Формы и методы профессиональной ориентации в процессе воспитания и обучения младших школьников
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Коновалова Валентина Алексеевна,
учитель начальных классов
МАОУ «Сылвенская средняя школа»
У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Кем работать мне тогда?
Чем заниматься?
В. Маяковский.
Выбрать дело по душе, определиться в жизни - такова актуальная проблема в наши дни. Обоснованный выбор профессии возможен, по-моему, лишь тогда, когда он проводится при наличии у учащихся знаний о профессиях. Учитывая возрастные особенности младших школьников, важно своевременно начать профориентационную работу уже с 1 класса.
Дети, поступающие учиться в 1 класс, уже могут назвать несколько профессий: продавец, милиционер, шофёр, воспитатель, учитель, врач и профессии своих родных. К сожалению, встречаются и такие дети, которые не знают профессии своих пап и мам.
Профориентацию, на мой взгляд, можно с успехом проводить как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях, привлекая родителей учащихся.
1 класс.
Для знакомства с профессиями на уроках в первую очередь использую материал, который дают учебники. Первая школьная книга «Букварь» Бунеева Р.Н. (программа «Школа 2100») рассказывает о профессиях композитора, писателя, экскурсовода, фотографа, фотокорреспондента, тракториста, пастуха, птичницы, путешественника, астронома, артистов цирка и театра. Поэтому есть возможность на уроках чтения провести короткие беседы, чтобы расширить знакомство детей с трудовой деятельностью взрослых.
Когда идёт знакомство со звуком и буквой «б», анализируем слова в тексте учебника, обозначающие профессии банкира, библиотекаря, боксёра, бортпроводника. На этом же уроке дети читают сказку Н. Сладкова о профессии доктора, водолаза, землекопа, ткача.
Любимая настольная игра моих первоклассников в группе продлённого дня - «Играем в профессии» (авторы В. Рыбин и О. Краморенко). В процессе игры дети узнают название, содержание и атрибуты 24 профессий! Можно предложить разные варианты этой увлекательной и познавательной игры, например, «Назовите профессию», «Кто кем хочет быть?», «Становимся взрослыми», «У кого микрофон?» (у диктора), «Я - рыбак» (Дайте мне рыболовные снасти).
Вот один из вариантов этой игры:
«Все вместе»
Цель игры - показать, что люди разных профессий тесно связаны друг с другом и вместе они делают одно общее дело. Например, нефтяник добывает нефть, из которой делают бензин. Бензин нужен комбайнёру, убирающему зерно, из которого делают муку и пекут хлеб для рыбаков, моряков, железнодорожников и т.д.
Учитель предлагает выполнить задание.
«Добавь словечко»
- Продолжите мои словосочетания. После каждой строчки называйте профессию:
Трактор водит (тракторист)
Электричку - …
Стены выкрасил - …
Доску выстругал -…
В доме свет провёл - …(монтёр)
В шахте трудится -…
В жаркой кузнице - …
Кто всё знает - … (молодец).
2 класс.
На уроках по трудовому обучению и внеклассных занятиях использую пословицы, поговорки и загадки об инструментах:
- Плотник без топора - что изба без угла.
- Не игла шьёт, а руки.
- Шила в мешке не утаишь.
- Без топора - не плотник, без иглы - не портной.
Конкурс «Загадки об инструментах»
(предлагается детям заранее самостоятельно подобрать загадки), например:
У сеньора есть причуда: Маленького роста я,
Сам сеньор по доброй воле Тонкая и острая,
Головой стучит повсюду, Носом путь себе ищу,
Но не чувствует он боли. За собою хвост тащу.
(Молоток) (Иголка с ниткой)
«Пантомима»
(В игре принимают участие две команды. Каждая команда получает задание изобразить особенности какой-нибудь профессии, например, маляра, парикмахера).
Викторина «Кто они по профессии?»
Он и волк, и Дед Мороз,
И смешит ребят до слёз,
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра - машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он … (артист).
Заверчу, закружу,
В небеса улечу (лётчик).
Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под звон и гомон птичий
Охраняет друг …(лесничий).
Хлеб ржаной, батоны, булки
Кто у постели больного сидит?
И как лечиться, он всем говорит.
Кто болен - он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, - разрешит погулять
(доктор).
Кто пасёт овец и коз,
Там, где луг травой зарос? (пастух)
Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (повар)
В доме десять этажей,
В доме тысячи людей.
Не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Кто построил этот дом?
Дом, в котором мы живём.
(хлеборобы)
С огнём бороться мы должны,
Мы - смелые работники,
С водою мы напарники,
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы? (пожарные)
Его приходу каждый рад,
Когда на кухне водопад.
(водопроводчик)
Мастер, мастер, помоги -
Прохудились сапоги.
(строитель, стекольщик, слесарь)
Встаём мы очень рано,
Ведь наша забота -
Всех отвозить по утрам на работу.
(водители)
Станет палочкой махать,
Станет музыка играть.
(дирижёр)
Мы учим детишек читать и писать.
Природу любить, стариков уважать.
(учитель)
Забивай покрепче гвозди -
Мы пойдём сегодня в гости
(сапожник)
3 класс
1. Беседа «Где работать мне тогда?» (об основных видах рабочих профессий).
2. Конкурс «Алфавит»
- Попробуйте в течение 3 минут в 3 столбика написать профессии, начинающиеся на следующие буквы «м», «п», «с». Победит тот, кто сможет написать не менее 5 профессий.
3. Кроссворды «Профессии, орудия труда, строительный материал»
(проводится между мальчиками и девочками).
4. Конкурс «Собери пословицу».
(На полосках бумаги написаны пословицы о труде, о людях труда. Полоски разрезаны пополам и перепутаны. Кто быстрее соберёт?).
- Мало хотеть, надо и уметь.
- Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
- Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.
- На чужую работу глядя, сыт не будешь.
- Без труда и отдых не сладок.
- Кто не работает, тот не ест.
- Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
- Тому не стыдно, чью работу видно.
- Нужно меньше спать - будет, что на стол подать.
- Если не трудиться - можно в жизни заблудиться.
5. Ролевая игра «Город мастеров» (с участием сказочных героев).
4 класс.
1. Опросник Климова Е. по профориентации.
2. Оформление стенда «Все профессии важны».
3. Новые и модные профессии. (Выбери правильный ответ).
4. Экскурсии в библиотеку.
5. Проект «Профессии наших родителей».
Ученики самостоятельно либо совместно с родителями готовят презентации о профессии родителей. (См. диск!)
Разговор о наших семейных династиях. (Романова Н.А.- Ознобихина О.В., Власова А.Ф.- Кандакова С.В.) -диск.
6. Творческие работы. Стихотворения, рисунки. Презентация семьи Локтеевых.
Итогом работы по профориентации в 4 классе стало сочинение учащихся на тему «Я хочу стать…». «Защита» выбранной профессии.
Вот некоторые сочинения ребят:
Врачи лечат людей, дворники убирают улицы, водители возят, куда нам нужно, а я хочу быть нанотехнологом, создавать микроскопические роботы.
Мне интересно узнать, как они делаются. А ещё они используются в медицинских целях. Этих роботов можно увидеть только через микроскоп. Работа нанотехнолога сложная, но очень интересная.
Это профессия будущего. Для создания такого робота нужно много умения и терпения. Даже в больших машинах, если одну деталь поставить неправильно, она не будет работать. А что говорить о микроскопическом роботе!
Мне нравится профессия нанотехнолога, потому что я хочу что-нибудь изобретать.
Я не знаю точно, кем я стану в будущем, нужно ещё долго учиться, но пока мечтаю именно об этой профессии. (Удавихин Матвей)
Каждая профессия интересна по-своему. Но я давно мечтал быть поваром-кондитером. Ещё маленьким я всегда помогал маме готовить супы, гарниры. А самое любимое занятие- печь блины и лепить манты. Моя бабушка очень вкусно печёт булочки и пироги. В этот момент я всегда нахожусь с ней на кухне, перенимаю опыт. Часто советую маме, как правильно приготовить блюдо. Бабушка покупает мне много книг. Они мне интересны. (Мирошкин Иван)
Мне нравится профессия адвоката,
Людей на суде защищать я рада.
Не только хороших, но и плохих,
Ведь суду решать на счёт них.
Всё равно справедливость будет всегда,
Точно так же, как в дождь вода.
А ещё мне нравится юрист-
Во всех делах специалист.
Психолог - тоже ничего.
Понять людей ему легко.
Любые тесты проводить,
Характер детский изучить.
Три профессии хорошие
Для меня важны.
Очень мне они нужны.
Адвокат, юрист, психолог.
Всех профессий и не счесть.
К каждой интерес у меня есть.
Но нужно учиться на «пять»,
Адвокатом уж хочется стать,
Людей на суде защищать! (Шатрова Кристина)
Для того, чтобы работа по профориентации была более эффективной, стараюсь разнообразить её формы и методы. Работа интересна и полезна детям, будит и активизирует их мысль. Она должна стать базой для осознанного подхода к выбору предметов на ЕГЭ в старших классах и к выбору профессии.
А в годы учёбы в школе стремление к осуществлению мечты - это улучшение качества знаний.