Статья «Применение информационно-коммуникационных технологий в пространстве детской театральной студии»

27
2
Материал опубликован 6 July 2023 в группе

Применение информационно-коммуникационных технологий

в пространстве детской театральной студии


t1688650094aa.jpg


Театр, как известно - искусство взаимодействия. И в такой духовной сфере, как театральное творчество, применение инновационных компьютерных технологий, по понятным причинам, не слишком ожидаемо. В театре нас привлекает жизнь человеческого духа, причем «здесь и сейчас», столкновение нестандартных характеров, игра действующих в режиме реального времени актеров. Как этому могут способствовать информационно-коммуникационные технологии?

Однако, интеграция высоких технологий (мультимедийных, проекционных, аудиовизуальных) в  современное художественное пространство продолжает динамично наступать. Театральному искусству приходится решать сложнейшую задачу – совмещение высоких технологий с традиционными формами культуры. Если говорить о детской театральной студии, например, с введением дистанционного формата обучения пришлось отыскать приемы ведения театра в дистанционном формате, даже несмотря на коллективный характер театрального творчества и требования живого общения и взаимодействия участников процесса. А с возвращением в очный формат, найденные программы и ресурсы стали привычными, оказались удобными для регулярного использования и стали заметно влиять на повышение эффективности функционирования студии.

Действительно, если театральную технологию рассматривать как технологию работы над детской театральной постановкой, можно констатировать нахождение некоторых точек соприкосновения таких разных технологий, как театральная и информационно-коммуникационные. Каков же потенциал применения современных программных средств и средств связи в работе над театральной постановкой? Рассмотрим вопрос с акцентом на применении ИКТ в детском коллективе, с учетом того, что образовательная составляющая в детском театральном коллективе считается ведущей.

Согласно работе режиссера Б. Е. Захавы «Мастерство актера и режиссера» в работе над театральной постановкой рассматриваются три этапа: застольный, в выгородке и на сцене. В какой период и какие конкретно информационно-коммуникационные технологии применяются в современном театре с целью повышения эффективности художественного воздействия на зрителя?

Разберем этапы работы над пьесой по отдельности. Застольный период получил свое название по предполагаемому в этот период чтению пьесы непосредственно за столом. Проведение действенного анализа событий пьесы отсылает к поиску информации по обстоятельствам пьесы: подробностям бытовой жизни, особенностям костюма, музыкальных решений той или иной эпохи. Надежным инструментом в поиске данной информации стали электронные способы получения информации, посещение электронных библиотек и виртуальные туры по историческим музеям.

На этом этапе активно используется также потенциал текстовых редакторов: оперативное выполнение необходимого количества копий текста, изменение его формата, простота при выполнении требуемых исправлений. Потенциал графического редактора становится особенно востребованным при использовании в детском коллективе, когда требуется изменение размера шрифта или распечатывание текстового фрагмента, что помогает воспитанникам быстрее познакомиться с текстом.

При работе с переводной пьесой неоценимую помощь может оказать применение автоматических электронных переводчиков.

Наконец, подключение к процессу коммуникационных сетей, способных на сегодняшний день переслать не только текст, но и фотографии, видеофрагменты, музыкальные отрывки, позволяет информационно - коммуникационным технологиям стать эффективным инструментом передачи знаний и корректировки результатов работы, даже в случае нахождения режиссера-педагога и воспитанников на значительном расстоянии друг от друга.

Применение ИКТ в застольном периоде, таким образом, делает процесс детского фантазирования существенно богаче и ярче, способствует более глубокому осмыслению и более точному анализу драматического произведения.

Второй этап работы над детской театральной постановкой – репетиции «в выгородке». Основная задача второго периода – поиск внешней выразительности. Впечатления от просмотра театральной постановки многократно усиливаются с применением самых различных театральных средств выразительности. Они могут быть представлены реальным предметным миром или бутафорией, миром искусства, включающим маски, костюмы, грим, декорационное оформление, наконец, специфическими театральными средствами, такими как сценическое пространство, сценический свет.

Инновационные сценографические технологии дают необыкновенное звучание свету и звуку, придают выразительность образам, поддерживают уникальную атмосферу постановки. Наиболее разительные изменения в сценографическом решении спектакля произошли с декорационным оформлением. Действительно, если раньше, говоря о декорациях, мы представляли себе сложные конструкции, массивный занавес, живописный задник сцены, то сегодня с помощью новейших технологий сценографы могут представить оформление и предметы, которые даже не существуют в природе. Такие декорации легки и на подъем, и в исполнении. Металлические фермы, экраны из ткани и десяток видеопроекторов легко перевозимы, легко собираемы. А эффект, который они способны вызвать, сложно переоценить.

Претерпела большие изменения и задача мизансценирования, т.е. пространственного решения сцен, наиболее успешного размещения актеров и декораций в тот или иной момент постановки. До появления ИКТ данную задачу выполняли специально создаваемые макеты сценического оформления. Сегодня работа выстраивается на более технологичном уровне - макетирование в трехмерной проекции выполняется в программе 3D Studio Max.2. Применение программ 3D-моделирования, графических редакторов позволяет разработать пространственные модели, в которых, как в компьютерных играх, можно виртуально разместить актеров в объемных декорациях. Данный процесс настолько эстетичен, что выполненные модели декорации сами по себе становятся самостоятельным художественным произведением. 

А такой элемент, как электронная презентация, хорошо известный и применяемый во многих областях, в театральной постановке детского театра применяется, как фон, исполняя функции декорации. Или в качестве динамичной картинки, если она требуется по сюжету постановки. Следует заметить, однако, что на смену презентациям все чаще приходит видеоматериал.


t1688650094ab.jpg


Результатом применения IT-технологий в данном секторе становится экономия времени, увеличение числа подходящих вариантов сценографического решения, освобождение актеров от излишней нагрузки. Это особенно важно при работе с детским коллективом, где временные и психофизиологические нагрузки имеют допустимые пределы.

В третьем периоде работы над детской театральной постановкой, представляющим собой репетиции на сцене, активно продвигается работа со световым, звуковым оборудованием. Подбором звуков, мелодий, театральных шумов к постановке воспитанники с удовольствием занимаются сами. Учатся самостоятельно записывать звук и делают это с каждым разом все профессиональнее. А применение компьютеризированных устройств для световых решений позволяет заметно повысить зрелищность театрального творчества.

Завершающим этапом работы над театральной постановкой считается показ ее зрителю. Перед показом важно грамотно и информативно донести до зрителя результаты предыдущих периодов работы. Делается это с помощью изготовления афиши и программки.

Афиша - значимый элемент работы над театральной постановкой, ее визитная карточка. Полезным инструментом в работе над афишей, программками и буклетами, является все тот же графический редактор. Работа в графическом редакторе - процесс захватывающий, носит коллективный характер, включает в себя овладение основами фотосъемки, программами Рhotoshop и очень нравится воспитанникам. Ведь они так продвинуты в данной области и с удовольствием совершенствуют имеющиеся навыки и самовыражаются творчески.

Использование ИКТ позволяет также эффективно решать задачу повышения исполнительской культуры воспитанников. Для непрофессионального актера, каким является воспитанник детского театрального коллектива, оценить свою работу порой не представляется возможным. Ему не слышен собственный голос, не видны собственные передвижения по сцене. Действенней, чем замечания  педагога, работает метод «взгляд на себя со стороны», представляющий из себя творческие видео и аудиопродукты. Познакомившись с видеосъемкой репетиции постановки, с аудиозаписью прочтения своей роли, зафиксированными на фото особенностями мизансценирования, воспитаннику становятся понятными допущенные ошибки и неточности, а также пути их исправления.

Не последним в ряду решения задач повышения исполнительской культуры воспитанников стоит собрание собственной видеотеки. Действительно, обучение театральному творчеству невозможно без обращения к яркому примеру. На просторах интернета выложено огромное количество учебного и познавательного материала: художественные, документальные и мультипликационные фильмы, видеосюжеты, клипы, обучающие видеоролики. В активе студии собрана богатая видеотека, демонстрирующая достижения ведущих корифеев русского и зарубежного театров, с нашумевшими постановками, мастер-классами актеров первой величины и режиссеров с мировым именем. Короткие, хорошего качества, обучающие видеоролики позволяют в полной мере продемонстрировать исполнительское мастерство, увлечь и заинтересовать режиссерскими находками. А наличие достойного мультимедийного оборудования позволяет воспроизводить собранные материалы на большом экране в хорошем качестве. Это еще один из многочисленных вариантов применения IT-технологий в процессе работы над детской театральной постановкой.

Необходимо коснуться еще одной грани использования ИКТ в сфере театра. Использование информационно-коммуникационных технологий в пространстве детской театральной студии позволяет решать задачу повышения зрительской культуры воспитанников. С этой целью идет активное и заинтересованное освоение ими театральных сайтов, где можно получить справочную информацию о том или ином театре, его репертуаре, сделать заказ, а также купить билеты.

В заключении следует отметить, что введение информационно-коммуникационных технологий в театральное пространство способно сделать театр, как вид искусства, значительно более зрелищным и востребованным. Однако, возможностями, предоставляемыми ИКТ, злоупотреблять не следует. Увлечение использованием ИКТ может повлиять на снижение эффективности репетиционной работы: внешняя, зрелищная сторона перетянет на себя требования необходимого сосредоточения на процессе создания театральной постановки.

Игру и живое взаимодействие актеров на сцене нельзя заменить никакими, даже самыми высокотехнологичными художественными приемами. Актер всегда останется на сцене ведущим, а примененные ИКТ – всего лишь инструмент, хотя и действенный и изысканный, помогающий актеру решать главную задачу театрального искусства – постижение «жизни человеческого духа».


Используемая литература:

1. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера [Текст] : учебное пособие: [12+] / Б.Е. Захава : под общ.ред. П.Е. Любимцева.- Изд. 6-е, стер. - М.: Планета музыки, 2013.-431 с, 24 с ил. портр. – (Учебники для вузов. Специальная литература).; ISBN 978-5-91938-108-2;

2. Гребенкин А.В. «Другому как понять тебя?» Пособие для руководителей и студентов театральных студий и школ искусств. - М.: Лань, 2014;

3. Музыка и электроника. Образовательно-популярный журнал./Под ред. Красильникова И.М., http://www.muzelectron.ru;

4. Страхов А.В. Учебный спектакль в детском театральном объединении. Педагогика искусства: электронный научный журнал. № 4, 2010, URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine


t1688650094ac.png



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Ирина Геннадьевна, за интересный опыт работы по использованию ИКТ в процессе работы с детским театральным коллективом! Театр - зрелищный вид искусства, в котором ИКТ сегодня играют не последнюю роль!

7 July 2023

Вы правы, Елена Владимировна. Большое спасибо за внимание к публикации и доброжелательный комментарий!

7 July 2023

Похожие публикации