Урок информатики в 5 классе «Разнообразие наглядных форм представления информации»
Класс - 5;
Тема урока - «Разнообразие наглядных форм представления информации»;
Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) урока:
Познавательные УУД:
умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста;
умение представлять информацию в виде рисунка, текста знаков;
умение на основе анализа рисунка, текста, знаков делать выводы.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и понимать других;
умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
умение оформлять свои мысли в устной форме;
умение совместно договариваться о правилах общения и поведения;
работа в группе.
Регулятивные УУД:
умение определять цель деятельности на уроке;
умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового знания.
Оборудование:
проектор,
экран,
ПК с установленным программным обеспечением (программа Power Point),
презентация,
ватман или лист формата А4 (3 шт.),
фломастеры,
конверт с заготовками (3 шт.),
карточки с фразеологизмами.
Список литературы и Интернет-ресурсов:
Базовый учебник: Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. 5 класс. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
http://www.school9.sakh.com/informat/st-in.shtml – стихотворение про информацию
Цель урока: ознакомиться с наглядными формами представления информации и подчеркнуть их роль.
Задачи урока:
актуализировать знания по теме «Способы представления информации»;
познакомить с наглядными формами представления информации;
стимулировать познавательный интерес учащихся к данной теме и предмету информатики;
активизировать взаимодействие между учащимися, развивать навыки групповой работы;
развивать умственную деятельность, умение логически мыслить.
ХОД УРОКА:
Организационный этап (1 мин)
- Здравствуйте, садитесь, начинаем наш урок.
Актуализация опорных знаний (4 мин)
- Готовясь к сегодняшнему уроку и изучая различную литературу, я обратила внимание на стихотворение. У меня возникло желание прочитать его вместе с вами:
Информацию я встречу, даже если не хочу,
В школе, дома, на прогулке ее везде я получу.
Даже если ты не хочешь ее в школе добывать,
Пообщаешься с друзьями – знаешь их уже на «пять»,
Информация – подруга, информация – сестра,
Без тебя нам будет туго, а с тобою жизнь светла!
- Почему я обратила внимание на это стихотворение?
- Что такое информация?
- Какие виды информации мы знаем?
Мотивация (10 мин)
Как вы видите, тема урока неизвестна. Давайте попытаемся сформулировать ее.
Для этого я предлагаю сыграть в игру «Черный ящик».
Правила игры таковы: вы должны угадать, что находится в черном ящике. Для начала выберем угадывающего. Кто желает быть таковым? (тот ученик, кто будет отгадывать выходит за дверь). Остальные работают в группах (парты расставлены так, чтобы можно было работать в группах по 4).
Давайте вспомним правила работы в группе:
активное сотрудничество;
терпимость к чужому мнению;
дать высказаться всем и всех выслушать;
не манипулировать мнениями;
все участники дискуссии равноправны, каждый может свободно выдвинуть свою идею.
Задание: описать объект, находящийся в черном ящике разными способами так, чтобы угадывающему стало понятно, о чем идет речь, но, не называя предмет.
1 группа: описать с помощью жестов, т.е. без слов.
2 группа: описать словами (речью), не называя сам объект.
3 группа: изобразить графически (нарисовать).
В качестве предмета используется учебник информатики.
Постановка учебной задачи, составление плана урока. (2 мин)
- Ребята, что мы сейчас делали?
- А для чего мы это делали?
- Что мы для этого использовали, применяли?
- т.е. мы использовали разные формы представления информации. Как вы думаете, какова тема нашего урока?
- Итак, тема нашего урока «Разнообразие наглядных форм представления информации».
Изложение нового материала (8 мин)
- Человек должен уметь представлять информацию разными способами?
- Значит, чему мы должны сегодня научиться?
Какие еще способы наглядного представления вам известны?
Давайте найдем еще способы наглядного представления информации.
Задание группам: вам представлены различные способы представления информации. Ваша задача: рассказать ка можно больше об объектах из предложенной формы представления информации. (1 группа получает диаграмму, 2 группа – схему, 3 группа - таблицу). (Приложение 1)
Делаем выводы: значит, можно представить информацию в наглядной форме в виде диаграмм, схем, таблиц. Далее демонстрация презентации, где также представлены наглядные способы представления информации (фото, условные знаки, карта, рисунок)
Физкультминутка (2 мин)
А теперь давайте отдохнем, применим наши знания на практике.
На каждый мой вопрос отвечайте хором: “Вот так!” и жестом показывайте нужное движение (действие).
- Как живешь?
- Как идешь?
- Как бежишь?
- А как спишь?
- Как берешь?
- Как поёшь?
- Как шалишь?
- А как грозишь?
Закрепление и контроль новых знаний (10 мин)
1. Выполняют задания в рабочих тетрадях самостоятельно: (Приложение 2)
a. Стр.96 задание 130, любую схему на выбор;
b. Стр.99 задание 134 на построение диаграммы;
2. Творческое задание: выполняется в парах
А сейчас мы посмотрим, как вы умеете использовать наглядную форму представления информации, чтобы донести до других людей некоторую информацию?
Перед вами лист бумаги. На обратной стороне листа напечатаны фразеологизмы, причем у каждого будет свой фразеологизм. Вы, вооружившись фантазией и цветными карандашами или фломастерами, за несколько минут должны представить фразеологизм в виде рисунка. По окончанию работы, вы продемонстрируете ваши рисунки всему классу и ребята попробуют отгадать, какой это фразеологизм и объяснить его значение.
Итак, за работу!
Фразеологизмы:
1. Обвести вокруг пальца.
2. Молоть языком.
3. Знать назубок.
4. На воре шапка горит.
5. Дело в шляпе
6. Ставить палки в колеса
7. Сесть в калошу.
8. Зарубить на носу.
Работа в группе: перед вами конверт, в котором заготовки с текстами и рисунками. Ваша задача: составить схему, которая отображает многообразие форм представления информации.
Рефлексия (7 мин)
- А теперь вернемся к цели нашего урока, озвучим её ещё раз и определим, достигли ли мы этой цели?
- Какие задания вызвали затруднения?
- Оцените настроение на уроке (предлагается изобразить солнышко или тучку)
Домашнее задание (1 мин)
с.43 (учебник) вопрос 4,5
Творческое задание: по схеме, полученной на уроке описать любой объект.
Приложение 1 (Задание группам)
1 группа
3 группа
Имя | Вид родства | Возраст | Занятие |
Анна | Жена | 40 | продавец |
Николай | Муж | 45 | Врач-стоматолог |
Елена | Дочь | 20 | Студентка |
Мария | Дочь | 15 | Школьница |
2 группа
Приложение 2 (задания из рабочей тетради)