Статья «Традиционные и современные формы работы с родителями в процессе воспитания младших школьников»‎

3
0
Материал опубликован 29 January 2023















Традиционные и современные формы работы с родителями

в процессе воспитания младших школьников























Зырянова Татьяна Геннадьевна

Учитель начальных классов

МАОУ «СОШ116»

Г. Пермь 2023 г.

Традиционные и современные формы работы с родителями

в процессе воспитания младших школьников

Традиционные формы работы

В методах работы школы с родителями необходимо обращать внимание на повышение психолого-педагогической культуры и знаний родителей, усиление взаимодействия школы и семьи, привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу и участию в школьном самоуправлении.

Установление тесного контакта с родителями позволяет правильно оценить характер влияния семьи на личность ученика, выявить тенденции его развития, обусловленные этим влиянием, найти формы и методы индивидуальной помощи каждой семьи.

Начинается эта работа с первого родительского собрания.

Родительское собрание – это основная форма совместной работы учителей и родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества
и воспитания учащихся в школе и дома.

Требования к родительскому собранию: родительское собрание может проводится один раз в месяц или в четверть, в зависимости от особенностей класса. Каждое родительское собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, создания особого сценария, который может разрабатываться самим педагогом или с помощью родительского комитета.

В течение всего учебного года учитель обязан провести не менее четырёх обязательных родительских собраний. Первое родительское собрание является организационным и проводится в конце августа. От содержания, направленности этого общения будет завесить результативность работы школы с семьёй. Основным содержанием такого собрания является: рассказ учителя о себе, о программе, по которой будет обучаться класс,
о необходимых школьных принадлежностях для первоклассников и сбор сведений об обучающихся и их родителей.

Последующие – являются тематическими. Их тематика характеризуется особенностью класса, потребностям родителей и классного руководителя, актуальностью побуждаемой темой. Для того, чтобы родительское собрание было полезным родителям и им хотелось в нем участвовать, каждый из пришедших на него родителей должен получить то, что для него особенно актуально.

По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими, итоговыми.

Текущие родительские собрания – это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов, решаются организационные
и хозяйственные вопросы. Готовясь к собранию, классный руководитель должен тщательно анализировать успехи в учёбе и поведении учащихся. Подбирая и демонстрируя работы учеников, учитель показывает рост
и совершенствование знаний, навыков и умений каждого ребёнка. Старается не упустить даже самых незначительных достижений, особенно у тех, кто недостаточно хорошо справляется с программой обучения.

Тематические родительские собрания – это собрания, которые посвящены актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей класса. Тематические родительские собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены
на расширение знаний родителей в области воспитания детей. При этом должны учитываться интересы и пожелания родителей, использоваться
не только фрагменты теории, но и конкретные рекомендации. Такие собрания важны для родителей первоклассников, которые нуждаются в педагогических советах и практических рекомендации по вопросам организации жизни и воспитания ребёнка в семье. Вот почему, здесь предполагается живой обмен мнениями, высокая активность каждого родителя.

Итоговые родительские собрания – это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время. Делая анализ состояния учебно-воспитательной работ, учитель так строит своё выступление, чтобы общий анализ достижений класса сочетался с характеристикой каждого ученика. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребенка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть. Итоговые родительские собрания можно проводить в различной форме, в зависимости от темы и цели родительского собрания. Это могут быть праздники, костры, походы, торжественные собрания.

Каждое классное собрание должно воспитывать у родителей сознание значимости их взаимодействия со школой, необходимости личного активного участия в работе. Особенно это важно в работе с родителями первоклассников, которые должны понять ответственность за воспитание своего ребёнка. Кроме этого, в результате встречи с учителем, администрацией школы родитель должен как бы получить установку к действию, иметь возможность сделать для себя конкретные выводы, наметить пути воспитательного воздействия на ребенка, определить долю своего участия общественных делах. Учитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективны тогда, когда
в нём есть потребность со стороны взрослых и когда педагог, который его проводит, является авторитетом для родителей.

Плюсы родительского собрания: организация многостороннего обмена мнениями относительно заявленной проблемы; сплочение родительского коллектива; передача информации разного характера; использование коллективных и групповых форм общения с родителями;

Минусы родительского собрания: на родительском собрании рассматриваются только результаты и проблемы всего класса, как коллектива; возможность появления конфликтной ситуации вследствие расхождения мнений родителей; необязательность посещения.

Другой формой работы с родителями является индивидуальная беседа.

Индивидуальная беседа – форма индивидуальной работы
с родителями, которая способствует установлению более тесных контактов школы и семьи, обеспечивающих оптимальные условия для воспитания детей.

Требования к организации: содержание бесед классного руководителя и родителя может быть самым разнообразным. Однако главной целью должно оставаться педагогическое просвещение родителей. Индивидуальные беседы должны бать взаимно интересны, приятным обменом информацией, естественным видом связи родителей и учителя. Каждый собеседник должен уметь не только говорить, но и слушать. В беседе с родителями учитель узнает о привычках, интересах, уровне здоровья ребёнка, интересуется чем любит заниматься ребёнок в свободное от школы время. Каждая консультация или беседа должна тщательно анализироваться классным руководителем. Результаты фиксируются, так как они являются руководством к действию для последующих встреч с родителями.

Приглашенных на беседу родителей оповещают заранее, а перед учителем становится задача продумать форму проведения и составить план предстоящей беседы. Планируя беседы, учитель должен помнить, что общение с родителями не должно ограничиваться назиданиями, поучениями, замечаниями.

Плюсы индивидуальной беседы. Преимуществом индивидуальной беседы является то, что, находясь наедине с классным руководителем, родители более откровенно рассказывают о беспокойстве, которое вызывает поведение ребёнка, проблемах, затруднениях, иногда касаясь внутрисемейных отношений. Учитель сможет обсудить проблемы, которые существуют
у ребёнка в учёбе или в коллективе класса, и постараться определить совместную линию воздействия на ученика.

Минусы индивидуальной беседы. Не все родители готовы идти
на «открытый» разговор с учителем, поэтому иногда бывает достаточно короткого разговора, даже нескольких продуманно сказанных слов.

Следующая форма работы с родителями – конференция.

Конференция – хорошо подготовленное собрание, предназначенное для обмена опытом по воспитанию детей или мнениями по определенной проблеме.

Требования к организации: выбирается актуальная, охватывающая широкий спектр вопросов, тема и составляется план. Предметом обсуждения родительской конференции могут быть документы по реформированию школьного образования или насущные проблемы учебного заведения. Готовится выставку литературы по обсуждаемой проблеме, изучить мнение взрослых и детей, специалистов и учёных. Также подбирается круг вопросов для диспута, готовятся тезисы, рекомендации, решения, анкетирование или опрос.

Конференция должна носить торжественно-деловой характер. Максимальная длительность – 1 час 30 минут.

Плюсы конференции. В ходе конференции может быть принято
какое-то решение в рамках обсуждаемой проблемы, которое невозможно без участия родителей. Ежегодные конференции родительских комитетов классов, которые проводятся два – три раза в году.

Минусы конференции. Возникновение трудностей у родителей при выстраивании выступления так, чтобы оно было информативным и при этом интересным для слушателей.

Большую помощь учителю оказывает представительный орган общественности – родительский комитет.

Родительский комитет – объединение родителей, деятельность которых направлена на содействие классному руководителю, педагогическому коллективу учителей в организации сотрудничества семьи
и школы. Одной из главных функций является помощь родительского комитета в организации учебно – воспитательного процесса.

Требования к организации: на родительском собрании, которое проводится в августе, нужно выбрать родительский комитет 1 класса.
Для этого классный руководитель до собрания знакомится с большей частью родителей.

Родительский комитет должен бать активной, инициативной силой
и оказывать действенную помощь в организации всех направлений учебно – воспитательной работы. Обязанности между членами комитета распределяются в зависимости от склонностей и желаний родителей.

Плюсы родительского комитета. Помощь родительского комитета
в организации учебно-воспитательного процесса. Особое значение это приобретает в работе с родителями начальных классов, большая часть которых впервые вливается в коллектив. Также родительский комитет оказывает помощь учителю во внеклассной работе в классе; принимает решения по хозяйственно-бытовым вопросам; помогает в работе школы
с неблагополучными и проблемными семьями по просьбе педагога или родителя.

Минусы родительского комитета. Не всегда родительский комитет активно помогает учителю. Многие родители сильно заняты на работе и им не удается найти время для плодотворной работы в родительском комитете.

Посещение семьи – одна из форм работы с родителями, включающая
в себя знакомство с условиями жизни каждого ученика в семье.

Требования к организации: классный руководитель узнаёт состав семьи, материальное положение, выясняет, где работают родители, продумывает план беседы и намечает какие сведения о ребёнке ему надо получить. Педагог должен заранее предупредить родителей о посещении, проанализировать социальный статус семьи и составить акт обследования жилищных условий ребёнка.

Плюсы посещения семьи. Учитель знакомится с условиями, в которых живут ученики, с общей атмосферой в доме и с обязанностями по дому, которые выполняет ребёнок.

Минусы посещения семьи. Не многие родители готовы к тому, чтобы учитель беспокоил их дома, вмешивался в их личное пространство.

Таким образом, наиболее распространёнными методами работы
с родителями, как показывает проведённый анализ психолого – педагогической литературы, считается родительское собрание, индивидуальная беседа и родительский комитет.


Современные формы работы с родителями в процессе воспитания младших школьников


Реалии современного образования таковы, что появляются и активно используются педагогами новые формы работы. Рассмотрим некоторые
из них.

Практикум – форма организации практической помощи родителям, которая повышает педагогическую грамотность родителей.

Требования к организации: заранее определяется тема, затем учитель должен провести диагностику или опрос по выбранной теме. На основе диагностики составить план практикума, конспект и подготовить выступления. Также необходимо предупредить родителей о проведении практикума на определённую тему.

Практикум может проводится два – три раза в год, в зависимости от уровня форсированности у родителей навыков и умений по переделённой теме. В содержание практикума входит показ и рассказ приёмов и способов воспитания.

Плюсы практикума. Просвещение родителей в вопросах воспитания младшего школьника; тренировка педагогического мышления у родителей; помощь родителям в решении возникших ситуаций.

Минусы практикума. Некоторые родители не заинтересованы
в получении новых знаний и стараются не проявлять активность.

Практикум «Семейное чтение» для родителей 2 класса. Перед собой учитель ставит цель: привлечь родителей к совместному чтению с детьми. Перед проведением практикума классный руководитель предлагает родителям пройти анкету и на основе её результатов выстроить ход практикума. Затем педагог объясняет плюсы совместного чтения с детьми, рассказывает, что такое чтение детей сегодня, как можно мотивировать детей к чтению и рассказывает родителям о всероссийском проекте «Читающая мама». После просвещения родителей, родители разбирают педагогические ситуации и анализируют советы специалистов. В качестве рефлексии классный руководитель вместе с родителями может составить список качеств, которыми должен обладать каждый родитель для эффективного чтения с детьми.

Мастер-класс – одна из форм работы с родителями, целью которой является передача опыта посредством активной деятельности участников.

Требования к организации: на мастер-классе специалист рассказывает и, наиболее важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод. Мастер-класс – это всегда однодневное мероприятие.

В ходе мастер-класса участники: изучают разработки по теме мастер-класса; участвуют в обсуждении полученных результатов; задают вопросы, получают консультации; высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем. В конце мастер-класса подводятся итоги и выбираются наиболее ценные советы.

Плюсы мастер-класса. Позволяет родителям продемонстрировать свои достижения в области воспитания детей, поделиться опытом. Работа
с родителями с помощью разнообразных мастер-классов способствует
не только в установлении контактов родителями, но и в том, что благодаря созданной таким образом благоприятной эмоциональной почве родители лучше воспринимают советы педагога и становятся более открытыми для восприятия новой информации.

Минусы мастер-классов. Основная сложность заключается
в организационных моментах: неявка участников (родителей) матер-классов
и выбор удобного времени для проведения.

По этой причине многие педагоги разрабатывают свои мастер-классы для родителей младших школьников.

Другой формой работы с родителями является родительский ринг.

Родительский ринг – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Темы родительских рингов в школе могут быть самыми разнообразными. Например, такие: «Что вы делаете, если чувствуете проблемы с дисциплиной у своего ребенка?»;
«Как воспитать в ребёнке ответственность за свои слова и поступки?»; «Трудности школьного урока. В чем они состоят?»; «Страхи ребёнка. Что за этим стоит?» и другие.

Требования к организации: подбираются вопросы по актуальным темам педагогической и психологической науки; приглашаются эксперты, которыми могут стать другие учителя или специалисты.

Учителем задается вопрос, выбранный родителями. На один вопрос отвечают две семьи, поэтому возникает два мнения. Остальная часть аудитории в дискуссию не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Последнее слово остаётся за экспертами, которые помогут родителям в определённом вопросе.

Плюсы родительского ринга. Формирование родительского коллектива; возможность родителей утвердиться в правоте своих методов воспитания или задуматься над тем, что они делают не так.

Минусы родительского ринга. Неподготовленность родителей к теме проводимого ринга; тема неактуальна и не вызывает интереса у родителей; неспособность педагога качественно провести родительский ринг.

С развитием всемирной сети появляется новая форма работы
с родителями – переписка с родителями.

Переписка с родителями – письменная форма информирования родитель по какой-либо тематике. Чаще всего используются социальные сети и разнообразные мессенджеры. Благодаря такой форме разговор с учителем будет удобен для всех участников педагогического процесса.

Требования к организации: учитель должен соблюдать деловой стиль общения, доброжелательный тон. Данная форма работы с родителями может состояться в любом месте и в любое время удобное для родителей и для учителя. С помощью данной формы можно узнать причину отсутствия ребёнка в школе, сообщить родителям о проблемах ребёнка в классе
или оповестить родителей о том, что у их ребёнка начинает падать активность в учебном процессе.

Плюсы приписки с родителями. Быстро оповестить о какой-либо информации большое количество людей; решить возникшие проблемы организационного характера за короткий срок; установить постоянный контакт учителя с родителями; снять барьеры в общении между педагогом
и родителем.

Минусы приписки с родителями. Некоторые родители или педагогики не имеют возможность использовать социальные сети и мессенджеры.

Следующая форма работы с родителями – Работа с электронным дневником.

Работа с электронным дневником – форма работы с родителями, которая обеспечивает родителей необходимой, полной, достоверной информацией о деятельности школы путем создания системы информирования.

Требования к организации: своевременно выкладывать необходимую информацию для родителей. Педагог должен каждый день обновлять сайт, выставлять оценки и прописывать домашнее задание.

Плюсы работы с электронным дневником. Позволяет родителям ознакомиться с новостной лентой, узнать расписание, уточнить домашнее задание, просмотреть полученные оценки, проконтролировать посещаемость ребёнка.

Минусы работы с электронным дневником. Многие родители затрудняются в использовании электронного журнала; некоторые педагоги несвоевременно выкладывают информацию.

Одна из важных форм организации методической работы – открытые уроки.

Открытый урок – специально подготовленная форма организации методической работы, в которой протекает реальный учебный процесс,
в присутствии других преподавателей или приглашенных лиц.

Требования к организации: педагог должен подобрать тему отрытого урока, позволяющею применить новое, опираясь на анализ содержания программы и учебника. Немаловажно обратить внимание на выбор методических приёмов, методов обучения, технических средств обучения, способствующих реализации методической цели.

Учитель, показывающий открытый урок, должен обеспечить достижение методической цели через выполнение целей урока – освоения учащимися знаний, умений и навыков, изучение которых запланировано. Также самоанализ урока педагог осуществляет в двух аспектах: с точки зрения достижения методической цели и усвоения учащимися учебного материала.

Плюсы открытого урока. Учитель демонстрирует коллегам, присутствующим людям свой позитивный или инновационный опыт, реализации методической идеи, применения методов обучения, методических приёмов.

Минусы открытого урока. Перегрузка урока учебным материалом; трудно добиться активности учеников; присутствующие люди на открытом уроке не всегда знают учителя и учащихся, поэтому не могут понять, насколько обоснованы те или иные действия учителя, не могут дать серьезного анализа открытого урока.

Организация совместной досуговой деятельности – форма работы
с родителями младших школьников, создающая условия для мотивации родителей на объединение усилий с педагогами для достижения положительных результатов.

Требования к организации: создать условия для совместного творческого процесса детей и родителей; вовлечь детей и взрослых
в познавательный, развивающий и творческий процесс.

Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, и в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

Плюсы организации совместной досуговой деятельности. Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс; развитие
у детей и родителей интереса к совместному времяпровождению; стимулирование родителей к активному сотрудничеству с педагогом.

Минусы организации совместной досуговой деятельности. Занятость и незаинтересованность родителей; неспособность педагога создать условия для совместного процесса детей и родителей.

Родительские клубы – форма работы с родителями, включающая их объединение по интересам.

Требование к организации: классный руководитель общается
с родителями, узнаёт их интересы и на основе этого выстраивает примерный план работы родительского клуба; к работе в родительском клубе привлекаются педагоги, учителя – логопеды, педагог – психолог, медсестра, учитель физической культуры, учитель ИЗО, библиотекарь, которые формируют у родителей представления и практические умения в разных областях семейного воспитания.

Занятия родительского клуба проходят 1 раз в две недели
в вечернее время, родители заранее знакомятся с тематикой встреч,
с ведущими специалистами. Предполагается, что основной состав группы будет постоянным.

Плюсы родительского клуба. Позволяют сплотить родителей, развить их собственную наблюдательность в воспитании детей, создают условия для реализации идей родителей.

Минусы родительского клуба. Занятость родителей; некоторые родители не заинтересованы в получении новых знаний и стараются
не проявлять активность.

Учитель может предложить создать родительский клуб «Школа любящих родителей». Цель программы: способствовать формированию максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождению семейного воспитания.

Классный руководитель предлагает свой план работы клуба,
в котором расписаны все мероприятия по месяцам. Например, дискуссия «Дети для родителей и родители для детей?» (сентябрь); Игра-практикум «Школа - семья» (ноябрь); Родительская конференция «Как повысить самооценку ребёнка и почему это важно» (февраль); Акция: «Спешите делать добро»(апрель) и т.д. Благодаря клубу родители смогут познакомиться друг с другом и найти общие темы для обсуждений; у учителя появляются союзники – родители, и у детей создаются условия для формирования уважительного отношения к старшим по возрасту

Новой формой работы с родителями младших школьников является верёвочный курс.

Верёвочный курс – форма работа с родителями, целью которой является создать условия для сплочения коллектива детей и родителей.

Требования к организации: верёвочный курс состоит из серии специально разработанных упражнений, которые помогут сдружить родителей и их детей, научить их чувствовать и понимать каждого. В процессе прохождения верёвочного курса создается атмосфера творческого поиска, прорабатываются возможности принятия нестандартных решений, повышается взаимопомощь и поддержка в коллективе. Этапы проходятся после инструктажа и под наблюдением ведущего. Анализ каждого упражнения дает возможность понять, как было выполнено задание, кто занял активную позицию и как это повлияло на результат, что можно было сделать иначе и как преодолеть трудности в жизни более эффективным способом.

Плюсы верёвочного курса. Участвуя в верёвочном курсе, родители
и дети начинают преодолевать барьеры в общении, узнают друг друга ближе, благодаря этому происходит естественное и быстрое сплочение группы.

Минусы верёвочного курса. Неготовность родителей принимать участие в серии упражнений; замкнутость детей или «боязнь неудачи»; плохо продуманна программа верёвочного курса.

Педагоги заинтересованы в разработке современных форм работы с родителями младших школьников и предлагают свои идеи для реализации данных форм. Однако этот вопрос остаётся по-прежнему открытым и актуальным. Поскольку, современные формы работы с родителями нужны для того, чтобы по-новому, на более доступном и понятном языке объяснить современным родителям, что за воспитание школьников несут ответственность родители, а школа призвана поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность, просвещать их по вопросам педагогики и помогать выходить из затруднительных ситуаций, связанных с воспитанием школьника.


Библиографический список

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика / Ю. П. Азаров. – СПб.: Питер, 2011. – 400 с.

2. Брагина С.А. Семейный клуб [Электронный ресурс]. URL:https://infourok.ru/programma-semeynogo-kluba-shkola-lyubyaschih-roditeley-2953680.html(дата обращения: 15.05.2019)

3. Герасимова О.А. Семейное чтение[Электронный ресурс].URL:https://infourok.ru/roditelskiy-praktikum-semeynoe-chtenie-roditelskoe-sobranie-v-nachalnoy-shkole-2306887.html (дата обращения: 15.05.2019)

4. Гребенников И.В. О системе повышения педагогической культуры родителей / И.В. Гребенников. – М.: Просвещение, 1982. – С. 19.

5. Дереклеева Н.И. Родительские собрания / И.Н. Дереклеева. – М.:ВАКО, 2005. – 256с.

6. Креславская Т.А. Эффективные формы взаимодействия педагога с родителями учащихся / В.Г. Горецкий // Начальная школа. – 2017. – №2. – С. 76-77.

7. Кузьминых А.К. Сопровождение родителей по вопросам семейного воспитания на основе рефлексивного подхода / В.Г. Горецкий // Начальная школа. – 2017. – №6. – С. 14-16.

8. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т. А. Куликова. – М.: Академия, 2000. – 232 с.

9. Нохрина О.Ю. Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями / В.Г. Горецкий // Начальная школа. – 2015. – №7. – С. 43.

10. Макаренко А.С. Сочинения в 7-ми томах/ А.С. Макаренко. – М.: АПН РСФСР, 1957. – Т.4. – С. 504

11. Мудрик А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2003. – 200 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.