Взаимосвязь учителя и воспитателя в процессе обучения и воспитания
Государственное общеобразовательное учреждение
«Горловская санаторная школа-интернат № 9»
«Взаимосвязь учителя и воспитателя
в процессе обучения и воспитания»
Воспитатель: Родичева Е.А.
2021
Процесс воспитания - непрерывный и целостный. В современной школе-интернате воспитание осуществляется большим коллективом людей – педагогами, руководителями школы, техническим персоналом, широкой общественностью, в содружестве с которой работает школа-интернат. От единства воли и действия всех людей, их целеустремленности и настойчивого труда зависят успех всего дела воспитания. Но объектом воспитательных усилий педагогов является воспитанник и коллектив, в котором он живет. Именно поэтому всей воспитательной работе в школе-интернате, всем воспитательным мероприятиям должна предшествовать глубокая и содержательная деятельность воспитателя по изучению личности своих питомцев, их индивидуальных особенностей.
Знание педагогами особенностей и закономерностей физического и психического развития воспитанников в младшем, подростковом и старшем школьном возрасте, умение точно соотносить их с методами, формами проводимой в коллективе воспитательной работы, умение соответственно этим особенностям строить взаимоотношение воспитателя с подростком - это решающие условия эффективной и педагогически оправданной организации воспитательного процесса. Иначе говоря, в методически правильном организованном процессе воспитания дети всегда будут помощниками и союзниками учителя и воспитатели.
Основными задачами воспитательной системы нашей школы являются:
Подготовка воспитанников к самостоятельной трудовой жизни.
Привитие санитарно-гигиенических навыков.
Создание условий для социальной адаптации воспитанников.
Все воспитательные задачи решаются единством обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. В работе с детьми в условиях школы-интерната создается определенная непрерывная деятельность воспитательного воздействия классного руководителя и воспитателя, поскольку ребенок как во время уроков, так и во внеурочное время находится под наблюдением и контролем педагогов. Воспитатель школы-интерната в тесном содружестве с классным руководителем наблюдает, анализирует и определяет психологические особенности каждого ребенка. Он стремится своими действиями нейтрализовать излишнее возбуждение, нервозность детей, пресечь ложь, эгоизм, лень и др. проявления. Учитель и воспитатель не должны ставить свое отношение к детям в зависимость от личных настроений и настроения обучающихся.
Посещение уроков воспитателями, а самоподготовки и внеклассных занятий учителями помогает сделать обучение и воспитание развивающим, целенаправленным. Взаимопосещаемость между учителем и воспитателем раскрывает сущность и познания воспитанника в той или иной области знаний. Огромное значение имеют единые педагогические требования, предъявляемые воспитателем и классным руководителем к воспитанникам. Поэтому в воспитании детского коллектива тесный контакт в работе педагогов необходим.
Функция режимных моментов в школе-интернате приобретает очень важное значение. Подготовка домашнего задания – один из наиболее ответственных режимных моментов как для детей, так и для воспитателя.
Самоподготовка – организационная форма учебной деятельности под руководством воспитателя, в ходе которой формируются навыки самостоятельной работы. Выделяют следующие структурные элементы (самоподготовки):
Организация начала самоподготовки.
Подготовка к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа детей.
Самооценка, взаимопроверка.
Подведение итогов работы.
Проанализируем, как воспитатель видит взаимосвязь с учителем в организации учебной деятельности на каждом этапе самоподготовки. Первым структурным элементом самоподготовки является организационный момент. Посещая уроки учителя, я взяла за основу себе то, что по времени он не должен занимать 2-3 минуты, и всегда должен проводиться в доброжелательной форме, т. к. общим правилом проведения любой коррекционной работы является доброжелательность. От эмоциональной обстановки зависит её эффективность. В начальных классах можно привлекать сказочных персонажей.
Подготовка к самостоятельной работе тоже не должна занимать много времени. Здесь воспитатель осуществляет связь урока и самоподготовки. В данной ситуации уместна фронтальная форма организации учебной деятельности детей. Например, на уроке математики наш класс изучает табличное умножение и деление. На дом заданы примеры. Воспитатель задает вопросы, побуждающие детей воспроизвести материал урока.
- Чему вы научились на уроке?
-Давайте повторим все вместе последовательность действий при выполнении деления.
-Что нужно знать хорошо, чтобы правильно решать примеры?
Посещая урок математики, мне показался эффективным такой метод проверки таблицы, когда учащийся выступает в роли учителя, спрашивает таблицу умножения и деления в разбивку. Здесь усиливается, на мой взгляд, чувство ответственности за себя и товарища и лучше закрепляются навыки табличного умножения.
Следующий вопрос, который решает воспитатель на этапе подготовительной работы – это формирование навыков самостоятельной учебной работы. В самостоятельной работе выделяются 2 этапа - подготовительный и исполнительный. На подготовительном этапе ученик осмысливает задание, на исполнительном – выполняет и проверяет его. Отсюда определяется структура самостоятельной работы для ученика:
анализ работы;
поиск способов ее выполнения;
планирование работы;
выполнение задания;
самопроверка.
Условия для формирования навыков самостоятельной работы создаются учителем на уроке и воспитателем в процессе самоподготовки, а именно: варианты домашнего задания для различных групп учеников; индивидуальные занятия по карточкам. С некоторыми детьми приходится работать индивидуально. Учитель им дает отдельную индивидуальную работу, которую дети самостоятельно, а часто с помощью воспитателя выполняют. В результате организованной работы, которую проводит воспитатель на втором этапе самоподготовки, каждый ученик должен уяснить содержание задания, самостоятельно составить программу действий. Например, готовясь выполнить упражнение по русскому языку, ученики совместно с воспитателем составляют для себя план действий:
прочитать текст;
разделить его на предложения;
вставить пропущенную букву;
проверить правильно ли выполнено упражнение.
Вся эта работа ведется и на уроке русского языка.
Самостоятельная работа младших школьников - основной элемент самоподготовки, на неё отводится большая часть её времени. Дети работают самостоятельно, воспитатель поддерживает обстановку, не делает замечаний, чтобы не отвлекать внимание всех детей. Каждый ребенок работает самостоятельно, но в то же время разрешено детям обратиться в случае необходимости к воспитателю.
Для формирования мотивов самостоятельной работы я обращаюсь к детям с высказыванием: «Подумай, и у тебя получится»; «Постарайся сделать хорошо», «Напиши чисто, красиво без ошибок», «Будь внимателен». Эти слова, мне кажется, побуждают воспитанников проявлять волю, настойчивость, учат начатое дело доводить до конца.
Поскольку темп работы у школьников разный, что определяется индивидуальными особенностями детей, это создаёт определенные трудности для учителя и воспитателя. Здесь я принимаю такой прием: на учительском столе ставятся часы с крупным циферблатом, и я стараюсь приучать детей работать по часам. Дети сами привыкают экономить время. И индивидуальная работа в этом случае сводится лишь на выявление причин отставания, медлительности.
Ну и конечно же воспитатель и учитель не оставляют без внимания тех учеников, которые готовят домашнее задание быстро и качественно. Такие ребята являются консультантами для более слабых учеников.
Наряду с индивидуальной формой учебной деятельности я стараюсь использовать и групповую работу обучающихся. Она уместна, когда нужно подготовить пересказ по чтению, выучить наизусть стихотворение. Для этого дети объединяются по 3-4 человека. Мы используем такие варианты: один ученик отвечает, вся группа слушает; каждый отвечает старшему по группе (старших мы выбираем из тех, кто хорошо учится). Такая групповая работа полезна тем, что дети глубже осмысливают изучаемый материал, учатся работать коллективно.
Не менее важным этапом при подготовке домашнего задания является физкультминутка. Она является обязательным элементом как во время уроков, так и во время самостоятельной работы. Она помогает снять напряжение, переутомление и просто отдохнуть. Для наших детей она очень важна, т. к. они быстро утомляются и легко возбудимы. Здесь на этом моменте также прослеживается связь учителя и воспитателя, т. к. дети стремятся выполнить те паузы, которые они выполняют на уроке. Во время самоподготовки физкультминутку проводит физорг класса.
Последний структурный элемент самоподготовки – проверка и оценка знаний обучающихся. Прежде чем проверить работу детей, воспитатель и учитель организуют самопроверку, которая приучает ученика контролировать свои действия.
В некоторых случаях я организовываю взаимопроверку, что способствует воспитанию ответственности к себе и товарищам, вырабатывает умение давать оценку работе. При взаимопроверке мы делаем так: дети по моему заданию обмениваются тетрадями, проверяют работу своего товарища, нет ли ошибок при списывании, верно ли решены примеры, красиво ли написано упражнение.
Необходимым этапом самоподготовки является подведение итогов работы. Здесь мною делаются оценочные суждения работы каждого ученика, например: Наташа сегодня работала хорошо, но она сможет ещё лучше, а Коля С. молодец, сегодня работал самостоятельно, Ирина Ч. была почему-то не очень уверенной, а Андрей сегодня работал добросовестно.
Таким образом, на каждом этапе самоподготовки воспитатель выступает в роли организатора учебного процесса, заранее продумывая весь ход самоподготовки, прогнозируя затруднения детей и способы их устранения. Совместно с учителем воспитатель осуществляет единые требования к устной и письменной речи детей, определяет объем домашнего задания.
Заключение:
Профессиональные умения и навыки, сотрудничество учителя и воспитателя, заинтересованность в результатах своей работы – факторы, которые обеспечивают успех в формировании умений и навыков самостоятельной учебной работы у школьников. Эти навыки особенно необходимы обучающимся для их дальнейшей успешной учёбы в старших классах.
5