Формы контроля на уроках информатики
Формы контроля на уроках информатики
Реформа системы образования, связанная с введением образовательных стандартов, актуализировала проблему контроля учебных достижений.
В образовательном стандарте наряду с обязательным минимумом содержания образования и требованиями к уровню подготовки учащихся обосновываются подходы к разработке технологии проверки и оценки выполнения учащимися требований стандарта в современных условиях.
Содержание требований становится важнейшим критерием оценки обязательных результатов обучения. Такой подход принято называть критериально-ориентированным, и он применяется именно при итоговом контроле знаний и умений учащихся для определения, соответствует или нет уровень подготовки выпускника уровню требований, заданному в стандарте. Поскольку нужна стандартная типовая процедура проверки знаний, умений, навыков, оптимальным средством проверки считают тест. Тест на уроках информатики является наиболее распространенным методом контроля.
Тестом (от англ. test - «испытание», «проверка») называют стандартизованные, краткие, ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуальных различий.
В нашей стране к тестам в образовании отношение неоднозначное. Необходимо отметить положительные стороны педагогических тестов. В связи с информационной насыщенностью учебного процесса тестовая форма контроля знаний значительно экономит и позволяет корректировать учебное время. Тесты позволяют во многих случаях преодолеть субъективизм выставления оценок, повышают мотивационную сторону обучения.
Самым существенным недостатком тестового контроля знаний в нашей стране на современном этапе является обилие несистематизированного и различного по качеству тестового материала. Это и породило мнение о том, что тестами можно проверить лишь самый минимальный уровень усвоения учебного материала уровень узнавания и простого воспроизведения. Однако измеряемый уровень знаний зависит от уровня сложности содержания контрольного задания, а не от его формы. Тестовая форма задания - наиболее рациональный способ его существования и использования на современном этапе информатизации образования. А уровень сложности содержания задания определяется образовательным стандартом.
Требования к знаниям и умениям школьников определяют минимальный уровень усвоения каждого объекта контроля по содержательным линиям. Где-то это уровень представления и воспроизведения знаний (репродуктивный), большей частью требования представлены конструктивным уровнем усвоения - это применение знаний в стандартной ситуации.
Основными характеристиками теста для диагностики результатов обучения принято считать:
валид ность - соответствие проверочного материала целям контроля;
надежность - устойчивость результатов тестирования при многократном использовании контрольного материала;
репрезентативность - полноту охвата в тесте изученного материала;
стандартuзованность - единую процедуру проведения тестиров ания и подведения его итогов.
Построение педагогического (обучающего или контрольного) теста - сложный и многогранный процесс, требующий помимо отличного знания предмета, минимальных знаний основ теории тестов. Хотелось бы отметить, что тестовая форма контроля не заменяет другие общепринятые формы контроля, а дополняет их, позволяя более рационально использовать учебное время и сделать учебный процесс более динамичным.
Педагогический тест состоит из отдельных заданий тестовой формы, которые располагаются по возрастающему уровню сложности и снабжены инструкцией по выполнению. Все задания теста относятся к одному предметному содержанию.
Можно выделить (по В. С. Аванесову) четыре основные группы заданий тестовой формы:
1) с выбором правильного варианта ответа из нескольких предложенных;
2) с открытым ответом;
3) на установление соответствия;
4) на установление правильной последовательности.
Для построения теста необходимо иметь достаточное количество заданий тестовой формы. Именно с создания заданий тестовой формы начинается работа по построению теста.
Отличие заданий тестовой формы от обычных задач и упражнений состоит в том, что эти задания: имеют форму логического утверждения; кратки; включают варианты ответа или место для ответа.
Логическая конструкция заданий тестовой формы позволяет однозначно выразить законченную мысль, а при выборе правильного ответа получается истинное логическое высказывание. При построении заданий можно использовать импликацию, эквиваленцию, что пока встречается крайне редко, в некоторых случаях конструкцию отрицания (с частицей «не», которую надо обязательно выделять). С использованием логической конструкции напрямую связана другая характеристика тестовых заданий - краткость. Ограничения по времени на выполнение заданий требуют краткой, четкой и однозначной постановки условия и такого же лаконичного ответа.
На уроках информатики также используются следующие формы контроля: устный опрос, письменный опрос, контрольные работы, рейтинговые работы, программируемые контрольные работы.
Устный опрос является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний учащихся. Суть этого метода контроля заключается в том, что учитель задает учащимся вопросы по изученному материалу и, оценивая ответы, определяет степень его успевания. Иногда устный опрос называют беседой. Этот метод требует значительных затрат времени и позволяет в течение урока проверить знания не более 3- 4 учащихся.
Чаще используется фронтальный опрос, при котором учитель разбивает изученный материал на большое количество мелких частей и задает вопросы различным учащимся, чтобы проверить знания наибольшего количества учащихся. Возможность опроса большого количества учащихся представляет собой наиболее сильную сторону метода. Однако трудно выставить учащимся объективные оценки.
Письменный опрос. Суть этого метода заключается в том, что учитель дает учащимися записанные на доске, листочках, карточках задания, которые выполняются в течение 10-12 минут, по их результатам выставляются оценки. Часто письменный опрос называется самостоятельной работой. Преимуществом письменного опроса, заключается в том, что он позволяет на одном уроке оценить знания всех учащихся.
Эффективность проведения контрольной работы увеличивается при использовании нескольких вспомогательных приемов. Эффективным приемом является проведение перед контрольной работой серии письменных опросов до тех пор, пока учитель не убедится, что изученный материал хорошо усваивается учащимися.
Проведению целенаправленной подготовки учащихся способствует другой прием - предупреждение учащихся о предстоящей контрольной работе за 1-2 недели и организация соответствующей подготовительной работы. Hапpимеp, полезно решать типовые задачи и выполнять упражнения. Полезно также, проводить так называемые подготовительные контрольные работы, позволяющие определить степень подготовленности учащихся к предстоящей контрольной работе.
Метод рейтинга. Этот метод оценки тех или иных сторон деятельности компетентными судьями (экспертами). К подбору экспертов при этом предъявляются определенные требования: компетентность, креативность (способность решать творческие задачи), положительное отношение к экспертизе, аналитичность, широта мышления, свойство коллективизма, конструктивность мышления.
При анализе полученной информации можно применять и метод ранговых оценок, когда выявленные факторы располагаются в порядке возрастания или убывания степени их проявления.
Приложения
Самостоятельная работа по теме «Алгебра логики» 10 класс
I вариант
Установите связь (проведите линии) между эквивалентными высказываниями:
A v B | 1 | (A B) v (A C) |
A v (B v C) | 2 | A |
A v A | 3 | B v A |
A ( B v C) | 4 | (A v B) v C |
Знаком в логике обозначается следующая операция:
1) инверсия, 2) конъюнкция, 3) дизъюнкция, 4) импликация.
Найти значение F на выходе схемы:
а) 0,
б) 1.
Знаком в логике обозначается следующая операция:
1) конъюнкция, 2) дизъюнкция, 3) импликация, 4) эквивалентность.
Составить логическую формулу и таблицу истинности по логической схеме:
Самостоятельная работа по теме «Алгебра логики» 10 класс
II вариант
Установите связь (проведите линии) между эквивалентными высказываниями:
A B | 1 | (A v B) (A v C) |
¬¬A | 2 | B A |
A (B C) | 3 | A |
A v ( B C) | 4 | (A B) C |
Знаком v в логике обозначается следующая операция:
1) конъюнкции, 2) дизъюнкция, 3) импликация, 4) эквивалентность.
Найти значение F на выходе схемы:
а) 0,
б) 1.
Знаком (~) в логике обозначается следующая операция:
1) конъюнкция, 2) дизъюнкция, 3) импликация, 4) эквивалентность.
С оставить логическую формулу и таблицу истинности по логической схеме:
Контрольная работа № 1 по теме «Человек и информация»
Вариант I
1. Способ записи чисел и правила выполнения арифметических операций с ними называют ____________________________.
2. Система счисления, в которой от положения знака в записи числа не зависит величина, которую он обозначает, называется __________________________.
3. Арабская система счисления является ___________________________.
4. Чтобы перевести число из произвольной системы счисления в десятичную, его следует записать в ____________________________ форме.
5. Латинские буквы используют в следующей позиционной системе счисления ____________________________.
6. Записать римскими цифрами числа: 19, 92, 445, 989.
7. Записать в десятичной системе счисления числа, записанные в римскими цифрами: LD, MXV, VDCL.
8. Назовите три основных вида информационных процессов. Кратко их опишите.
9.Приведите примеры декларативных и процедурных знаний, которыми вы обладаете (по 3 примера).
10. Естественным языком называют ______________________________________. Примеры привести.
Контрольная работа № 1 по теме «Человек и информация»
Вариант II
1. Система счисления, в которой величина, обозначаемая цифрой в записи числа, зависит от её позиции, называется ____________________________.
2. Количество знаков, используемых для записи числа в системе счисления, называют __________________________.
3. Возможные веса знаков системы счисления называют _______________________.
4. Римская система счисления является ____________________________.
5. В обычной жизни мы пользуемся ______________________ формой записи числа.
6. Записать римскими цифрами числа: 18, 98, 453, 998.
7. Записать в десятичной системе счисления числа, записанные в римскими цифрами: DL, VMDC, DCL.
8. Назовите три основных вида информационных процессов. Кратко их опишите.
9.Приведите примеры декларативных и процедурных знаний, которыми вы обладаете (по 3 примера).
10. Формальным языком называют ______________________________________. Примеры привести.
Тест по теме «История развития вычислительной техники»
Вариант № 1
1. В каком веке появились первые устройства, способные выполнять арифметические действия?
А) В XVI в., В) в XVII в., С) в XVIII в., D) в XIX в.
2. Как называлось первое механическое устройство для выполнения четырех арифметических действий?
А) Соробан, В) суан-пан, С) семикосточковые счёты, D) арифмометр.
3. Механическое устройство, позволяющее складывать числа, изобрел:
А) П. Нортон, В) Б. Паскаль, С) Г. Лейбниц, D) Д. Нейман.
4. Идею механической машины с идеей программного управления соединил:
А) Ч. Беббидж (первая половина XIX в), В) Дж. Атанасов (30-е гг. XX в.),
С) К. Бери (XX в.), D) С.А. Лебедев (1951 г).
5. Абак – это:
А) музыкальный автомат, С) устройство для работы по заданной программе,
В) счёты, D) первая механическая машина.
Тест по теме «История развития вычислительной техники»
Вариант № 2
1. В каком веке появились механические арифмометры?
А) В XIV в., В) в XVI в., С) в XVII в., D) в XIX в.
2. Первым программистом мира является:
А) Г. Лейбниц, В) А. Лавлейс, С) Б. Паскаль, D) С. Лебедев.
3. Первым инструментом для счёта можно считать:
А) руку человека, В) камешки, С) палочки, D) арифмометр.
4. Первым изобретателем перфокарт был:
А) Д. Неппер, В) В. Шиккард, С) Ж. Жаккард, D) Б. Паскаль.
5. В каком веке произошёл коренной перелом в развитии вычислительной техники?
А) В XIX в., B) в XX в., C) в XVIII в., D) в XVII в.
Тест по теме «История развития вычислительной техники»
Вариант № 3
1. Соробан впервые стали использовать:
А) в Китае, В) в Японии, С) в России, D) в Англии.
2. Первая аналитическая машина была изобретена:
А) Ч. Беббиджем, В) В. Шиккардом, С) Ж. Жаккардом, D) Б. Паскалем.
3. Кого в России считают автором промышленного арифмометра?
А) Ф. Слободского, В) З. Слонимского, С) А. Лебедева, D) В. Однера.
4. В каком году было первое упоминание о логарифмах?
А) В 1914, В) в 1614, С) в 1814, D) в 1714.
5. Чьё имя носила машина, известная как «счётное колесо»?
А) П. Нортона, В) Б. Паскаля, С) Г. Лейбница, D) Д.Неймана.
Тест по теме «История развития вычислительной техники»
Вариант № 4
1. В каком веке появились первые электрические арифмометры?
А) В XIV в., В) в XVI в., С) в XVII в., D) в XIX в.
2. В каком веке появились первые упоминания о семикосточковых счётах?
А) В XIV в., В) в XVI в., С) в XVII в., D) в XIX в.
3. Перфокарты впервые стали использоваться:
А) в вычислительных машинах, В) для переписи населения,
С) в ткацких станках, D) в счётной машине Лейбница.
4. Кого считают изобретателем универсальной логарифмической линейки?
А) В. Оутреда, В) Г. Лейбница, С) Б. Паскаля, D) Д. Уатта.
5. Как назывались первые механические арифмометры, выпускаемые на механическом заводе в Москве с 1925 года?
А) «Арифмометр Чебышева», С) «счётные бруски»,
В) «железный Феликс», D) «суммирующая машина».
Тест по теме «История развития вычислительной техники»
Вариант № 5
1. В каком веке появились первые упоминания о соробане и суан-пане?
А) В XIV в., В) в XVI в., С) в XVII в., D) в XIX в.
2. Изобретателем арифмометра считают:
А) В.Шиккарда, В) Г. Лейбница, С) В. Однера, D) Э. Гунтера.
3. Для какой системы счисления были приспособлены первые семикосточковые счёты?
А) Для семеричной, В) для двоичной, С) для десятичной, D) для унарной.
4. В честь кого был назван один из языков программирования?
А) А. Лавлейс, В) Г. Лейбница, С) В. Шиккарда, D) Ч. Бэббиджа.
5. В каком веке произошёл коренной перелом в развитии вычислительной техники?
А) Конторские счёты, B) механический арифмометр,
C) счислитель Куммера, D) счётные бруски.
Тест по теме «История развития вычислительной техники»
Вариант № 6
1. Соробан впервые стали использовать:
А) в Китае, В) в Японии, С) в России, D) в Англии.
2. Первая аналитическая машина была изобретена:
А) Ч. Беббиджем, В) В. Шиккардом, С) Ж. Жаккардом, D) Б. Паскалем.
3. Кого в России считают автором промышленного арифмометра?
А) Ф. Слободского, В) З. Слонимского, С) А. Лебедева, D) В. Однера.
4. В каком году было первое упоминание о логарифмах?
А) В 1914, В) в 1614, С) в 1814, D) в 1714.
5. Чьё имя носила машина, известная как «счётное колесо»?
А) П. Нортона, В) Б. Паскаля, С) Г. Лейбница, D) Д.Неймана.