наименование компетенции |
Виды профессиональной деятельности |
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессио- нальных задач, профессионального и личностного развития. |
Знать: классификацию информационных систем; виды технологических процессов обработки информации и информаци- онных системах, особенности их применения. Уметь: использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, пре- образования и передачи данных в профессионально-ориентированных операционных системах. |
|
Знать: |
|
- назначение и виды информационных технологий; |
|
- технологии сбора, накопления, обработки, передачи и распространения |
|
информации; |
ОК 5. Использовать информационно - коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
состав, структуру, принципы реализации и функционирования информационных технологий; базовые и прикладные информационные технологии; инструментальные средства информационных технологий. Уметь: обрабатывать текстовую и числовую информацию; применять мультимедийные технологии обработки и представления информации; |
|
- обрабатывать экономическую и статистическую информацию, используя |
|
средства пакетов прикладных программ. |
|
Знать: |
|
- взаимосвязь общения и деятельности; |
|
- цели, функции, виды и уровни общения; |
|
- роли и ролевые ожидания в общении; |
ОК 6. Работать в кол- лективе и команде, обеспечивать ее спло- чение, эффективно общаться с коллегами, ру- ководством, потребителями. |
виды социальных взаимодействий; механизмы взаимопонимания в общении; техники и приемы общения, ведения беседы, убеждения; этические принципы общения; источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов. Уметь: применять техники и приемы эффективного общения в профессиональ- ной деятельности; |
|
- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения. |
ОК 7. Ставить цели, мотивировать |
Знать: общие принципы и методы управления проектом. Уметь: осуществлять создание проекта и его задач; выполнять управление проектом в автоматизированной программе. |
деятельность |
|
подчиненных, ор- |
|
ганизовывать и контролировать |
|
их работу с |
|
принятием на себя ответственности |
|
за результат выпол- |
|
нения заданий. |
Код и наименование компетенции |
Виды профессиональной деятельности |
ОК 8. Самостоятельно |
Знать: методы самообразования и развития своих профессиональных качеств. Уметь: эффективно оценить собственный уровень профессиональной подготовки. |
определять задачи профессионального |
|
и личностного |
|
развития, заниматься |
|
самообразованием, |
|
осознанно планировать повыше- |
|
ние квалификации. |
|
|
Знать: |
|
- владеть актуальной информацией о современных информационных тех- |
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности |
нологиях в профессиональной деятельности. Уметь: - участвовать в разработке проектной документации с использованием со- временных пакетов прикладных программ в сфере профессиональной деятельности. |
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
Таблица 4
Код и наименование компетенции |
Виды профессиональной деятельности |
ПК 1.1. Выполнять требования технического задания на про- ектирование цифровых устройств. |
Знать: основные задачи и этапы проектирования цифровых устройств; конструкторскую документацию, используемую при проектировании цифровых устройств; регламенты, технические условия и нормативы; нормативно-техническую документацию; Уметь: разрабатывать схемы цифровых устройств на основе интегральных схем разной степени интеграции; выполнять требования нормативно-технической документации. |
ПК 1.2. Разрабаты- вать схемы цифровых устройств на основе интегральных схем разной степени интеграции. |
Знать: правила оформления схем цифровых устройств; арифметические и логические основы цифровой техники. Уметь: проектировать топологию печатных плат, конструктивно- технологические модули первого уровня с применением специализиро- ванных пакетов прикладных программ. |
ПК 1.3. Использо-вать средства и методы автоматизированного проектирования при разработке цифровых устройств |
Знать: принципы построения цифровых устройств; особенности применения систем автоматизированного проектирования. Уметь: проектировать и разрабатывать цифровые устройства на основе пакетов прикладных программ; выполнять анализ и синтез комбинационных схем. |
ПК 1.4. Проводить измерения парамет- ров проектируемых устройств и опреде- лять показатели надежности |
Знать: методы оценки качества и надежности цифровых устройств; обеспечение их помехоустойчивости и тепловых режимов, защиты от механических воздействий и агрессивной среды. Уметь: проводить исследования работы цифровых устройств и проверку их на работоспособность; определять показатели надежности и давать оценку качества. |
ПК 1.5. Выполнять требования норма- тивно-технической документации |
Знать: техническую документацию: инструкции, регламенты, технические условия и нормативы; нормативно-техническую документацию: инструкции, регламенты, технические условия и нормативы. Уметь: применять нормативно-техническую документацию при проектировании цифровых устройств. |
3.1 Матрица логических связей между видами аттестации, формами и объектами контроля
Результаты освоения (объекты оценивания)
|
Основные показатели оценки результата и их критерии |
Тип задания; № задания
|
Форма аттестации
|
|
|||
ПК 1.1 У1, У4 З5, З6, З7 |
- Точность определения перечня конструкторской документации, используемой при проектировании; - Точность и скорость чтения чертежей; - Выполнение правил эксплуатации цифровых устройств, обеспечения их помехоустойчивости и тепловых режимов, защиты от механических воздействий и агрессивной среды в соответствии с требованиями технического задания; |
Контрольная работа по теме «Арифметические основы цифровой схемотехники»
|
Промежуточная аттестация в форме квалификационного экзамена; Текущий контроль в форме: - экспертного наблюдения за выполнением практических заданий; |
ПК 1.2 ПО 1 У1, У2, У3 З1, З3, З5 |
- Демонстрация навыков анализа и синтеза комбинационных схем; - Разработка схемы цифрового устройства в соответствии с заданием; - Обоснованность выбора элементной базы проектируемой схемы. |
Контрольная работа по теме «Логические основы цифровой схемотехники» Контрольная работа по теме «Физические основы работы устройств» Контрольная работа по теме «Схемотехника запоминающих устройств» Контрольная работа «АЦП.ЦАП» |
Промежуточная аттестация в форме квалификационного экзамена; Текущий контроль в форме: - экспертного наблюдения за выполнением практических заданий; |
ПК 1.3 ПО 2 У5, У6 З8 |
- Точность и верность разработки комплекта конструкторской документации с использованием САПР; - Верность определения средств и методов проектирования цифровых устройств на основе пакетов прикладных программ; - Демонстрация навыков проектирования топологии печатных плат, конструктивно-технологических модулей первого уровня с применением пакетов прикладных программ; |
Контрольная работа по теме «Цифровые устройства» Выполнение практических работ
|
Промежуточная аттестация в форме квалификационного экзамена; Текущий контроль в форме: - экспертного наблюдения за выполнением практических заданий; |
ПК 1.4 ПО 3 У2, У7 З7, З9 |
- Владение методикой расчетов; - Правильность определения оценки качества и надежности цифровых устройств; - анализ правильности полученных результатов расчетов; |
Контрольная работа по теме «Обеспечение помехоустойчивости цифровых устройств» Контрольная работа по теме «Проектирование печатных плат» |
Промежуточная аттестация в форме квалификационного экзамена; Текущий контроль в форме: - экспертного наблюдения за выполнением практических заданий; |
ПК 1.5 ПО 4 У8 З2, З6, З11 |
- Демонстрация навыков составления нормативно-технической документации; - Скорость и точность выполнения требований нормативно – технической документации; - Выполнение требований нормативно – технической документации в соответствии с соответствии с ГОСТ. |
Контрольная работа по теме «Методология проектирования интегральных схем» Контрольная работа по теме «Конструкторская документация, используемая при проектировании» |
Промежуточная аттестация в форме квалификационного экзамена; Текущий контроль в форме: - экспертного наблюдения за выполнением практических заданий; |
3.2 Формы контроля и оценивания элементов профессионального модуля
Элементы профессионального модуля |
Формы и методы оценивания по видам контроля |
|
Текущий контроль |
Промежуточная аттестация |
|
МДК 01.01. |
Фронтальный устный опрос по темам МДК. Тестирование по темам МДК. Практические работы. Контрольные работы по разделам МДК. Проверка результатов самостоятельной работы обучающихся. |
Другая форма контроля |
МДК 01.02. |
Фронтальный устный опрос по темам МДК. Тестирование по темам МДК. Практические работы. Контрольные работы по разделам МДК. Проверка результатов самостоятельной работы обучающихся. |
Другая форма контроля |
УП 01. Учебная практика |
Проверка и оценка результатов выполнения комплексных практических работ. |
Дифференцированный зачет |
ПП 01. Производственная практика |
Проверка и оценка результатов выполнения работ. |
Дифференцированный зачет |
ПМ 01 |
|
Квалификационный экзамен |
Критерии оценки усвоения знаний:
Производится оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам теста. Процент результативности (правильных ответов)
Оценка |
Критерии оценки (содержательная характеристика) |
«2» |
Студент допустил число ошибок недочетов превышающее норму, при которой может быть выставлена оценка «3». Если правильно выполнил менее половины работы. Не приступил к выполнению работы. Правильно выполнил не более 10% всех заданий. |
«3» |
Не более двух грубых ошибок или не более одной грубой и одной негру- бой ошибки и одного недочета; Не более двух- трех негрубых ошибок или одной негрубой ошибки и трех недочетов; При отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. |
«4» |
Не более одной негрубой ошибки и одного недочета. Не более двух недочетов. |
«5» |
Выполнил работу без ошибок и недочетов. Допустил не более одного недочета |
Контрольно-оценочные материалы текущего контроля по МДК 01.01 «Цифровая схемотехника»
Контрольная работа по теме
«Арифметические основы цифровой техники»
Вариант-1.
1. Перевести данное число из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
а) 696(10); б) 153,25(10); в) 248,46(10)
2. Перевести данное число в десятичную систему счисления.
а) 1100111011(2); б) 10110101,1(2); в) 671,24(8);
3. Сложить числа.
а) 10000011(2)+1000011(2); б) 110010,101(2)+1011010011,01(2);
в) 356,5(8)+1757,04(8); г) 293,8(16)+3CC,98(16).
4. Выполнить вычитание.
а) 100111,001(2)-1101,10(2); б) 1101111011,01(2)-101000010,0111(2); в) 2025,2(8)-131,2(8); г) 2D8,4(16)-A3,B(16).
5. Выполнить умножение.
а) 11001,11(2)* 10100,110(2); б) 254,5(8)* 152,3(8);
6. Выполнить вычитание с точки зрения представления чисел в памяти компьютера.
а) 789(10) - 658(10); б) 325(10) - 27(10);
Примечание. В заданиях 3–6 проверять правильность вычислений переводом исходных данных и результатов в десятичную систему счисления.
Вариант-2.
1. Перевести данное число из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
а) 305(10); б) 162,25(10); в) 324,54(10)
2. Перевести данное число в десятичную систему счисления.
а) 10000000111(2); б) 100000110,10101(2); в) 41A,6(16).
3. Сложить числа.
а) 1010010000(2)+1101111011(2); б) 110010,101(2)+1011010011,01(2);
в) 475,5(8)+1677,04(8); г) 3А2,8(16)+3FC,57(16).
4. Выполнить вычитание.
а) 1111001110(2)-111011010(2); б) 110111011,001(2)-1010010,011(2); г) 2325,2(8)-175,2(8); д) 2С8,9(16)-A3,С(16).
5. Выполнить умножение.
а) 1100110(2)* 1011010(2); б) 2001,6(8)* 125,2(8);
6. Выполнить вычитание с точки зрения представления чисел в памяти компьютера.
а) 546(10) - 528(10); б) 934(10) - 406(10);
Примечание. В заданиях 3–6 проверять правильность вычислений переводом исходных данных и результатов в десятичную систему счисления.
Контрольная работа по теме «Принципы построения цифровых узлов»
Вариант-1
1. Транзисторы. Виды. Характеристики. Работа транзистора в режиме ключа.
2. Триггеры. Назначение. Классификация.
3. RS-триггер асинхронный. Назначение, виды, УГО, принцип работы.
4. Т-триггер. Назначение, виды, УГО, принцип работы.
5. Преобразование триггеров.
Вариант-2
1. Дискретизация сигнала.
2. RS-триггер синхронный. Назначение, виды, УГО, принцип работы.
3. D-триггер. Назначение, виды, УГО, принцип работы.
4. JK-триггеры. Назначение, виды, УГО, принцип работы.
5. Преобразование триггеров.
Контрольная работа по теме «Принципы построения цифровых узлов»
Вариант-1
1. Дешифраторы. Виды. Принцип работы. УГО. Каскадное соединение нескольких дешифраторов.
2. Мультиплексоры. Виды. Принцип работы. УГО.
3. Регистры. Классификация и назначение. Принцип работы. УГО.
4. Сумматоры. Классификация и назначение. Принцип работы. УГО.
5. Построить схему преобразователя кодов в программе Electronic WorkBench.
Вариант-2
1. Шифратор. Виды. Принцип работы. УГО. Каскадное соединение нескольких шифраторов.
2. Демультиплексоры. Виды. Принцип работы. УГО.
3. Счетчики. Классификация и назначение. Принцип работы. УГО.
4. Компараторы. Классификация и назначение. Принцип работы. УГО.
5. Построить схему дешифратора 4 на 10 в программе Electronic WorkBench.
Контрольная работа по теме «Запоминающие устройства»
Вариант-1
1. Оперативные запоминающие устройства статического типа.
2. Принцип действия, режим работы, основные характеристики, электрические параметры.
3. Постоянные запоминающие устройства.
4. Программируемые логические структуры.
5. Построить структурную схему ОЗУ (RAM)
Вариант-2
1. Оперативные запоминающие устройства динамического типа.
2. Понятие регенерации; виды циклов регенерации.
3. Перепрограммируемые ПЗУ, Flash – память.
4. Программируемые матрицы логики.
5. Привести схему постоянного запоминающего устройства (ПЗУ), построенного на мультиплексоре
Контрольная работа по теме «Принципы построения цифровых устройств»
Вариант-1
1. Системы счисления. Правила перевода чисел из одной системы счисления в другую.
2. Алгебра логики. Основные логические операции.
3. D-триггер. Т-триггер.
4. JK-триггеры
5. Мультиплексоры. Демультиплексоры.
6. Цифровые компараторы. Назначение, классификация. Принцип работы, таблица истинности, УГО.
7. Постоянные запоминающие устройства.
8. Аналого-цифровые преобразователи. Типы АЦП.
Вариант-2
1. Необходимость в кодировании чисел. Прямой, обратный, дополнительный коды.
2. Основные законы, тождества и правила алгебры логики.
3. Логические элементы. Таблицы истинности. Условные графические обозначения.
4. RS-триггер.
5. Сумматоры. Классификация, назначение. Принцип работы, таблица истинности, УГО.
6. Оперативные запоминающие устройства..
8. Цифро-аналоговые преобразователи. Типы ЦАП. Схемная реализация цепей ЦАП.
Критерии и нормы оценки письменной контрольной работы
Письменные контрольные и самостоятельные работы оцениваются по пятибалльной системе.
Оценка |
Критерии оценки (содержательная характеристика) |
«2» |
Студент допустил число ошибок недочетов превышающее норму, при которой может быть выставлена оценка «3». Если правильно выполнил менее половины работы. Не приступил к выполнению работы. Правильно выполнил не более 10% всех заданий. |
«3» |
Не более двух грубых ошибок или не более одной грубой и одной негру- бой ошибки и одного недочета; Не более двух- трех негрубых ошибок или одной негрубой ошибки и трех недочетов; При отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. |
«4» |
Не более одной негрубой ошибки и одного недочета. Не более двух недочетов. |
«5» |
Выполнил работу без ошибок и недочетов. Допустил не более одного недочета |
4.2. Контрольно-оценочные материалы текущего контроля по МДК 01.02 «Проектирование цифровых устройств»
Контрольная работа по теме «Организация проектирования электронной аппаратуры»
Вариант-1
1. Техническое задание (характеристика);
2. Механические факторы (влияние, защита);
3. Показатели надежности.
Вариант-2
1. Техническое предложение (характеристика);
2. Климатические факторы (влияние, защита);
3. Показатели технологичности.
Вариант-3
1. Технический проект (характеристика);
2. Радиационные факторы (влияние, защита);
3. Показатели стандартизации и унификации.
Контрольная работа по теме «Условия эксплуатации цифровых устройств»
Вариант-1
1. Этапы проектирования
2. Виды нормативно-технической документации.
3. Общие требования к оформлению проектов.
Вариант-2
1. ЕСКД - назначение.
2. Виды изделий. Примеры.
3. Правила оформления пояснительной записки.
Контрольная работа по теме «Печатные платы»
Компоновка ИМС на плате. Определение габаритных размеров печатной платы. (Для заданного устройства определить габаритные размеры печатной платы при оптимальном варианте компоновки ИМС).
Вариант 1.
Устройство состоит из 17 корпусов (555ЛАЗ, 555ЛА2).
Вариант 2.
Устройство состоит из 16 корпусов (533ЛА4).
Вариант 3.
Устройство состоит из 18 корпусов (533ЛАЗ, 533ЛА4).
Критерии и нормы оценки письменной контрольной работы
Письменные контрольные и самостоятельные работы оцениваются по пятибалльной системе.
Оценка |
Критерии оценки (содержательная характеристика) |
«2» |
Студент допустил число ошибок недочетов превышающее норму, при которой может быть выставлена оценка «3». Если правильно выполнил менее половины работы. Не приступил к выполнению работы. Правильно выполнил не более 10% всех заданий. |
«3» |
Не более двух грубых ошибок или не более одной грубой и одной негру- бой ошибки и одного недочета; Не более двух- трех негрубых ошибок или одной негрубой ошибки и трех недочетов; При отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. |
«4» |
Не более одной негрубой ошибки и одного недочета. Не более двух недочетов. |
«5» |
Выполнил работу без ошибок и недочетов. Допустил не более одного недочета |
Критерии и нормы оценки практической работы
Оценка |
Критерии оценки (содержательная характеристика) |
«2» |
Работа выполнена полностью. Студент не владеет теоретическим материалом, допуская ошибки по существу рассматриваемых вопросов (не правильно разделена плата на функциональные зоны и не верно проведен расчет габаритных размеров печатной платы). |
«3» |
Работа выполнена полностью. Студент владеет теоретическим материалом, отсутствуют ошибки при делении платы на функциональные зоны. Допущены незначительные ошибки при использовании нормативно- технической литературы и в расчетной части. |
«4» |
Работа выполнена полностью. Студент владеет теоретическим материалом, отсутствуют ошибки при делении платы на функциональные зоны. Допущены незначительные ошибки при использовании нормативно- технической литературы. Допущены незначительные ошибки в расчетной части. |
«5» |
Работа выполнена полностью. Студент владеет теоретическим материалом, отсутствуют ошибки при использовании нормативно- технической литературы, при делении платы на зоны и расчет сделан верно. |
4.3. Задания для проведения промежуточной аттестации по МДК 01.01 «Цифровая схемотехника»
Контрольная работа за 1 семестр
Вариант- 1
1. Построить таблицу истинности для выражений
2. Для данных логических схем:
- написать логическое выражение;
- упростить выражение;
- построить новую логическую схему.
3. Составить МДНФ и МКНФ и построить схемы по ним для функции двух переменных, заданных таблицей истинности
А |
В |
F |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
Вариант- 2
1. Построить таблицу истинности для выражений
2. Для данных логических схем:
- написать логическое выражение;
- упростить выражение;
- построить новую логическую схему.
3. Составить МДНФ и МКНФ и построить схемы по ним для функции двух переменных, заданных таблицей истинности
Контрольная работа за 2 семестр
1. Какие форматы представления чисел вам известны?
1) формат с фиксированной точкой
2) формат с плавающей точкой
3) формат с минимизированной запятой
4) двоичный формат
5) шестнадцатиричный формат
2. О какой логической функции сказано:" Функция истинна, когда значения переменных одновременно истинны или одновременно ложны"
1) дизъюнкция
2) конъюнкция
3) импликация
4) Стрелка Пирса
5) Эквивалентность
3. Определите порядок суммирования чисел в формате с плавающей точкой:
1) найти сумму мантисс числа
2) нормализовать результат
3) выровнять порядки слагаемых
4. О какой логической функции сказано:" Функция ложна, если хотя бы одна из переменных истинна или истинна, если обе переменные ложны"
1) Конъюнкция
2) дизъюнкция
3) Операция Шеффера
4) Стрелка Пирса (функция Вебба)
5) Сложение по модулю два
5. Какую логическую функцию реализует логический элемент И-НЕ?
1) операция Шеффера (штрих Шеффера)
2) Сложение по модулю два
3) Импликация
4) Эквивалентность
5) Запрет по В
6. Базис из логических элементов И, ИЛИ, НЕ называется
1) основным
2) дополнительным
3) равнозначным
4) прямым
5) инверсным
7. Что такое КНФ?
1) Это логическая сумма элементарных конъюнкций
2) Это логическая сумма переменных или их отрицаний
3) Это логическое произведение переменных или их отрицаний
4) Это логическое произведение элементарных дизъюнкций
8. Какова цель синтеза комбинационной схемы?
1) построение схемы с учетом оптимального набора элементов
2) построение схемы с учетом стандартов
3) приведение логической схемы к базису И-ИЛИ
4) построение схемы с учетом минимальной потребляемой мощности
9. Что такое базис?
1) это функционально полный набор элементов, с помощью которого можно реализовать переключательную функцию
2) это условно-графическое обозначение элемента
3) это линии ввода элемента
4) это линии выхода элемента
10. Этапы синтеза схемы:
1) Выбор оптимального набора логических элементов для реализации функции
2) Составление таблицы истинности
3) Постановка задачи
4) Составление и упрощение СДНФ
1) Z=не(Х * Y)
11. Дешифратор - это комбинационное устройство,
1) которое преобразует n – разрядный позиционный код в m – разрядный унитарный, т.е. содержащий всего лишь одну единицу или ноль.
2) которое из сигналов, полученных по m каналам, генерирует двоичный код на n выходных линиях.
3) которое имеет большое число входов и выходов для реализации сложных логических функций
4) которое предназначено для коммутации по заданному адресу одного из нескольких информационных входов на один выход F.
12. Что такое ДНФ логической функции?
1) логическая сумма элементарных конъюнкций
2) логическое произведение элементарных дизъюнкций
3) логическое произведение переменных или их отрицаний
4) логическая сумма переменных или их отрицаний
13. В чем заключается сущность дешифрации?
1) это выявление реакции схемы на определенную кодовую комбинацию
2) построение модуля памяти за счет увеличения разрядности
3) управляет жесткой логикой
4) организует рабочий процесс микропроцессора
14. Виды дешифраторов:
1) линейный дешифратор
2) прямоугольный дешифратор
3) пирамидальный дешифратор
4) треугольный дешифратор
5) круглый дешифратор
15. Каково кол-во выходных шин полного дешифратора при дешифрации трехразрядного числа?
1) семь
2) восемь
3) шестнадцать
4) десять
5) три
16. Что делает триггер при отсутствии входных сигналов?
1) Сбрасывается в 0
2) Меняется по падающему фронту
3) Сохраняет свое предыдущее состояние
4) Устанавливается в 1
17. Что такое шифратор?
1) Любая логическая схема без памяти, которая полностью описывается таблицей истинности
2) это цифровой узел, преобразующий двоичный код на входе в унитарный код на выходе.
3) это комбинационная схема, которая из сигналов, полученных по m каналам, генерирует двоичный код на n выходных линиях.
4) Это комбинационная схема, которая предназначена для преобразования одного кода на входе в другой код на выходе.
18. Что делает RS-триггер, при подаче сигнала на вход "S"
1) Сохраняет свое предыдущее состояние
2) Устанавливается в 1
3) Меняется по падающему фронту
4) Сбрасывается в 0
19. Дешифратор предназначен для выполнения функций
1) Преобразования сигнала в код
2) Хранения
3) Преобразования кода в сигнал
4) Запоминания кодов
20. При построении схемы на логических элементах функции Y=not(A or C andB) первым будет использован логический элемент
1) Конъюктор
2) Дизъюнктор
3) Инвертор
4) Инвертор конъюнкции
21. По структурному признаку реализации схемы триггера они бывают
1) одноступенчатые
2) двухступенчатые
3) линейные
4) прямоугольные
5) по схеме 3-х триггеров
22. Отличие устройства сумматора от полусумматора заключается в следующем
1) используют при построении разные типовые узлы
2) сложение одноразрядных чисел с учетом переноса
3) сложение одноразрядных чисел без учета переноса
4) основа устройства оперативного хранения информации
23. Триггером называется
1) электронное последовательностное устройство, свойством которого является способность оставаться в одном из двух устойчивых состояниях и скачком изменять их под воздействием внешних входных сигналов
2) электронное комбинационное устройство, свойством которого является способность оставаться в одном из двух устойчивых состояниях
3) величина, которая может принимать одно из двух возможных состояний (значений), одно из которых обозначается символом “0”, другое – “1”
4) цифровое устройство комбинационного типа, осуществляющее преобразование n-разрядного двоичного кода в m-разрядный унитарный код
5) последовательностное цифровое устройство, используемое для записи и хранения n-разрядного двоичного слова
24. Последовательностные устройства -это
1) устройства, в которых значение выходной переменной зависит не только от значений входных переменных в данный момент, но и от состояния элементов памяти.
2) устройства, в которых значение выходной переменной зависит только от значений входных переменных
3) устройства, в которых значение выходной переменной зависит только состояния элементов памяти.
4.4. Задания для проведения промежуточной аттестации по МДК 01.02 «Проектирование цифровых устройств»
Контрольная работа за 1 семестр
Перечень вопросов письменной работы (1 вопрос в контрольной работе)
Шифры электрических схем;
Отличие схем Э2 и Э3;
Правила построения УГО элементов ВТ;
Правила заполнения перечня элементов для схемы Э3;
Правила оформления схемы Э1;
Правила оформления схемы Э2;
Правила оформления схемы Э3;
Правила оформления текстового документа, состоящего из сплошного текста;
Правила оформления рисунков, таблиц и формул в текстовом документе;
Структура и возможности системы P-CAD.
Необходимые настройки графического редактора P-CAD Schematic для оформления электрических схем.
Нормальный тепловой режим изделия. Естественная система охлаждения как способ его обеспечения.
Конвекция как вид теплообмена.
Нормальный тепловой режим изделия. Принудительное воздушное охлаждение как способ его обеспечения.
Излучение как вид теплообмена.
Надежность. Понятие отказа. Основные показатели надежности.
Интегральные микросхемы. Обозначения. Классификация корпусов ИМС.
Методы изготовления ПП: химический электрохимический, комбинированный.
Структура МПП. Назначение слоев. Методы изготовления МПП. Печатные платы на гибком основании.
Технология сборки и монтажа СВТ. Контроль и испытания СВТ.
Обеспечение помехоустойчивости устройств.
Контрольная работа за 2 семестр
1. Укажите условие acceptable потери металлизации chip компонента для монтажа по всем классам (трехсторонняя металлизация каждого вывода)
максимум 25% потери верхней стороны металлизации для каждого вывода
максимум 50% потери площади всех трех сторон металлизации для каждого вывода
максимум 50% потери верхней стороны и 75 % торцевой стороны металлизации для каждого вы- вода
максимум 50% потери верхней стороны металлизации для каждого вывода
2. Звездообразная разводка питающих цепей на печатной плате обеспечивает
сокращение площади металлизации цепей питания
минимизацию помех по цепям питания
уменьшение тепловыделения по печатным проводникам цепей питания
упрощение процедуры разводки печатных проводников
Международное обозначение переключателя
S SST
SPDT
DPST
SPST
Если в условном обозначении полевого транзистора стрелка направлена к каналу, то канал является
p-типа
n-типа
pn-типа
t-типа
КОСС операционного усилителя — это
коэффициент обратной связи системы
коэффициент ослабления синфазного сигнала
коэффициент обратной системы слежения
коэффициент отражения обратного сигнала
6. Какой вид пайки SMD ИС изображён на рисунках?
фиксация компонента на ПП; лужение насадки фена; пайка выводов прогревая насадкой и ведя вдоль стороны компонента
фиксация компонента на ПП; нанесение припоя на насадку паяльника; пайка выводов касаясь наконечником выводов и ведя вдоль стороны компонента
фиксация компонента на ПП; нанесение припоя на насадку паяльника; пайка выводов касаясь наконечником только контактных площадок и ведя вдоль стороны
фиксация компонента на ПП; нанесение припоя на насадку паяльника; пайка выводов не касаясь наконечником выводов и ведя вдоль стороны компонента
Технология монтажа на ПП - SMT
surface mount technology
surface metal technology
surface melt technology
surface metal touch
PCB (англ.) - широкораспространенная технология в современной электронике
printed circuit board
printed cell board
process circuit board
projection circuit board
Это обозначение
д иода с ограничением тока
туннельного диода
диода Шоттки
диода Зенера
Укажите "дефектное" кабелирование
2)
3) 4)
Укажите нерекомендуемый способ восстановления контактных дорожек с помощью прово- да согласно стандарту IPC-7711-7721
1)
2)
3)
4)
Международный стандарт IPC-A-610 это
1.- общий стандарт на проектирование печатных плат
2.- руководство по ремонту и доработке печатных узлов 3.- критерии качества электронных сборок
4.- критерии приемки печатных плат
Какой процент заливки должен быть при пайке вывода ,в металлизированное отверстие для удовлетворения условия defect для класса 3
1.- меньше 50%
2.- меньше 75%
3.- больше 75%
4.- больше 75%
Какая насадка паяльника или паяльной станции не применяется для демонтажа CHIP- компонентов (резистор/конденсатор) по стандарту IPC-7711-7721
1)
2)
3)
4)
Что означает данный знак на устройстве
1. не чувствительно к статическим зарядам, но защищено
2. чувствительно к статическим зарядам
3. чувствительно к статическим зарядам, но защищено руками не трогать
К какому классу электрооборудования относят электрооборудование с использованием ос- новной изоляции в качестве меры основной защиты и дополнительной изоляции в качестве меры защиты, при наличии неисправности или в котором основная защита и защита, при наличии неисправности обеспечиваются усиленной изоляцией; доступные прикосновению проводящие части указанного электрооборудования, если таковые имеются, не соединяют с защитными проводниками;
1. Электрооборудование класса защиты 0
2. Электрооборудование класса защиты I
3. Электрооборудование класса защиты II
4. Электрооборудование класса защиты III
Э той схеме соответствует
понижающий-повышающий преобразователь напряжения
инвертирующий преобразователь напряжения
повышающий преобразователь напряжения
понижающий преобразователь напряжения
Укажите неприемлимую модификацию ПП согласно стандарту IPC-7711-7721
1 )
2 )
3)
4)
Укажите не "дефектное" соединение
2)
4)
При каких условиях оголение металла не является acceptable для всех классов монтажа
обрез вертикального проводника
при использовании финишного покрытия на основе свинцового припоя
при использовани органического финишного покрытия контактных площадок OSP
при использовании Pb-free припоя
Какой вход ИС обозначается на рисунке
прямой статический вход
прямой динамический вход
инверсный динамический вход
прямой инверсный вход
Директива 2002/95/ЕС Евросоюза, ограничивающая использование опасных химических соединений в промышленной электронной продукции, призывает к использованию следующих припоев
Cu free
Pb free
Pb free
Sn free
Какой процесс изображён на рисунках?
использование трафарета для нанесения защитного слоя на контактные площадки
использование трафарета для удаления старого припоя на контактных площадках
использование трафарета для нанесения паяльной пасты на контактные площадки
создание трафарета для формирования контактных площадок на ПП
4.5. Подготовка и защита курсового проекта по МДК 01.02 «Проектирование цифровых устройств»
Тематика курсовых проектов: Микропроцессорная система управления объектом Цифровой фильтр Шагомер на микроконтроллере ATtiny 2313 Разработка однофазного однотактного двухполупериодного выпрямителя Адресный счетчик Облачное хранилище данных Детектор скрытой проводки с повышенной чувствительностью Промышленные цифровые технологии Разработка принципиальной схемы цифрового таймера Проектирование цифровых устройств на основе цифровых компараторов для управления двигателями постоянного тока Триггерная защелка Проектирование цифрового тахометра |
||||
Оценка проекта (включая структуру и оформление) |
|
|||
Предмет(ы) оценивания |
Показатели оценки
|
Критерии оценки |
||
Выполнять требования технического задания на проектирование цифровых устройств. |
- Выполнение требований технического задания; |
«5» курсовой проект выполнен полностью, практическое задание соответствует техническому заданию «4» курсовой проект выполнен полностью, имеются небольшие недочеты «3» курсовой проект выполнен, имеются недочеты «2» задание не выполнено |
||
Разрабатывать схемы цифровых устройств на основе интегральных схем разной степени интеграции. |
- Демонстрация навыков анализа и синтеза комбинационных схем; - Разработка схемы цифрового устройства в соответствии с заданием; - Обоснованность выбора элементной базы проектируемой схемы. |
|||
Использовать средства и методы автоматизированного проектирования при разработке цифровых устройств. |
- Точность и верность разработки цифрового устройства с использованием САПР; - Верность определения средств и методов проектирования цифровых устройств на основе пакетов прикладных программ; |
|||
Оформлять курсовой проект в соответствии с методическими рекомендациями |
- правильность оформления в соответствии с методическими рекомендациями |
|||
Оценка защиты проекта |
||||
Предмет(ы) оценивания |
Показатели оценки
|
Критерии оценки |
||
Защита курсового проекта |
- глубокая теоретическая проработка исследуемых вопросов; - полнота раскрытия темы, правильное соотношение теоретического и практического материала; - правильность, наглядность, аккуратность составления схем цифровых устройств; - аргументированность, самостоятельность выводов, - четкость выполнения курсовой работы, грамотность, хороший язык и стиль изложения |
«5» курсовой проект выполнен полностью, практическое задание соответствует техническому заданию «4» курсовой проект выполнен полностью, имеются небольшие недочеты «3» курсовой проект выполнен, имеются недочеты «2» задание не выполнено |
4.6. Задания для проведения промежуточной аттестации в виде квалификационного экзамена по ПМ.01 «Проектирование цифровых устройств»
ПЕРЕЧЕНЬ БИЛЕТОВ К КВАЛИФИКАЦИОННОМУ ЭКЗАМЕНУ
по профессиональному модулю
ПМ 01 «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ УСТРОЙСТВ»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УПР
И.И. Кривошапкина
« » 20 г.
Квалификационный экзамен
по профессиональному модулю ПМ 01 «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ УСТРОЙСТВ»
09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы».
Экзаменационный билет № 1
Коды проверяемых профессиональных и общих компетенций:
ПК 1.1. Выполнять требования технического задания на проектирование цифровых устройств
ПК 1.2. Разрабатывать схемы цифровых устройств на основе интегральных схем разной степени интеграции.
ПК 1.3. Использовать средства и методы автоматизированного проектирования при разработке цифровых устройств.
ПК 1.4. Проводить измерения параметров проектируемых устройств и определять показатели надежности.
ПК 1.5. Выполнять требования нормативно-технической документации.
Инструкция
Максимальное время выполнения заданий – 90 мин. Внимательно прочитайте и выполните задание.
Теоретические вопросы:
1. Системы счисления. Правила перевода чисел из одной системы счисления в другую.
2. Надежность. Понятие отказа. Основные показатели надежности.
Практическое задание:
1. Разработка схемы электрической функциональной кодопреобразователя, преобразующего четыре первых буквы вашей фамилии из кода 1 в код 2.
Квалификационный экзамен
по профессиональному модулю ПМ 01 «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ УСТРОЙСТВ»
09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы».
Экзаменационный билет № 2
Коды проверяемых профессиональных и общих компетенций:
ПК 1.1. Выполнять требования технического задания на проектирование цифровых устройств
ПК 1.2. Разрабатывать схемы цифровых устройств на основе интегральных схем разной степени интеграции.
ПК 1.3. Использовать средства и методы автоматизированного проектирования при разработке цифровых устройств.
ПК 1.4. Проводить измерения параметров проектируемых устройств и определять показатели надежности.
ПК 1.5. Выполнять требования нормативно-технической документации.
Инструкция
Максимальное время выполнения заданий – 90 мин. Внимательно прочитайте и выполните задание.
Теоретические вопросы:
1. Алгебра логики. Основные логические операции. Основные законы, тождества и правила алгебры логики. Таблицы истинности. Условные графические обозначения..
2. Обеспечение тепловых режимов в конструкциях ВТ.
Практическое задание:
1. Оформление схемы электрической принципиальной, пользуясь элементами 555 серии.
Квалификационный экзамен
по профессиональному модулю ПМ 01 «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ УСТРОЙСТВ»
09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы».
Экзаменационный билет № 3
Коды проверяемых профессиональных и общих компетенций:
ПК 1.1. Выполнять требования технического задания на проектирование цифровых устройств
ПК 1.2. Разрабатывать схемы цифровых устройств на основе интегральных схем разной степени интеграции.
ПК 1.3. Использовать средства и методы автоматизированного проектирования при разработке цифровых устройств.
ПК 1.4. Проводить измерения параметров проектируемых устройств и определять показатели надежности.
ПК 1.5. Выполнять требования нормативно-технической документации.
Инструкция
Максимальное время выполнения заданий – 90 мин. Внимательно прочитайте и выполните задание.
Теоретические вопросы:
1. Минимизация логических функций.
2. Обеспечение помехоустойчивости устройств.
Практическое задание:
1. Разработка и оформление спецификации на сборочную единицу в соответствии с требованиями ГОСТ 2.106-96.
Квалификационный экзамен
по профессиональному модулю ПМ 01 «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ УСТРОЙСТВ»
09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы».
Экзаменационный билет № 4
Коды проверяемых профессиональных и общих компетенций:
ПК 1.1. Выполнять требования технического задания на проектирование цифровых устройств
ПК 1.2. Разрабатывать схемы цифровых устройств на основе интегральных схем разной степени интеграции.
ПК 1.3. Использовать средства и методы автоматизированного проектирования при разработке цифровых устройств.
ПК 1.4. Проводить измерения параметров проектируемых устройств и определять показатели надежности.
ПК 1.5. Выполнять требования нормативно-технической документации.
Инструкция
Максимальное время выполнения заданий – 90 мин. Внимательно прочитайте и выполните задание.
Теоретические вопросы:
1. Триггеры. Назначение, классификация.
2. Единая система программной документации: правила выполнения схем алгоритмов, программ, данных и систем; программная документация; эксплуатационные документы.
Практическое задание:
1. Компоновка ИМС на плате. Определение габаритных размеров печатной платы.
Квалификационный экзамен
по профессиональному модулю ПМ 01 «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ УСТРОЙСТВ»
09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы».
Экзаменационный билет № 5
Коды проверяемых профессиональных и общих компетенций:
ПК 1.1. Выполнять требования технического задания на проектирование цифровых устройств
ПК 1.2. Разрабатывать схемы цифровых устройств на основе интегральных схем разной степени интеграции.
ПК 1.3. Использовать средства и методы автоматизированного проектирования при разработке цифровых устройств.
ПК 1.4. Проводить измерения параметров проектируемых устройств и определять показатели надежности.
ПК 1.5. Выполнять требования нормативно-технической документации.
Инструкция
Максимальное время выполнения заданий – 90 мин. Внимательно прочитайте и выполните задание.
Теоретические вопросы:
1. Дешифраторы. Многоступенчатые дешифраторы: прямоугольные, каскадные.
2. Программа и методика испытаний цифровых устройств.
Практическое задание:
1. Обеспечение помехоустойчивости печатной платы. Разработка цепей питания.
Квалификационный экзамен
по профессиональному модулю ПМ 01 «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ УСТРОЙСТВ»
09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы».
Экзаменационный билет № 6
Коды проверяемых профессиональных и общих компетенций:
ПК 1.1. Выполнять требования технического задания на проектирование цифровых устройств
ПК 1.2. Разрабатывать схемы цифровых устройств на основе интегральных схем разной степени интеграции.
ПК 1.3. Использовать средства и методы автоматизированного проектирования при разработке цифровых устройств.
ПК 1.4. Проводить измерения параметров проектируемых устройств и определять показатели надежности.
ПК 1.5. Выполнять требования нормативно-технической документации.
Инструкция
Максимальное время выполнения заданий – 90 мин. Внимательно прочитайте и выполните задание.
Теоретические вопросы:
1. Шифраторы. Виды.
2. Правила оформления графической документации.
Практическое задание:
1. Построить в программе Electronic Workbench схему последовательного и параллельного четырехтактного регистров
.
Квалификационный экзамен
по профессиональному модулю ПМ 01 «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ УСТРОЙСТВ»
09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы».
Экзаменационный билет № 7
Коды проверяемых профессиональных и общих компетенций:
ПК 1.1. Выполнять требования технического задания на проектирование цифровых устройств
ПК 1.2. Разрабатывать схемы цифровых устройств на основе интегральных схем разной степени интеграции.
ПК 1.3. Использовать средства и методы автоматизированного проектирования при разработке цифровых устройств.
ПК 1.4. Проводить измерения параметров проектируемых устройств и определять показатели надежности.
ПК 1.5. Выполнять требования нормативно-технической документации.
Инструкция
Максимальное время выполнения заданий – 90 мин. Внимательно прочитайте и выполните задание.
Теоретические вопросы:
Мультиплексоры. Мультиплексорное дерево. Демультиплексоры.
2. Стадии разработки КД и этапы выполнения работ при проектировании. Виды изделий.
Практическое задание:
1. Создание УГО микросхемы К511ПУ2 («НЕ-И») в программе P-CAD
Квалификационный экзамен
по профессиональному модулю ПМ 01 «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ УСТРОЙСТВ»
09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы».
Экзаменационный билет № 8
Коды проверяемых профессиональных и общих компетенций:
ПК 1.1. Выполнять требования технического задания на проектирование цифровых устройств
ПК 1.2. Разрабатывать схемы цифровых устройств на основе интегральных схем разной степени интеграции.
ПК 1.3. Использовать средства и методы автоматизированного проектирования при разработке цифровых устройств.
ПК 1.4. Проводить измерения параметров проектируемых устройств и определять показатели надежности.
ПК 1.5. Выполнять требования нормативно-технической документации.
Инструкция
Максимальное время выполнения заданий – 90 мин. Внимательно прочитайте и выполните задание.
Теоретические вопросы:
1. Регистры. Классификация, назначение. Регистры параллельного действия. Регистры последовательного действия.
2. ЕСКД. Техническая документация. Виды конструкторских документов.
Практическое задание:
1. Создание УГО транзистора КТ3102Г в программе P-CAD.
Квалификационный экзамен
по профессиональному модулю ПМ 01 «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ УСТРОЙСТВ»
09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы».
Экзаменационный билет № 9
Коды проверяемых профессиональных и общих компетенций:
ПК 1.1. Выполнять требования технического задания на проектирование цифровых устройств
ПК 1.2. Разрабатывать схемы цифровых устройств на основе интегральных схем разной степени интеграции.
ПК 1.3. Использовать средства и методы автоматизированного проектирования при разработке цифровых устройств.
ПК 1.4. Проводить измерения параметров проектируемых устройств и определять показатели надежности.
ПК 1.5. Выполнять требования нормативно-технической документации.
Инструкция
Максимальное время выполнения заданий – 90 мин. Внимательно прочитайте и выполните задание.
Теоретические вопросы:
1. Счетчики. Определение, назначение, классификация.
2. Контроль в сборочном производстве печатных плат.
Практическое задание:
1. Создание посадочного места для микросхемы 133ЛА6 с планарными выводами в программе P-CAD.
Квалификационный экзамен
по профессиональному модулю ПМ 01 «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ УСТРОЙСТВ»
09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы».
Экзаменационный билет № 10
Коды проверяемых профессиональных и общих компетенций:
ПК 1.1. Выполнять требования технического задания на проектирование цифровых устройств
ПК 1.2. Разрабатывать схемы цифровых устройств на основе интегральных схем разной степени интеграции.
ПК 1.3. Использовать средства и методы автоматизированного проектирования при разработке цифровых устройств.
ПК 1.4. Проводить измерения параметров проектируемых устройств и определять показатели надежности.
ПК 1.5. Выполнять требования нормативно-технической документации.
Инструкция
Максимальное время выполнения заданий – 90 мин. Внимательно прочитайте и выполните задание.
Теоретические вопросы:
1. Сумматоры. Классификация, назначение. Принцип работы, таблица истинности, УГО.
2. Сборка печатных плат. Поверхностный монтаж. Типичная последовательность операций монтажа.
Практическое задание:
1. Создание посадочного места для микросхемы К511ПУ2 со штыревыми выводами в программе P-CAD.
Квалификационный экзамен
по профессиональному модулю ПМ 01 «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ УСТРОЙСТВ»
09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы».
Экзаменационный билет № 11
Коды проверяемых профессиональных и общих компетенций:
ПК 1.1. Выполнять требования технического задания на проектирование цифровых устройств
ПК 1.2. Разрабатывать схемы цифровых устройств на основе интегральных схем разной степени интеграции.
ПК 1.3. Использовать средства и методы автоматизированного проектирования при разработке цифровых устройств.
ПК 1.4. Проводить измерения параметров проектируемых устройств и определять показатели надежности.
ПК 1.5. Выполнять требования нормативно-технической документации.
Инструкция
Максимальное время выполнения заданий – 90 мин. Внимательно прочитайте и выполните задание.
Теоретические вопросы:
1. Цифровые компараторы. Назначение, классификация. Принцип работы, таблица истинности, УГО.
2. Комбинированный позитивный метод изготовления печатных плат.
Практическое задание:
1. Создание посадочного места резистора в режиме Pattern Wizard.
Квалификационный экзамен
по профессиональному модулю ПМ 01 «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ УСТРОЙСТВ»
09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы».
Экзаменационный билет № 12
Коды проверяемых профессиональных и общих компетенций:
ПК 1.1. Выполнять требования технического задания на проектирование цифровых устройств
ПК 1.2. Разрабатывать схемы цифровых устройств на основе интегральных схем разной степени интеграции.
ПК 1.3. Использовать средства и методы автоматизированного проектирования при разработке цифровых устройств.
ПК 1.4. Проводить измерения параметров проектируемых устройств и определять показатели надежности.
ПК 1.5. Выполнять требования нормативно-технической документации.
Инструкция
Максимальное время выполнения заданий – 90 мин. Внимательно прочитайте и выполните задание.
Теоретические вопросы:
1. Преобразователи кодов. Назначение, классификация. Области применения.
2. Этапы изготовления изделий радиоэлектроники. Субтрактивная технология изготовления печатных плат. Аддитивная технология изготовления печатных плат.
Практическое задание:
1. Создание посадочного места транзистора КТ310Г.
Квалификационный экзамен
по профессиональному модулю ПМ 01 «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ УСТРОЙСТВ»
09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы».
Экзаменационный билет № 13
Коды проверяемых профессиональных и общих компетенций:
ПК 1.1. Выполнять требования технического задания на проектирование цифровых устройств
ПК 1.2. Разрабатывать схемы цифровых устройств на основе интегральных схем разной степени интеграции.
ПК 1.3. Использовать средства и методы автоматизированного проектирования при разработке цифровых устройств.
ПК 1.4. Проводить измерения параметров проектируемых устройств и определять показатели надежности.
ПК 1.5. Выполнять требования нормативно-технической документации.
Инструкция
Максимальное время выполнения заданий – 90 мин. Внимательно прочитайте и выполните задание.
Теоретические вопросы:
1. Оперативные запоминающие устройства. Постоянные запоминающие устройства. Перепрограммируемые ПЗУ, Flash – память.
2. Классификация САПР. САПР печатных плат. Конструкторские САПР.
Практическое задание:
Построить в программе Electronic Workbench Мультиплексор 8 в 1.
.
Квалификационный экзамен
по профессиональному модулю ПМ 01 «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ УСТРОЙСТВ»
09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы».
Экзаменационный билет № 14
Коды проверяемых профессиональных и общих компетенций:
ПК 1.1. Выполнять требования технического задания на проектирование цифровых устройств
ПК 1.2. Разрабатывать схемы цифровых устройств на основе интегральных схем разной степени интеграции.
ПК 1.3. Использовать средства и методы автоматизированного проектирования при разработке цифровых устройств.
ПК 1.4. Проводить измерения параметров проектируемых устройств и определять показатели надежности.
ПК 1.5. Выполнять требования нормативно-технической документации.
Инструкция
Максимальное время выполнения заданий – 90 мин. Внимательно прочитайте и выполните задание.
Теоретические вопросы:
1. Программируемые логические структуры. Программируемые матрицы логики.
2. Показатели качества конструкции РЭА.
Практическое задание:
1. Построить в программе Electronic Workbench Дешифратор 3 в 8.
Квалификационный экзамен
по профессиональному модулю ПМ 01 «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ УСТРОЙСТВ»
09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы».
Экзаменационный билет № 15
Коды проверяемых профессиональных и общих компетенций:
ПК 1.1. Выполнять требования технического задания на проектирование цифровых устройств
ПК 1.2. Разрабатывать схемы цифровых устройств на основе интегральных схем разной степени интеграции.
ПК 1.3. Использовать средства и методы автоматизированного проектирования при разработке цифровых устройств.
ПК 1.4. Проводить измерения параметров проектируемых устройств и определять показатели надежности.
ПК 1.5. Выполнять требования нормативно-технической документации.
Инструкция
Максимальное время выполнения заданий – 90 мин. Внимательно прочитайте и выполните задание.
Теоретические вопросы:
1. Цифро-аналоговые преобразователи. Типы ЦАП.
2. Эксплуатационные требования к РЭА. Требования по надежности. Экономические требования.
Практическое задание:
1. Построить в программе Electronic Workbench Структурную схему компаратора двух четырехразрядных чисел
Квалификационный экзамен
по профессиональному модулю ПМ 01 «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ УСТРОЙСТВ»
09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы».
Экзаменационный билет № 16
Коды проверяемых профессиональных и общих компетенций:
ПК 1.1. Выполнять требования технического задания на проектирование цифровых устройств
ПК 1.2. Разрабатывать схемы цифровых устройств на основе интегральных схем разной степени интеграции.
ПК 1.3. Использовать средства и методы автоматизированного проектирования при разработке цифровых устройств.
ПК 1.4. Проводить измерения параметров проектируемых устройств и определять показатели надежности.
ПК 1.5. Выполнять требования нормативно-технической документации.
Инструкция
Максимальное время выполнения заданий – 90 мин. Внимательно прочитайте и выполните задание.
Теоретические вопросы:
1. Аналого-цифровые преобразователи. Типы АЦП.
2. Тактико-технические требования к РЭА. Конструктивно-технологические требования к РЭА.
Практическое задание:
1. Построить в программе Electronic Workbench Дешифратор из двоичного кода в 7-сегментный.
Квалификационный экзамен
по профессиональному модулю ПМ 01 «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ УСТРОЙСТВ»
09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы».
Экзаменационный билет № 17
Коды проверяемых профессиональных и общих компетенций:
ПК 1.1. Выполнять требования технического задания на проектирование цифровых устройств
ПК 1.2. Разрабатывать схемы цифровых устройств на основе интегральных схем разной степени интеграции.
ПК 1.3. Использовать средства и методы автоматизированного проектирования при разработке цифровых устройств.
ПК 1.4. Проводить измерения параметров проектируемых устройств и определять показатели надежности.
ПК 1.5. Выполнять требования нормативно-технической документации.
Инструкция
Максимальное время выполнения заданий – 90 мин. Внимательно прочитайте и выполните задание.
Теоретические вопросы:
1. Структура и возможности системы P-CAD.
2. Условия эксплуатации цифровых устройств. Климатические, механические, радиационные факторы. Классификация аппаратуры по условиям эксплуатации.
Практическое задание:
1. Построить в программе Electronic Workbench Шифратор по таблице истинности
ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА |
|||
Задание по билетам |
|||
Предмет(ы) оценивания |
Объект(ы) оценивания |
Показатели оценки
|
Критерии оценки |
Выполнять требования технического задания на проектирование цифровых устройств. |
Продукт и процесс деятельности |
- Точность и скорость чтения чертежей; - Выполнение правил эксплуатации цифровых устройств, обеспечения их помехоустойчивости и тепловых режимов, защиты от механических воздействий и агрессивной среды в соответствии с требованиями технического задания; |
«5» задание выполнено полностью, процесс соответствует технологическому процессу, качество продукта отличное «4» задание выполнено полностью, имеются небольшие недочеты «3» задание выполнено, имеются недочеты «2» задание не выполнено |
Разрабатывать схемы цифровых устройств на основе интегральных схем разной степени интеграции. |
Продукт и процесс деятельности |
- Демонстрация навыков анализа и синтеза комбинационных схем; - Разработка схемы цифрового устройства в соответствии с заданием; - Обоснованность выбора элементной базы проектируемой схемы. |
|
Использовать средства и методы автоматизированного проектирования при разработке цифровых устройств. |
Продукт и процесс деятельности |
- Точность и верность разработки комплекта конструкторской документации с использованием САПР; - Верность определения средств и методов проектирования цифровых устройств на основе пакетов прикладных программ; |
|
Проводить измерения параметров проектируемых устройств и определять показатели надежности |
Продукт и процесс деятельности |
- Демонстрация навыков проведения измерений параметров; - Точность и верность определения показателей надежности проектируемых устройств. |
|
Выполнять требования нормативно-технической документации. |
Продукт и процесс деятельности |
- Точность и скорость чтения чертежей; - Выполнение правил эксплуатации цифровых устройств, обеспечения их помехоустойчивости и тепловых режимов, защиты от механических воздействий и агрессивной среды в соответствии с требованиями нормативно-технической документации; |
|
Условия выполнения задания 1. Место (время) выполнения задания: кабинет 2. Максимальное время выполнения задания: 60 мин. 3. Вы можете воспользоваться: персональный компьютер, справочник ИМС.
|
Критерии оценки выполнения студентом работы
Критерии |
Метод оценки |
Критерии оценки |
|||
Отлично |
Хорошо |
Удовл. |
Не удовл. |
||
Отношение к работе |
Наблюдение руководителя, Просмотр промежуточных результатов |
Работа выполнена в указанный срок, не требует дополнительного времени на завершение |
Работа выполнена в указанный срок, не требует дополнительного времени на завершение |
Работа выполнена в указанный срок, не требует дополнительного времени на завершение |
Работа не выполнена в указанный срок и требует дополнительного времени на завершение |
Умение работать в графическом редакторе пакета P-CAD |
Наблюдение руководителя за ходом выполнения работы
|
Усвоены приемы работы в графическом редакторе пакета P-CAD. Схема Э3 соответствует ЕСКД |
Усвоены приемы работы в графическом редакторе пакета P-CAD, но требуется подсказка преподавателя о необходимости изменить текущие настройки для выполнения конкретного действия. Схема Э3 имеет незначительные отклонения от ЕСКД |
Усвоены приемы работы в графическом редакторе пакета P-CAD, но требуется подсказка преподавателя о необходимости изменить текущие настройки для выполнения конкретного действия, перенастройка выполняется с ошибками. Схема Э3 имеет существенные отклонения от ЕСКД |
Не усвоены приемы работы в графическом редакторе пакета P-CAD |
Использование всего доступного технического оборудования |
Наблюдение руководителя за ходом выполнения работы |
Грамотная работа с техникой, соблюдение техники безопасности. |
Грамотная работа с техникой, соблюдение техники безопасности. |
Удовлетворительная работа с техникой, соблюдение техники безопасности. |
Удовлетворительная работа с техникой, соблюдение техники безопасности. |
Использование полученных знаний для решения конкретных задач |
Наблюдение руководителя за ходом выполнения работы |
Полученные при изучении дисциплины знания использованы в полном объеме |
Полученные при изучении дисциплины знания использованы в полном объеме |
Полученные при изучении дисциплины знания использованы не в полном объеме |
Неспособность использовать теоретическую информацию при решении задачи |
Умение отвечать на вопросы, пользоваться профессиональной лексикой при сдаче защите лабораторной работы |
Собеседование по распечатке схемы
|
Грамотные ответы на поставленные вопросы, использование профессиональной лексики. Чёткое обоснование своей точки зрения. |
Грамотные ответы на поставленные вопросы, использование профессиональной лексики. Чёткое обоснование своей точки зрения. |
Заметная неуверенность в ответах и действиях. |
Неуверенные ответы на вопросы, незнание профессиональной лексики и терминологии. |