Профориентация на уроках швейного дела. Формы и методы работы

2
0
Материал опубликован 4 April 2016 в группе

Профессиональная ориентация учащихся на уроках швейного дела. Формы и методы работы.

Целью трудового обучения в специальной (коррекционной) образовательной школе является подготовка учащихся к самостоятельному выполнению после окончания школы несложных видов работы по изучаемой профессии на предприятиях или в учреждениях своего города или района. Для ее достижения в процессе трудового обучения на своих уроках решаю следующие задачи:

- формирование доступных школьникам технических и технологических знаний;

- развитие общетрудовых умений, то есть умений ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы;

- обучение профессиональным приемам труда по выбранной специальности и привитие им соответствующих трудовых навыков;

- воспитание у учащихся положительного отношения к труду и формирование необходимых в повседневной производственной деятельности качеств личности, чувства коллектива, ответственности за порученное дело, добросовестности, честности, готовности помочь друг другу.

Совершенно ясно, что одной из задач специальной школы является подготовка учащихся к жизни, в этом и заключается профессиональная ориентация учащихся с нарушением интеллекта.

Выбор методов проведения профориентационной работы для каждого занятия по швейному делу зависит от учебных, воспитательных, коррекционных и профориентационных задач, содержания и характера изучаемого материала, возрастных и психофизиологических особенностей учащихся.

Рассказ применяю при изложении сведений о содержании труда представителей различных профессий ( швея, ткачиха), о требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим особенностям личности, о достижениях в развитии отдельных отраслей и др.

Объяснение характеризуется краткостью изложения. Поэтому этот метод использую для сообщения, например, школьникам правил выбора профессии, особенностей трудовой деятельности специалистов различных профессий, последовательности выполнения различных трудовых приемов и операций. При этом ввожу новые понятия и термины ( профессия, специальность, предмет труда, орудия труда и т. д. ), показываю новые действия, приемы обращения с инструментами, швейными машинами и другим оборудованием, демонстрирую учебные таблицы, плакаты, схемы. Стараюсь, чтобы рассказ и объяснение были достоверными, а сообщаемые факты соответствовали действительности, отражали современное состояние народного хозяйства.

Эффективной организации профориентационной работы способствует применение, наряду со словесными, наглядных методов. Демонстрация изучаемых объектов, процессов может служить не только подтверждением излагаемого материала, но и источником знаний. Здесь использую следующие виды демонстрации:

- натуральные объекты ( изделия, выполненные ученицами и специалистами, инструменты и приспособления, швейные машины );

- изображение объектов ( картины, плакаты )

- приемы работы во время лабораторных работ.

Ввожу на занятиях и элементы игры, что позволяет учащимся более подробно узнать о профессиях швейной отрасли. Одна из таких игр называется «Швейный цех по пошиву постельного белья», где девочки знакомятся с массовым производством, другая игра – «Ателье «Элегант», где ученицы знакомятся с индивидуальным производством. В каждом случае я обращаю особое внимание девочек на их знания и умения владеть приемами выполнения машинных швов, используя для индивидуальной работы инструкционно - технологические карты «Стачной шов», «Двойной шов», «Запошивочный шов», «Шов вподгибку с закрытым срезом». Особое внимание я уделяю на правильность выполнения именно этих четырех швов, так как это основные швы и вопросы о назначении и правилах выполнения их рассмотрены в экзаменационных вопросах 9-го класса.

Одной из задач трудовой подготовки учащихся – научить выполнять любую работу качественно. В швейной мастерской для проверки качества готовых изделий или выполненной операции я выставляю коробку с инструментами: ножницы, иглы, сантиметровая лента, угольник, линейка, вывешиваю образец готового изделия и плакат «Проверь качество». Девочки по очереди подходят к специально отведенному месту и проверяют качество выполненной работы. Этот элемент работы приучает учениц к самостоятельности, ответственности за результаты своего труда, формирует приемы работы с измерительными инструментами, выполнению качественной работы, формирует и развивает навыки самоконтроля.

С первых дней работы в швейной мастерской задается определенный ритм работы. Учащиеся обязаны приходить в мастерскую за несколько минут до звонка. За это время они должны подготовиться к занятию. Необходимо добиться, чтобы ни одна минута не проходила зря. И в данном моменте я использую карточки-информаторы. Для каждого занятия отводится специально отведенное время, и девочки учатся укладываться в это время. Учащиеся работают в четком графике, все это пригодится им для работы на предприятии, в частных фирмах, где от них потребуют соблюдения правил техники безопасности при работе. Начиная с 4-го класса, ученицы записывают в тетради правила работы с инструментами ( ножницами, игла-

ми), утюгом, на швейной машине. Эти правила изучаются изо дня в день, из года в год. А в 9-х классах эти записи помогают при подготовке к экзаменам, а знания закрепляются на практике.

Школьники испытывают затруднения при общении с окружающими. Речь детей бедна, запас слов ограничен. Вот поэтому очень важна работа по обогащению словарного запаса. Для этого я создала каталог словарных слов. Девочки учатся правильному произношению, составляют предложения, вставляют пропущенные буквы, учатся правильно писать и произносить словарные слова.

У наших учащихся плохо развита инициатива в общении. А ведь им предстоит работать в коллективах, общаться со многими людьми: близкими, знакомыми, с коллегами по работе. На уроках я стараюсь создавать обстановку, близкую к производственной: то работаю, разбив класс на бригады по пошиву белья, в другой раз – это швейная мастерская по индивидуальному пошиву изделий. И девочкам это нравится, особенно, когда бригадным методом они шьют юбки, платья для участниц художественной самодеятельности, фартуки мальчикам для столярного и слесарного дела.

Профессиональную ориентацию учащихся с нарушением интеллекта я провожу в тесном контакте с классными руководителями, родителями и профессиональными училищами, применяя разнообразные формы: организую встречи классных руководителей, родителей с представителями профессиональных училищ, индивидуальную профконсультационную работу с родителями.

Таким образом, правильная организация профессиональной ориентации детей с нарушением интеллекта на уроках швейного дела улучшает качество знаний учащихся и активизирует процесс обучения и воспитания.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.