12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Назарова Марина Евгеньевна334
Россия, Московская обл., Дубна
1

Статья «Взаимодействие ребенка с ОВЗ с участниками образовательного процесса в рамках проведения деловой игры «Референдум» по обществознанию», 10 класс

УДК 372.83

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕБЕНКА С ОВЗ С УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ «РЕФЕРЕНДУМ» ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (10 КЛАСС)

Назарова М.Е.

учитель обществознания

МБОУ Гимназия № 8 им. Н.Н. Боголюбова

Россия, г.о. Дубна

Московская область

Е-mail: nazarovamarinaev@mail.ru

Аннотация. Важным аспектом современной системы образования является интеграция детей с ОВЗ в образовательный процесс, развитие у учащихся коммуникативных навыков, а также формирование способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки. Достижение этих целей может быть реализовано с помощью дистанционных образовательных технологий.

Abstract. Integration of children with health limitation into the educational process, development of the communication skills as well as formation of capability to make real-life use of knowledge and skills obtained are a key aspect of a modern education system. These purposes can be accomplished using technologies of remote education.

Ключевые слова: учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, дистанционные образовательные технологии, кейс-технология, правовое и гражданское воспитание.

Keywords: students with disabilities, remote education technologies, case technologies, legal and civic edication

Важной задачей преподавания обществознания является формирование правовой культуры учащихся, а также получение ими навыков, которые они должны уметь применять в своей жизни. При изучении раздела «Право» в курсе Обществознания в 9-11 классов учитель должен не только познакомить учащихся с основами законодательства, но и показать им реальную жизнь права - то, что действительно происходит в судах, органах власти и управления, в отношениях между людьми, формировать гражданскую позицию и развивать чувство гражданского долга в учащихся. Как справедливо отметил профессор кафедры гражданского права Российской академии правосудия В.В. Лисицын, такой подход превращает догму и законодательство (статику права) в правоприменительную деятельность (динамику права) [9, с. 196].

Важнейшим принципом правового государства, является равенство всех граждан перед законом, равный объем прав и свобод человека и гражданина, равные возможности участия в управлении делами государства, которые гарантируются Конституцией Российской Федерации. Данный принцип последовательно раскрывается в нормах ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который предоставляет всем гражданам равный доступ к образованию, в том числе с помощью дистанционных образовательных технологий [3].

Дистанционные образовательные технологии – это образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника [4].

Целью использования образовательным учреждением является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства учащихся или его временного пребывания (нахождения), что особенно актуально для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основными видами дистанционных образовательных технологий являются: кейсовая технология, интернет-технология и телекоммуникационная технология. Классификационным признаком указанного деления технологий в основном служит способ доставки учебного материала от образовательного учреждения к обучающемуся и результатов его работы обратно [7, с. 19].

Мне бы хотелось поделиться своим опытом использования дистанционных образовательных технологий при организации внеурочной деятельности, к которой привлекался учащийся с ограниченными возможностями здоровья. Мероприятие было проведено в МБОУ гимназия № 8 в октябре 2018 года в рамках месячника правовых знаний. Работа по проведению референдума была организована в несколько этапов.

Учащимся 10 класса был предложен к работе кейс по теме «Референдум в современном мире». В содержательную часть кейса входили ряд публикаций и федеральных законов, которые учащиеся должны были самостоятельно изучить, а также инструктивная карточка.

Содержательная часть кейса «Референдум в современном мире».

1. Референдум как институт демократии в российской и европейской действительности [8].

2. Галас М.Л. Некоторые аспекты институционализации референдумов в новейшей истории [5].

3. Конституция РФ.

4. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) «О референдуме Российской Федерации» [2].

Инструктивная карточка для учащихся:

1. Внимательно прочитайте кейс.

2. Выясните, в чем заключается проблема.

3. Определите, достаточно ли содержится в кейсе информации для поиска решения или необходимо дополнительная информация.

4. Выясните как реализуются референдумы в международной практике. Проанализируйте референдумы за последние 5 лет. Заполните таблицу «Референдумы в современном обществе» (табл. 1).

Таблица 1

Государство

Дата проведения

Вопросы, выносимые на референдум

Результаты

референдума

Источник информации

         

5. Дайте оценку институту референдума. Запишите достоинства и недостатки этого института непосредственной демократии.

6. Подумайте, нужны ли референдумы в современном мире. Свой ответ аргументируйте.

7. Подготовьтесь к участие в диспуте с защитой своей позиции.

8. Подготовьте презентацию по теме кейса (10 слайдов).

Этапы работы с кейсом. Кейс был выдан учащимся после теоретической проработки раздела 1 «Человек в обществе» по учебнику Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов]: под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2014.

Предварительная работа с кейсом осуществлялась учащимися самостоятельно в качестве домашней работы. Учащийся с ОВЗ знакомился с материалами кейса самостоятельно и имел возможность обсудить с учителем основные вопросы в ходе консультации посредством коммуникационной системы скайп. На подготовку к занятию была отведена одна неделя. Заполненные таблицы и презентации учащиеся отправляли на проверку учителю по электронной почте, что значительно упростило общую оценку результатов работы в классе.

Работа в классе была организована в форме игры Дебаты. Учащийся в ОВЗ был включен в диспут посредством коммуникационной системы скайп. Свои аргументы «за» и «против» референдума он писал в чате, который транслировался на доску через проектор. Все аргументы записывались на доске и анализировались в ходе игры. На заключительном этапе работы ребята сделали вывод о необходимости института референдума в современном мире.

По окончании обсуждения учащимся было предложено проголосовать по вопросу «Нужен ли референдум нашей гимназии?». Большинство ребят считали, что такой инструмент как референдум нашей гимназии нужен. Учащимся было предложено познакомить учеников гимназии с институтом референдума (5-9 и 11 классы) и провести аналогичное голосование во всех классах гимназии, а также предложить каждому классу подумать над вопросами, которые нужно вынести на референдум. Для беседы в классах были выбраны семь учеников, получивших максимальное количество баллов по оценочной таблице [6, c.121].

Обсуждение вопросов, которые учащиеся хотели бы вынести на референдум проводилась в гимназии в течение недели. Все вопросы были рассмотрены на заседании Школьного парламента. Результатом работы в 5-11 классах гимназии стало решение директора МБОУ гимназия № 8 «О проведении школьного референдума». На основании данного решения была сформирована избирательная комиссия в которую вошли два представителя от каждого класса, учитель обществознания и учитель истории от педагогического коллектива и заместитель директора по УМР, как представитель администрации. Большинством голосов членов избирательной комиссии были выбраны три вопроса, которые были вынесены на референдум. Члены комиссии разработали проект положения о референдуме и проект бюллетеня, а также подготовлен информационный стенд о порядке проведения референдума.

Важным аспектом мероприятия было формирование гражданской позиции учащихся. На всех этапах работы с учащимися подчеркивалось значение каждого голоса в решении общих вопросов. Равный доступ всех учеников к участию в референдуме был реализован с помощью предоставления возможности для участия в голосовании учащегося с ОВЗ. Представители избирательной комиссии посетили ученика с ОВЗ по месту жительства и предложили ему поучаствовать в голосовании по вопросам референдума.

После проведения референдума, члены избирательной комиссии осуществляли подсчет голосов. Эта процедура записывалась на камеру и затем была доступна всем учащимся, в том числе ученику с ОВЗ, в виде ссылки на яндекс-диск.

Участие в школьном референдуме стимулировало интерес учащихся к общественной жизни, дало толчок к развитию их гражданской позиции, на практике показало, что каждый человек может внести свой вклад в решение общих вопросов.

Список использованных источников

Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. - М. : Юрид. лит., 2000. - 61 с.

Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) «О референдуме Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Правовая система Консультант URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48221/ .

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 273-ФЗ [Электронный ресурс] - Правовая система Консультант URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e5291f25d6986b5301ab79c23f0055ca4/

Приказ Минобрнауки РФ от 06.05.2005 N 137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.08.2005 N 6862) [Электронный ресурс] - Правовая система Консультант URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54824/

Галас М.Л. Некоторые аспекты институционализации референдумов в новейшей истории. // Пространство и Время. 2014. №2 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-institutsionalizatsii-referendumov-v-noveyshey-istorii .

Енбаева Л.В. К вопросу об использовании кейсов в предметном обучении // Вестник ПГГПУ. Серия №1. Психологические и педагогические науки. С. 115-124.

Лебедева М.Б. Образовательные технологии; терминология и содержание // Ярославский педагогический вестник. № 1, 2011. Том II (Психолого-педагогические науки). с. 17-21.

Референдум как институт демократии в российской и европейской действительности. // Евразийский юридический журнал № 9 (16) 2009. URL: http://www.eurasialegal.info/index.php?option=com_content&view=article&id=1971:2013-03-26-06-54-23&catid=229:2013-03-26-06-52-04 .

Сосипатрова Н.Е. Case-метод как способ интерактивного обучения гражданскому праву // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014 № 3(4), с. 196-199.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.