№ п/п | Этапы урока | Приёмы, методы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
| Мотивация к учебной деятельности. Эмоциональный настрой |
| Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность. -Пожелаем друг другу удачи при помощи «Ладошки пожелания»
| Готовятся к уроку, настраиваются
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами); успеха (указательными); большого (средними); во всём (безымянными); и везде (мизинцами); Удачи! (прикосновение всей ладонью) |
II.
1. | Работа с текстом до чтения. Этап мотивации к познавательной деятельности, актуализация знаний
| Артикуляционная гимнастика. | Даёт прочитать чистоговорку. - Прочитайте чистоговорку Ру-ру-ру - начинаем мы игру. Ра-ра-ра – за мостом стоит гора. Ро-ро-ро – подари нам гусь перо. Ры-ры-ры – наступил конец игры.
- Назови слова, в которых есть слог «ру» («ра», «ро», «ры») | Дети читают
Подбирают слова |
2. | Самоопределение к деятельности.
|
«Исправь ошибки в словах»
«Антиципации»
«Весёлое зачеркивание»
Исследование
| Подготавливает учащихся к чтению текста, прогнозированию его содержания и тематической эмоциональной направленности.
- Для того, чтобы определить тему урока выполним несколько заданий. Даёт задание. - Исправьте в словах ошибки (слова написаны на доске): глиб, каландаш, лучка, валежка, блюки, клыша - Что заменили?
- Кто догадался, о какой букве будем читать?
- Как называется рассказ, вы определите, переставив слова местами.
- Кто же написал этот рассказ, вы определите, работая в паре приёмом «Весёлое зачёркивание»
- Назовите тему урока, соединив ваши исследования вместе.
Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р» | Определяют смысловую, тематическую, эмоциональную направленность текста, выделяют героев произведения
Дети исправляют ошибки в словах Гриб, карандаш, ручка, варежка, брюки, крыша
- Во всех словах произошла замена буквы ЭЛЬ на букву ЭР
- О букве ЭР
«Как | научился | Женя | мальчик | говорить | букву «р». |
РАБОТА В ПАРЕ «Весёлое зачеркивание» Чоа тат руе у ю ё бшг ь ъ и п н с
- Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р» |
3. | Целеполагание. | Целеполагание | Просит поставить цели урока с учётом общей готовности учащихся к работе. - Поставьте цели урока. Познакомимся … Будем учиться … Будем отвечать на … | Формулируют цели урока, готовятся к чтению и обсуждению текста. … с рассказом Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «р». … правильно и выразительно читать. …вопросы по тексту |
4. | Прогнозирование | «Стратегия слов» «Выдвижение гипотезы» | С помощью слов предлагает детям предугадать содержание произведения.
- Перед вами слова. Определите, о чём будет это произведение. мальчик ребята смеялись ворона каркала научила | Дети читают слова и дают предположение о произведении: «В произведении будет рассказываться о мальчике, который не мог выговаривать букву эр, все ребята над ним смеялись, а ворона его научила произносить букву эр» |
III.
1. | Работа с текстом во время чтения Первичное чтение текста. Прогнозирование |
«Чтение с остановками» «Диалог с автором» «Выдвижение гипотезы» | Обеспечивает полноценное восприятие текста. Учит прогнозировать, предугадывать содержание текста. Просит детей аргументировать свои эмоции. Рассказ читает учитель. - Послушайте рассказ внимательно и проверьте ваше предположение. 1. Со слов: «Мальчик Женя не умел говорить «р». До слов: «Все ребята над ним смеялись. Вот однажды…» - Что случилось однажды? Какие будут у вас гипотезы?
-Давайте проверим ваши предположения (учитель читает текст дальше).
2. Со слов: «Вот однажды играл Женя…» До слов: «Лежит на крыше и тихо плачет. Вдруг…» - Что могло случиться вдруг? Какие у вас идеи?
Проверяем ваши предположения (учитель читает текст дальше).
3. Со слов: «Вдруг на забор прилетела ворона…» До слов: «Лез, лез и свалился с крыши… » - Как вы думаете, чем закончится рассказ?
-Давайте проверим ваши предположения (учитель читает текст дальше).
4. Со слов: «Да крыша-то невысокая…» До конца: «Вот как обрадовался!» | Знакомятся с текстом рассказа. Ведут диалог с учителем и автором. Прогнозируют, предугадывают содержание рассказа Дети слушают и отвечают на вопросы.
- Дети дают предположения.
|
2. | Первичное осмысление текста
| «Толстые и тонкие вопросы» | Обеспечивает полноценное осмысление текста. Учит строить простые вопросы по содержанию рассказа. Просит детей аргументировать свои суждения. - Оправдались ли ваши прогнозы о сюжете рассказа? - Могла ли эта история произойти на самом деле? - Задайте по тексту друг другу вопросы. О ком…? Что…? Кто…? Как…? Чему…? Объясните, почему…? Предположите, что ….
- Какое отношение появилось у вас к Жене, когда вы слушали этот рассказ?
| Ведут диалог с учителем.
Ученики составляют вопросы по содержанию на первичное осмысление текста.
- Нам было жалко Женю, когда его дразнили дети, а потом мы радовались, когда Женя научился выговаривать звук [р]. |
IV.
1. | Работа с текстом после чтения. Знакомство с биографией автора |
| Учитель предлагает посмотреть на рисунки автора к своим книгам и высказать предположения об авторе.
- Посмотрите на рисунки и, что вы можете рассказать об Е. Чарушине по ним? Евгений Иванович Чарушин родился 29 октября 1901 года г. Вятке (нынче Киров). Отец его, Иван Аполлонович Чарушин, известный русский архитектор, дал сыну первые навыки рисования. Отец мальчика привил ему любовь к природе и охоте. Мать, Евгения Чарушина - садовод. Она любила все живое и эту любовь передала сыну. Все свои рассказы о детях, о животных, о природе Чарушин иллюстрировал сам. Рассказ, с который мы познакомились - это его воспоминание из детства. | Ведут диалог с учителем. Высказываются, слушают рассказ учителя об авторе. |
2. | Перечитывании текста по частям.
Стилистический анализ с беседой по содержанию. Озаглавливание частей. Картинный план. |
Чтение по ролям
Словесное рисование
«Стилистический приём»
Чтение «Буксиром»
Словесное рисование
«Стилистический приём»
Хоровое чтение
Выборочное чтение
Чтение цепочкой
Словесное рисование
| Организует медленное «вдумчивое чтение», вычитывание подтекста. Организует словарно-логическую работу. Учитель предлагает прочитать рассказ по частям и озаглавить их.
- Мы прочитаем рассказ ещё раз и попробуем к тексту нарисовать словесные картинки.
1 часть. *Эту часть читают сильные ученики по ролям
- Какие слова предлагали сказать ребята Жене? Найдите их в тексте. - Что не понравилось вам в поступках ребят, по отношению к Жене? - Можно ли смеяться над детьми, у которых не получаются некоторые звуки? - Попробуйте к первой части нарисовать словесную картинку. Что вы представили, читая этот отрывок?
-Как вы думаете, как можно озаглавить эту часть? 2 часть. * Чтение трудных слов не-пра-виль-но драз-нить не-вы-со-кой * Чтение «буксиром» -Какие чувства испытывал Женя в этом отрывке? - Почему Женя обиделся на ребят? -Оцените поступок его друзей? - Можно ли ребят назвать его друзьями?
- Какая картинка появилась у вас? -Как можно озаглавить? 3 часть. * Чтение трудных слов при-ле-те-ла по-лу-чи-лось по-смот-ре-ла на-кло-ни-ла при-щёлк-ну-ла вы-го-ва-ри-вать | по-лу-ча-ет-ся рас-ка-ты-ва-ет-ся об-ра-до-вал-ся то-ро-пит-ся вы-го-ва-ри-ва-ет-ся ра-ду-ет-ся |
*Хоровое чтение - Кто помог Жене произносить звук [р]? - Как кричала ворона, чтобы научить мальчика произносить звук [р]? Давайте прочитаем. - Как менялось настроение Жени во время учёбы с вороной? - Какие черты характера помогли мальчику научиться произносить звук [р]? (Даёт детям несколько слов, из которых дети выбирают нужные черты) УПОРСТВО | ОТЧАЯНИЕ | НАСТОЙЧИВОСТЬ | ТРУСОСТЬ | ТЕРПЕЛИВОСТЬ | ЛЕНЬ |
Вывод: если потрудишься, постараешься, то всему научишься. - Что бы вы нарисовали к третьей части? Посмотрите на иллюстрацию в учебнике. Подходит ли она к этому отрывку. Озаглавьте третью часть. 4 часть. *Чтение цепочкой - Читаем последнюю заключительную часть цепочкой. -Какие чувства вы испытали, когда Женя научился произносить звук [р]? - А какое настроение было у Жени, когда он научился выговаривать звук [р]? Найдите в тексте эти слова.
- Нарисуйте словесную картинку.
- Как озаглавим? Попробуйте взять предложение из текста. | Принимают учебную задачу учителя, ведут с ним диалог, отвечают на его вопросы с опорой на текст, аргументируют свою точку зрения.
Слушают. Отвечают.
- пароход, таракан, рыба. - отвечают. - отвечают.
На картинке стоят дети. Перед ними мальчик Женя. Он старается выговаривать слова, но у него не получается.
Женя не умел говорить [р].
- отвечают.
- Мальчик Женя лежит на крыше баньки и плачет. Женя обиделся на друзей.
- «Каррр, краа, кррр, крра, ррра!»
*Упорство, настойчивость, терпеливость.
Женя научился говорить звук [р].
Работают по заданиям учителя. Отвечают.
- Радость, удовольствие, восторг…
Обрадовался, радуется. Женя улыбается, счастливый подбежал к ребятам и рассказывает им о своей радости. Я «рры» научился говорить! |
3. | Концептуальная беседа. Постановка проблемного вопроса. Поиск решения.
| Проблемный вопрос. | Организует работу фронтально по содержанию произведения.
- Чему научился Женя: говорить букву р или произносить звук, который этой буквой обозначается?
- Какую ошибку допустил писатель Чарушин в названии своего рассказа? - Как по- другому можно озаглавить этот рассказ?
- Чему учит нас этот рассказ? Вывод: трудом и настойчивостью можно добиться успеха! Если потрудишься, постараешься, то всему научишься! - В жизни вам придётся и выигрывать, и проигрывать. Но, главное, чтобы вы не теряли надежду и веру в свои силы, в будущую победу! | Принимают учебную задачу учителя, ведут с ним диалог.
- Он научился произносить звук [р], т.к звуки мы произносим и слышим, а буквы читаем и пишем. - Женя не умел произносить звук [ р], а не букву эр.
ТРУДНЫЙ ЗВУК. УПОРНЫЙ ЖЕНЯ.
*Рассказ учит целеустремленности и упорству. Учит не отступать перед трудностями, и всегда идти к своей цели. Учит не смеяться над теми, у которых что-то не получается. Учит брать пример с тех, кто умеет что-то делать хорошо. |
V. | Подведение итогов урока
|
| Акцентирует внимание на конечный результат учебной деятельности обучающихся на уроке. Просит оценить своё эмоциональное отношение по материалу урока.
Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока? - Удалось ли нам решить поставленные задачи? - Какие задания вам понравились на уроке. - Где вы испытали трудности?
- Как вы думаете, что надо сделать, чтобы ……?
| Формулируют конечный результат своей работы.
Познакомиться с рассказом Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «р». Учиться правильно и выразительно читать. Отвечать на вопросы по тексту. |
VI. | Рефлексия |
| Просит оценить своё эмоциональное отношение по материалу урока.
Женя с радостью побежал к ребятам рассказать о своей победе над звуком р. Но он что-то забыл сказать своему учителю ВОРОНЕ. Что он забыл? У вас на партах сердечки со словами благодарности. Подарите их ВОРОНЕ, если вы считайте, что она заслужила их за свой труд и ваш на уроке. | Высказывают свое эмоциональное отношение к учителю-птице.
- Поблагодарить своего учителя ВОРОНУ. |
VII. | Домашнее задание | Уровневая дифференциация | Предлагает выбрать одно задание из предложенных вариантов домашней работы. Вывод: Сегодня мы с вами делили большой рассказ на маленькие части. И у нас получился план. С помощью такого плана легко пересказывать произведение. Задание на выбор: - чтение рассказа - пересказ рассказа - придумать продолжение рассказу. | Выбирают задание для домашней работы с учётом индивидуальных возможностей
|