Статья «Драматизация произведений английской классики как форма внеклассной работы с классным коллективом»
ДРАМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ АНГЛИЙСКОЙ КЛАССИКИ КАК ФОРМА ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ С КЛАССНЫМ КОЛЛЕКТИВОМ.
Владимирова Наталия
Александровна
г. Ухта, МОУ
«Гуманитарно-педагогический лицей»
Должность
Учитель английского языка
Аннотация: В статье представлен анализ эффективности использования технологии драматизации во внеклассной работе с классным коллективом с точки зрения требований ФГОС к формам воспитательной работы.
Ключевые слова: воспитание, внеклассная воспитательная работа, литературная гостиная, декада иностранных языков, сценарий Литературной гостиной, драматизация.
В подавляющем большинстве случаев работу с классным коллективом общеобразовательного учреждения проводит классный руководитель.
В "Требованиях Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования к деятельности классного руководителя" прописано, что одним из вариантов воспитания является внеклассная воспитательная работа в школе. Воспитательная работа имеет целый ряд специфических особенностей, отличающих ее от других видов педагогической деятельности.
Прежде всего, это свободно избираемая форма жизнедеятельности школьника. Значит, воспитателем должны быть предложены и так методически оснащены формы воспитательной работы, которые были бы приняты воспитанником как личностно значимые. Так появились в современной школе новые творческие формы воспитательной работы: «сократовские беседы», музыкальные ринги, театральные (литературные, музыкальные, художественные) гостиные и салоны, различные турниры, путешествия по стране, дискуссионные клубы, творческие недели школьной науки и т.п.
Проведение литературной гостиной стало традиционным ежегодным образовательным событием в нашем учебном заведении. Проводится гостиная в рамках Декады иностранных языков. Организации мероприятия предшествует изучение календаря знаменательных дат предстоящего учебного года, выбор наиболее интересных и полезных для воспитания учащихся дат. Учащиеся тоже привлекаются к планированию в разных формах, предлагаемых ФГОС: классный час «Перспективы нашей жизни», ящик или конверт предложений, опросник, «мозговой штурм» идей и предложений. Например, в 2017 году Декада иностранных языков прошла под названием «Литературное наследие стран изучаемых языков» и была посвящена творчеству знаменитых поэтов и писателей Великобритании, США и Германии. В 2016 году Декада иностранных языков была приурочена к проведению в 2016 году Года культуры Великобритании в России (23 апреля исполнилось 400 лет со дня смерти величайшего драматурга всех времен Уильяма Шекспира.)
Главным мероприятием декады является "Литературная гостиная", где обычно бывают представлены лучшие номера и победители различных фонетических, поэтических и музыкальных конкурсов, проведенных в рамках декады. Ключевым номером является драматизация художественного произведения. К драматизациям учителя стараются привлекать учащихся тех классов, в которых они являются классными руководителями. Необходимо принимать во внимание возрастные особенности учащихся, актуальность того или иного произведения для участников постановки. Инсценировки дают прекрасную возможность для реализации творческих способностей учащихся (в том числе, при изготовлении костюмов и декораций), помогают снять языковой барьер и избавиться от боязни выступать на публике. Работа над постановками помогает найти одаренных ребят, имеющих склонность как к перевоплощениям на сцене, так и к изучению иностранного языка. Репетиции спектаклей способствуют сплочению коллектива, учащиеся учатся организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
В качестве примера предлагаю сценарий Литературной гостиной 2018 года, посвященной книгам - юбилярам (на русском и английском языках).
Литературная гостиная
"Книги-юбиляры 2018 года"
1. Мэри Поппинс. Музыкальная композиция "Леди Совершенство". (исполнение песни "Lady Perfection" на английском языке в сопровождении танца )
2. Ведущие: Добрый день, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас вновь в нашей Литературной гостиной. (Good afternoon, dear guests! We are glad to see you here again).
Знаменитый "ветер перемен" принес к нам няню-волшебницу, первая трилогия книг о которой (автор-Памела Траверс) вышла ровно 75 лет назад. Своих воспитанников Мэри Поппинс научила двум самым главным в жизни вещам: умению видеть сказочное в обычном и не бояться любых перемен.(The famous "wind of change" has brought to us a fairy-nurse, the first trilogy about whom (written by Pamela Travers) was released 75 years ago. Mary Poppins taught her pupils two main things: the ability to see fairy things in ordinary ones and not to be afraid of any changes).
А чтобы перемены не заставляли себя ждать, не надо откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня! (In order to have changes come soon, don't leave till tomorrow what you can do today!)
Мы приглашаем на сцену победителя фонетического конкурса по английскому языку, учащуюся 5 класса _____
Аманда Брэдли. "Сегодня в твоих руках". (Amanda Bradley. "Today is yours").
3.Ведущие: В Великобритании ветер перемен долетел и до Шотландии. В Эдинбурге он вскружил голову начинающему писателю Роберту Луису Стивенсону. Его охватила страсть к приключениям. "Остров сокровищ" Роберта Стивенсона - классический приключенческий роман, который вот уже 135 лет рождает в сердцах людей тягу к подвигам и путешествиям. (In Great Britain the wind of change got to Scotland. In Edinburgh it turned the head of a young writer Robert Louis Stevenson. He was seized with a passion for adventures. "The Treasure Island" of Robert Stevenson is a classic adventure novel which has been inspiring people for travelling and feats for 135 years already).
Кто не мечтал бороздить моря на фрегате отважного капитана, сражаться с пиратами и искать сундуки, набитые золотом? Мечтали? Тогда добро пожаловать на борт! (Who did not dream to surf the sea on the frigate of a brave captain, fight with pirates and look for chests full of gold? Dreamed? Then welcome aboard!)
5 класс представляет танец пиратов и драматизацию романа Р.Л.Стивенсона "Остров сокровищ"(адаптированные сценарии широко представлены в Интернете).
4. Ведущие: Почетное место в английском романтизме занимает Джордж Байрон. После путешествий по Европе и возвращения обратно в Англию была написана поэма "Паломничество Чайльд-Гарольда", которая принесла небывалую славу писателю и разошлась тиражом в 14000 экземпляров за 1 день. Это произведение было очень актуально в то время и затрагивало многие социальные проблемы. (George Byron holds an honorary place in English romanticism. After travelling through Europe and back to England he wrote a poem "Childe Harold's Pilgrimage" which brought unprecedented fame to the writer and sold 14,000 copies in 1 day. This work was very relevant at the time and touched upon many social problems).
В этом году исполняется 200 лет поэме "Паломничество Чайльд-Гарольда". Имя Чайльд-Гарольда стало нарицательным. Под ним подразумевается разочарованный во всем человек, который протестует против действительности, враждебной ему. (This year marks the 200th anniversary of the poem " Childe Harold's Pilgrimage ". The name Childe-Harold became a household word. It means disappointed in all the people, who protested against the fact, hostile to him).
Приглашаем на сцену победителей фонетического конкурса среди 10-11 классов __________________________ Джордж Гордон Байрон. "Паломничество Чайльд Гарольда". Песнь 1.
5.Ведущие: В 2018 году исполняется 210 лет со дня выхода в свет 1 части трагедии немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гете "Фауст".Гете работал над "Фаустом" почти всю свою творческую жизнь, примерно 60 лет. Эта поэма считается вершиной немецкой поэзии. И сейчас учащиеся 10 класса представят вам отрывок из 3-ей сцены "Кабинет Фауста" на немецком языке. Действующие лица - Фауст, средневековый ученый, и Мефистофель, обитатель ада - встречаются и заключают договор.
6. Ведущие: Уважаемые гости! Мы надеемся, что посетив нашу литературную гостиную, вы захотите перечитать хотя бы одну из представленных книг-юбиляров.
Источники и литература:
Бобкова Л.В. Декада английского языка и другие виды внеклассной работы / Л.В.Бобкова // Иностранные языки в школе. - 2005/ - № 3 - С. 68
Дитятьева К.П. Школьный кукольный театр / К.П.Дитятьева // Иностранные языки в школе. - 2005/ - № 3 - С. 29
Илюхина, Л.В., Несветаева, Е.А. Театральный фестиваль "Арт-палитра" / Л.В.Илюхина, Е.А.Несветаева // Иностранные языки в школе. - 2009. - № 4 - С. 47
Сазонова, С.Л. Неделя иностранных языков в средней школе/ С.Л.Сазонова // Иностранные языки в школе. - 2009. - № 2 - С. 46