Конспект урока 2 класс, УМК «Гармония».
Тема урока: Изложение с продолжением. Е. Чарушин «Волчишко».
Цели:
1. Учить письменному пересказу; работать над композиционным строением текста; упражнять в составлении и редактировании текста; тренировать в нахождении орфограмм, в решении орфографических задач и выделении тех задач, которые пока учащиеся не могут решать.
Познакомить жизнью и творчеством Е. Чарушина.
2. Развивать орфографическую зоркость, монологическую и диалогическую речь, память.
3. Воспитывать самостоятельность, любовь к животным, интерес к чтению рассказов о животных.
Оборудование: выставка книг Е. Чарушина (учащиеся), сообщения учащихся, портрет Е Чарушина.
Ход урока
Орг. момент. Долгожданный дан звонок,
Начинаем мы урок.
Друг на друга посмотрите, улыбнитесь,
И тихонечко садитесь.
Проверка домашнего задания.
− Задание 429.
– Объясните значение слова зоосад. Как узнали?
– Зоосад- зоологический сад. «Зоо» - животные. Толковый словарь Ушакова.
– Какие предложения по цели и интонации произносил ворон?
– Назовите автора этого рассказа.
Сообщение темы и целей урока.
а) беседа о Е. Чарушине и его книгах.
– Обратите внимание на выставку книг. Кто их автор?
− Е. Чарушин.
− Какие рассказы он написал?
−«Птенцы», «Волчишко и другие», «Облава», «Цыплячий город», «Джунгли - птичий рай», «Животные жарких стран». "Разные звери", "Никитка и его друзья" , "Моя первая зоология", "Про больших и маленьких", "Про Томку", "Медвежата", "Васька", "Про сороку".
б) сообщения (ранее подготовленные учащиеся)
–Ребята, что вы знаете о Евгении Чарушине? (портрет)
1 уч-ся:
ЧАРУШИН Евгений Иванович (1901-1965)- писатель и художник родился 29 октября 1901 года в Вятке в семье Ивана Аполлоновича Чарушина, одного из известных архитекторов Урала. Семья Ивана Аполлоновича Чарушина жила очень дружно. В доме собирались музыканты, художники.
2 уч-ся:
Евгений Иванович создал множество иллюстраций к текстам Бианки, а также М.М. Пришвина, С.Я. Маршака и других известных писателей. Чарушин попробовал сам писать небольшие рассказы для детей о жизни животных и сам иллюстрировал.
Учитель:
Евгений Иванович Чарушин писал: «Я приучился с детства понимать животное - понимать его движения и мимику. Мне сейчас даже как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животное".
− Сегодня мы будем работать с отрывком одного из рассказов Е. Чарушина.
Работа над изложением под руководством учителя.
А. Задание 430.
Ознакомление с текстом (учебники).
− Задание 430. Прочитайте текст.
Ж.л в.лчишко с матерью. Ушла мать на охоту. А в.лчишку поймал человек и принё. в горо.. Положил посреди комнаты.
Забарахтался в.лчишко и выл.. из ме.ка.
Беседа по содержанию. Лексическая работа.
− О ком этот рассказ?
− Почему автор употребляет слово волчишко?
− Чарушин хочет показать нам, что он маленький и беззащитный, а также выражает свои нежные чувства.
– С кем жил волчишко?
− Как волчишко попал в город?
− Как он вёл себя в комнате?
− Какое слово употребил автор, описывая действие?
− Забарахтался.
− Как вы понимаете значение этого слова?
− Начать барахтаться, забиться руками ми и ногами (словарь Даля)
Запись опорных слов (на доске).
- Выберем слова из предложений, которые помогут нам пересказать текст (по предложениям).
Жил… Ушла мать... A волчишку…,Положил…Забарахтался...
Орфографическая подготовка.
– Перечитайте первое предложение. Вставим буквы в окошечки. (так все предложения до конца)
- Жил, вставляю гласную «и», «жи-ши» пишу с «и».
- Волчишко, в корне пишу безударную гласную букву «о», проверочное слово-_волк.
- Принёс, на конце слова- парная согласная по глухости-звонкости буква «с», проверочное слово-принесли.
- «В город», на конце слова согласная «д», проверочное слово- города.
-«Вылез», вставляю безударную гласную «е», согласную в корне слова «з», проверочное слово-лезет.
- «Из мешка», в корне слова будем писать букву»ш», проверочное слово-
«мешок».
- Какое встретилось слово с непроверяемым написанием?
- Комнаты, непроверяемая безударная гласная «а» в корне слова.
Повторное чтение текста учителем (пересказ учащимися авторы не рекомендуют).
Самостоятельная работа учащихся над изложением.
а) письмо изложения (индивидуальная помощь учителя);
б) самопроверка
Учащимся необходимо прочитать текст не менее двух раз: с точки зрения содержания, построения предложений и выбора слов (всё ли написано, не пропущены ли мысли, правилен ли порядок предложений, не надо ли сказать лучше); с точки зрения грамотности. Для второклассников рекомендация может быть такой:
П р о в е р ь!
1. Прочитай как редактор (памятка «Редактор», с. 142).
2. Поработай корректором (пункт 4 памятки 4, с. 137).
Физминутка для глаз. Музыкальная физминутка
Б. Задание 431.
Ознакомление с текстом.
Забился волчишко под кресло и дрожит. Кот со спинки глядит. Пёс вокруг бегает.
Ночью вылез волчишко.
Лексическая работа.
- Как понимаете выражение «забился волчишко»?
- Спрятался под кресло. Ему было страшно.
Беседа по содержанию.
- Как вёл себя волчишко в комнате.
- Кто глядел на него?
- Что сделал волчишко ночью?
Составление опорных слов.
- Составим ключевые слова. Кто поможет?
Опорные слова на доске:
Забился… Кот… Пёс… Ночью…
Орфографическая подготовка (по заданию учебника).
Повторное чтение текста учителем. (уч-ся следят по опорным словам)
Самостоятельная работа учащихся над изложением.
а) письмо изложения ( индивидуальная помощь учителя);
б) самопроверка.
Подведение итогов урока. Домашнее задание (упр. 432, 433).
- Ребята, чему учились на уроке?
- Учились писать изложение. Познакомились с отрывком рассказа Е. Чарушина «Волчишко». Работали редакторами и корректорами.
- Запишите домашнее задание.
- Спасибо за хорошую работу. Кому понравился рассказ?
- На следующем уроке мы продолжим писать изложение по этому рассказу.