Статья «Дистанционные конкурсы как форма организации работы с одарёнными детьми»
Все более значимыми в информационном процессе становятся электронные носители, делающие информацию более доступной для обучающихся, а развитие программных и интернет-технологий в образовании позволяют значительно расширить возможности традиционного обучения.
В связи с этим возникло явление дистанционного образования, которое предполагает удаленную форму обучения, делая процесс получения знаний доступней, удобней, мобильней. В России, пока еще, дистанционное образование – явление инновационное, тем не менее, с большим потенциалом для развития. Уже сейчас многие специалисты выбирают возможность дистанционного образования – преимущества его на лицо.
С помощью дистанционных конкурсов и проектов образование учеников выходит за рамки кирпичных стен и становится открытым. Ребята на собственном опыте и практике осваивают теорию.
Конкурсы стимулируют к саморазвитию, достижению новых результатов. Вокруг не так много возможностей соревнований интеллектуальных образовательных продуктов. А данная форма помогает не только изучить научное направление, но и изобрести нечто своё, индивидуальное, новое. Дает возможность сравнить полученное с историческими аналогами или результатами других участников. Ученик изучает не только тему проекта, но и осваивает технологию дистанционного обучения. Активно и успешно в проектах используются новые формы обучения с использованием чата и форума. Они оставляют яркие и незабываемые впечатления у участников.
Дистанционные проекты создают прекрасную возможность для индивидуального подхода в обучении. Ученик в свою очередь погружён ещё и в игру, когда он не видит и не знает, что его ждёт – какие задания, участники и т.д.
Дистанционные проекты позволяют разнообразить работу в классе, внести новую, свежую струю, создать благотворную атмосферу для продолжения работы на уроках по теме.
Для успешного решения проблемы развития способных и одаренных школьников создаются педагогические условия для выявления и развития своих способностей. Таким школьникам нужны задания, выполнение которых не ограничено рамками учебной программы, задания, предполагающие поиск, эксперименты и рефлексию. Это действительно соответствует желаниям ребят, а время, потраченное на выполнение таких заданий, субъективно не играет важной роли, так как здесь стираются границы между заданием и интересным осмысленным делом.
Зачастую ученики начальных классов лишены возможности участвовать в различного рода конкурсах, викторинах, олимпиадах в силу своих возрастных особенностей. Такая возможность появляется только в 4 классе. По моим наблюдениям могу сказать, что дети уже к концу первого класса способны проявить свои способности: они уже умеют читать, считать, писать, имеют определённый багаж знаний, полученный из окружающего мира. Очень важно, чтобы ребенок научился правильно воспринимать мир, получая и обрабатывая полученную информацию. Необходимо в огромном потоке информации отбирать только нужную, полезную информацию, грамотно и доступно ее излагать, правильно выбирать язык и форму предоставления информации, чтобы она была полезна окружающим.
Мои ученики – постоянные участники дистанционных интеллектуальных конкурсов,
турниров и викторин. Одно из обязательных условий участия в них – применение компьютера как инструмента для работы с информацией, включающей в себя:
- поиск информации;
- сбор информации;
- обработку информации;
- хранение информации;
- передачу информации;
- защиту информации.
Следовательно, возникает необходимость использования информационных технологий с целью комплексного преобразования «среды обитания» учащегося, создание условий для его развития и активной творческой деятельности.
Среди приоритетов образовательной политики России – создание таких условий для повышения качества общего образования, как опыт самостоятельной деятельности и формирование ключевых компетенций в соответствии с основными положениями, выработанными Советом Европы (социальных, коммуникативных, информационных, толерантности и самообразования), а не только знания, умения, навыки (ЗУНы).
Если при традиционном введении материала постановка проблемы сводится к сообщению темы учителем, а поиск решения редуцирован до сообщения готового знания (вследствие чего деятельность учащихся репродуктивна), то при проблемном введении материала ученики самостоятельно формулируют вопрос для исследования. Методы поиска решения организуют «открытие» знания учащимися, и, следовательно, деятельность последних можно отнести к творческому типу.
Дистанционные олимпиады – это возможность кратковременного творчества, максимального взлёта фантазии, предметных способностей. Проект объединяет творчество и систематичность, дает участникам возможность создать содержательный продукт на интересующую тему. Конкурсы формируют настойчивость, мотивируют активность, помогают изучить тему практически, а также завоевать награды и получить Свидетельства.
У каждой формы дистанционных занятий есть свои преимущества. Выбор за нами, за учениками.
Во всяком случае, в творческой активности школьников мне видится необходимость
культивирования стремления к собственной значимости, находящего свое выражение в процессах самопознания, самоутверждения и самореализации через выполнение индивидуальных творческих заданий в рамках дистанционных конкурсов, сетевых проектов и фестивалей.
Моя статья по итогам конференции в сборнике ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ Научный журнал. 2011. Т. 4, вып. 4
Гришина Елена Константиновна
Терехова Яна Ивановна
Мингазова Татьяна
Терехова Яна Ивановна