Формы взаимодействия с семьей в процессе развития ребенка с овз .
ГБОУ "Белгородская общеобразовательная коррекционная школа-интернат №23"
Формы взаимодействия с семьей в процессе развития ребенка с овз .
Головко И.Н.
При работе с детьми с овз необходима постоянная обратная связь с родителями, так как ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной , если в ней не задействована семья. Поэтому мы должны так организовать работу, чтобы родителям захотелось принять участие в жизни своего ребенка.
Родители играют исключительную роль в жизни ребенка с овз , на них ложится основная ответственность за его развитие. Именно в семье определяется социальная ситуация развития. Она складывается через систему отношений ребенка с близкими, особенности общения , способы и формы совместной деятельности, семейные ценности и ориентиры.
Задача педагога в судьбе ребенка с овз - это прежде всего работа с родителями.
Работа с семьей разрабатывается на результатах обследования и строится на основе индивидуальной программы развития ребенка. При взаимодействии с родителями стоит учитывать социальный статус, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своего ребенка.
Процесс реализации поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов Максимальное сближение интересов родителей и педагогов по творческому саморазвитию и самореализации личности ребенка; создание единых требований .
Основными формами взаимодействия с родителями ребенка с овз является индивидуальная, групповая и коллективная работа.
Одной из форм индивидуальной работы с родителями являются
- консультации, беседы
Мной были проведены консультации:
" Освоение дактильной азбуки в домашних условиях ",
" Развитие и коррекция внимания , памяти и мышления у ребенка , посредством развивающих игр".
" Влияние дидактических игр на развитие памяти ребенка с овз " и др.
Беседы:
" Безопасность ребенка во время новогодних каникул",
" Труд - важнейшее средство в коррекционно-воспитательной работе с детьми дома, через практические занятия" и др.
- открытые уроки
Задания и методы работы подбираются учителем в форме, доступной для понимания родителями.
Цель – повышение педагогической компетенции родителей.
Консультации, беседы, открытые уроки для родителей способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Они помогают оказать помощь там, где она больше всего нужна.
- переписка
Переписка – письменная форма информирования родителей об успехах или трудностях ребенка. Извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в обучении и воспитании ребенка.
Главное условие переписки – доброжелательный тон, радость общения.
- проведение совместных занятий с ребенком , педагогом и родителями
Проведение совместных занятий с ребенком, педагогом и родителями способствует включению родителей в учебный процесс.
Индивидуальные занятия с ребенком в присутствии родителей: подбираются эффективные методы воспитательно-педагогического воздействия на ход психического развития ребенка и результативные способы обучения родителей коррекционно-развивающим технологиям.
Цель которых - активное включение родителей в учебный процесс. Родители в ходе занятий знакомятся с требованиями к овладению знаниями, видят успехи и неудачи своего ребенка, ищут совместно пути выхода.
- демонстрация родителям фотографий и видеозаписей фрагментов занятий с целью детального разбора определенных этапов обучения и воспитания.
- домашнее видео как отчет родителей о работе с ребенком в домашних условиях.
Групповые и коллективные формы работы
- родительские лектории, практикумы.
Это форма выработки у родителей педагогических умений по обучению и воспитанию ребенка с овз. Эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей.
-общие родительские собрания - одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями.
Информирование и обсуждение с родителями задачи и содержание коррекционно - образовательной работы.
Родительское собрание позволяет родителям ощутить себя участником групповых дел.
- совместно досуговые мероприятия.
- совместное участие родителей и детей в различных спортивных, творческих конкурсах и турнирах, совместных проектах.
Педагогу необходимо мотивировать родителей на участие ребенка или совместное с ним участие в подобного рода мероприятиях.
Ребенок участвовал в общешкольном конкурсе поделок " Подарок для мамы", " Открытка для учителя" ( грамота 2 место ), в конкурсе фотографий " Спасибо тебе, Мама! " ( победитель ) и др.
Принял участие во всероссийском конкурсе для детей с овз " Чудесная осень" ( грамота 1 место )
На помощь педагогам пришли современные интернет – технологии, которые позволяют ребенку с овз адаптироваться в социальной среде.
Родители детей с овз также могут использовать интернет- технологии для общения с родительской общественностью и со специалистами школы-интерната при организации открытых форумов .
Таким образом, все формы и методы работы с родителями ребенка с овз призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания и обучения ребенка с овз в семье и школе.
В результате такой работы, родители убеждаются в том, что активное участие родителей ведет к положительной динамике ребенка с овз. Формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.
Литература:
Галстян С. Г. Формы работы с родителями // Челябинский Гуманитарий. 2020 г.
Уразова С. П. Роль семьи в образовательном процессе ребенка с овз.
М. Просвещение 2021 г.