Формы и методы ранней профориентации учащихся начальной школы во внеурочной деятельности с использованием метода геймификации
Балбышкина Е.М.
Студент 3 курса
Руководитель:
Неофитова Елена Юрьевна,
преподаватель высшей квалификационной категории
ГАПОУ СО «НТПК№1» г. Н. Тагил
Формы и методы ранней профориентации учащихся начальной школы во внеурочной деятельности с использованием метода геймификации
Аннотация: Статья посвящена современным формам и методам формирования ранней профориентации младших школьников во внеурочной деятельности. Проанализирован опыт работы педагогов страны по организации ранней профориентации. Был выявлен один из уникальных методов- метод геймификации, о котором в статье пойдет речь далее.
Ключевые слова: геймификация, внеурочная деятельность, ранняя профориентация, использование метода геймификации, формы и методы профориентации.
Понятие о профессиях у школьника 7-10 лет ограничено скудным жизненным опытом. О видах деятельности ребенок впервые узнает от своих родителей и людей, с которыми он чаще всего видится (воспитатели детского сада, врачи, кассиры и продавцы в магазине, водитель маршрутного автобуса, развлекательные интернет-платформы). Чтобы он смог сделать осознанный выбор, будучи взрослым, его нужно раньше познакомить как можно с большим количеством профессий. Поможет в этом профориентация в начальной школе.
Как сказал Виктор Гюго, «правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне». [1]
Что же такое профориентационная работа для начальной школы?
Для ученика: развитие интереса и мотивации к разнообразным познаниям о профессии; развитие определённых профессиональных навыков, развитие рефлексии и навыков опыта деятельности.
Для учителя: новый опыт творческого самовыражения; ответы на все сомнения и вопросы по профориентационной работе обучающихся, которые возникают в процессе его профессиональной работы; продуманное содержание и методическая система работы; расширение профессиональных компетенций и т.д.
Для администрации школы: новый позиционный статус образовательной среды профориентационной работы; обеспеченность взаимосвязанными (по содержанию и методике) вариативными программами всех классов начальной и средней ступеней, усиление методической оснащённости педагогического процесса и т.д.
Профориентационное воспитание в начальной школе – это создание среды, которая будет способствовать воспитанию у ребёнка личностных качеств, определяющих способность делать осознанный выбор в ситуациях самоопределения. Однако профессиональное самоопределение – это не просто выбор профессии, а своеобразный творческий процесс развития личности, начинающийся с раннего возраста. [5]
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Согласно ФГОС Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии. [4]
В век современных инноваций и быстро развивающих технологий профориентация школьников очень актуальна, так как именно она окажет профориентационную поддержку учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности, выработка у учащихся сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в соответствии со своими возможностями и с учетом требований рынка труда.
В современных условиях проблема профессиональной ориентации приобретает особую актуальность. Сегодня каждому человеку необходимо владеть информацией о себе, о мире профессий, о ситуации на рынке труда. В исследованиях многих ученых профессиональная ориентация рассматривается как основное средство профессионального самоопределения человека. Это взгляд человека на мир профессий, на конкретную заинтересованную профессию, на ее возможности в окружающем мире. [3]
Для младших школьников очень важно создать максимально разнообразную картину впечатлений о мире профессий. Для того, чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с тех профессий, которые детям хорошо знакомы. Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального плана.
На сегодняшний день во внеурочной деятельности используются такие формы и методики, как:
- Игры. Занятия по профориентации должны включать ролевые игры и комплексные игры, сочетающие в себе элементы театра, инсценировки. Используя вопросы- "На какую букву профессий больше?", Кому принадлежат вещи? " На внеурочных занятиях учащиеся узнают о новых профессиях, пробуют себя в роли представителей различных специальностей, играют ролевые сцены, участвуют в конкурсах и постановках.
- Мастер-классы. В начальной школе организуют встречи с родителями, либо профессионалами в разных сферах работы -специалистами ГИБДД (Госавтоинспекция рассказывает учащимся о своей работе и проводит с ними беседу о важности соблюдения правил дорожного движения.), сотрудник МЧС (аварийно-спасательная служба не только рассказывает о своей работе, но и проводят различные игры), медицинский работник (врач/медсестра рассказывает, как оказывать первую помощь при различных травмах) Активность самого обучающегося начальных классов можно увидеть в «Портфолио», а результаты работы учителя можно увидеть в ВПР, когда ребенок, выполняя одно из заданий, должен узнать на фотографии профессию, т.е. человек какой профессии изображен, и рассказать, чем занимаются люди данной специальности.
Время не стоит на месте, появляются новые формы внеурочной профориентационной деятельности, например,
- Виртуальный кабинет профориентации - одна из форм современной организации работы профессиональной ориентации. Виртуальный кабинет профориентации поможет ученику познакомиться с миром профессий; получить информацию об учебных заведениях; пройти профориентацию и психологическое тестирование; получать консультации по их индивидуальным психологическим характеристикам и тому, как их учитывать при формировании профессиональной карьеры.
- Веб-квест – это проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого необходимы информационные ресурсы сети Интернет. Проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Это означает, что учитель, составляя задания, подбирает информацию в Интернете, где можно найти необходимые материалы, давая учащимся соответствующие гиперссылки. Чем с большим количеством профессий будет знаком ребёнок, чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе профессионального выбора. Веб-квест можно использовать как на уроках, так и для организации неаудиторной, внеурочной и индивидуальной работы, при дистанционном обучении учеников. Обучающиеся могут выполнять задания веб-квеста дома, работая в группе, в паре, а также пробовать себя в различных социальных ролях. Важно показать ученикам возможность многочисленных решений одной проблемной ситуации с точки зрения разных профессий.
Задания веб-квеста обычно располагаются на сайте в сети Интернет, который можно создать как на личном сайте, так и используя современные интернет-сервисы.
Выбираем нужную тему. Попадаем на страничку веб- квеста. Здесь дан план работы, и ученик должен выбрать из предложенных профессий одну- роль. Например: профессию историка. Далее попадаем на страницу с заданиями. Здесь дана инструкция, вопросы, ссылка на ресурс с информацией. После изучения темы и информации по теме, должен быть ответ или защита работы: это может быть презентация, газета, агитационный лист и т.д.
- Геймификация — использование игровых элементов в процессе обучения. Геймификация отличается от других игровых практик тем, что игровые установки включены в систему действий субъекта с этой реальностью. По ходу игры ученик выполняет как образовательные, так и игровые задания. Например, образовательная задача — выучить таблицу умножения, игровая задача — заработать 10 баллов за выполнение письменных заданий и прохождение тестов для перехода на следующий уровень. При этом образовательные цели остаются приоритетными, а игровые цели призваны сохранить внутреннюю мотивацию к выполнению образовательных задач. [6]
Существует различное множество форм и методов формирования профориентации младших школьников во внеурочной деятельности.
И чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального выбора.
Список литературы:
Панина, С. В. Профессиональная ориентация: учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. В. Панина, Т. А. Макаренко, Москва, 2017-8с. (дата обращения: 14.01.2022).
Голомшток А.Е Школа и выбор профессии. / А.Е.Голомшток, Москва, 1970- 238 с.
Горбачева, С. М. Профессиональная ориентация учащихся / С. М. Горбачева, И. И. Стрижко. // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 778-781.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
Ярошенко В.В. Школа и профессиональное самоопределение учащихся. / Рад.школа, 1983. - 112с
33. Пряжникова Е.Ю. Сокольчик младших школьников с профессиями / Пряжникова Е.Ю. Москва: https://urok.1sept.ru/articles/513088