Методическая разработка урока русского языка в 5 классе «Буквы И и Ы после Ц»
«Формы и методы обучения на современном учебном занятии по русскому языку»- Антонова Елена Сергеевна.
Тип учебного занятия: Урок «открытия» нового знания.
Тема: «Буквы И и Ы после Ц»
УМК: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций /Т.А. Ладыженская. - М.: «Просвещение»,2020 г.
Класс: 5 класс
Цели
- деятельностные : создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников; развитие навыков самоконтроля, схематического мышления, развитие навыков адекватной самооценки;
-содержательные: начать формирование представления о правильном написании букв и-ы после ц;
Планируемые результаты для ученика:
Предметные: 1. Способствовать развитию навыка правописания букв и-ы после ц. 2. Развивать орфографическую зоркость, т.е. умение видеть орфограмму в предлагаемом языковом материале. Метапредметные. 1. Познавательные УУД: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать; преобразовывать информацию (текст правила) в алгоритм, опорный конспект, действовать по алгоритму, опорному конспекту.
Этапы урока
Этап урока |
Содержание | Формирование УУД | ||||||||
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | Приветствие обучающихся, пожелание успехов. Фонетическая зарядка. Отгадайте звук по паспорту: - согласный, глухой непарный, твёрдый непарный? Это звук особый, он будет сегодня гостем нашего урока. | Формирование ответственного отношения к учению, Готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | ||||||||
Целеполагание | - Ребята, посмотрите, Саша Птицын написал СМС-письмо своему другу, но некоторые слова компьютер почему-то подчеркнул: « Петя, я приглашаю тебя завтра пойти со мной в цырк. Там будут выступать проказници- мартышки, циплята -торопыжки . Там будет декорацыя с и яркая иллюминацыя». Саша Птицин. -Как вы думаете, почему эти слова компьютер подчеркнул? Произнесите слова и определите, какой звук вы слышите после твёрдого Ц ? -Что объединяет слова? -Сможете ли вы сформулировать тему урока? Фронтальная форма работы. | Умение сотрудничать, анализировать, сравнивать, доказывать, отстаивать своё мнение, самостоятельно формулировать тему урока «умение соотносить свои действия с планируемыми результатами» | ||||||||
Этап актуализации | -Что нужно сделать, чтобы помочь Саше Птицыну написать грамотное письмо? -Как вы сможете достичь этих целей? Что поможет нам? С чего нужно начать?
| «умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, формулировать цели, задачи урока, планировать собственную деятельность | ||||||||
Открытие новых знаний |
Фронтальная форма работа по открытию нового знания: работа с упр.498. Дана таблица. Задание: расскажите, опираясь на таблицу, когда пишутся сочетания букв –ЦИ и -ЦЫ ; сверьте свой ответ с учебником(чтение правила). Со словами –исключениями составьте предложение для лучшего запоминания. Далее класс делится на группы, предлагается одной группе систематизировать материал учебника в виде опорного конспекта, вторая группа делает алгоритм.(групповая форма работы) Вернёмся к СМС Птицына. -Помогите ему правильно написать слова на данную орфограмму. Выполняют задание с проговариванием по алгоритму или опорному конспекту.(индивидуальная форма работы) 1)Слова на –ция? да нет / \ станция 2. В какой части слова буква? / \ В окончании, в корне В суффиксе \ / 3. Слово-искл.? Ы / \ улицы да нет куцый / \ Синицын Ы И Цыган цирк На цыпочках цифра Цыплёнок Цыц Цыкнуть 2)Буквы И-Ы после Ц(опорный конспект)
| «умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы». Умение преобразовывать информацию в схему, алгоритм, т.е. анализировать, систематизировать . | ||||||||
Физкультминутка | Физкультминутка. А теперь все дружно встали, передышку себе дали. Если в слове буква «Ы» – прыгнем «выше головы»; Ну а если буква «И»- приседаем до « земли». Умницы, традиция, сестрицын, цинк. | Умение анализировать языковой материал. | ||||||||
Практический этап современного урока | Задание №1 Индивидуальная форма работы по карточкам с проверкой по эталону. Вставить пропущенные буквы; рассказать о связи предложений. Ц…плёнок в ц..рке выступал, Играл он на ц…мбалах, На мотоц..кле разъезжал, И ц…фр он знал немало. Он из ц..линдра доставал Морковь и огурц.. И только одного не знал, Где пишут ЦИ, где ЦЫ Поднимите красные сигнальные карточки, кто выполнил задание без ошибок; синие-у кого 1-2 ошибки; Зеленые- у кого-3-4 ошибки. 2) Задание №2 распределительное списывание (работа в парах. ) Посоветуйтесь с соседом по парте и попытайтесь объяснить правильное написание букв в словах, распределите их на две группы по орфограммам , которые встречаются в словах. Обоснуйте свой ответ. Сделайте вывод. На доске написаны слова : полиц..я, ц…нтральный,ц..плячий(пух), ц..ганский, ц…левой, ц..нковый, оц..енить, ц..кл, ц…фра. Задание №3 Работа с текстом 1. Она осветила ц..новку на полу и ц…нковое корыто на стене. 2.В комнату вошла на ц..почках тишина. 3.Большая круглая луна выкатилась из леса, заглянула в низкое, вросшее в землю окошко. 4.Я долго смотрел на загадочную точку и никак не мог понять, что это такое. 5.Вдруг на столе что-то засверкало. 6.Любопыпство взяло вверх. 7.На столе лежал термометр. 8.Я поднялся и подошёл к светлячку. (По Н.П.Печерскому) - прочитайте предложения, составьте из них текст. Порядок следования первого и третьего предложений в нём вам поможет определить изученная орфограмма. Ученики коллективно в устной форме составляют текст, затем записывают его. Определяют стиль текста. | «умение создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач», «смысловое чтение», «умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации», | ||||||||
Рефлексия | Прием «Билет на выход».
Дата ____ Подпись_____ (индивидуальная форма работы) | Оценка деятельности; саморегуляция | ||||||||
Этап контроля и оценивания | Работа по тесту. (индивидуальная) 1. Укажите слово, в котором после Ц пишется буква Ы: А) ц..рк; Б) делегац..я; В) ц..ганочка; Г) ц..фра. 2. Укажите слово, в котором пишется И: А) ц..кнуть; Б) ц..новка; В) ц..плёночек; Г) уц..питься. 3. В какой группе слов пишется И: А) секц..я, репетиц..я, ц..нга, ц..трусовые. Б) умельц.., ц..ганский, ц..клон, птенц.. . Проверка по ключу. Самостоятельное оценивание
| Умение самостоятельно решать предложенные учебные задачи | ||||||||
Домашнее задание | Дифференцированные задания: Составить текст на тему «Цирк», используя слова на данную орфограмму. Придумать кроссворд на тему «Буквы И-Ы после Ц». Выполнить упражнение из учебника (для слабых учеников) ; параграф 85. | Умение объективно оценивать свои результаты и соответственно им выбирать домашнее задание. Формирование собственных представлений о предмете изучения. |
Приложение №1
Приложение№2 1)Карточка для индивидуальной работы
Ц…плёнок в ц..рке выступал,
Играл он на ц…мбалах,
На мотоц..кле разъезжал,
И ц…фр он знал немало.
Он из ц..линдра доставал
Морковь и огурц..
И только одного не знал,
Где пишут ЦИ, где ЦЫ?
2)Карточка для работы по тексту
1. Она осветила ц..новку на полу и ц…нковое корыто на стене.
2.В комнату вошла на ц..почках тишина.
3.Большая круглая луна выкатилась из леса, заглянула в низкое, вросшее в землю окошко.
4.Я долго смотрел на загадочную точку и никак не мог понять, что это такое.
5.Вдруг на столе что-то засверкало.
6.Любопыпство взяло вверх.
7.На столе лежал термометр.
8.Я поднялся и подошёл к светлячку.
(По Н.П.Печерскому)
3 .Приём «Билет на выход».(Раздаточный материал)
1 | Задание №_____мне показалось самым лёгким |
2 | Задание №_____мне показалось самым сложным |
3 | Задание №__я смог бы объяснить одноклассникам |
4 | Задание №__я хочу, чтобы мне разъяснили ещё раз. |
Дата ____ Подпись_____
1. Укажите слово, в котором после Ц пишется буква Ы: А) ц..рк; Б) делегац..я; В) ц..ганочка; Г) ц..фра.
2. Укажите слово, в котором пишется И: А) ц..кнуть; Б) ц..новка; В) ц..плёночек; Г) уц..питься.
3. В какой группе слов пишется И: А) секц..я, репетиц..я, ц..нга, ц..трусовые. Б) умельц.., ц..ганский, ц..клон, птенц.. .