Виды творческой работы, способствующие формированию читательского интереса на уроках литературного чтения
Виды творческой работы, способствующие формированию читательского интереса на уроках литературного чтения
Бородина Ксения Леонидовна
Студентка 4 курса 42 учебная группа
Специальность: «Преподавание в начальных классах»
ГАПОУ СО «НТПК № 1»
В настоящее время общество сталкивается с серьезными проблемами в области детского чтения. В этой статье, раскрываются основные виды творческой работы, способствующие формированию читательского интереса.
1. Задания творческого характера речевой деятельности на уроках литературного чтения:
К данному виду заданий относиться, составление вопросов и тестов по данному тексту. Ребята с помощью учителя находят авторские вопросы – прямые и скрытые. На этом этапе включается творческое воображение учащихся: по слову, детали, текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод.
Эта работа формирует умение выделять главное, как в общем, так и в конкретном случае, составлять вопросительные предложения, предполагающие подробные или конкретные ответы [4].
Творческое пересказывание. Цель творческого пересказывания – вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать идею, пережить вместе с героем те чувства, которые заложены автором в произведении. Для творческого пересказывания подбираются произведения, позволяющие детям поставить себя вместо литературного героя, понять его поведение, посмотреть глазами героя на тех людей и те события, о которых рассказывается в произведении. Творческий пересказ может вестись с изменением лица рассказчика или творческим дополнением к тексту автора.
На уроках литературного чтения можно предложить следующие задания по творческому пересказу произведений:
1. Перескажите сказку от своего имени.
2. Перескажите легенду от первого лица.
3. Перескажите данную историю от имени писателя.
4. Правильно ли поступил герой произведения? Продолжите рассказ.
5. Перескажите рассказ, заменяя слово «я» словами «он», «писатель».
6. Чем бы вам хотелось дополнить рассказ?
7. Пересказ сказки по началу или концу [1].
Такие пересказы развивают у учеников воображение на основе представлений, полученных при чтении и анализе произведения, и помогают полноценнее воспринять художественный текст, более углубленно понимают прочитанное произведение, развивают творческие способности учащихся и вносят интерес и разнообразие в урок литературы.
Продолжение произведения (придумывание конца). Это может быть и рассказ, и сказка, и даже стихотворение. Не всякое произведение, разумеется, можно продолжить. При этом для облегчения работы учащихся берутся такие произведения, которые более близки самим учащимся.
Творческое сочинение. Для развития творческих способностей использую написание детьми сочинений. Сочинения дети пишут на отдельных листочках и по своему желанию могут их проиллюстрировать, придавая им оригинальную форму: листка, снежинки, цветка и т.д.
Все сочинения с согласия ребенка можно будет прочитать вслух и обсудить с классом. Зачитываются полностью сочинения, отдельные предложения, удачно подобранные слова.
Словотворчество. Очень важным средством развития творческих способностей является сочинение сказок, рассказов, мифов, басен, стихов. Дети сами придумывают сюжеты, главных героев. Лучшие произведения зачитываются и обсуждаются. Такая работа способствует развитию творческого воображения, чувства слова.
Отзыв-рецензия. Одним из видов сочинений, позволяющих научить школьников высказывать собственную позицию по отношению к прочитанному произведению, является отзыв о книге. В нем ученик может не только высказать собственную оценку прочитанному, но и глубже усвоить смысл произведения. Вариант структуры отзыва:
Представление героя и выражение своего отношения к произведению.
Краткое изложение сюжета произведения с эмоциональной оценкой событий.
Характеристика героя и выражение своего отношения к нему [3, с.88].
Аннотация. Аннотация в книге помещается на обороте титульного листа. Из нее можно узнать, о чем говорится в книге, так как в аннотации есть сжатое изложение содержания. Часто аннотация пишется так, чтобы заинтересовать читателя. Для написания аннотации к книге можно использовать следующую памятку:
Памятка
Выбери книгу, которая тебе нравится.
Постарайся заинтересовать будущих читателей этой книги.
Начать аннотацию можно по-разному:
В этой книге рассказывается о …
Этот рассказ о …
Писатель… рассказывает о …
Главный герой этой книги– …
Удивительные события происходят в …
Любишь ли ты читать о …
2. Творческие задания игрового действия на уроках литературного чтения:
Работа с кроссвордами. Наиболее эффективным заданием творческой работы является составление кроссвордов по прочитанным произведениям.
Применяя кроссворды на уроках литературного чтения при повторении пройденного материала в доступной и интересной форме можно развивать навыки творческой работы, желание детей читать и перечитывать книги. Часть кроссвордов можно разместить в классном уголке для всего класса [3, с.12].
Составление викторин. Составление викторин к прочитанному произведению способствует более внимательному и вдумчивому отношению к произведению. Этот вид творческой работы помогает даже слабым ученикам поднять дух, поверить в свои силы и привлечь к работе всех детей.
Драматизация. Этот вид задания творческого характера надо выделить как особо важное иллюстративное средство, притом же применяется во всех классах начальной школы. При помощи драматизации образы произведения показываются в действии. Показ можно провести: только с помощью слова, т.е. в форме чтения по ролям; только средствами движения, т.е. в виде пантомимы; соединением движения и слова, т.е. в форме разыгрывания сцен в классе. Детям предлагается перенестись в сказочную ситуацию, вообразить, что он один из героев книги, предать их характер и настроение походкой, жестами, голосом.
Возможные формы драматизаций:
– пальчиковый театр;
– кукольный театр;
– костюмированные представления по известным произведениям;
– музыкальные инсценировки;
– спектакли по собственным сценариям [2].
Составление сказочных объявлений и телеграмм. Так, учитель может спросить, какое объявление может дать Мальвина, ослик Иа-Иа, Медведь или Маша, доктор Айболит, дед Мазай, Дениска и его мама; кто даст данную телеграмму? Это чрезвычайно важная работа, несмотря на видимость шуточности, поскольку она требует от ребенка выявления определенной сюжетной линии литературного произведения. («Ищу свой хвост», «Учу детей грамоте», «Лечу зверей и птиц») или нравственной коллизии («Жду гостей на свой день рождения», «Меняю «Азбуку» на билет в кукольный театр» и т.д.) [4].
Все виды творческой работы, о которых шла речь выше, могут помочь существенно повысить качество уроков литературного чтения, активизировать мыслительную деятельность учащихся, воображение, стимулирует развитие умения учиться, полноценнее воспринимать любое художественное произведение, и, безусловно, они способствуют развитию читательского интереса младших школьников.
Библиографический список
Григорьева Е.Ю. Развитие у учащихся интереса к чтению // Молодой учены. – 2011.– №7. – С. 86-90.
Кравцова Т.И. Виды творческих работ на уроках литературного чтения – URL http: // https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2012/10/08/vidy-tvorcheskikh-rabot-na-urokakh-literaturnogo-chteniya (дата обращения 14.12.2021).
Ниталимова Л. В. Развитие читательского интереса младших школьников / Л. В. Ниталимова, С. Н. Семенова // Ментор. - 2007. - №1. - С. 11-13.
Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения – URL: https://urok.1sept.ru/статьи/610400/ (дата обращения 14.12.2021)