12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Брянцева Елена Петровна3042
Россия, Ярославская обл., с.Бурмакино Некрасовского района
Материал размещён в группе «Учителя физики»
8

Педсовет «Формы и методы работы на уроке и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы обучающихся»

(1)Формы и методы работы на уроке и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы обучающихся

Цель: способствовать систематизации знаний о ключевых понятиях “мотивация учения”, обобщение форм и методов работы на уроке и во внеурочной деятельности для повышения мотивационной сферы учащихся.

(2)“Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться” Василий Андреевич Сухомлинский.

Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. О таком говорят: немотивирован…

Формирование мотивации учения- это решение вопросов развития и воспитания личности. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро. Но подвижность, динамичность мотивов таит в себе опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения. Если процесс формирования учебных мотивов развивается спонтанно, а не произвольно, уровень учебных мотивов снижается. Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Актуальна для всех участников учебно- воспитательного процесса: обучающихся , родителей и учителей.

Создание оптимальной образовательной среды, мотивирующей обучающегося на учебную деятельность и активизирующей труд учителя. Повышение учебной мотивации ( учить детей так чтобы им захотелось учиться) Для этого учителя должны знать и владеть различными формами и методами обучения.

Мотивация- одна из сложнейших педагогических проблем. Как преодолеть равнодушное отношение к познанию, ко всему новому? Что делать, чтобы победить реакцию “Не хочу!” Можно ли учителю управлять развитием мотивационной сферы школьника

В наше время дети относятся к учёбе совершенно безразлично”, “Дети невнимательны, равнодушны к учёбе, у них нет мотивации”... Действительно, отсутствие мотивации — основная причина учебной неуспешности. Но как повысить мотивацию ребят, как увлечь их познанием нового?

Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы, влияющие на активность или пассивность поведения. Изучение мотивации – это стремление понять как и почему люди начинают действовать, стремясь к достижению цели, почему проявляют настойчивость, что дает им силы преодолевать порой очень сложные препятствия.

Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями. Многое здесь зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создает интересные примеры нестандартных форм обучения, что позволяет учителю вернуть утраченный интерес к изучению предмета. Учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Как спланировать виды деятельности на уроке и вне него? Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему . Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав обучающихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность обучающихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Многие формы и методы работы хорошо известны учителям

Вспомним, что же такое "мотив учения", и его составляющие компоненты : “смысл учения”, “постановка целей”, “эмоции”,“интерес”.

(3)Мотив учения – побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.

Смысл учения – внутреннее отношение школьника к учению. (Психологи отмечают, что смысл учения – это сложное личностное образование, которое включает два момента:   осознание ребенком объективной значимости учения; понимание ребенком субъективной значимости учения

(4)Классификация учебных мотивов:
-
социальные (осознание социальной значимости учения, понимание личностно развивающего значения учения, потребность в развитии мировоззрения и миропонимания и др.)
-
познавательные (интерес к получению знаний, любознательность, стремление к развитию познавательных способностей, получение удовольствия от интеллектуальной деятельности и др.)
-
личностные (чувство самоуважения и честолюбия, стремление пользоваться авторитетом среди сверстников)

(5)Постановка целей – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. (Через постановку целей воплощаются мотивы учения )

Эмоции – реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. (Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности школьника, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка ).

Интересы – познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению. (Для учителя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.)

(6)Причины снижения интереса к учению:

Подросток тяготеет к активной деятельности, делающей его в своих глазах взрослым, сопровождающейся положительными эмоциями самоуважения, которые столь необходимы для формирующейся личности.

Отношение подростка к учению никогда не выступает в «чистом виде», оно всегда преломляется через его сложные отношения со взрослыми и сверстниками.

Бурно развивающееся стремление подростка к самостоятельности и взрослости особенно остро не удовлетворяется в тех случаях, если:

Учитель использует преимущественно традиционные методы обучения;

Когда преобладает традиционная структура урока (опрос, объяснение нового материала, закрепление, задание на дом);

Когда универсальной формой изложения нового материала является изложение его в «готовом виде»;

Изучение нового материала приходится нередко на вторую половину урока и происходит поэтому при сниженной работоспособности учеников;

Как основной вид контроля – система случайных вызовов к доске;

Требования, предъявляемые учителем к ученикам, не всегда понятны, стабильны, соответствуют уровню их обученности, возрастным и психологическим особенностям обучающихся.

(7)4. Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей на уроке. Они не склонны слушать подробные объяснения учителя, а ждут новых форм знакомства с новым материалом, в которых были бы реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Чем старше подросток, тем больше он тяготеет к осознанию своих учебных действий, к пониманию их последовательности, к планированию их и, в конечном итоге, к управлению ими.

5. У подростков вызывает неудовлетворенность то обстоятельство, что в школе он не пополняет опыт самостоятельной познавательной деятельности, что его не всегда учат тем приемам, с необходимостью которых он чаще всего сталкивается на практике.

6. Подросток не всегда получает в школе возможность самоутверждения.

(8, (9), (10)

Методы обучения:

- Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач

- Учет возрастных особенностей школьников

- Выбор действия в соответствии с возможностями ученика

- Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий

- Нестандартные формы проведения уроков

- Создание ситуации успеха

- Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;

- Использование групповых и коллективных форм организации учебной деятельности

- Эмоциональная речь учителя

- Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий

- Применение поощрения и порицания

- Вера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним)

- Выбор действий в соответствии с возможностями ученика

- Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий

Конечно, отдельные установки и действия педагогов можно отнести к разным компонентам формирования мотивационной сферы. Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач может быть отнесена и к мотивам и к постановке целей. Изучая проблемы мотивации, мы убедились в том, что учителя с демократическим стилем управления учебной деятельностью стремятся создать для ребят ситуацию успеха, вызвать ощущение продвижения вперёд, переживание успеха в учебной деятельности. Для этого они правильно подбирают уровень сложности заданий, справедливо, “по заслугам” оценивают результат деятельности школьников. Они используют все возможности учебного материала, чтобы заинтересовать класс: создают проблемные ситуации, активизируют самостоятельное мышление, организуют сотрудничество учеников, выстраивают позитивные отношения с классом, проявляют искреннюю заинтересованность в успехах ребят. Необходимое условие для всего этого знание индивидуальности каждого ученика, опора на имеющиеся у него возможности и мотивы.

И известно: педагоги с авторитарным и опекунским стилем руководства склонны чаще использовать внешние стимулы. Они считают, что учеников надо заставлять учиться, постоянно поощрять или наказывать, привлекать родителей к совместному контролю за детьми.

Во многих случаях и это помогает мотивировать детей. И всё же решение проблемы в развитии внутренней мотивации, в умелом использовании собственных мотивов школьника, в первую очередь познавательных, социальных Это не означает, что использование внешних стимулов, метод “кнута и пряника” не нужен совсем. Есть ученики с очень слабо развитыми мотивами, в работе с ними без использования внешнего стимулирования не обойтись. Но все таки нужно стремиться к тому, чтобы ребенок учился не ради оценки или чтобы избежать наказание , а ради знаний.

Развитие мотивации к учению строится на достижении успеха. Это требует создания особой учебной программы с градацией сложности задач, времени усвоения, особого стиля взаимодействия учителя и ученика на уроке. Технология развития мотива достижения достаточно полно представлена в компьютерных играх: в них существует серия заданий различной сложности, которые можно выбирать; ребёнок получает полную информацию о результате своей деятельности, может оценить качество выполнения задания (обратная связь);сложность заданий такова, что успех возможен только при определённых усилиях, играющий ребёнок воспринимает всю ответственность за ситуацию.

Обратитесь к проблемному обучению, ведь это — мощнейший способ повысить интерес к предмету: проблемные ситуации способствуют изучению объекта — в одних случаях изучению через самостоятельное открытие, когда обучающиеся в значительной степени работают самостоятельно, или через управляемое открытие, когда процессом постижения истины управляет учитель. Вместо объяснения — он побуждает учеников наблюдать, выдвигать гипотезы, проверять решения, для чего обучающиеся активно используют интуитивное и аналитическое мышление. При этом для живого диалога можете задавать наводящие вопросы, поощрять догадки ребят, основанные на неполных данных, помогать подтвердить или опровергнуть их при всестороннем анализе фактов. На таком уроке этапами работы станут введение в тему, экспериментирование, обдумывание, осмысление, практическое использование фактов, проверка, вывод (обобщение).

Очень полезно использовать метод проектов как проблему. О содержании работы над проектом сегодня много говорится, работа над проектом вошла в практику школ. Плюсы метода проектов:

он развивает познавательный интерес;

ребята используют различные формы работы: дискуссии, изучение литературы, сбор информации и т.п.;

в процессе этой деятельности происходит мотивирование, появляется удовлетворение от деятельности, от её результата;

знания находят практическое применение;

устанавливается связь с жизненным опытом детей;

в групповых проектах школьники овладевают умением сотрудничать, слышать друг друга, оказывать взаимопомощь.

В ходе работы над проектом нужно стараться на всех его этапах помогать в поиске источников информации, поощрять и поддерживать энтузиазм участников проекта, помогать при появлении трудностей, поддерживать обратную связь.

А теперь о применении отдельных форм работы.

Совместная работа — наиболее полезна для развития социальных мотивов. В ней школьники учатся взаимодействовать, быть терпимыми к другим. Чтобы в совместной деятельности не было “зайцев”, т.е. детей, которые бездельничают, но получают преимущества за счёт работы группы, можно распределить ответственность между ними. Соревнования в повышении мотивации весьма эффективны. Но помните: они часто порождают зависть, чувство униженности, высокомерие и превосходство. Поэтому соревнование надо использовать чрезвычайно осторожно и только между школьниками с равными возможностями. В большинстве случаев более полезны групповые соревнования, в которых группы комплектуются так, чтобы выровнять их возможностями других школьников). Общий счёт складывается из баллов всех участников. В процессе повышения мотивации учитывайте общественное мнение класса, существующие групповые нормы. Социальные мотивы позитивно направляют активность детей только в классах с позитивными групповыми нормами в учёбе. Если в классе бытуют ярлыки типа “подлиза-отличник”, “любимчик”, “зубрила”, то хорошие ученики стесняются показывать свои знания, избегают публичных выступлений либо противопоставляют себя классу. Изменение групповых норм — трудная, но необходимая задача учителя, особенно — классного руководителя. В любом случае при существовании тех или иных норм класса их нельзя не учитывать.

Иногда то, что мы считаем поддержкой, может восприниматься учеником как неприятное воздействие. Например, непомерные похвалы отличнику могут сделать его изгоем среди сверстников, и, напротив, наказывая хулигана, мы повышаем его авторитет среди сверстников. Иногда даже негативное внимание учителя воспринимается лучше, чем полное безразличие окружающих: ученик чувствует себя “героем дня”.

Начиная групповую работу, убедитесь, что у школьников достаточно возможностей, чтобы чувствовать себя причастными к групповым занятиям, активно в них участвовать. После изучения сложного материала попросите ребят проверить себя в усвоении нового, пусть они объяснят тему друг другу. Когда работа особенно захватывающа и интересна (устные доклады, например), работа в группах очень полезна. Предложите детям придумать вопросы для одноклассников и задать их на уроке. Когда работа особенно захватывающа и интересна (устные доклады, например), работа в группах очень полезна..

. Назову еще некоторые приемы, которые хорошо зарекомендовали себя на практике.

Создание проблемной ситуации.

Привлечение обучающихся к оценочной деятельности.

Необычная форма обучения. Урок-семинар, урок-конференция, урок-путешествие, урок-аукцион, ролевая игра, дискуссия, защита проектов, разнообразные коллективные способы обучения .

Привлекательная цель.

Рассмотрение привычных, обычных, знакомых предметов и явлений под необычным углом зрения.

Лови ошибку.

Нарисуй, как понял.

Постоянный анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опыту ученика.

Очень важно! Мотивированной должна быть любая деятельность учеников, а не только восприятие нового материала. Превращение ребенка в субъекта, заинтересованного в самоопределении и в самоактуализации составляет основной результат совместной деятельности учителя и ученика.

Потребность – “Хочу”, мотив - “Зачем мне это надо?”, цель – “Что для этого надо сделать?” - вот путь, по которому ведет педагог-профессионал своего ученика, превращая его в субъекта деятельности по овладению содержанием образования

(11)Д.Карнеги: «На свете есть только один способ побудить людей что-то сделать. Он заключается в том, чтобы заставить человека захотеть это сделать».

Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.