12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Леонова Кристина Сергеевна17
5

«Формирование духовно-нравственных ценностей через приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством использования мнемотаблиц»

МБДОУ Детский сад №45 «Радуга»

город Пятигорск Ставропольского края











Тема статьи: «Формирование духовно-нравственных ценностей через приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством использования мнемотаблиц»




Подготовила:

Воспитатель Леонова К.С.

МБДОУ детский сад № 45 «Радуга»

















Пятигорск, 2021 г.

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время родители не знакомят своих детей с русской народной культурой, не читают и не учат сказки, потешки, мало поют песни, что приводит к отсутствию элементарных знаний детей по данной теме. Поэтому, на воспитателей ложится ответственность в формировании у детей дошкольного возраста духовно-нравственных ценностей.

В своей работе, я знакомлю детей с русской народной культурой самыми разнообразными способами. Детки у меня еще маленькие, долго концентрировать внимание не все могут, усидчивости тоже пока нет, соответственно, привлекать и удерживать внимание получается только через игру – как мы все знаем основу всего обучения в дошкольном возрасте.

Итак, чем мы конкретно занимаемся с детьми. На занятиях я использую инновационные технологии – один из приемов это мнемотаблицы. Содержание мнемотаблицы это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Мнемодорожка – это схема, в которую занесена определенная информация. В своей работе применяю ее в ярком цветовом варианте, чтобы детям было интересно и развивало зрительно-ассоциативную память, а когда дети станут старше можно будет использовать не только цветные варианты схем, но и с легкими контурными линиями и штрихами, тем самым поддерживая интерес к познавательной деятельности.

На занятиях вместе с детьми мы делаем мнемотаблицы. Это очень удобно, посколько в данном виде работы с детьми происходит слияние несколько видов деятельности – аппликацию, говорение (развитие речи), изо-деятельность, лепку, театральную деятельность, песню, физическую активность. Дети с радостью и интересом откликаются на такие виды деятельности. Благодаря мнемотаблицам детям проще запоминать русские народные сказки, например «Репка», «Теремок». Эти схемы являются зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать последовательность рассказов, сюжетную линию. В мнемотаблицах дети изучают русских народных персонажей сказок, так же изучают и закрепляют основные цвет (синий, красный, зеленый, желтый); основные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник). Все это помогает развитию и расширению культурного кругозора детей, словарного запаса, развитию речи. Мы учимся не только составлять рассказ, но и в дальнейшем с помощью театрализованной игры закреплять полученные знания.

Все дети любят играть и игрушки. Также на своих занятиях, я знакомлю детей с русской народной игрушкой – матрешкой и дымковской игрушкой, с внешним обликом, особенностями росписи. Обращаю внимание на характерные для того или иного вида художественного промысла особенности. Упражняю в умении последовательно собирать разрезанные матрешки, учитывая роспись. Учу различать по размеру (ФЭМП), развивать мелкую моторику пальцев рук. Развиваю творческую активность, внимание, тем самым воспитываю интерес к русскому народному творчеству. На занятиях я стремлюсь, чтобы каждый ребенок усвоил материал, если у кого-то не получается, то я индивидуально работаю с такими детьми и в итоге добиваюсь положительного результата.

Я надеюсь, что по мере взросления, у детей будет проявляться устойчивый интерес к дальнейшему знакомству и изучению русской культуры, искусству, русским народным игрушкам, ремеслам. Надеюсь, что мой обмен опытом будет полезным в вашей работе. Спасибо за внимание.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 06.05.21 в 11:57 0Ответить Пожаловаться
Кристина Сергеевна! Благодарю за распространение опыта работы! Тема очень актуальная!
На мой взгляд, несколько фотографий по данной теме повысили бы ценность публикации.

Отредактировано 06-05-2021 12:01

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.