Доклад «Деятельность школы по повышению качества образования»
«Деятельность ОО по повышению качества образования»
Качество образования – есть качество не только конечных результатов,
но и всех процессов, влияющих на конечный результат.
Ю.А.Конаржевский
Слайд №1 (Тема доклада)
Все субъекты образовательного процесса (педагоги, обучающиеся, родители, администрация) заинтересованы в обеспечении качества образования.
Слайд №2 (Высказывание о качестве образования)
Так что же такое "Хорошее качество образования»? Оказывается, для обучающихся это одно, для родителей – другое, для педагогов – третье. В высказываниях школьников чаще звучат ближайшие жизненные задачи – глубокие прочные знания по предмету и успешная сдача ЕГЭ; в высказываниях родителей – хорошо оснащенная школа, профессионализм педагогов, успешное профессиональное самоопределение учащихся и достижение поставленных целей; в высказываниях учителей – индивидуальный подход к детям, реализация творческого потенциала учителя и мудрое руководство школы.
Слайд № 3 (От качества условий к качесву результата)
Как выстроить систему учебно-воспитательного процесса в школе так, чтобы она соответствовала современным требованиям к качеству образования, была результативна и способна к обновлению, внесению корректив, обеспечивающих перспективное развитие и в то же время удовлетворила потребности всех участников образовательного процесса? Эта задача довольно сложна. Решают ее в педагогических коллективах по-разному. На слайде вы видите условия достижения «нового современного качества образования», уже давно продиктованные нам государством. Это введение новых ФГОС, профильного обучения, дистанционного образования и другие. Хотим мы или нет, но вся деятельность школы направлена на создание этих условий. Всё вращается вокруг них.
Слайд № 4 (От качества условий к качеству результата)
Попробуем проанализировать работу школы по повышению качества образования, рассмотрев этот вопрос с четырех позицый: повышения качества условий, качества образовательного процесса, качества результатов и качества управления школой. Схему, которую вы видите на слайде, можно, на наш взгляд, считать формулой достижения высокого качества образования.
Слайд № 5 (Материально-технические условия)
В течение последних пяти лет большое внимание уделялось созданию таких условий, без которых получение качественного образования просто невозможно. А именно оснащению школ современным учебно-лабораторным, спортивным и компьютерным оборудованием, повышению квалификации педагогических работников, развитию школьной инфраструктуры.
Освоенные денежные средства (особенно в 2012, 2013 году) позволили модернизировать в нашей школе кабинеты физики, химии, биологии, географии, информатики, русского языка и литературы, начальных классов; в разы снизить количество обучающихся в расчёте на один компьютер, увеличить количество автоматизированных рабочих мест учителя, оснастить многие кабинеты современным интерактивным оборудованием, обеспечить каждому педагогу доступ в Интеренет, создать единую локальную сеть.
Помимо мероприятий по модернизации были освоены немалые средства и на проведение ремонтных работ, обеспечение безопасности, выполнение предписаний надзорных органов. Это ремонт столовой, санузлов, крыши, спортивных залов. Слайд № 6 (Педагогический состав)
Ключевой фигурой, создающей условия для системных изменений, способствующих формированию личности ученика, остаётся педагог, а результаты школьного образования напрямую зависят от его профессиональной компетентности и качества подготовки.
Укомплектованность педагогическими кадрами на 100% сохраняется много лет. Средний возраст педагогов школы – 45 лет (значительно ниже, чем в районе), в школе работает 50 педагогов. Несмотря на оптимизацию, сохранены ставки педагога-психолога, логопеда, социального педагога, старшей вожатой, воспитателей ГПД. Уровень квалификации педагогов достаточно высок. Результат многолетней целенаправленной работы - 32% педагогов имеют высшую категорию, 50% - первую. Нет категорий только у молодых педагогов со стажем работы менее 3-х лет и у тех, кто работает в нашей школе первый год.
Слайд № 7 (Курсовая подготовка)
Одна из наших главных задач – обеспечить профессиональный рост и развитие учителей. В последние годы идут поиски новых форм обучения: дистанционные курсы повышения квалификации; очно-заочные курсы; курсы на базе района; выездные курсы (хотя пару лет назад нам были доступны даже федеральные стажировочные площадки, педагоги повышали квалификация в Екатеринбурге, Казани, Вологде, С.Петербурге). Перспективный план курсовой подготовки постоянно корректируется, пересматривается. Задача – 100% обучение на курсах по ФГОС близка к выполнению. В связи со скорым введением в действие профессиональных стандартов, два педагога в настоящее время проходят курсы профессиональной переподготовки (причем, за свой счет).
Одним из фактов признания заслуг, успехов и достижений работников в развитии, воспитании и становлении личности, профессионализма и авторитета среди коллег является их награждение на уровне школы, района, области и, конечно же, награждение отраслевыми наградами. Награждение – это не просто официальная процедура, а долгая, кропотливая и ответственная работа, конечным итогом которой должен стать выбор достойнейших. В настоящий момент в школе 8 педагогов награждены Грамотами Министерства образования и науки РФ, 5 – имеют нагрудный знак «Почетный работник общего образования». Так, в этом учебном году к августовским совещаниям подготовлены наградные материалы на награждение региональными наградами на 6 человек, муниципальными – на 10.
Слайд № 8 (Результаты обученности)
Деятельность педагогов направлена на достижение качественных результатов: за 3 последних года уровень обученности повысился с 98,6% до 99,5%, уже 5 лет качество знаний составляет не менее 47%, на «4» и «5» закончили 2015-2016 учебный год 50,5% от числа аттестованных школьников, 35 отличников. На слайде вы видите динамику за последние три года. В течение учебного года осуществляется педагогический мониторинг, одним из основных этапов которого является отслеживание и анализ качества обучения и образования по ступеням обучения, анализ уровня промежуточной и итоговой аттестации по предметам с целью выявления недостатков в работе педколлектива по обучению учащихся и их причин. Информация о качестве знаний, успешности учащихся разных классов в нашей школе дает возможность сделать вывод о том, что результаты работы школы стабильны.
Слайд № 9 (Результаты ОГЭ: русский язык и математика)
Выпускники школы ежегодно показывают прочные знания на итоговой аттестации. Какой ценой это дается, это, конечно тема отдельного разговора. Родительские собрания в течение учебного года, педагогические советы, совещания, кружки по подготовке к экзаменам, дистанционные курсы, многократные тренировочные тестирования с подробным анализом, индивидуальная работа на совете профилактики… После перехода на пятидневную рабочую неделю освободилась суббота – теперь в нашей школе это главный день подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Вместо выходного дня педагоги проводят кружки, как и в течение недели.
Последние 5 лет 100% выпускников 9 классов нашей школы получают аттетстаты об основном обшем образовании. Средний балл на ОГЭ по русскому языку и математике последние три года сохраняется на достаточно высоком уровне. Вы это видите на слайде.
Слайд № 10 (Результаты ОГЭ: предметы по выбору)
В этом учебном году девятиклассникам пришлось сдавать четыре экзамена в форме ОГЭ. Из 50 человек не сдали математику с первого раза только 2 (мы понимаем, что это неплохой результат), из предметов по выбору были неудовлетворительные оценки лишь по обществознанию. Результаты по другим предметам нас очень порадовали. Из 50 человек 9 получили аттестат об основном общем образовании с отличием.
Слайд № 11 (Результаты ЕГЭ)
На слайде вы видите результаты ЕГЭ в 11 классах по всем предметам за последние 5 лет. Заливкой выделены те предметы, по которым средний балл превышает областные показатели. Вы видите, что неплохие результаты у наших выпускников по русскому языку и естественным наукам. Здесь немалую роль играет профилизация обучения. Уже несколько лет подряд обучающимся 10-11 классов предоставляется право выбрать предметы для изучения на профильном уровне. Классы мы делим на профильные группы. Одни изучают профильно обществознание и математику, другие – биологию и математику, за счет элективных курсов в индивидуальный учебный план можно добавить русский язык, физику или химию. Таким образом, мы пытается удовлетворить запросы большинства. И как результат, ежегодно немалая доля выпускников выбирает на ЕГЭ физику, химию, биологию. Так в этом году 7 человек сдавали ЕГЭ по биологии и химии, средний балл по этим предметам на уровне лицея естественных наук. По русскому языку из 40 выпускников – 2 стобальника, 14 высокобальников.
Слайд № 12 (Результаты участия в олимпиадах)
Большое внимание коллектив школы уделяет работе с одаренными детьми. В 2015-2016 учебном году 249 учащихся приняли участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников, присуждено 86 призовых мест. Эти дети заняли 93 призовых места в муниципальном этапе (30 победителей и 63 призера), в лидерах русский язык, биология и химия. 14 человек были приглашены на 8 областных олимпиад. И мы считаем, что это отличный результат для общеобразовательной школы.
Слайд № 13 (Результаты участия в конкурсах)
Учащиеся школы являются победителями и призёрами различных конкурсов, чемпионатов, конференций муниципального, регионального и федерального уровней. Каждый год появляются всё новые и новые конкурсы. Мы пробуем, отказываемся от одних, ищем новое. Находим возможность выезжать на очные конкурсы, всё больше участвуем в дистанционных. На слайде вы видите далеко не все призовые места на уровне области и выше завоеванные нашими школьниками в этом учебном году.
Слайд № 14 (Структура управления школой)
Ну и одним из самых важных условий повышения качества образования является качество управления школой. В системе управления школой функционируют не отдельные модули (вы видите на слайде), а их оптимальная комбинация. Здесь главные принципы:
- полный охват всех направлений работы;
- координация и взаимосвязь деятельности различных подразделений;
- использование современных информационных технологий;
- привлечение квалифицированных специалистов;
- адаптивность управленческой модели к изменяющимся условиям (введение новых структур, отказ от устаревших).
И самое главное условие качества – это талант руководства школы занимать лидирующую позицию, постоянное самосовершенствование, а также способность сообщества «держать руку на пульсе» времени для устойчивого развития, идти на шаг вперед.
Слайд № 15 (Спасибо за внимание)