Методическая разработка урока русского языка в 5 классе «Буквы И и Ы после Ц»

1
0
Материал опубликован 5 January 2023

«Формы и методы обучения на современном учебном занятии по русскому языку»- Антонова Елена Сергеевна.

Тип учебного занятия: Урок «открытия» нового знания.

Тема: «Буквы И и Ы после Ц»

УМК: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций /Т.А. Ладыженская. - М.: «Просвещение»,2020 г.

Класс: 5 класс

Цели

- деятельностные : создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников; развитие навыков самоконтроля, схематического мышления, развитие навыков адекватной самооценки;

-содержательные: начать формирование представления о правильном написании букв и-ы после ц;

Планируемые результаты для ученика:

Предметные: 1. Способствовать развитию навыка правописания букв и-ы после ц. 2. Развивать орфографическую зоркость, т.е. умение видеть орфограмму в предлагаемом языковом материале. Метапредметные. 1. Познавательные УУД: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать; преобразовывать информацию (текст правила) в алгоритм, опорный конспект, действовать по алгоритму, опорному конспекту.

Этапы урока



Этап урока

Содержание



Формирование УУД

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Приветствие обучающихся, пожелание успехов. Фонетическая зарядка. Отгадайте звук по паспорту: - согласный, глухой непарный, твёрдый непарный? Это звук особый, он будет сегодня гостем нашего урока.

Формирование ответственного отношения к учению,

Готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.


Целеполагание

- Ребята, посмотрите, Саша Птицын написал СМС-письмо своему другу, но некоторые слова компьютер почему-то подчеркнул: « Петя, я приглашаю тебя завтра пойти со мной в цырк. Там будут выступать проказници- мартышки, циплята -торопыжки . Там будет декорацыя с и яркая иллюминацыя». Саша Птицин. -Как вы думаете, почему эти слова компьютер подчеркнул? Произнесите слова и определите, какой звук вы слышите после твёрдого Ц ? -Что объединяет слова? -Сможете ли вы сформулировать тему урока?

Фронтальная форма работы.

Умение сотрудничать, анализировать, сравнивать, доказывать, отстаивать своё мнение, самостоятельно формулировать тему урока «умение соотносить свои действия с планируемыми результатами»


Этап актуализации

-Что нужно сделать, чтобы помочь Саше Птицыну написать грамотное письмо? -Как вы сможете достичь этих целей? Что поможет нам? С чего нужно начать?


«умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, формулировать цели, задачи урока, планировать собственную деятельность

Открытие новых знаний

Фронтальная форма работа по открытию нового знания: работа с упр.498. Дана таблица. Задание: расскажите, опираясь на таблицу, когда пишутся сочетания букв –ЦИ и -ЦЫ ; сверьте свой ответ с учебником(чтение правила). Со словами –исключениями составьте предложение для лучшего запоминания.

Далее класс делится на группы, предлагается одной группе систематизировать материал учебника в виде опорного конспекта, вторая группа делает алгоритм.(групповая форма работы) Вернёмся к СМС Птицына. -Помогите ему правильно написать слова на данную орфограмму. Выполняют задание с проговариванием по алгоритму или опорному конспекту.(индивидуальная форма работы)

1)Слова на –ция? да нет / \ станция 2. В какой части слова буква? / \ В окончании, в корне В суффиксе \ / 3. Слово-искл.? Ы / \ улицы да нет куцый / \ Синицын Ы И Цыган цирк На цыпочках цифра Цыплёнок Цыц

Цыкнуть

2)Буквы И-Ы после Ц(опорный конспект)

Ци

В корнях-цинга;

В словах на –ция-

станция

Цы

В суффиксах-

Птицын;

В окончаниях-

огурцы;

В словах – иск.-цыган,цыпочки, цыц,цыкнуть,цыпленок.





«умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы».



Умение преобразовывать информацию в схему, алгоритм, т.е. анализировать, систематизировать .



Физкультминутка

Физкультминутка. А теперь все дружно встали, передышку себе дали.

Если в слове буква «Ы» – прыгнем «выше головы»;

Ну а если буква «И»- приседаем до « земли».

Умницы, традиция, сестрицын, цинк.

Умение анализировать языковой материал.

Практический этап современного урока

Задание №1 Индивидуальная форма работы по карточкам с проверкой по эталону. Вставить пропущенные буквы; рассказать о связи предложений.

Ц…плёнок в ц..рке выступал,

Играл он на ц…мбалах,

На мотоц..кле разъезжал,

И ц…фр он знал немало.

Он из ц..линдра доставал

Морковь и огурц..

И только одного не знал,

Где пишут ЦИ, где ЦЫ

Поднимите красные сигнальные карточки, кто выполнил задание без ошибок; синие-у кого 1-2 ошибки;

Зеленые- у кого-3-4 ошибки.

2) Задание №2 распределительное списывание (работа в парах. ) Посоветуйтесь с соседом по парте и попытайтесь объяснить правильное написание букв в словах, распределите их на две группы по орфограммам , которые встречаются в словах. Обоснуйте свой ответ. Сделайте вывод.

На доске написаны слова : полиц..я, ц…нтральный,ц..плячий(пух), ц..ганский, ц…левой, ц..нковый, оц..енить, ц..кл, ц…фра.

Задание №3 Работа с текстом

1. Она осветила ц..новку на полу и ц…нковое корыто на стене.

2.В комнату вошла на ц..почках тишина.

3.Большая круглая луна выкатилась из леса, заглянула в низкое, вросшее в землю окошко.

4.Я долго смотрел на загадочную точку и никак не мог понять, что это такое.

5.Вдруг на столе что-то засверкало.

6.Любопыпство взяло вверх.

7.На столе лежал термометр.

8.Я поднялся и подошёл к светлячку.

(По Н.П.Печерскому)

- прочитайте предложения, составьте из них текст. Порядок следования первого и третьего предложений в нём вам поможет определить изученная орфограмма. Ученики коллективно в устной форме составляют текст, затем записывают его. Определяют стиль текста.

«умение создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач», «смысловое чтение», «умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации»,

Рефлексия

Прием «Билет на выход».

1

Задание №_____мне показалось самым лёгким

2

Задание №_____мне показалось самым сложным

3

Задание №__я смог бы объяснить одноклассникам

4

Задание №__я хочу, чтобы мне разъяснили ещё раз.

Дата ____ Подпись_____

(индивидуальная форма работы)

Оценка деятельности; саморегуляция



Этап контроля и оценивания

Работа по тесту. (индивидуальная) 1. Укажите слово, в котором после Ц пишется буква Ы: А) ц..рк; Б) делегац..я; В) ц..ганочка; Г) ц..фра.

2. Укажите слово, в котором пишется И: А) ц..кнуть; Б) ц..новка; В) ц..плёночек; Г) уц..питься.

3. В какой группе слов пишется И: А) секц..я, репетиц..я, ц..нга, ц..трусовые. Б) умельц.., ц..ганский, ц..клон, птенц.. .

Проверка по ключу. Самостоятельное оценивание





Умение самостоятельно решать предложенные учебные задачи



Домашнее задание

Дифференцированные задания: Составить текст на тему «Цирк», используя слова на данную орфограмму. Придумать кроссворд на тему «Буквы И-Ы после Ц». Выполнить упражнение из учебника (для слабых учеников) ; параграф 85.



Умение объективно оценивать свои результаты и соответственно им выбирать домашнее задание. Формирование собственных представлений о предмете изучения.



Приложение №1



t1672939241aa.gif











Приложение№2 1)Карточка для индивидуальной работы

Ц…плёнок в ц..рке выступал,

Играл он на ц…мбалах,

На мотоц..кле разъезжал,

И ц…фр он знал немало.

Он из ц..линдра доставал

Морковь и огурц..

И только одного не знал,

Где пишут ЦИ, где ЦЫ?

2)Карточка для работы по тексту

1. Она осветила ц..новку на полу и ц…нковое корыто на стене.

2.В комнату вошла на ц..почках тишина.

3.Большая круглая луна выкатилась из леса, заглянула в низкое, вросшее в землю окошко.

4.Я долго смотрел на загадочную точку и никак не мог понять, что это такое.

5.Вдруг на столе что-то засверкало.

6.Любопыпство взяло вверх.

7.На столе лежал термометр.

8.Я поднялся и подошёл к светлячку.

(По Н.П.Печерскому)

3 .Приём «Билет на выход».(Раздаточный материал)

1

Задание №_____мне показалось самым лёгким

2

Задание №_____мне показалось самым сложным

3

Задание №__я смог бы объяснить одноклассникам

4

Задание №__я хочу, чтобы мне разъяснили ещё раз.

Дата ____ Подпись_____

1. Укажите слово, в котором после Ц пишется буква Ы: А) ц..рк; Б) делегац..я; В) ц..ганочка; Г) ц..фра.

2. Укажите слово, в котором пишется И: А) ц..кнуть; Б) ц..новка; В) ц..плёночек; Г) уц..питься.

3. В какой группе слов пишется И: А) секц..я, репетиц..я, ц..нга, ц..трусовые. Б) умельц.., ц..ганский, ц..клон, птенц.. .



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.