Выступление на тему «Формирование читательских компетенций учащихся в процессе преподавания литературного чтения в начальной школе»
Формирование читательских компетенций учащихся в процессе преподавания литературного чтения в начальной школе.
учитель 1 кв. категории
МБОУ «СОШ № 140» Советского района г. Казани
Абдуллина Е.Н.
Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело.
К.Д.Ушинский
Ни для кого сейчас не секрет, что за последнее время, телевидение, видео и Интернет вытесняют чтение как познавательную и художественно-эстетическую деятельность. Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь. Вследствие низкой культуры чтения ученики испытывают трудности в обучении и развитии логического мышления и воображения, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров, неспособностью сформировать внутренний план действий. Кроме этого наблюдается недостаток живого общения со сверстниками, взрослыми.
В наши дни, с введением ФГОС школа должна вооружить своего ученика способами овладения знаниями на протяжении всей его жизни (в том числе вне школы).
Если раньше на выходе ученик должен был обладать определённым набором знаний, умений и навыков, то сегодня предлагается новая категория измерения результатов обучения - компетенция.
В Федеральном компоненте государственного стандарта литературное чтение обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования младшего школьника.
Предмет «Литературное чтение»:
- значим для личностного развития ребенка, поскольку формирует представление о мире, культуре, этических понятиях, нравственности;
- создает условия для успешности обучения по всем предметам;
- формирует потребность в систематическом чтении;
- является фундаментом для всего последующего обучения читателя, способного самостоятельно добывать знания, обладающего основным умением — умением учиться;
- закладывает основу формирования учебной деятельности – систему учебно-познавательных мотивов, умение ставить, принимать и реализовывать учебные цели, решать учебные и учебно-практические задачи, планировать, контролировать, оценивать учебные действия, их результат.
Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
. самостоятельного чтения книг;
• высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
• самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
• работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Читательская компетенция это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях. Так определяют читательскую компетентность новые Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС).
Читательская компетентность определяется:
владением техникой чтения,
приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,
знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,
сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания
Одной из особенностей стандарта нового поколения является развитие таких личностных качеств как способность к самооценке, к саморазвитию и самореализации. В настоящее время все более актуальным становится использование приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.
Читательская компетентность представляет собой сложное качественное новообразование личности и предполагает длительный процесс по ее формированию, поэтому, в рамках начальной ступени образования говорится лишь о начале ее становления.
Формирование читательской компетентности у детей младших классов является одним из слагающих дальнейшей продуктивной учебной деятельности в старших классах.
Главным в моей педагогической деятельности является развитие индивидуальности ребёнка. Предпочтение я отдавала таким формам учебных занятий, как урок-исследование, урок-взаимообучение, урок-экскурсия. К использованию именно таких форм организации учебной деятельности пришла не сразу. Необходимо развивать у учащихся коммуникативные умения, самоконтроль и самооценку, умение задавать вопросы, находить способы для разрешения проблемной ситуации.
При анализе литературного произведения используются следующие приемы:. 1. Анализ образа конкретного героя. (Текст письменный и устный).
2. Создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов к тексту. (Развитие мыслительных процессов)
3. Рассказ от имени героя. (Речевое развитие).
4. Работа с иллюстрациями к произведению.
5. Театрализация.
6. Составление плана произведения как краткого, так и развёрнутого.
7. Чтение по очереди, в парах, в группах, пересказ, чтение по ролям
8. Разбивание текста на отрывки, чтение каждого отрывка про себя и пересказ своего отрывка в группе.
9. Устное и письменное рисование образов и характеров героев произведений.
Включала в урок викторины, кроссворды, тесты.
Целенаправленная, и систематическая работа развивает учащихся нравственно и эмоционально, обогащает их субъектный опыт, формирует положительный интерес к чтению и создаёт необходимые умения для дальнейшего изучения литературы. Еще одним из видов творческой деятельности учащихся является тесная работа с библиотекой. Как школьной, так и районной. Знакомство с созданием книги, с её историей. Бережное отношение к книге, ремонт книг, изготовление закладок, создание своих книг в рамках работы проектной деятельности. Ежегодно в школе проходит конкурс «Самый читающий класс», «Самый читающий ученик»
Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволил обрести в их лице подлинных помощников. Разговор о детском чтении вёлся на родительских собраниях, где разъяснялись пути и способы формирования читательской деятельности детей в условиях семьи, расширение круга чтения, анализировались типичные затруднения детей в чтении книг.
5 причин, по которым читать книги нужно всей семьей:
- Семейное чтение способствует привитию ребенку любви к чтению без принуждения
- Совместное чтение и обсуждение прочитанной книги укрепляет семейные связи
- Семейное чтение позволяет взрослому участвовать в жизни ребенка, познать мир его интересов
- Чтение ребенком книги вслух для всей семьи улучшает у него технику и скорость чтения
- Ребенок может спросить взрослого о непонятых местах в книге, задать вопросы по прочитанному. Это повышает у ребенка авторитет родителей.
ФГОС НОО в качестве основной цели обучения называет развитие личности учащихся. Реализация данной цели требует новых методов обучения, которые способны формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся. Одним из таких методов является проектная деятельность. Целью и результатом проектной деятельности обучающихся в начальной школе является создание под руководством учителя творческой работы, в результате которой:
• формируются учебно-познавательные компетенции: расширяется система образов и представлений об изучаемом предмете и явлении, развиваются познавательные и исследовательские навыки, формируются умения поиска и переработки информации и многие другие;
• формируются все виды чтения у младших школьников;
• развиваются коммуникативные компетенции: навыки группового взаимодействия, презентации и рефлексии деятельности;
• расширяются информационные компетенции: поиск информации в различных источниках, ориентация в информационном пространстве.
Е.С. Палат дает следующее определение «проекта» как метода и как педагогической технологии: «В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления» [24, С.18]. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, «то эта технология предполагает использование совокупности исследовательских, поисковых, проблемных методов…» .
Применительно к начальной школе, А.В. Горячев дает следующее определение проекта: «специально организованное педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ».
Метод проектов – это очень интересная работа. Его использование позволяет повысить мотивацию к выполнению учебных заданий, интерес к чтению художественных произведений, глубже усвоить учебный материал и научиться применять полученные знания в различных видах творческой деятельности. Умение добывать и использовать полученную информацию, самостоятельность и целенаправленность в отборе информации развивает навыки самообразования. Практика публичного выступления и обсуждения снимает у ребенка многие психологические комплексы. Навыки группового взаимодействия позволят детям лучше научиться понимать партнера по общению, решать продуктивно проблемы, возникающие в процессе общения, лучше узнать себя и своих одноклассников.
Работа по формированию читательской компетентности младших школьников должна вестись систематически в рамках урочной и внеурочной деятельности, в работе с родителями.
На уроках литературного чтения
использовать всевозможные методы и приёмы для активизации познавательного интереса;
дополнять существующую систему развития речи теоретическим материалом, шире знакомить обучающихся с различными речевыми жанрами, которые они будут использовать в своей жизни.
Необходимо организовать внеурочную занятость обучающихся по различным направлениям развития личности.
Процесс приобщения учащихся к чтению, воспитание квалифицированного читателя - это двусторонний процесс.
С одной стороны, целенаправленная педагогическая деятельность, с другой внутренний процесс приобщения школьника к чтению, формирующий стойкую потребность в регулярном чтении.