Семинар «Формы и методы взаимодействия с семьей по реализации прав ребенка – дошкольника»
Тема семинара: «Формы и методы взаимодействия с семьей по реализации прав ребенка – дошкольника»
Вид: проблемно-аналитический.
Форма проведения: деловая игра КВН
Цель: совершенствование взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам правового воспитания дошкольников.
Задачи:
Методические:
Показать необходимость реализации прав ребенка, и его правового воспитания, а так же просвещения родителей по данному вопросу.
Способствовать совершенствованию умений планировать и прогнозировать свою деятельность в процессе профессионального развития и саморазвития педагогов.
Управленческие:
Проанализировать состояние правового воспитания в семьях дошкольников.
Выделить проблемы педагогов возникающие при взаимодействии с семьями воспитанников в рамках правового воспитания.
Организовать деятельность творческих групп, направленной на решение выявленных проблем.
Социально-психологические:
Мотивировать педагогов к самообразованию в данном направлении.
Развивать коммуникативные способности: умение доказывать свою точку зрения, четко и логично, умение слушать и воспринимать мнение собеседника.
Предварительная работа:
Анкетирование педагогов
Анкетирование родителей
Изучение или повторение педагогами содержания Конвенции о правах ребенка
Конкурс на лучший уголок для родителей
План работы:
1. Проверка домашнего задания
Вступительное слово ведущего.
Обозначение проблемы, актуализация (анализ анкет для родителей и педагогов).
Формирование подгрупп для деловой игры (педагоги, эксперты, родители).
Практическая часть:
Мозговой штурм «Формы и методы взаимодействия ДОУ и семьи».
Разработка нетрадиционных мероприятий с родителями по реализации прав ребенка в д.с. и семье, заполнение таблицы (по подгруппам).
Решение педагогических ситуаций
Дискуссия «Может ли детский сад через педагогическое просвещение влиять на морально-психологический климат семьи»
Итог семинара (разработка рекомендаций, решений).
Рефлексия «Роза ветров».
Решение:
Обновить и расширить материалы по работе с родителями (старший воспитатель, воспитатели).
Включать в календарно-тематическое планирование и годовой план новые техники общения с родителями в рамках правового воспитания (воспитатели, заведующая).
Устанавливать отношения сотрудничества между субъектами воспитательно-образовательного процесса (детьми, родителями, воспитателями), через проведение совместных мероприятий (воспитатели).
Домашнее задание: разработать содержание мероприятий по взаимодействию д/с и семьи по правовому воспитанию и реализации прав детей дошкольного возраста (план проведения собраний, содержание пед. пропаганды).
Ход деловой игры КВН
1. Проверка домашнего задания
На прошлом семинаре нами было предложено решение разработать перспективный план работы с детьми по правовому воспитанию и разработать конспекты занятий для своей возрастной группы. Результаты данной работы представлены в выставке. Спасибо за активное участие.
2. Вступительное слово.
Самой актуальной проблемой была и остается на сегодняшний день проблема взаимодействия ДОУ и родителей. Они являются основными социальными заказчиками дошкольных учреждений. Важнейшим направлением сотрудничества д.с. и семьи является предупреждение нарушений прав ребенка. Быстрая трансформация общественного устройства в сочетании с экономическим кризисом обусловила появление широких слоев населения, испытывающих трудности в адаптации к новым социально-экономическим условиям, что в значительной части случаев ведет к дезорганизации семьи, росту насилия в ней, в том числе в отношении детей, расширению масштабов девиантного поведения.
Всем сотрудникам педагогического профиля необходимо знать Конвенцию о правах ребенка. К работникам ДОУ преимущественное отношение имеют следующие статьи документа.
Ст. 19 оговаривает, что «государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защитить ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации … со стороны родителей…»
Ст. 31 фиксирует право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту.
Ст. 37 требует, чтобы ни один ребенок не был подвергнут … унижающим его достоинства видам обращения или наказания»
Задача педагогов - не только реализовывать права ребенка и знакомить его с собственными правами, но и вести правовое просвещать родителей, выявлять группу семей риска.
Актуализация вопроса в данном ДОУ. Анализ данных анкетирования.
Анкетирование воспитателей 50% сотрудников на вопрос «Какова роль детского сада в работе по соблюдению прав ребенка?» ответили - реализация прав ребенка и ознакомление ребенка с его правами, остальная половина добавила к этому «Просвещение родителей», и только 18% сочли своими обязанностями «контроль за соблюдением прав ребенка вне детского сада»! Так же при анкетировании педагогов была выявлена тенденция сводить работу с родителями к таким формам взаимодействия, как беседа, консультация, традиционные род. собрания и родительские уголки, но такие формы работы не всегда имеют обратную связь, не всегда позволяют выявить проблему семьи и заинтересованность родителей во взаимодействии.
Анкетирование родителей
Таким образом, вопрос взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам реализации прав ребенка – дошкольника на сегодняшний день является актуальным.
Сегодняшняя наша встреча пройдет в форме деловой игры, цель которой – совершенствовать взаимодействие ДОУ и семьи в рамках правового воспитания.
Организация игры.
Для дальнейшей работы нам понадобится разделиться на три подгруппы «педагоги», «родители» (члены родительского комитета, воспитатели, дети которых посещают наш д.с.), «эксперты» (сотрудники – стажисты), которые будут оценивать работу двух предыдущих подгрупп, вносить дополнения и делать выводы и рекомендации в течение игры.
Практическая часть.
Для начала давайте вспомним формы и методы взаимодействия с семьями воспитанников. Первый тур называется «Мозговой штурм». Обеим командам нужно вспомнить и назвать как можно больше форм работы с родителями, «эксперты» отмечают, какая из команд была более активной.
Стремление педагогов дошкольных учреждений к применению разнообразных форм общения с родителями, несомненно, является положительной тенденцией. Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс к построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительные отношения и стремление к взаимопониманию. Общение в непринужденной, эмоционально насыщенной обстановке способствует сближению воспитателей, родителей и детей.
«Эксперты» оглашают результаты первого тура, дополняют ответы, делают выводы.
Вы назвали много форм работы с родителями. Хочется отметить, большое количество нетрадиционных форм.. Главное для воспитателей – заинтересовать родителей в сотрудничестве, а это возможно лишь при дифференцированном и индивидуальном подходе к семьям воспитанников. Для этого вам помогут такие методы как тестирование и анкетирование, посещение на дому. Общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия.
5.2 Следующий тур - разработка нетрадиционных мероприятий с родителями по реализации прав ребенка в д.с. и семье. На столах у каждой команды есть таблицы. Заполнив их, вы составите план и содержание мероприятий с родителями. «Педагоги» разрабатывают мероприятия направленные на выявление и профилактику нарушения прав ребенка, а «родители» - на правовое просвещение семей воспитанников. Уважаемым «экспертам» в это время предстоит вспомнить или придумать педагогические ситуации, когда по тем или иным причинам нарушались права ребенка (по 2 ситуации для обеих команд).
Таблица для заполнения командами.
№ п/п | Форма | Тема | Задачи | Краткое содержание, методы |
| | | | |
Команды зачитывают мероприятия. «Эксперты» дают оценку, делают рекомендации.
Вывод: мероприятия по профилактике нарушений прав ребенка в семье и современном обществе, а так же по правовому просвещению родителей, дадут положительные и стойкие результаты только в тех случаях, если они будут проводиться в системе, если они заинтересуют своей формой и содержанием всех участников педагогического процесса, будут основываться на результатах диагностической работы педагогов.
5.3. Решение педагогических ситуаций
Всем нам когда-либо приходилось сталкиваться с нарушением тех или иных прав ребенка родителями. Чаще всего воспитателю трудно сразу сориентироваться в ситуации и предпринять меры. Если же заранее продумать решение таких ситуаций, поведение и аргументы педагога, то в реальной жизни ему будет легче в ней разобраться и выбрать верную тактику.
«Эксперты» подготовили для команд наиболее часто встречающиеся случаи нарушения прав ребенка. Давайте их рассмотрим. Каждой команде предлагается по 2 такие ситуации. В течение 2 минут нужно предложить их решение.
Примерные педагогические ситуации.
1. Мама пришла за ребенком в детский сад. Она устала. В одежде ей жарко. Ребенок прощается с детьми, собирает игрушки, пьет воду, ищет в кабинке рисунок, который в свободной деятельности нарисовал для мамы и хвалится перед ней, медленно переодевается, балуется. Терпение у мамы заканчивается, она называет его «капушей», торопит, повышая голос. Наконец не выдерживает, шлепает по «мягкому месту», говоря: «Вот оставлю тебя в д.с. – будешь знать!»
Какие права ребенка нарушены? Как повести себя воспитателю?
2. Перед тихим часом ребенок отказывается раздеваться, аргументируя тем, что дома ему велели спать в колготках. Но в спальне тепло и воспитатель настаивает, чтобы ребенок разделся, вдруг видит на ногах ребенка синяки, явно оставленные ремнем.
Как в такой ситуации повести себя воспитателю?
Ребенка неоднократно приводят в детский сад в плохом самочувствии, он плохо кушает, кашляет, не играет с детьми. На замечания воспитателя, мама отвечает, что ей «некогда сидеть на больничном, и вообще – температуры же нет!».
Что ответить маме? Как себя повести? Какие права ребенка нарушаются?
За ребенком уже несколько дней приходит бабушка? У него неряшливый вид. Стихотворения к утреннику так и не выучены. На родительское собрание мама не приходит.
Как себя повести? Какие права ребенка нарушаются?
Расписание жизни ребенка таково: утром в детский сад, в 12.00 в школу развития, где, естественно, нет тихого часа, по субботам на подготовительные курсы, по вечерам на уроки танцев и музыкальная школа. Мама аргументирует это тем, что ребенок имеет право на образование!
Что ответить маме? Как себя повести? Какие права ребенка нарушаются?
«эксперты» оцениваю ответы команд, при необходимости делают поправки и дополнения.
Вывод: Очень важно для педагогов и родителей идти на сотрудничество, соблюдая необходимую степень конфиденциальности и уважения друг к другу и ребенку.
К сожалению, нарушение прав ребенка в форме физического и психического насилия, а так же пренебрежительного обращения (как со стороны родных, так и чужих взрослых, старших детей и сверстников) в современном обществе не редкость, воспитатели обязаны знать, как вести себя в сложившейся ситуации.
«Памятка для взрослого которому признался ребенок подвергшийся психологическому или физическому насилию».
* Не травмируйте ребенка, проявляя сомнения в правдивости его слов.
* Нельзя ребенку показывать свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение).
* Воздержитесь от обвинений в адрес человека, совершившего проступок. Часто ребенок, несмотря ни на что, любит его, эмоционально к нему привязан.
* Никогда не просите ребенка сохранять в тайне ваш разговор, но проявите понимание, если он попросит сохранить тайну.
* Объясните , что есть возможность помочь ему в сложившейся ситуации.
* Иногда допустимо промежуточное решение: «Давай вернемся к этому разговору через некоторое время, а пока он останется между нами».
* Если ситуация не меняется, сообщите ребенку, что вы хотите предпринять некоторые меры.
5.4. Дискуссия «Может ли детский сад через педагогическое просвещение влиять на морально-психологический климат семьи?»
Команда «педагогов» должна дать положительный ответ и аргументировать его, «родители» дают отрицательный ответ и приводят свои доводы.
Первыми отвечают «родители». «Эксперты» подводят итог, чьи аргументы были более убедительными, а так же высказывают свою точку зрения.
Подводят итог всей игры.
Вывод: Организованная, грамотно построенная диагностическая, просветительская, и коррекционная работа с семьями воспитанников – один из главных и эффективных способов защиты и реализации, прав ребенка.
6. Итог.
Результатами нашего мероприятия стали уверенность в том, что работа с родителями по правовому просвещению необходима и актуальна. Мы разработали перспективный план работы с семьями воспитанников. Рассмотрели и вынесли решения по наиболее часто встречающимися случаями нарушения прав ребенка вне д.с.
Какие решения по игре вы предлагаете (выслушиваются предложения от 3-х групп)
А теперь прошу всех участников отметить свои ощущения от игры на «Розе ветров». Напишите свои ФИО в том секторе, который соответствует вашему состоянию.