Коррекционная программа психологического сопровождения ребенка с ОВЗ с задержкой психического развития

2
0
Материал опубликован 12 February 2017

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 4 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

СОГЛАСОВАНО

Руководитель ГМО педагогов-

психологов

Гаврилова Л.А

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

Сафронова И.К.

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 4

Котов В.Н..

Приказ № 114/К от «31» августа 2016 г.

(МП)

Коррекционная программа психологического сопровождения

ребёнка с ОВЗ с умственной отсталостью

составила Гаврилова Людмила Анатольевна


 

Рассмотрено на заседании ГМО

педагогов-психологов г. Бирска

Протокол № 1

от___________________

Руководитель ГМО______ /Гаврилова Л.А.


Пояснительная записка

         Забота нашего государства о подрастающем поколении распространяется и на детей с физическими и психическими недостатками, в частности, на этих детей распространяется Закон о всеобщем обязательном образовании.. Учащиеся получают всестороннее духовное и физическое развитие, овладевают основами научных знаний. Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями требуют создания необходимых условий для их полноценного развития, становления как субъектов учебной деятельности. 
         Целостное восприятие - важное условие правильной ориентировки в окружающем предметном мире. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти, характерные для детей с интеллектуальными нарушениями, затрудняют знакомство с окружающим миром. Нарушение функции поиска и замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации ведут к неполному, нестойкому и не всегда правильному узнаванию предъявляемого материала. Кроме того, сенсорное развитие ребенка с интеллектуальными нарушениями в целом, значительно отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Отечественные исследования показывают, что несовершенство восприятия детей с интеллектуальными отклонениями состоит не столько в нарушениях воспринимающих аппаратов, сколько в отклонениях в восприятии как сложной психической функции.
         Ученый-психолог И. М. Соловьев отмечал, что многопредметный участок действительности оказывается для таких детей "малопредметным". Слабость обозрения объясняется особенностями взора: то, что ребенок с нормальным развитием видит сразу, дети с интеллектуальной недостаточностью - последовательно, а значит, воспринимают меньше и больше деталей "теряют". Ж. И. Шиф отмечала, что дети с интеллектуальной недостаточностью значительно позже своих сверстников начинают различать цвета, при этом, характерным является соединение в одну группу несходных цветов и оттенков, не различение промежуточных цветов и малонасыщенных цветовых оттенков. Своеобразие зрительного восприятия детей с интеллектуальными нарушениями отчетливо проявляется при рассматривании сюжетных картин, понимание которых оказывается неполным, поверхностным, а в ряде случаев и неадекватным (И. М. Соловьев и др.).
         Трудности восприятия пространства и времени замедляют процесс ориентировки в окружающем мире. Пространственные нарушения оцениваются многими исследователями (Т. И. Головина, И. М. Соловьев и др.) как один из наиболее распространенных и ярко выраженных дефектов, встречающихся при данной патологии развития. А. П. Розова исследовала особенности узнавания при помощи осязания объемных предметов и их контурных изображений. По результатам исследований выявлено, что объемные изображения легче распознаются всеми детьми. Опознание предмета с помощью осязания при включении зрения требует активного привлечения прошлого опыта, сопоставления полученных данных с имеющимися представлениями и знаниями о данном предмете, правильной организации процесса обследования. Ошибки при распознавании предметов зачастую обусловлены асинхронностью и несогласованностью движений рук, импульсивностью, поспешностью, недостаточной сосредоточенностью всей деятельности. Кроме того, у многих детей с проблемами развития отмечается скованность, неполный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Слабое различение ими мышечных ощущений, неточность проприоцептивных ощущений движения приводят к плохой координации. Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной мере связано с физическим недоразвитием.
         Относительно разных видов ощущений и восприятия можно сослаться на положение В. И. Лубовского о том, что всем детям с отклонениями развития свойственны снижение темпа и качества переработки информации, ограниченность и неполнота формирования образов и понятий.
         Поисковые действия детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуются импульсивностью, хаотичностью. Отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия такие дети ни использовали (слуховой, зрительный, тактильный и т. д.), а по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность.          Отметим, что выделенные особенности восприятия ярко видны у детей с интеллектуальной недостаточностью в младшем школьном возрасте и только под влиянием коррекционного обучения они постепенно сглаживаются.
         Коррекционная работа с данной категорией детей основывается на положении Л. С. Выготского о единстве законов развития нормально развивающегося ребенка и отсталого ребенка, выделившего следующие общие закономерности психического развития:

 

общность основных факторов и движущих сил развития;

возможность появления качественно новых психических образований при взаимодействии с социальной средой, в процессе общения с взрослыми и сверстниками, при включении ребенка в самостоятельную деятельность;

сохранение при аномальном развитии всех стадий психического развития, что и в норме; при этом развитие идет в той же последовательности, но с изменением временных границ и при выраженной специфике проявления;

органический дефект головного мозга накладывает существенные ограничения на возможности его психического развития.

Отечественные ученые (С. Д. Забрамная, В. П. Кащенко и др.) отмечали, что, хотя возможности развития интеллекта при умственной недостаточности ограничены, все же, в условиях коррекционного обучения, возможно их поступательное развитие. При этом учитываются не только особенности, но и возможности развития каждого ребенка. Значительным показателем является восприимчивость учащихся к помощи, их реакция на характер и объем помощи со стороны взрослого. При проведении коррекционных занятий необходимо разделение учащихся на группы с целью осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к обучению. 
         

         Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Цель: дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков.

 
Задачи:
 

обогащение чувственного познавательного опыта (на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи), нацеленное на развитие памяти, мышления, речи, воображения;

формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

коррекция недостатков познавательной деятельности детей в процессе систематического и целенаправленного формирования полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

формирование пространственно-временных ориентировок;

развитие слухоголосовых координаций;

формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации;

формирование точности и целенаправленности движений и действий.

         Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушения аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти умственно отсталого ребенка затрудняют его знакомство с окружающим миром. Такого ребенка следует научить наблюдать за объектом, рассматривать его, ощупывать и обследовать; определять отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов (т.е. ученик должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, - сенсорными эталонами). Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия. Усвоение сенсорных эталонов - системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра и предусматривает данная программа.
         Совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности умственно отсталых школьников. Эффективность аналитико-синтетической деятельности в процессе восприятия также обеспечивает использование сенсомоторных действий: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать и т.д. Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторики, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости.
         Для умственно отсталых детей характерны выраженные отклонения в речевом развитии. Применение на психокоррекционных занятиях приемов, облегчающих восприятие (показ предметов, использование стимулирующих реплик и направляющих внимание вопросов, рассказ педагога, игра, создание проблемной ситуации и т.д.), побуждает учеников к оречевлению того, что они видят, к выполнению действий с объектом и к формулированию полученных результатов. Разные виды деятельности предоставляют большие возможности для обогащения словарного запаса детей.
         Особое внимание уделяется специальному формированию умений планировать предстоящую деятельность, контролировать ход работы и давать отчет по ее окончании.
         Программа предусматривает развитие и воспитание детей в различных видах деятельности (игра, изо-деятельность, аппликация и т.д.), преимущественно коллективных, что взаимно обогащает учеников, вызывает у них положительные эмоции, учит управлять собственным поведением.
         Программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:

развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков;

восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;

восприятие пространства;

восприятие времени;

восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;

кинестетическое и кинетическое развитие;

тактильно-двигательное восприятие;

развитие слухового восприятия и слуховой памяти;

развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

         Программа строится на обучении учащихся по группам, 2 раза в неделю, в связи с особенностями детей, характера имеющихся у них затруднений и отклонений в развитии. Тренинговые формы работы включают обучение, игру, изобразительную деятельность, элементы занятий с прослушиванием музыки, физкультуры, развития речи. Это позволяет создавать основу для более успешного усвоения учащимися программных знаний; способствует развитию у них рефлексивных начал; дает возможность спрогнозировать дальнейшую положительную социализацию в обществе.
         По каждому разделу предусмотрено усложнение заданий от первого к четвертому классу. В основе программы лежит комплексный подход. Он предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию ребенка. Педагог-психолог самостоятельно определяет круг задач, решаемых на каждом конкретном занятии и выделяет из них приоритетную.
         Коррекционные групповые занятия проводятся во второй половине дня по специально составленному расписанию, в соответствии с учебным планом, то есть 68 часов в год.
         Для проведения коррекционной работы требуется специально организованная предметно-пространственная развивающая среда:

 

функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули и др.);

игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи, сенсорная "тропа" для ног, массажный коврик, полусфера и др.);

оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной дея-тельностью (магнитофон, набор аудио- и видеокассет для релаксации, звучащие музыкальные инструменты, изобразительные материалы и др.);

разнообразный арсенал техники арттерапии (различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, принадлежности для аромотерапии и др.).

СТРУКТУРА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ.

Содержание первого и последнего разделов составляют психодиагностические методики для определения уровня сформированности сенсомоторных процессов у учащихся и эффективности проводимых коррекционных занятий на каждом этапе.

Содержание второго раздела начинается со знакомства с приёмами правильного диафрагментального дыхания и релаксации. Упражнения данной группы включены в большинство предлагаемых занятий, так как способствуют оптимизации систем организма, общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Успокаивают и способствуют концентрации внимания. Упражнения на релаксацию способствуют снятию усталости, восстановлению сил. А хорошо подобранная к данным упражнениям музыка, цвет благотворно влияют на соматическое и психическое состояние ребёнка. Также в этом разделе подобраны следующие упражнения:

- стимулирующие, повышающие энергетический потенциал;

- направленные на оптимизацию тонуса и обучение релаксации; 

- работа с локальными мышечными движениями;

- для повышения устойчивости;

- работа с патологическими ригидными телесными установками.

Следующая группа упражнений направлена на коррекцию таких недостатков:

бедность, однотипность движений тела в пространстве, недостаточная координация и несформированность сенсомоторных координации;

обеднение перцептивных и мнестических возможностей ребенка;

несформированность пространственных представлений.

К ней относятся:

упражнения на развитие чувства ритма;

развитие перцептивных и мнемических возможностей;

формирование пространственных представлений;

упражнения, связанные с динамической организацией двигательного акта;

развитие ловкости, точности, одновременности движений;

развитие произвольного внимания.

Раздел 3 содержит упражнения и задания, способствующие сенсорному развитию учащихся - развитию целостности восприятия, формированию представлений о внешних свойствах предметов, величине, форме, цвете; формированию временных и пространственных представлений. Кроме этого несколько занятий отводится на развитие тактильно - слухового восприятия.
В этом же разделе учащиеся знакомятся с основными эмоциями и учатся их распознавать.

В программе определен объем умений, которым должны овладеть учащиеся в конце каждого года обучения.

ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ:

На занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов школьники должны научиться: 

целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;

ориентироваться на сенсорные эталоны;

узнавать предметы по заданным признакам;

анализировать и сравнивать предметы по внешним признакам;

различать и уметь находить различные цвета и оттенки, формы;

классифицировать предметы по форме, цвету, величине, функциональному назначению;

составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;

практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

давать полное описание объектов и явлений;

различать противоположно направленные действия и явления;

видеть временные рамки своей деятельности;

определять последовательность событий;

выделять части суток и определять порядок дней недели;

различать речевые и неречевые звуки;

составлять предмет из частей;

определять на ощупь величину предметов;

зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов;

распознавать эмоции;

ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;

целенаправленно выполнять действия по инструкции;

самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

опосредовать свою деятельность речью.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИЯ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ"

для учащихся 1 классов


 

ПРОГРАММА КУРСА ДЛЯ 1 КЛАССА ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ РАЗДЕЛЫ:

РАЗДЕЛ 1. Комплексное обследование детей. 
Определение первичного уровня развития.  (4 часа)

Исследование общей осведомлённости и кругозора учащихся. Исследование мелкой и крупной моторики рук. Динамическая, статическая координация. Ловкость и точность движений.
         Исследование сенсорных процессов. Исследование восприятия   
(форма, цвет, размер, материал, пространство и время). Представления о внешних свойствах предметов. Эмоции.

РАЗДЕЛ 2. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.  (24 часа)

1 МОДУЛЬ. Знакомство с приёмами правильного дыхания (2 часа)

 Знакомство с элементами приёмов правильного диафрагментального. Тренировка правильного дыхания. Этапы правильного дыхания "Вдох - Выдох" Практическое освоение этапов (длительность 2-3 сек) дыхания. Выполнение дыхательных упражнений.

2 МОДУЛЬ. Оптимизация тонуса и обучение приёмам релаксации (4 часа)

 Знакомство с приёмами релаксации. Тренировка навыка расслабления и напряжения. Этапы релаксации. Практическое освоение этапов Выполнение упражнений на расслабление частей тела.

3 МОДУЛЬ. Коррекция крупной моторики (7 часов)

Общеразвивающие подвижные игры. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по "дорожке следов"). Развитие точности движений. Развитие умения контролировать сменяемость действий. Развитие ловкости движений. Развитие устойчивости. Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие слуховой и тактильной координации.

4 МОДУЛЬ. Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков (10 часов)

 Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Изучение штриховальных линий. Развитие координации движений руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков). Рисование, штриховка, обводка, по трафарету. Соединение линий по точкам. Контурная аппликация из пластилина и кусочков цветной бумаги. Развитие моторной координации. Упражнения с массажными мячами.

РАЗДЕЛ 3. Коррекция сенсорных процессов.   (36 часов)

1 МОДУЛЬ. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. Зрительное и слуховое восприятие (21 час)

          
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур 
(круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) в процессе выполнения упражнений. Назначение основных форм. Описание предметов. Живое - неживое. Выделение признака формы; Сопоставление размеров двух предметов, контрастных по высоте, длине, ширине, толщине. Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый).Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (3-4 детали).

2 МОДУЛЬ. Восприятие пространства (9 часов)

 Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (справа - слева, выше - ниже и др.). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая (левая) сторона); расположение геометрических фигур по речевой инструкции, перемещение их на плоскости листа. Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, геометрических фигур.

3 МОДУЛЬ. Восприятие времени(4 часа)

Изучение временных показателей: времён года, дней недели. Последовательность событий. Раньше - позже.

4 МОДУЛЬ. Тактильно-двигательное восприятие (2 часа)

Определение на ощупь предметов. Определение на ощупь величины предметов из разного материала.

5 МОДУЛЬ. Восприятие эмоций человека (6 часов)

Знакомство с эмоциональным миром человека. Радость. Страх/испуг. Грусть/печаль. Гнев. Спокойствие. Злость. Удивление.

РАЗДЕЛ  4. Итоговая диагностика учащихся   (4 часа)

Групповое и индивидуальные обследования: Графомоторные методики, координация движений, сенсорные эталоны.

ИТОГО:    66 ЧАСОВ

Учащиеся должны уметь:

целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;

правильно пользоваться письменными принадлежностями;

анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков (форма, величина, цвет);

различать основные цвета;

классифицировать фигуры по одному признаку;

ориентироваться на плоскости листа бумаги и на собственном теле;

знать элементы 2-х фазного дыхания и стараться выполнять по команде педагога;

распознавать основные эмоции;

выполнять несложные графические работы под диктовку педагога;

составлять предмет из частей;

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс
на учебный год

№ 
урока

Темы занятий

К-во час.

1

Исследование психомоторики и сенсорных процессов.

>4:

1.1.

   Общая осведомлённость. Мелкая моторика.

1 ч.

1.2.

  Динамическая и статическая координация, пластичность и ловкость движений. 
  Быстрота и точность, одновременность движений, Мимика, пантомимика.

1 ч.

1.3.

  Восприятие. Представления о внешних свойствах предметов.

1 ч.

1.4.

1.4.  Основные эмоции. Методика "Пиктограммы. Тренинг ощущений.

1 ч.

2

Коррекция психомоторики:

24:

  

2.1.  Знакомство с приёмами правильного дыхания.

3 ч:

5

  Обучение приёмам правильного диафрагментального дыхания "Весёлое путешествие гномов".

1 ч.

6

  С задержкой 2-3 секунды.

1 ч.

7

  С задержкой 3-4 секунды.

1 ч.

  

  2.2.  Оптимизация и стабилизация общего тонуса; обучение приёмам релаксации.

4 ч:

8

  "Гномики в лесу".

1 ч.

9

  "Гномы и эльфы".

1 ч.

10

  "В мире животных".

1 ч.

11

  "В стране кукол".

1 ч.

  

  2.3.  Коррекция крупной моторики.

7 ч:

12

  Общеразвивающие подвижные игры. Игровой практикум "Весёлые забавы гномов".  

1 ч.

13

  Развитие быстроты движений, умения контролировать сменяемость действий. Игротренинг "Гномики на стадионе".

1 ч.

14,
15

  Развитие ловкости движений, умения контролировать сменяемость действий "Гномики в цирке".

2 ч.

16

  Развитие устойчивости. Игротренинг "Морские приключения гномов".

1 ч.

17

  Развитие слуховой и тактильной координации. Игротренинг "Игры гномов".

1 ч.

  

  2.4.  Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков.

10 ч.

18

  Учимся делать штриховку. Разукрашиваем и штрихуем. "Путешествие в сказку начинается. 12 месяцев".

1 ч.

19

  Обводим по трафарету, разукрашиваем. "Путешествие продолжается. Осенние месяцы. Приметы осени".

1 ч.

20

  Соединяем точки и рисуем узоры. Психотренинг "Зимние месяцы. Приметы зимы".

1 ч.

21

  Контурная аппликация из пластилина. Психотренинг "Весенние месяцы. Приметы весны".

1 ч.

22

  Нанизываем бусы. Завязываем узелки. Психотренинг "Летние месяцы. Приметы лета".

1 ч.

23

  Аппликация из полосок бумаги. АРТ-тренинг "Приметы 12 месяцев"

1 ч.

3

Коррекция сенсорных процессов.

42:

  

  3.1.   Восприятие формы, величины, цвета. Восприятие целостности предмета. Конструирование предметов. Зрительное и слуховое восприятие.

 

24,
25

  Назначение предметов. Школьные предметы и принадлежности. Психотренинг "Гномики в пришли в школу".

2 ч.

26

  Количество. Столько же. Больше, меньше на… Настольные игры с фишками. Игротренинг "Что возьмём в школу".

1 ч.

27

  Размер. Высота. Большой - маленький. Видеотренинг "Самый маленький гном".

1 ч.

28

  Простая форма. Конструирование с опорой на образец. Психотренинг "Мир вокруг нас".

1 ч.

29,
30

  Составляем целое из частей. Классифицируем по форме.

2 ч.

31

  Выделение признаков формы. Классификация предметов (круглые, треугольные, квадратные). "Мир вокруг нас".

1 ч.

32
33

  Знакомство с сенсорными эталонами. 1 Занятие с использованием ИКТ. 2. Закрепление изученных эталонов.

2 ч.

34

  Цвета предметов. Различение основных цветов. АРТ-Тренинг "Путешествие в страну цвета".

1 ч.

35

    Белый цвет. Тренинг "Снежное королевство".

1 ч.

36

  Синий цвет. АРТ-тренинг "Морское путешествие гномов"

1 ч.

37

  Зелёный цвет. АРТ-Тренинг "Лесное царство".

1 ч.

38

  Жёлтый цвет. АРТ-Тренинг "Солнечные зайчики".

1 ч.

39

  Красный цвет. АРТ-Тренинг "Красная шапочка".

1 ч.

40

  Черный цвет. АРТ-Тренинг "Гномики в стране ночи".

1 ч.

41

  АРТ-тренинг "Цветная сказка".

1 ч.

42

  Знакомимся с миром звуков. Мульттренинг "Эхо".

1 ч.

43

  Аудиотренинг "Слушаем звуки леса".

1 ч.

 

    3.2.  Восприятие пространства.

 

44,
45

  Ориентировка на собственном теле и теле другого человека.

2 ч.

46

  Определение расположения предметов в пространстве. Игротренинг "Гномики ищут клад".

1 ч.

47,
48

  Справа-слева. Выше-ниже. Игротренинг "Путешествие вокруг света".

2 ч.

49

  Движение в заданном направлении. Игротренинг "Вниз по Волшебной реке".

1 ч.

50

  Пространственная ориентировка в помещении. Игровой практикум.

1 ч.

 

  3.3.   Восприятие времени.

 

51,
52

  Времена года. Путешествие в сказку. 12 месяцев

2 ч.

53,
54

  Смена времени года. Последовательность событий. Раньше - позже.

1 ч.

55,
56

  Сегодня, завтра, вчера.

1 ч.

57

  Дни недели. Гномики и Белоснежка.

1 ч.

 

  3.4.   Тактильно-двигательное восприятие.

 

58,
59

  Определение на ощупь предметов, их величины.

2 ч.

60,
61

  Работа с разными видами материалов. "Волшебный мешочек"

2 ч.

62

  Эмоции: Знакомимся с эмоциями.

1 ч.

63,
64

  Эмоция "Радость". Пиктограммы. Игротренинг.

2 ч.

65

  Эмоции "Грусть - Печаль". Пиктограммы. Игротренинг.

1 ч.

66

  Эмоция "Спокойствие" Пиктограммы. Игротренинг.

1 ч.

67

  Эмоции "Страх/испуг". Пиктограммы.Сказкотерапия "Три поросёнка".

1 ч.

68

   Эмоция "Злость". Пиктограммы. Сказкотерапия "Заюшкина избушка".

1 ч.

69,
70

  Эмоция "Удивление". Пиктограммы. Игротренинг

2 ч.

4

  Вторичное исследование психомоторики и сенсорных процессов

4:

71

  Исследование общей осведомлённости. Мелкая моторика.

1 ч.

72

  Динамическая и статическая координация, пластичность и ловкость движений. Быстрота и точность, одновременность движений, Мимика, пантомимика.

1 ч.

73,74

  Восприятие. Представления о внешних свойствах предметов. Основные эмоции. Методика "Пиктограммы". Тренинг ощущений.

2 ч.

 

  Кол-во занятий спланировано с учётом дополнительных каникул для учащихся в феврале месяце.
66 ч. + 8 часов дополнительных на обследование учащихся.

 


 

ПРОГРАММА "КОРРЕКЦИЯ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ" для учащихся 2 классов

 

ПРОГРАММА КУРСА ДЛЯ 2 КЛАССА ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ РАЗДЕЛЫ:

РАЗДЕЛ   1. Комплексное обследование детей. Определение первичного уровня развития.   (4 часа)

         Исследование общей осведомлённости и кругозора учащихся. Исследование мелкой и крупной моторики рук. Динамическая, статическая координация. Ловкость и точность движений.
         Исследование сенсорных процессов. Исследование восприятия   
(форма, цвет, размер, материал, пространство и время). Представления о внешних свойствах предметов. Эмоции.

РАЗДЕЛ  2. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.   (28 часов)

1   МОДУЛЬ. Приёмы правильного диафрагментального дыхания (6 часов)

 Повторяем приёмы 2-х фазного диафрагментального дыхания ("Вдох - Выдох"). Изучаем 4-х фазное диафрагментальное дыхание Тренировка правильного дыхания. Этапы правильного дыхания "Вдох - Выдох", "Вдох - Задержка - Выдох - Задержка" Практическое освоение этапов (длительность 2-3 сек, постепенное увеличение до 4-5 сек.) дыхания. Выполнение дыхательных упражнений.

2  МОДУЛЬ. Оптимизация тонуса. Приёмы релаксации.  (4 часа)

 Вспоминаем пройденное и знакомимся с новыми приёмами релаксации. Этапы релаксации. Тренировка навыка расслабления и напряжения. Практическое освоение этапов. Выполнение упражнений на расслабление частей тела.


 


 

3   МОДУЛЬ. Коррекция крупной моторики  (9 часов)

Подвижные игры на развитие моторных навыков. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. Развитие быстроты, ловкости и точности движений. Развитие умения контролировать сменяемость действий. Развитие согласованности и одновременности движений различных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты).Развитие устойчивости. Развитие слуховой и тактильной координации.

4   МОДУЛЬ. Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков  (9 часов)

 Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Изучение нескольких видов штриховальных линий. Рисование, штриховка, обводка, по трафарету. Соединение точек по порядку. Развитие счётных навыков. Развитие координации движений руки и глаза. Рисуем вторую половинку картинки. Аппликация из пластилина и кусочков цветной бумаги. Развитие моторной координации. Упражнения с массажными мячами. Выполнение графических работ под диктовку.

РАЗДЕЛ   3. Коррекция сенсорных процессов.   (30 часов)

1   МОДУЛЬ. Восприятие формы, цвета, звуков. Конструирование предметов   (9 часов)

  Назначение предметов. Дом, мебель, продукты, одежда, подарки. Количество. Сложные настольные игры с правилами (переход хода, пропуск хода, движение по стрелкам и т.д.). Форма предметов. Конструирование без опоры на образец. Восприятие сенсорных эталонов. Классификация предметов. Цвета и оттенки предметов. Погружаемся в мир звуков.

2   МОДУЛЬ. Развитие зрительно-моторной координации.(5 часов)

Ориентировка на собственном теле и теле другого человека. Определение расположения предметов в пространстве. Справа-слева. Вверху-внизу. В центре. Выше-ниже. Движение в заданном направлении.Правый - верхний угол. Правый - нижний угол. Левый - верхний угол. Левый - нижний угол. Ориентировка на листе бумаги.

3   МОДУЛЬ. Восприятие времени.  (5 часов)

 Повторяем времена года. Смена времён года. Раньше - позже. Месяцы. Год - 12 месяцев. Последовательность событий. Дни недели. Сутки: День и ночь. Вечер и утро.

4   МОДУЛЬ.Тактильно-двигательное восприятие.  (4 часа)

Определение на ощупь предметов, их величины. Учимся сочинять сказку. Работа с разными видами материалов.

5   МОДУЛЬ.Эмоциональный мир.  (7 часов)

 Эмоциональный мир человека. Радость. Страх/испуг. Грусть/печаль. Гнев. Спокойствие. Злость. Удивление. Пантомима. Игры на определение эмоций.

РАЗДЕЛ   4. Повторяем пройденное.(2 часа)

         Выполняем упражнения на 4-х фазное дыхание. Повторяем элементы релаксации. Упражнение на развитие мелкой моторики. Упражнения на развитие восприятия.

РАЗДЕЛ  5. Итоговая диагностика учащихся(4 часа)

 Групповое и индивидуальные обследования: Графомоторные методики, координация движений, сенсорные эталоны.

Учащиеся 2 класса должны уметь:

целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;

быстро и точно передвигаться в пространстве;

анализировать и сравнивать предметы по двум признакам (форма, величина, цвет);

последовательно соединять точки; владеть счётными операциями по программе;

выполнять творческие работы из пластилина по образцу педагога;

конструировать несложные предметы без опоры на образец;

выделять предмет из группы;

определять картинку к заданному эталону;

определять материал, из которого сделан предмет; -- выполнять упражнения на дыхание и расслабление;

выполнять пальчиковые упражнения;

различать основные цвета, знать оттенки цветов;

классифицировать фигуры по нескольким признакам;

ориентироваться на листе бумаги и на собственном теле;

распознавать основные эмоции;

составлять предмет из частей;

знать элементы 2-х фазного и 4-х фазного дыхания и стараться выполнять по команде педагога;

выполнять графические работы под диктовку педагога;

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 класс

№ 
урока

Темы занятий

К-во час.

 

   Раздел   1.   ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ

4:

1

   Общая осведомлённость. Мелкая моторика.

1 ч.

2

  Динамическая и статическая координация, пластичность и ловкость движений. 
  Быстрота и точность, одновременность движений, Мимика, пантомимика.

1 ч.

3

  Восприятие. Представления о внешних свойствах предметов.

1 ч.

4

  Основные эмоции. Методика "Пиктограммы. Тренинг ощущений.

1 ч.

 

   Раздел  2.   КОРРЕКЦИЯ ПСИХОМОТОРИКИ:

28:

 

1   МОДУЛЬ. Приёмы правильного диафрагментального дыхания.

6 ч.

5,6

  Повторяем приёмы 2-х фазного диафрагментального дыхания ("Вдох - Выдох"). "Приключения Незнайки и его друзей".

2 ч.

7,8

  Изучаем 4-х фазное диафрагментальное дыхание (2 - 3 сек.) "Приключения Незнайки и его друзей". Приключения продолжаются.

2 ч.

9,10

  Практическое освоение этапов правильного дыхания (3-4 сек.). Соединение дыхания с простыми движениями.

2 ч.

 

   2  МОДУЛЬ. Оптимизация тонуса. Приёмы релаксации.

4 ч.

11,12

  Вспоминаем пройденное и знакомимся с новыми приёмами релаксации.Этапы релаксации."Незнайка в стране снов".

2 ч.

13,14

  Тренировка навыка расслабления и напряжения. Практическое освоение этапов. Выполнение упражнений на расслабление частей тела."Незнайка мечтает".

2 ч.

 

3   МОДУЛЬ. Коррекция крупной моторики

9 ч:

15

  Подвижные игры на развитие моторных навыков. "Весёлые старты Незнайки и его друзей"*

1 ч.

16,17

  Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. Игротренинг "Подготовка к спортивным соревнованиям"*

2 ч.

18

  Развитие быстроты, ловкости и точности движений. "Спортивные соревнования Незнайки и его друзей"

1 ч.

19,20

  Развитие умения контролировать сменяемость действий.

2 ч.

21,22

  Развитие согласованности и одновременности движений различных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты).

2 ч.

23

  Развитие устойчивости. Развитие слуховой и тактильной координации. Игротренинг "Игры коротышек".

1 ч.

 

4   МОДУЛЬ. Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков

9 ч:

24

  Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. "Приключения Незнайки и его друзей".

1 ч.

25

  Изучение нескольких видов штриховальных линий. Рисование, штриховка, обводка, по трафарету.

1 ч.

26

  Соединяем точки по порядку и рисуем картинки. Развитие счётных навыков. Психотренинг "Незнайка учится".

1 ч.

27

  Развитие координации движений руки и глаза. Рисуем вторую половинку картинки.

1 ч.

28,29

  Аппликация из пластилина и кусочков цветной бумаги. "Незнайка в цветочном городе".

2 ч.

30

  Развитие моторной координации. Упражнения с массажными мячами.

1 ч.

31,32

  Выполнение графических работ под диктовку "Транспорт".

2 ч.

 

3.    КОРРЕКЦИЯ СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ.

30:

 

1   МОДУЛЬ. Восприятие. Конструирование предметов.

9 :

33

  Назначение предметов. Дом, мебель, продукты, одежда, подарки. Психотренинг "День рождения Незнайки".

1 ч.

34

  Количество. Дом, мебель, продукты, одежда. Психотренинг "Город котортышек"

1 ч.

35

  Сложные настольные игры с правилами (переход хода, пропуск хода, движение по стрелкам и т.д.).Игротренинг "Приключения Незнайки и его друзей".

1 ч.

36

  Форма предметов. Выделение признаков формы. Конструирование без опоры на образец (круглые, треугольные, квадратные). Классификация по форме. Игротренинг "Строим новый город".

1 ч.

37

  Восприятие сенсорных эталонов.  Занятие с использованием ИКТ.

1 ч.

38

  Цвета и оттенки предметов. АРТ-Тренинг "Путешествие в страну цвета".

1 ч.

39

  АРТ-тренинг "Приключения в стране цвета".

1 ч.

40

  Погружаемся в мир звуков. Мульттренинг "Поход в лес. Эхо."

1 ч.

41

  Аудиотренинг "Слушаем звуки леса: животные и птицы. Звуки леса, ручья".

1 ч.

 

2   МОДУЛЬ. Развитие зрительно-моторной координации.

5:

42

  Ориентировка на собственном теле и теле другого человека "Незнайка и его друзья".

1 ч.

43

  Определение расположения предметов в пространстве. Игротренинг "Незнайка ищет клад".

1 ч.

44

  Справа-слева. Вверху-внизу. В центре. Выше-ниже. Движение в заданном направлении. Игротренинг "Путешествие Незнайки на космическом корабле".

1 ч.

45,46

  Правый - нижний угол. Левый - верхний угол. Левый - нижний угол. Ориентировка на листе бумаги.

2 ч.

 

3   МОДУЛЬ. Восприятие времени.

5 ч:

47, 48

  Повторяем времена года. Смена времён года. Последовательность событий. Раньше - позже.

2 ч.

49, 50

  Месяцы. Год - 12 месяцев. Последовательность событий.

2 ч.

51

  Дни недели.

1 ч.

52

Сутки: День и ночь. Вечер и утро.

1 ч.

 

4   МОДУЛЬ.Тактильно-двигательное восприятие.

4 ч:

53, 54

  Определение на ощупь предметов, их величины. Учимся сочинять сказку.

2 ч.

55, 56

   Работа с разными видами материалов. Учимся сочинять сказку. "Волшебный мешочек"

2 ч.

 

5   МОДУЛЬ.Эмоциональный мир.

7 ч:

57

  Страх/испуг. Тренинг "Кого и чего я боюсь"

1 ч.

58

   Грусть/Печаль. Тренинг "Что такое грусть".

1 ч.

59

  Радость. Игротренинг "Я и моя радость".

1 ч.

60

  Злость. Игротренинг с использованием ИКТ.

1 ч.

61

  Спокойствие. Игротренинг с использованием ИКТ.

1 ч.

62

  Спокойствие. Игротренинг с использованием ИКТ.

1 ч.

63, 64

  Удивление. Игротренинг с использованием ИКТ.

2 ч.

 

4.  ВТОРИЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОМОТОРИКИ 
И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ.

4:

65

  Исследование общей осведомлённости. Мелкая моторика.

1 ч.

66

  Динамическая и статическая координация, пластичность и ловкость движений. Быстрота и точность, одновременность движений, Мимика, пантомимика.

1 ч.

67,68

  Восприятие. Представления о внешних свойствах предметов. Основные эмоции. Методика "Пиктограммы". Тренинг ощущений.

2 ч.

 

 

68 ч.


 





ПРОГРАММА


КОРРЕКЦИЯ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ

для учащихся 3 классов

 

ПРОГРАММА КУРСА ДЛЯ 3 КЛАССА ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ РАЗДЕЛЫ:

РАЗДЕЛ   1. Комплексное обследование детей. Определение первичного уровня развития (4 часа)

         Исследование общей осведомлённости и кругозора учащихся. Исследование мелкой и крупной моторики рук. Динамическая, статическая координация. Ловкость и точность движений.
         Исследование сенсорных процессов. Исследование восприятия   
(форма, цвет, размер, материал, пространство и время). Представления о внешних свойствах предметов. Эмоции.

РАЗДЕЛ  2. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (28 часов)

1   МОДУЛЬ. Приёмы правильного диафрагментального дыхания.  (6 часов)

         Повторяем приёмы 4-х фазного диафрагментального дыхания ("Вдох - Задержка - Выдох - Задержка"). Тренировка правильного дыхания (длительность 3-4 сек, постепенное увеличение до 5-6 сек.). Выполнение дыхательных упражнений. Соединение дыхания с движениями (убыстряем шаг, бег).Тренировка дыхания во время движения. Массаж и самомассаж. Знакомство с элементами массажа.

2  МОДУЛЬ. Оптимизация тонуса. Приёмы релаксации.(4 часа)

         Вспоминаем пройденное и знакомимся с новыми приёмами релаксации.Этапы релаксации. Тренировка навыка расслабления и напряжения. Практическое освоение этапов. Выполнение упражнений на расслабление частей тела.


 

3   МОДУЛЬ. Коррекция крупной моторики  (9 часов)

         Подвижные игры на развитие моторных навыков. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. Развитие быстроты, ловкости и точности движений. Развитие умения контролировать сменяемость действий. Развитие согласованности и одновременности движений различных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты).Развитие выразительности движений. Развитие слуховой и тактильной координации.

4   МОДУЛЬ. Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков  (9 часов)

         Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Повторяем штриховальные линии. Рисование, штриховка, обводка, по трафарету с дорисовыванием фигур и предметов, придумыванием сюжета. Соединение точек по порядку (по программе 3-класса в пределах 100). Развитие счётных навыков. Учимся составлять рассказ по картинке. Развитие координации движений руки и глаза. Рисуем вторую половинку картинки. Аппликация из различного материала. Развитие моторной координации. Упражнения с массажными мячами. Выполнение графических работ под диктовку ("Морской бой").Движение по клеткам вверх-вниз, вправо-влево, по диагонали.

РАЗДЕЛ   3. Коррекция сенсорных процессов (30 часов)

1   МОДУЛЬ. Восприятие формы, цвета, звуков. Конструирование предметов   (9 часов)

         Назначение предметов. Спорт, игры, увлечения. Количество. Столько же. Больше, меньше на... Экономическая игра. Сложные настольные игры с правилами (переход хода, пропуск хода, движение по стрелкам и т.д.). Форма предметов. Конструирование предметов сложной формы Формирование сенсорных эталонов.
         Классификация предметов. Цвета и оттенки предметов. Погружаемся в мир звуков. Ориентировка на собственном теле и теле другого человека. Определение расположения предметов в пространстве. Справа-слева. Вверху-внизу. В центре. Выше-ниже. Движение в заданном направлении. Составляем целое из частей. Разрезные картинки. Классифицируем по различным признакам: форма, цвет, размер. Составляем рассказ по картинке. Определение расположения предметов в пространстве. Движение в заданном направлении. Классификация предметов. Цвета и оттенки предметов. Погружаемся в мир звуков.


 


 

2   МОДУЛЬ. Развитие зрительно-моторной координации.(5 часов)

         Ориентировка на собственном теле и теле другого человека. Определение расположения предметов в пространстве. Справа-слева. Вверху-внизу. В центре. Выше-ниже. Движение в заданном направлении.Правый - верхний угол. Правый - нижний угол. Левый - верхний угол. Левый - нижний угол. Ориентировка на листе бумаги.

3   МОДУЛЬ. Восприятие времени.  (5 часов)

         Повторяем времена года. Смена времён года. Раньше - позже. Месяцы. Год - 12 месяцев. Последовательность событий. Дни недели. Сутки: День и ночь. Вечер и утро.

4   МОДУЛЬ.Тактильно-двигательное восприятие. Развитие обоняния  (4 часа)

         Определение на ощупь предметов, их величины. Учимся сочинять сказку. Работа с разными видами материалов. Определение на вкус, на запах.

5   МОДУЛЬ.Эмоциональный мир.  (7 часов)

         Эмоциональный мир человека. Радость "Цветик - семицветик". Страх/испуг Сказкотерапия "Лиса и петух". Грусть/печаль "По щучьему велению". Гнев "Лиса и заяц". Доброта "Волк и телёнок". Злость "Золушка".

РАЗДЕЛ   4. Повторяем пройденное (2 часа)

         Выполняем упражнения на 4-х фазное дыхание. Повторяем элементы релаксации. Упражнение на развитие мелкой моторики. Упражнения на развитие восприятия.

РАЗДЕЛ  5. Итоговая диагностика учащихся (4 часа)

         Групповое и индивидуальные обследования: Графомоторные методики, координация движений, сенсорные эталоны.





Учащиеся 3 класса должны уметь:

целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;

быстро и точно передвигаться в пространстве;

анализировать и сравнивать предметы по предложенным признакам (форма, величина, цвет);

определять времена года и называть их признаки;

последовательно соединять точки; владеть счётными операциями по программе;

выполнять творческие работы из различных материалов;

конструировать без опоры на образец;

выделять предмет из группы;

определять картинку к заданным эталонам;

определять материал, из которого сделан предмет;

выполнять упражнения на дыхание и расслабление;

выполнять пальчиковые упражнения;

различать основные цвета, знать оттенки цветов;

классифицировать фигуры по нескольким признакам;

ориентироваться на листе бумаги и в пространстве;

распознавать основные эмоции, уметь их показывать;

составлять предмет из частей;

знать элементы 2-х фазного и 4-х фазного дыхания и выполнять по команде педагога;

выполнять графические работы под диктовку педагога;


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 класс

№ 
урока

Темы занятий

К-во час.

 

   Раздел   1.   ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ

4:

1

   Общая осведомлённость. Мелкая моторика.

1 ч.

2

  Динамическая и статическая координация, пластичность и ловкость движений. 
  Быстрота и точность, одновременность движений, Мимика, пантомимика.

1 ч.

3

  Восприятие. Представления о внешних свойствах предметов.

1 ч.

4

  Основные эмоции. Методика "Пиктограммы. Тренинг ощущений.

1 ч.

 

   Раздел  2.   Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

28:

 

1   МОДУЛЬ. Приёмы правильного диафрагментального дыхания.

6 ч.

5,6

  Повторяем приёмы 4-х фазного диафрагментального дыхания ("Вдох - Задержка - Выдох - Задержка"). "Приключения Буратино и его друзей".

2 ч.

7,8

  Тренировка правильного дыхания (длительность 3-4 сек.). "Приключения Буратино и его друзей". Приключения продолжаются.

2 ч.

9,10

  Практическое освоение этапов правильного дыхания (5-6 сек.). Соединение дыхания с движениями (убыстряем шаг, выполняем бег).

2 ч.

 

   2  МОДУЛЬ. Оптимизация тонуса. Приёмы релаксации.(4 часа)

4 ч.

11,12

  Вспоминаем пройденное и знакомимся с новыми приёмами релаксации.Этапы релаксации."Незнайка в стране снов".

2 ч.

13,14

  Тренировка навыка расслабления и напряжения. Практическое освоение этапов. Выполнение упражнений на расслабление частей тела."Буратино мечтает о кладе".

2 ч.

 

3   МОДУЛЬ. Коррекция крупной моторики

9 ч:

15

  Подвижные игры на развитие моторных навыков. "Весёлые старты Незнайки и его друзей"*

1 ч.

16,17

  Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. Игротренинг "Подготовка к походу на "Поле Чудес", "Встреча с Карабасом - Барабасом"*

2 ч.

18

  Развитие быстроты, ловкости и точности движений. "Побег от Лисы Алисы и Кота Базилио"

1 ч.

19,20

  Развитие умения контролировать сменяемость действий "Выступление в театре кукол".

2 ч.

21,22

  Развитие согласованности и одновременности движений различных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты) "Встреча с Карабасом и Дуремаром". Погоня.

2 ч.

23

  Развитие устойчивости. Развитие слуховой и тактильной координации. Игротренинг "Буратино дома. Приключения продолжаются".

1 ч.

24

   Развитие вкусового восприятия. Игротренинг "В харчевне 3-х пескарей".

1 ч.

 

4   МОДУЛЬ. Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков

9 ч:

24

  Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Сказкотренинг "Буратино в школе".

1 ч.

25

  Повторение видов штриховальных линий. Рисование, штриховка, обводка, по трафарету.Сказкотренинг "Буратино в школе", "Приключения Буратино" (Придумай историю сам)

1 ч.

26

  Соединяем точки по порядку и рисуем картинки. Развитие счётных навыков. Психотренинг "Буратино учится".

1 ч.

27

  Развитие координации движений руки и глаза. Рисуем простую картинку по образцу. Придумываем историю.

1 ч.

28,29

  Аппликация из разного материала. "Буратино и его друзья".

2 ч.

30

  Развитие моторной координации. Упражнения с массажными мячами.

1 ч.

31,32

  Выполнение графических работ под диктовку "Школьные предметы".

2 ч.

 

3.    КОРРЕКЦИЯ СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ.

30:

 

1   МОДУЛЬ. Восприятие. Конструирование предметов.

9 :

33

  Назначение предметов. Назначение предметов. Спорт, игры, увлечения. Психотренинг "Спортивные увлечения Буратино".

1 ч.

34

  Количество. Спорт, игры, увлечения. Психотренинг "Буратино и его друзья любят спорт"

1 ч.

35

  Сложные настольные игры с правилами (переход хода, пропуск хода, движение по стрелкам и т.д.).Игротренинг "Приключения Буратино в стране "Дураков"".

1 ч.

36

  Форма предметов. Выделение признаков формы. Конструирование без опоры на образец (круглые, треугольные, квадратные). Классификация по форме. Игротренинг "Строим новый театр".

1 ч.

37

  Восприятие сенсорных эталонов.  Занятие с использованием ИКТ.

1 ч.

38

  Цвета и оттенки предметов. АРТ-Тренинг "Путешествие в страну цвета".

1 ч.

39

  АРТ-тренинг "Приключения в стране цвета".

1 ч.

40

  Погружаемся в мир звуков. Мульттренинг "Поход в лес. Эхо."

1 ч.

41

  Аудиотренинг "Слушаем звуки леса: Звуки леса в разные времена года".

1 ч.

 

2   МОДУЛЬ. Развитие зрительно-моторной координации.

5:

42

  Ориентировка на собственном теле и теле другого "Черепаха Тортилла и её лягушки".

1 ч.

43

  Определение расположения предметов в пространстве. Игротренинг "Буратино сажает денежное дерево".

1 ч.

44

  Справа-слева. Вверху-внизу. В центре. Выше-ниже. Движение в заданном направлении. Игротренинг "Буратино в гостях у черепахи Тортиллы".

1 ч.

45,46

  Правый - нижний угол. Левый - верхний угол. Левый - нижний угол. Ориентировка на листе бумаги.

2 ч.

 

3   МОДУЛЬ. Восприятие времени.

5 ч:

47, 48

  Повторяем времена года. Смена времён года. Последовательность событий. Раньше - позже.

2 ч.

49, 50

  Месяцы. Год - 12 месяцев. Последовательность событий.

2 ч.

51

  Дни недели.

1 ч.

52

Сутки: День и ночь. Вечер и утро.

1 ч.

 

4   МОДУЛЬ.Тактильно-двигательное восприятие.

4 ч:

53, 54

  Определение на ощупь предметов, их величины. Учимся сочинять сказку.

2 ч.

55, 56

   Работа с разными видами материалов. Учимся сочинять сказку. "Волшебный мешочек"

2 ч.

 

5   МОДУЛЬ.Изучаем эмоциональный мир.

7 ч:

57

  Страх/испуг. Сказкотерапия "Лиса и петух"

1 ч.

58

   Грусть/Печаль. Сказкотренинг "По щучьему велению".

1 ч.

59

  Радость. Игротренинг "Цветик - семицветик".

1 ч.

60

  Доброта "Волк и телёнок".

1 ч.

61

  Гнев. Сказкотренинг "Лиса и заяц".

1 ч.

62

  Злость. Сказкотренинг"Золушка".

1 ч.

 

4.  ВТОРИЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОМОТОРИКИ 
И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ.

4:

65

  Исследование общей осведомлённости. Мелкая моторика.

1 ч.

66

  Динамическая и статическая координация, пластичность и ловкость движений. Быстрота и точность, одновременность движений, Мимика, пантомимика.

1 ч.

67,68

  Восприятие. Представления о внешних свойствах предметов. Основные эмоции. Методика "Пиктограммы". Тренинг ощущений.

2 ч.

 

  

68 ч.




ПРОГРАММА


КОРРЕКЦИЯ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ

для учащихся 4 классов

ПРОГРАММА КУРСА ДЛЯ 4 КЛАССА ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ РАЗДЕЛЫ:

РАЗДЕЛ   1. Комплексное обследование детей. Определение первичного уровня развития(4 часа)

Исследование общей осведомлённости и кругозора учащихся. Исследование мелкой и крупной моторики рук. Динамическая, статическая координация. Ловкость и точность движений.
         Исследование сенсорных процессов. Исследование восприятия   
(форма, цвет, размер, материал, пространство и время). Представления о внешних свойствах предметов. Эмоции.

РАЗДЕЛ  2. Развитие крупной и мелкой моторики,графомоторных навыков.(28 часов)

1   МОДУЛЬ. Приёмы правильного диафрагментального дыхания.  (6 часов)

Повторяем приёмы 4-х фазного диафрагментального дыхания ("Вдох - Задержка - Выдох - Задержка"). Тренировка правильного дыхания (длительность 5-6 сек, постепенное увеличение до 7-8 сек.). Выполнение дыхательных упражнений в движениях (прыжки, бег).Тренировка дыхания во время движения. Массаж и самомассаж. Повторяем элементы массажа.

2  МОДУЛЬ. Оптимизация тонуса. Приёмы релаксации.(4 часа)
         Вспоминаем пройденные приёмы релаксации.Этапы релаксации. Тренировка навыков расслабления и напряжения. Практическое повторение этапов. Выполнение упражнений на расслабление частей тела.


3   МОДУЛЬ. Коррекция крупной моторики  (9 часов)

Подвижные игры на развитие моторных навыков. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. Развитие быстроты, ловкости и точности движений. Развитие умения контролировать сменяемость действий. Развитие согласованности и одновременности движений различных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты).Развитие выразительности движений. Развитие слуховой и тактильной координации.

4   МОДУЛЬ. Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков  (9 часов)

Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Штрихуем, используя различные виды штриховки. Рисование, обводка, по трафарету с дорисовыванием фигур и предметов, придумыванием сюжета. Соединение точек по порядку (по программе 4-класса в пределах 150). Развитие счётных навыков. Составляем рассказы по картинкам. Развитие координации движений руки и глаза. Рисуем вторую половинку картинки. Аппликация из различного материала. Развитие моторной координации. Упражнения с массажными мячами. Выполнение графических работ под диктовку ("Морской бой").Движение по клеткам вверх-вниз, вправо-влево, по диагонали.

РАЗДЕЛ   3. Коррекция сенсорных процессов.(30 часов)

1   МОДУЛЬ. Восприятие формы, цвета, звуков. Конструирование предметов   (9 часов)

 Назначение предметов. Спорт, игры, увлечения. Количество. Столько же. Больше, меньше в... Экономическая игра. Сложные настольные игры. Правила придумываем сами. Форма предметов. Конструирование предметов сложной формы. Формирование сенсорных эталонов.
         Классификация предметов. Цвета спектра. Погружаемся в мир звуков. Ориентировка на собственном теле и теле другого человека. Определение расположения предметов в пространстве. Справа-слева. Вверху-внизу. В центре. Выше-ниже. Движение в заданном направлении. Составляем целое из частей. Пазлы. Классифицируем по различным признакам: форма, цвет, размер. Составляем рассказы по картинкам. Определение расположения предметов в пространстве. Движение в заданном направлении. Классификация предметов. Цвета и оттенки предметов. Погружаемся в мир звуков.


 

2   МОДУЛЬ. Развитие зрительно-моторной координации.(5 часов)

Ориентировка на собственном теле и теле другого человека. Определение расположения предметов в пространстве. Справа-слева. Вверху-внизу. В центре. Выше-ниже. Движение в заданном направлении.Правый - верхний угол. Правый - нижний угол. Левый - верхний угол. Левый - нижний угол. Ориентировка на листе бумаги.

3   МОДУЛЬ. Восприятие времени.  (5 часов)

Повторяем времена года. Смена времён года. Раньше - позже. Месяцы. Год - 12 месяцев. Последовательность событий. Дни недели. Сутки: День и ночь. Вечер и утро.

4   МОДУЛЬ.Тактильно-двигательное восприятие. Развитие обоняния  (4 часа)

Определение на ощупь предметов, их величины. Учимся сочинять сказку. Работа с разными видами материалов. Определение на вкус, на запах.

5   МОДУЛЬ.Эмоциональный мир.  (7 часов)

Повторяем изученные эмоции. Радость. Страх/испуг. Грусть/печаль. Гнев. Доброта. Злость.

РАЗДЕЛ   4. Повторяем пройденное.

(2 часа)

Выполняем упражнения на 4-х фазное дыхание. Повторяем элементы релаксации. Упражнение на развитие мелкой моторики. Упражнения на развитие восприятия.

РАЗДЕЛ  5. Итоговая диагностика учащихся

(4 часа)

Групповое и индивидуальные обследования: Графомоторные методики, координация движений, сенсорные эталоны.



Учащиеся 4 класса должны уметь:

целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;

быстро и точно передвигаться в пространстве;

анализировать и сравнивать предметы по предложенным признакам (форма, величина, цвет);

определять времена года и называть их признаки;

последовательно соединять точки; владеть счётными операциями по программе;

выполнять творческие работы из различных материалов;

конструировать без опоры на образец;

выделять предмет из группы;

определять картинку к заданным эталонам;

определять материал, из которого сделан предмет;

выполнять упражнения на дыхание и расслабление;

выполнять пальчиковые упражнения;

различать основные цвета, знать оттенки цветов;

классифицировать фигуры по нескольким признакам;

ориентироваться на листе бумаги и в пространстве;

распознавать основные эмоции, уметь их показывать;

составлять предмет из частей;

знать элементы 2-х фазного и 4-х фазного дыхания и выполнять по команде педагога;

выполнять графические работы под диктовку педагога;

 


 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4 класс

№ 
урока

Темы занятий

К-во час.

 

   Раздел   1.   ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ

4:

1

   Общая осведомлённость. Мелкая моторика.

1 ч.

2

  Динамическая и статическая координация, пластичность и ловкость движений. 
  Быстрота и точность, одновременность движений, Мимика, пантомимика.

1 ч.

3

  Восприятие. Представления о внешних свойствах предметов.

1 ч.

4

  Основные эмоции. Методика "Пиктограммы. Тренинг ощущений.

1 ч.

 

   Раздел  2.   Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

28:

 

1   МОДУЛЬ. Приёмы правильного диафрагментального дыхания.

6 ч.

5,6

  Повторяем и закрепляем приёмы 4-х фазного диафрагментального дыхания ("Вдох - Задержка - Выдох - Задержка"). "В стране невыученных уроков. Приключения начинаются".

3 ч.

7,8

  Тренировка правильного дыхания (длительность 5-6 сек.). "В стране невыученных уроков". Приключения продолжаются.

2 ч.

9,10

  Практическое освоение этапов правильного дыхания (5-6 сек.). Соединение дыхания с движениями (убыстряем шаг, выполняем бег).

2 ч.

 

   2  МОДУЛЬ. Оптимизация тонуса. Приёмы релаксации.(4 часа)

4 ч.

11,12

  Вспоминаем изученные приёмы релаксации.Этапы релаксации."Путешествие на экзотические острова".

2 ч.

13,14

  Тренировка навыка расслабления и напряжения. Практическое повторение этапов. Выполнение упражнений на расслабление частей тела."Наши мечты".

2 ч.

 

3   МОДУЛЬ. Коррекция крупной моторики

9 ч:

15

  Подвижные игры на развитие моторных навыков. "В стране невыученных уроков"*

1 ч.

16,17

  Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. Игротренинг Мим-театр"Курочка Ряба"

2 ч.

18

  Развитие быстроты, ловкости и точности движений. "Путешествие в тридевятое царство"

1 ч.

19,20,21,22

  Развитие умения контролировать сменяемость действий "Придумываем сказку и играем её".

4 ч.

23,24

  Развитие согласованности и одновременности движений, устойчивости. Игротренинг "Мы - бродячие артисты".

2 ч.

 

4   МОДУЛЬ. Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков

9 ч:

24

  Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Сказкотренинг "В стране невыученных уроков". Рисуем сказку.

2 ч.

25

  Повторение видов штриховальных линий. Рисование, штриховка, обводка, по трафарету.Сказкотренинг "Приключения продолжаются..." (Придумай историю сам)

1 ч.

26

  Соединяем точки по порядку и рисуем картинки. Развитие счётных навыков.

1 ч.

27

  Развитие координации движений руки и глаза. Рисуем сложную картинку по образцу. Придумываем историю.

1 ч.

28,29

  Аппликация из разного материала. "Сочиняем сказку сами".

2 ч.

30

  Развитие моторной координации. Упражнения с массажными мячами.

1 ч.

31,32

  Выполнение графических работ под диктовку "Техника, транспортные средства".

2 ч.

 

3.    КОРРЕКЦИЯ СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ.

30:

 

1   МОДУЛЬ. Восприятие. Конструирование сложных предметов.

9 :

33

  Назначение предметов. Назначение предметов. Транспорт. Техника".

1 ч.

34

  Количество. Путешествия.

1 ч.

35

  Настольные игры придумываем сами.

1 ч.

36

  Форма предметов. Выделение признаков формы. Конструирование без опоры на образец (многоугольник, ромб и т.п.). Классификация по форме, цвету, величине.

1 ч.

37

  Восприятие сенсорных эталонов.  Занятие с использованием ИКТ.

1 ч.

38

  Знакомимся с цветами спектра. АРТ-Тренинг "Путешествие в страну цвета".

1 ч.

39

  АРТ-тренинг "Путешествие в страну цвета".

1 ч.

40

  Погружаемся в мир звуков.

1 ч.

41

  Аудиотренинг "Слушаем звуки леса: Звуки природы (гроза, град, молния, гром прибой)".

1 ч.

 

2   МОДУЛЬ. Развитие зрительно-моторной координации.

5:

42

  Ориентировка на собственном теле и теле другого "Вовка в тридевятом царстве".

1 ч.

43

  Определение расположения предметов в пространстве. Игротренинг..

1 ч.

44

  Справа-слева. Вверху-внизу. В центре. Выше-ниже. Движение в заданном направлении. Игротренинг..

3 ч.

 

3   МОДУЛЬ. Восприятие времени.

5 ч:

47, 48

  Повторяем месяцы. Смена месяцев. Последовательность событий. Раньше - позже.

2 ч.

49, 50

  Вчера, сегодня, завтра. Назад в будущее.

3 ч.

52

Сутки: День и ночь. Вечер и утро.

1 ч.

 

4   МОДУЛЬ.Тактильно-двигательное восприятие.

4 ч:

53, 54

  Определение на ощупь предметов, их величины, материала. Сочиняем сказку сами.

2 ч.

55, 56

   Работа с разными видами материалов. Сочиняем сказку. "Волшебный мешочек"

2 ч.

 

5   МОДУЛЬ.Повторяем изученные эмоции.

7 ч:

57

  Страх/испуг. Видеотренинг "Самый маленький гном.

1 ч.

58

   Грусть/Печаль. Видеотренинг "Возвращение блудного попугая".

1 ч.

59

  Радость. Игротренинг "Возвращение блудного попугая".

1 ч.

60

  Доброта "Самый маленький гном".

1 ч.

61

  Гнев. Сказкотренинг "Возвращение блудного попугая.".

1 ч.

62

  Злость. Сказкотренинг"Беляночка и Розочка".

1 ч.

 

4.  ВТОРИЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОМОТОРИКИ 
И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ.

4:

65

  Исследование общей осведомлённости. Мелкая моторика.

1 ч.

66

  Динамическая и статическая координация, пластичность и ловкость движений. Быстрота и точность, одновременность движений, Мимика, пантомимика.

1 ч.

67,68

  Восприятие. Представления о внешних свойствах предметов. Основные эмоции. Методика "Пиктограммы". Тренинг ощущений.

2 ч.

 

  

68 ч

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИЯ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ". Программное обеспечение Нормативные документы

Закон об образовании РФ.

Конвенция о правах ребёнка

Федеральная программа развития образования. 2000г.

Учебные стандарты школ России. М.: Прометей, 1998г.

Государственный образовательный стандарт (НРК), 1999г.

Устав МОУ "СОШ № 19 г. Чебоксары"

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Агафонова И. "Рисую и читаю, учусь и играю". - СПб, "Светлячок", 1998.

Бабкина И. В. Радость познания. - М.: 2000 г.

Венгер Л. А. "Психолог в детском саду". - ИНТОР, 1995.

Вайзман И. П. Психомоторика. - М., 1976.

Винник М. О. "Задержка психического развития". - Ростов - на -Дону: "ФЕНИКС", 2007.

Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". - КЛИО, 1997.

Демирчоглян Г. Г. "Гимнастика для глаз". - М: "ФиС", 1988.

Журнал "Обучение и воспитание детей с нарушениями развития". -Статья "Развитие психомоторики и сенсорных процессов у учащихся начальных классов..." авторы: Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова Н. Новгород, 2005 г.

Забрамная С. Д. "От диагностики к развитию". - М: Новая школа, 1998.

Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. - М.: Новая школа, 1994.

Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004.

Калинина Н. В., Разинкина А. В. "Подготовка дошкольников к обучению каллиграфии". Ульяновск, 1996.

Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль: "Академия развития", 2006.

Ковалько В. И. "Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток". - М: ЭКСМО, 2007 г.

Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 1997.

Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 1998 г.

Кряжева Н. Л. "Мир детских эмоций". - Ярославль: "Академия развития", 2001.

Локалова Р. П. "90 уроков психологического развития младших школьников". - М.: 1995.

Любимова Т. Г. "Учить не только мыслить, но и чувствовать". -Чебоксары: "КЛИО", 1994.

Никольская И. Л., Тигранова Л. И. "Гимнастика для ума" - М: 1997

Новотворцева Н. В. "Развитие речи детей: Популярное пособие для родителей и педагогов". - Ярославль: "Академия развития", 1997.

Семенович А. В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза" - М.: ГЕНЕЗИС, 2007 г.

Семенченко П. М. "399 задач для развития ребёнка". - М.: 2000

Стрелкова Л. П. "Уроки сказки". -М: Педагогика, 1989

Умайская А. А. "Волшебные точки". - М.: 1987.

Фопель К. "Как научить детей сотрудничать" в 4-х томах. М.: ГЕНЕЗИС, 2001.

Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. "Психотехнические игры и упражнения в спорте". - М.: КЛАСС, 2001 г.

Чистякова М. И. "Психогимнастика". -М.: Просвещение, 1990

Шмаков С, Безбородова Н. "От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций". - М.: Новая школа, 1993 и др.

ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ

Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии" http://w w w .school press, ru/j orna 1/issues/razvitie/index.php

Газета "Школьный психолог"

"Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http .'//festival.! septeinber.ru

"Педагогическая библиотека" - http://www.pedlib.ru

"Мир Психологии" - http://psychology.net.ru

Перечень средств, 
необходимых для реализации программы.

Аппаратные средства

Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео -изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).

Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер.

Не аппаратные средства 
(игры, специализированные приспособления)

Функционально-ориентированные игрушки и пособия (строительные конструкторы, раскладные пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры, геометрическое лото, логические кубики, пазлы, машинка с эмоциями и т.д.)

Спортивные пособия и предметы (мячи разной величины: массажные и гладкие, кольцебросы, шнуровки)

Арсенал для техники АРТ-терапии (куклы, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы формата А 1, А 2, А 3, А 4, А 5, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши)

Игрушки разных материалов и размеров (пластмассовые, металлические, мягкие, картон и т.д.)

Тетради для творческих работ учащихся

Записи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.



ПРИНЦИПЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ:

Принцип единства диагностики и коррекции - определение методов коррекции с учётом диагностических данных

Безусловное принятие каждого ребёнка со всеми индивидуальными чертами характера и особенностями личности.

Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы.

Принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов.

Соблюдение необходимых условий для развития личности учащегося: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации