12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Котова Марина Павловна86
Россия, Алтайский край, Бийск
3

Семинар «Формы и методы взаимодействия с семьей по реализации прав ребенка – дошкольника»

Тема семинара: «Формы и методы взаимодействия с семьей по реализации прав ребенка – дошкольника»


Вид: проблемно-аналитический.

Форма проведения: деловая игра КВН


Цель: совершенствование взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам правового воспитания дошкольников.

Задачи:

Методические:

Показать необходимость реализации прав ребенка, и его правового воспитания, а так же просвещения родителей по данному вопросу.

Способствовать совершенствованию умений планировать и прогнозировать свою деятельность в процессе профессионального развития и саморазвития педагогов.

Управленческие:

Проанализировать состояние правового воспитания в семьях дошкольников.

Выделить проблемы педагогов возникающие при взаимодействии с семьями воспитанников в рамках правового воспитания.

Организовать деятельность творческих групп, направленной на решение выявленных проблем.

Социально-психологические:

Мотивировать педагогов к самообразованию в данном направлении.

Развивать коммуникативные способности: умение доказывать свою точку зрения, четко и логично, умение слушать и воспринимать мнение собеседника.


Предварительная работа:

Анкетирование педагогов

Анкетирование родителей

Изучение или повторение педагогами содержания Конвенции о правах ребенка

Конкурс на лучший уголок для родителей


План работы:

1. Проверка домашнего задания

Вступительное слово ведущего.

Обозначение проблемы, актуализация (анализ анкет для родителей и педагогов).

Формирование подгрупп для деловой игры (педагоги, эксперты, родители).

Практическая часть:

Мозговой штурм «Формы и методы взаимодействия ДОУ и семьи».

Разработка нетрадиционных мероприятий с родителями по реализации прав ребенка в д.с. и семье, заполнение таблицы (по подгруппам).

Решение педагогических ситуаций

Дискуссия «Может ли детский сад через педагогическое просвещение влиять на морально-психологический климат семьи»

Итог семинара (разработка рекомендаций, решений).

Рефлексия «Роза ветров».


Решение:

Обновить и расширить материалы по работе с родителями (старший воспитатель, воспитатели).

Включать в календарно-тематическое планирование и годовой план новые техники общения с родителями в рамках правового воспитания (воспитатели, заведующая).

Устанавливать отношения сотрудничества между субъектами воспитательно-образовательного процесса (детьми, родителями, воспитателями), через проведение совместных мероприятий (воспитатели).

Домашнее задание: разработать содержание мероприятий по взаимодействию д/с и семьи по правовому воспитанию и реализации прав детей дошкольного возраста (план проведения собраний, содержание пед. пропаганды).


Ход деловой игры КВН

1. Проверка домашнего задания

На прошлом семинаре нами было предложено решение разработать перспективный план работы с детьми по правовому воспитанию и разработать конспекты занятий для своей возрастной группы. Результаты данной работы представлены в выставке. Спасибо за активное участие.

2. Вступительное слово.

Самой актуальной проблемой была и остается на сегодняшний день проблема взаимодействия ДОУ и родителей. Они являются основными социальными заказчиками дошкольных учреждений. Важнейшим направлением сотрудничества д.с. и семьи является предупреждение нарушений прав ребенка. Быстрая трансформация общественного устройства в сочетании с экономическим кризисом обусловила появление широких слоев населения, испытывающих трудности в адаптации к новым социально-экономическим условиям, что в значительной части случаев ведет к дезорганизации семьи, росту насилия в ней, в том числе в отношении детей, расширению масштабов девиантного поведения.

Всем сотрудникам педагогического профиля необходимо знать Конвенцию о правах ребенка. К работникам ДОУ преимущественное отношение имеют следующие статьи документа.

Ст. 19 оговаривает, что «государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защитить ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации … со стороны родителей…»

Ст. 31 фиксирует право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту.

Ст. 37 требует, чтобы ни один ребенок не был подвергнут … унижающим его достоинства видам обращения или наказания»

Задача педагогов - не только реализовывать права ребенка и знакомить его с собственными правами, но и вести правовое просвещать родителей, выявлять группу семей риска.

Актуализация вопроса в данном ДОУ. Анализ данных анкетирования.

Анкетирование воспитателей 50% сотрудников на вопрос «Какова роль детского сада в работе по соблюдению прав ребенка?» ответили - реализация прав ребенка и ознакомление ребенка с его правами, остальная половина добавила к этому «Просвещение родителей», и только 18% сочли своими обязанностями «контроль за соблюдением прав ребенка вне детского сада»! Так же при анкетировании педагогов была выявлена тенденция сводить работу с родителями к таким формам взаимодействия, как беседа, консультация, традиционные род. собрания и родительские уголки, но такие формы работы не всегда имеют обратную связь, не всегда позволяют выявить проблему семьи и заинтересованность родителей во взаимодействии.

Анкетирование родителей

Таким образом, вопрос взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам реализации прав ребенка – дошкольника на сегодняшний день является актуальным.

Сегодняшняя наша встреча пройдет в форме деловой игры, цель которой – совершенствовать взаимодействие ДОУ и семьи в рамках правового воспитания.

Организация игры.

Для дальнейшей работы нам понадобится разделиться на три подгруппы «педагоги», «родители» (члены родительского комитета, воспитатели, дети которых посещают наш д.с.), «эксперты» (сотрудники – стажисты), которые будут оценивать работу двух предыдущих подгрупп, вносить дополнения и делать выводы и рекомендации в течение игры.

Практическая часть.

Для начала давайте вспомним формы и методы взаимодействия с семьями воспитанников. Первый тур называется «Мозговой штурм». Обеим командам нужно вспомнить и назвать как можно больше форм работы с родителями, «эксперты» отмечают, какая из команд была более активной.

Стремление педагогов дошкольных учреждений к применению разнообразных форм общения с родителями, несомненно, является положительной тенденцией. Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс к построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительные отношения и стремление к взаимопониманию. Общение в непринужденной, эмоционально насыщенной обстановке способствует сближению воспитателей, родителей и детей.

«Эксперты» оглашают результаты первого тура, дополняют ответы, делают выводы.

Вы назвали много форм работы с родителями. Хочется отметить, большое количество нетрадиционных форм.. Главное для воспитателей – заинтересовать родителей в сотрудничестве, а это возможно лишь при дифференцированном и индивидуальном подходе к семьям воспитанников. Для этого вам помогут такие методы как тестирование и анкетирование, посещение на дому. Общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия.

5.2 Следующий тур - разработка нетрадиционных мероприятий с родителями по реализации прав ребенка в д.с. и семье. На столах у каждой команды есть таблицы. Заполнив их, вы составите план и содержание мероприятий с родителями. «Педагоги» разрабатывают мероприятия направленные на выявление и профилактику нарушения прав ребенка, а «родители» - на правовое просвещение семей воспитанников. Уважаемым «экспертам» в это время предстоит вспомнить или придумать педагогические ситуации, когда по тем или иным причинам нарушались права ребенка (по 2 ситуации для обеих команд).

Таблица для заполнения командами.

№ п/п

Форма

Тема

Задачи

Краткое содержание, методы







Команды зачитывают мероприятия. «Эксперты» дают оценку, делают рекомендации.

Вывод: мероприятия по профилактике нарушений прав ребенка в семье и современном обществе, а так же по правовому просвещению родителей, дадут положительные и стойкие результаты только в тех случаях, если они будут проводиться в системе, если они заинтересуют своей формой и содержанием всех участников педагогического процесса, будут основываться на результатах диагностической работы педагогов.

5.3. Решение педагогических ситуаций

Всем нам когда-либо приходилось сталкиваться с нарушением тех или иных прав ребенка родителями. Чаще всего воспитателю трудно сразу сориентироваться в ситуации и предпринять меры. Если же заранее продумать решение таких ситуаций, поведение и аргументы педагога, то в реальной жизни ему будет легче в ней разобраться и выбрать верную тактику.

«Эксперты» подготовили для команд наиболее часто встречающиеся случаи нарушения прав ребенка. Давайте их рассмотрим. Каждой команде предлагается по 2 такие ситуации. В течение 2 минут нужно предложить их решение.

Примерные педагогические ситуации.

1. Мама пришла за ребенком в детский сад. Она устала. В одежде ей жарко. Ребенок прощается с детьми, собирает игрушки, пьет воду, ищет в кабинке рисунок, который в свободной деятельности нарисовал для мамы и хвалится перед ней, медленно переодевается, балуется. Терпение у мамы заканчивается, она называет его «капушей», торопит, повышая голос. Наконец не выдерживает, шлепает по «мягкому месту», говоря: «Вот оставлю тебя в д.с. – будешь знать!»

Какие права ребенка нарушены? Как повести себя воспитателю?

2. Перед тихим часом ребенок отказывается раздеваться, аргументируя тем, что дома ему велели спать в колготках. Но в спальне тепло и воспитатель настаивает, чтобы ребенок разделся, вдруг видит на ногах ребенка синяки, явно оставленные ремнем.

Как в такой ситуации повести себя воспитателю?

Ребенка неоднократно приводят в детский сад в плохом самочувствии, он плохо кушает, кашляет, не играет с детьми. На замечания воспитателя, мама отвечает, что ей «некогда сидеть на больничном, и вообще – температуры же нет!».

Что ответить маме? Как себя повести? Какие права ребенка нарушаются?

За ребенком уже несколько дней приходит бабушка? У него неряшливый вид. Стихотворения к утреннику так и не выучены. На родительское собрание мама не приходит.

Как себя повести? Какие права ребенка нарушаются?

Расписание жизни ребенка таково: утром в детский сад, в 12.00 в школу развития, где, естественно, нет тихого часа, по субботам на подготовительные курсы, по вечерам на уроки танцев и музыкальная школа. Мама аргументирует это тем, что ребенок имеет право на образование!

Что ответить маме? Как себя повести? Какие права ребенка нарушаются?

«эксперты» оцениваю ответы команд, при необходимости делают поправки и дополнения.

Вывод: Очень важно для педагогов и родителей идти на сотрудничество, соблюдая необходимую степень конфиденциальности и уважения друг к другу и ребенку.

К сожалению, нарушение прав ребенка в форме физического и психического насилия, а так же пренебрежительного обращения (как со стороны родных, так и чужих взрослых, старших детей и сверстников) в современном обществе не редкость, воспитатели обязаны знать, как вести себя в сложившейся ситуации.

«Памятка для взрослого которому признался ребенок подвергшийся психологическому или физическому насилию».

* Не травмируйте ребенка, проявляя сомнения в правдивости его слов.

* Нельзя ребенку показывать свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение).

* Воздержитесь от обвинений в адрес человека, совершившего проступок. Часто ребенок, несмотря ни на что, любит его, эмоционально к нему привязан.

* Никогда не просите ребенка сохранять в тайне ваш разговор, но проявите понимание, если он попросит сохранить тайну.

* Объясните , что есть возможность помочь ему в сложившейся ситуации.

* Иногда допустимо промежуточное решение: «Давай вернемся к этому разговору через некоторое время, а пока он останется между нами».

* Если ситуация не меняется, сообщите ребенку, что вы хотите предпринять некоторые меры.

5.4. Дискуссия «Может ли детский сад через педагогическое просвещение влиять на морально-психологический климат семьи?»

Команда «педагогов» должна дать положительный ответ и аргументировать его, «родители» дают отрицательный ответ и приводят свои доводы.

Первыми отвечают «родители». «Эксперты» подводят итог, чьи аргументы были более убедительными, а так же высказывают свою точку зрения.

Подводят итог всей игры.

Вывод: Организованная, грамотно построенная диагностическая, просветительская, и коррекционная работа с семьями воспитанников – один из главных и эффективных способов защиты и реализации, прав ребенка.

6. Итог.

Результатами нашего мероприятия стали уверенность в том, что работа с родителями по правовому просвещению необходима и актуальна. Мы разработали перспективный план работы с семьями воспитанников. Рассмотрели и вынесли решения по наиболее часто встречающимися случаями нарушения прав ребенка вне д.с.

Какие решения по игре вы предлагаете (выслушиваются предложения от 3-х групп)

А теперь прошу всех участников отметить свои ощущения от игры на «Розе ветров». Напишите свои ФИО в том секторе, который соответствует вашему состоянию.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.