Формы и методы профессиональной ориентации в процессе воспитания и обучения младших школьников

0
0
Материал опубликован 15 November 2019

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Коновалова Валентина Алексеевна,

учитель начальных классов

МАОУ «Сылвенская средняя школа»


У меня растут года,

Будет и семнадцать.

Кем работать мне тогда?

Чем заниматься?

В. Маяковский.


Выбрать дело по душе, определиться в жизни - такова актуальная проблема в наши дни. Обоснованный выбор профессии возможен, по-моему, лишь тогда, когда он проводится при наличии у учащихся знаний о профессиях. Учитывая возрастные особенности младших школьников, важно своевременно начать профориентационную работу уже с 1 класса.

Дети, поступающие учиться в 1 класс, уже могут назвать несколько профессий: продавец, милиционер, шофёр, воспитатель, учитель, врач и профессии своих родных. К сожалению, встречаются и такие дети, которые не знают профессии своих пап и мам.

Профориентацию, на мой взгляд, можно с успехом проводить как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях, привлекая родителей учащихся.


1 класс.

Для знакомства с профессиями на уроках в первую очередь использую материал, который дают учебники. Первая школьная книга «Букварь» Бунеева Р.Н. (программа «Школа 2100») рассказывает о профессиях композитора, писателя, экскурсовода, фотографа, фотокорреспондента, тракториста, пастуха, птичницы, путешественника, астронома, артистов цирка и театра. Поэтому есть возможность на уроках чтения провести короткие беседы, чтобы расширить знакомство детей с трудовой деятельностью взрослых.

Когда идёт знакомство со звуком и буквой «б», анализируем слова в тексте учебника, обозначающие профессии банкира, библиотекаря, боксёра, бортпроводника. На этом же уроке дети читают сказку Н. Сладкова о профессии доктора, водолаза, землекопа, ткача.

Любимая настольная игра моих первоклассников в группе продлённого дня - «Играем в профессии» (авторы В. Рыбин и О. Краморенко). В процессе игры дети узнают название, содержание и атрибуты 24 профессий! Можно предложить разные варианты этой увлекательной и познавательной игры, например, «Назовите профессию», «Кто кем хочет быть?», «Становимся взрослыми», «У кого микрофон?» (у диктора), «Я - рыбак» (Дайте мне рыболовные снасти).


Вот один из вариантов этой игры:

«Все вместе»

Цель игры - показать, что люди разных профессий тесно связаны друг с другом и вместе они делают одно общее дело. Например, нефтяник добывает нефть, из которой делают бензин. Бензин нужен комбайнёру, убирающему зерно, из которого делают муку и пекут хлеб для рыбаков, моряков, железнодорожников и т.д.


Учитель предлагает выполнить задание.

«Добавь словечко»

- Продолжите мои словосочетания. После каждой строчки называйте профессию:

Трактор водит (тракторист)

Электричку - …

Стены выкрасил - …

Доску выстругал -…

В доме свет провёл - …(монтёр)

В шахте трудится -…

В жаркой кузнице - …

Кто всё знает - … (молодец).



2 класс.

На уроках по трудовому обучению и внеклассных занятиях использую пословицы, поговорки и загадки об инструментах:

- Плотник без топора - что изба без угла.

- Не игла шьёт, а руки.

- Шила в мешке не утаишь.

- Без топора - не плотник, без иглы - не портной.


Конкурс «Загадки об инструментах»

(предлагается детям заранее самостоятельно подобрать загадки), например:

У сеньора есть причуда: Маленького роста я,

Сам сеньор по доброй воле Тонкая и острая,

Головой стучит повсюду, Носом путь себе ищу,

Но не чувствует он боли. За собою хвост тащу.

(Молоток) (Иголка с ниткой)



«Пантомима»

(В игре принимают участие две команды. Каждая команда получает задание изобразить особенности какой-нибудь профессии, например, маляра, парикмахера).


Викторина «Кто они по профессии?»

Он и волк, и Дед Мороз,

И смешит ребят до слёз,

В прошлый раз был педагогом,

Послезавтра - машинист.

Должен знать он очень много,

Потому что он … (артист).


Заверчу, закружу,

В небеса улечу (лётчик).


Чтобы сосны, липы, ели

Не болели, зеленели,

Чтобы новые леса

Поднимались в небеса,

Их под звон и гомон птичий

Охраняет друг …(лесничий).


Хлеб ржаной, батоны, булки

Кто у постели больного сидит?

И как лечиться, он всем говорит.

Кто болен - он капли предложит принять,

Тому, кто здоров, - разрешит погулять

(доктор).


Кто пасёт овец и коз,

Там, где луг травой зарос? (пастух)


Скажи, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды? (повар)


В доме десять этажей,

В доме тысячи людей.

Не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Кто построил этот дом?

Дом, в котором мы живём.

(хлеборобы)



С огнём бороться мы должны,

Мы - смелые работники,

С водою мы напарники,

Мы очень людям всем нужны,

Так кто же мы? (пожарные)


Его приходу каждый рад,

Когда на кухне водопад.

(водопроводчик)


Мастер, мастер, помоги -

Прохудились сапоги.

(строитель, стекольщик, слесарь)





Встаём мы очень рано,

Ведь наша забота -

Всех отвозить по утрам на работу.

(водители)


Станет палочкой махать,

Станет музыка играть.

(дирижёр)


Мы учим детишек читать и писать.

Природу любить, стариков уважать.

(учитель)

Забивай покрепче гвозди -

Мы пойдём сегодня в гости

(сапожник)



3 класс

1. Беседа «Где работать мне тогда?» (об основных видах рабочих профессий).

2. Конкурс «Алфавит»

- Попробуйте в течение 3 минут в 3 столбика написать профессии, начинающиеся на следующие буквы «м», «п», «с». Победит тот, кто сможет написать не менее 5 профессий.


3. Кроссворды «Профессии, орудия труда, строительный материал»

(проводится между мальчиками и девочками).

4. Конкурс «Собери пословицу».

(На полосках бумаги написаны пословицы о труде, о людях труда. Полоски разрезаны пополам и перепутаны. Кто быстрее соберёт?).

- Мало хотеть, надо и уметь.

- Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

- Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.

- На чужую работу глядя, сыт не будешь.

- Без труда и отдых не сладок.

- Кто не работает, тот не ест.

- Взялся за гуж, не говори, что не дюж.

- Тому не стыдно, чью работу видно.

- Нужно меньше спать - будет, что на стол подать.

- Если не трудиться - можно в жизни заблудиться.


5. Ролевая игра «Город мастеров» (с участием сказочных героев).



4 класс.

1. Опросник Климова Е. по профориентации.

2. Оформление стенда «Все профессии важны».

3. Новые и модные профессии. (Выбери правильный ответ).

4. Экскурсии в библиотеку.

5. Проект «Профессии наших родителей».

Ученики самостоятельно либо совместно с родителями готовят презентации о профессии родителей. (См. диск!)

Разговор о наших семейных династиях. (Романова Н.А.- Ознобихина О.В., Власова А.Ф.- Кандакова С.В.) -диск.

6. Творческие работы. Стихотворения, рисунки. Презентация семьи Локтеевых.


Итогом работы по профориентации в 4 классе стало сочинение учащихся на тему «Я хочу стать…». «Защита» выбранной профессии.

Вот некоторые сочинения ребят:


Врачи лечат людей, дворники убирают улицы, водители возят, куда нам нужно, а я хочу быть нанотехнологом, создавать микроскопические роботы.

Мне интересно узнать, как они делаются. А ещё они используются в медицинских целях. Этих роботов можно увидеть только через микроскоп. Работа нанотехнолога сложная, но очень интересная.

Это профессия будущего. Для создания такого робота нужно много умения и терпения. Даже в больших машинах, если одну деталь поставить неправильно, она не будет работать. А что говорить о микроскопическом роботе!

Мне нравится профессия нанотехнолога, потому что я хочу что-нибудь изобретать.

Я не знаю точно, кем я стану в будущем, нужно ещё долго учиться, но пока мечтаю именно об этой профессии. (Удавихин Матвей)


Каждая профессия интересна по-своему. Но я давно мечтал быть поваром-кондитером. Ещё маленьким я всегда помогал маме готовить супы, гарниры. А самое любимое занятие- печь блины и лепить манты. Моя бабушка очень вкусно печёт булочки и пироги. В этот момент я всегда нахожусь с ней на кухне, перенимаю опыт. Часто советую маме, как правильно приготовить блюдо. Бабушка покупает мне много книг. Они мне интересны. (Мирошкин Иван)


Мне нравится профессия адвоката,

Людей на суде защищать я рада.

Не только хороших, но и плохих,

Ведь суду решать на счёт них.

Всё равно справедливость будет всегда,

Точно так же, как в дождь вода.

А ещё мне нравится юрист-

Во всех делах специалист.

Психолог - тоже ничего.

Понять людей ему легко.

Любые тесты проводить,

Характер детский изучить.

Три профессии хорошие

Для меня важны.

Очень мне они нужны.

Адвокат, юрист, психолог.

Всех профессий и не счесть.

К каждой интерес у меня есть.

Но нужно учиться на «пять»,

Адвокатом уж хочется стать,

Людей на суде защищать! (Шатрова Кристина)

Для того, чтобы работа по профориентации была более эффективной, стараюсь разнообразить её формы и методы. Работа интересна и полезна детям, будит и активизирует их мысль. Она должна стать базой для осознанного подхода к выбору предметов на ЕГЭ в старших классах и к выбору профессии.

А в годы учёбы в школе стремление к осуществлению мечты - это улучшение качества знаний.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации