Формирование алгоритма проектной работы
Формирование алгоритма проектной работы
Маркова С.Н., преподаватель математики
ГПОУ ЯО Переславского колледжа им. А. Невского
Для формирования алгоритма проектной деятельности подходят небольшие учебные проекты. Кроме того, учебный проект – прекрасный способ проверки знаний обучающихся. Устойчивые математические навыки у учащихся вырабатываются успешнее, если ввести в учебный процесс алгоритмы решения важнейших задач. Именно они в дальнейшем служат основой формирования у учащихся алгоритмической культуры.
Твердое знание планов решения основных задач курса математики - это первоначальный фундамент математической подготовки учащихся.
Применяя планы решения задач в процессе обучения математике, надо чтобы учащиеся не просто запоминали план решения, но главное понимали, на каком теоретическом материале основано его применение, и каждый шаг учебной деятельности выполнять осознанно, а не автоматически.
Основные принципы составления алгоритма:
Теоретические сведения должны иметь непосредственное к нему отношение.
Система предписаний, имея дискретный характер, должна быть общей по отношению к целому классу однородных задач.
По содержанию система предписаний должна быть полной или достаточной, которая в своем комплексе гарантирует получение конечного результата.
Система предписаний должна быть совместной или непротиворечивой, т.е. каждое предыдущее предписание должно являться подводящей посылкой для последующего, а последующее – логическое следствие предыдущего.
Число пунктов плана не должно быть большим (5-6 пунктов предельно)
Данный алгоритм должен обеспечивать многократное решение однотипных задач, т.е. обладать свойством массовости.
Знакомство учащихся с планами решения задач осуществляется на лекции, а дальнейшая их отработка выполняется на практических занятиях.
Для повторения материала ранее пройденного разработана система карточек.
Каждая карточка отражает определенный вопрос программы и предусматривает отработку соответствующего ее названию плана, который скоординирован в таблицу. Структура карточек одна и та же:
план;
основные сведения из теории;
иллюстрацию применения алгоритма к решению задач;
задания для самостоятельной работы.
Такая методика применения алгоритмов решения задач позволяет в определенной мере автоматизировать учебный процесс на этапе формирования навыков в решении типовых задач и создают широкие возможности для активной самостоятельной работы, способствуют формированию устойчивых учебных навыков в решении задач, учат работать с математическим текстом.
Примеры карточек
Уравнение касательной к графику функции в т. (х0; y0) |
|
Уравнение касательной имеет вид y-y0=d’(х0) (x- х0) |
|
План составления уравнения касательной в данной точке |
Применение плана d(x)=x3+2x2-5 |
Вычислить значение функции в данной точке х=х0 |
х0=1, y0= d(1) y0=1++2-5=-2 |
Найти производную функции |
d’(х)=3х2+4х |
Вычислить значение производной в данной точке |
d’(1)=3+4=7 |
Подставляем полученные значения в уравнение касательной и записываем ответ |
y - (-2)=7 (x-1) y=7x-9 |