Конспект урока информатики для 5 класса «Наглядные формы представления информации»
Чекаева Альфия Караматовна
учитель информатики
«Берестянская ОШ» - филиал МКОУ «Демушкинская СШ»
«Использование средств и ресурсов информационно-образовательной среды на уроках»
Программа по информатике для 5 класса
УМК Л.Л. Босова, А.Ю. Босова
Конспект урока для 5 класса
Тема: Наглядные формы представления информации.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Цели урока:
1) Для учителя:
• актуализировать знания по теме «Способы представления информации»;
• познакомить с наглядными формами представления информации;
• стимулировать познавательный интерес учащихся к данной теме и предмету информатики;
• активизировать взаимодействие между учащимися, развивать навыки групповой работы;
• развивать умственную деятельность, умение логически мыслить.
2) Для ученика:
• убедиться в том, что наглядные формы представления информации необходимы в жизни людей.
Задачи урока:
1) Образовательные:
• повторить знания по теме «Способы представления информации»;
• подчеркнуть роль наглядных форм представления информации;
• обеспечить закрепление знаний о наглядных формах представления информации.
2) Развивающие:
• развивать сообразительность и быстроту мышления, развивать умения анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы;
• развивать у учащихся творческого и познавательного потенциала учащихся, его коммуникативных способностей.
3) Воспитательные:
• воспитывать толерантность, дисциплинированность, ответственность перед коллективом;
• формировать у учащихся навыки работы в группе, навыки самостоятельной работы;
• расширить кругозор учащихся.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, электронная версия урока – презентация (PowerPoint), ватман, фломастеры, цветная бумага, клей, ножницы.
Раздаточный материал: карточки с заданиями для групп, карточки с самостоятельной работой, карточки с дополнительными заданиями.
Предварительная подготовка к уроку: учащиеся заранее делятся на 2 группы, в которых выбираются ученики, которые анализируют материал, генерируют идеи, художники и защитники работ.
Оборудование: ПК, демонстрационный ПК (мультимедиа проектор) ЭОР – презентация .
Ход занятия (45мин).
Деятельность учителя |
||
Деятельность ученика. |
||
1.Организационный этап. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.(3 мин) |
||
Цель. Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). |
||
Подготовка учащихся к работе на уроке. (1 мин.) Обеспечение внешней обстановки для работы на уроке. Психологическая подготовка учащихся к общению на уроке |
||
- Здравствуйте ребята. Я рада видеть вас всех и хочу пожелать вам отличного настроения на весь урок. И так проверьте все ли у вас готово к уроку и мы начинаем. Эпиграфом к нашему уроку я хочу взять одну народную мудрость которая гласит «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». В конце урока мы вернемся к этому высказыванию и решим правильно ли я его выбрала. |
Проверяют свою готовность к уроку. Включаются в деловой ритм урока. |
|
2. Актуализация знаний (5 мин) |
||
Цель. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися изучаемого материала, правил, построенных на основе алгоритмов. Создание условий для усвоения учащимися изучаемого материала. |
||
- Сейчас я предлагаю Вам совершить виртуальное путешествие по Третьяковской галерее Назовите мне картины, которые вам удалось запомнить за время нашего виртуального путешествия. А теперь скажите, а если бы не видели эти картины, а просто слушали их описание, вам удалось бы их так четко себе представить и запомнить? |
Ученики просматривают мультимедийную презентацию. Ответы детей. Ответы детей. |
|
|
||
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (3мин) |
||
Цель. Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. |
||
Давайте попробуем сформулировать тему урока и цель нашего урока. Давайте сравним ваши цели и мою. Для того, чтобы добиться цели что нужно сделать? Совершенно верно необходимо решить задачи. Какие задачи основные (вспомнить то что уже знаем, узнать что то новое) А теперь скажите мне, а какие у вас имеются знания по сегодняшней теме. Сегодня вы познакомимся с понятием наглядные формы представления информации. Скажите мне, пожалуйста, а наглядность это вообще нужная вещь или нет. |
Учащиеся записывают тему и знакомятся с целью урока. Ответы учащихся. Ответы учащихся. Ответы учащихся. |
|
4. Проблемное объяснение нового материала(10 мин) |
||
Цель. Получение обучающимися новых знаний. Установление правильности и осознанности изучаемого материала. |
||
Сейчас я хочу чтобы вы вспомнили себя совсем маленьким и самостоятельно не могли читать. Ваши родители читали вам сказки скажите, какие сказки вам интереснее было слушать с картинками или нет? Да вы правы конечны книги с иллюстрациями маленьким детям намного интереснее чем без таковых. Посмотрите пожалуйста на книги со сказками которые я приготовила к сегодняшнему уроку.
5. Физкультминутка (3мин.) Я сегодня предлагаю вам пройтись по картинной галерее, я буду вашим экскурсоводом. Подойдите все ко мне повернитесь налево и найдите глазами картину «Три богатыря.» Теперь повернитесь направо и найдите картину «Бурлаки на Волге», а теперь посмотрите по сторонам и найдите глазами свои любимые картины. 6. Работа в парах (15 мин.) Сейчас вы будете работать в группах. В каждой группе распределим роли: два человека будут придумывать, как представить данную им информацию, другой человек будут рисовать, и защищать ваш проект. У всех на столах по листу ватмана, по пачке цветной бумаги, фломастеры, клей, ножницы. После проделанной работы защитнику вашей группы необходимо представить то, что у вас получилось. Задание для 1-й группы: Вам дана информация, представленная в текстовой форме. Вам необходимо представить эту информацию так, чтобы она была понятна детям 2 - 3-х лет. Характеристика возраста прилагается. Задание для 2-й группы: Вам дана информация, представленная в текстовой форме. Вам необходимо представить данную информацию так, чтобы она была понятна взрослым, не знающим русского языка. (Заслушиваются выступления групп). – Ребята, на примерах мы с вами видели, что наглядные формы представления информации могут очень помочь людям в различных ситуациях. Возьмите оценочные листы и оцените свою работу в группах.
|
Слушают учителя, высказывают свое мнение по полученным знаниям.
Выполняют команды учителя.
Выполняют задание в группах. Оценивают свои работы |
|
|
|
|
6. Применение знаний и способов действий, которые были получены по новому материалу (3 мин.) |
||
Вам необходимо напротив изображения поставить вид наглядной формы представления информации. Учащиеся выполняют самостоятельную работу по карточкам, проставляя виды наглядной формы представления информации напротив каждого примера. После выполняется самопроверка ) и выставляются оценки: без ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3». Учащиеся сравнивают полученные ответы с эталонными, оценивают себя. Карточки с выполненными заданиями собираются.
|
Выполняют самостоятельную работу. |
|
7. Подведение итогов урока (рефлексия).(5 мин) Цель. Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока сделаем вывод не ошиблась ли я в выборе. Ответы учащихся.
Какова была цель нашего урока? |
||
- Направляет учащихся на подведение итогов урока, организуя фронтальную беседу. |
Анализирую свою деятельность, оценивают степень освоения материала. Определяют свой рейтинг в общей массе класса. Внутренне ставят себе отметку. Отвечают на вопросы, делают выводы по целям урока. |
|
-Сегодня на уроке мне понравилось… -Сегодня на уроке я повторил… -Сегодня на уроке я закрепил… -Сегодня на уроке я поставил себе оценку … -У меня вызвали затруднения и требуют повторения… -Мне ещё следовало бы поработать… Проанализировать ожидаемый результат – степень освоения материала и умение его использовать на практике. |
||
8 Д/з. (3 мин) Цель. Обеспечение закрепления в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу |
||
Дать инструктаж выполнения д/з. Задание дополнительное (придумать и проиллюстрировать информацию понятную ученикам 1 класса. |
Записывают домашнее задание |