Статья «Формирование духовно-нравственных понятий обучающихся через реализацию курса «Истоки»»
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ КУРСА «ИТОКИ»
Аннотация статьи. Э. Дюркгейм: Нравственность - это обязательный минимум и суровая необходимость, это хлеб насущный, без которого общества не могут жить". Мы можем констатировать тот факт, что в российском обществе происходит падение нравственности. «Но где опасность, там вырастает и спасительное". Наше спасение: в возрождении духовности и нравственности. Большим подспорьем в этом деле может быть программа «Истоки».
В 4 классе по одному из направлений внеурочной деятельности познакомилась с программой «Истоки». Увидела перед собой детей, которые с удовольствием учат молитвы и десять заповедей божьих, хотя знают, что за них отметки выставляться не будут. Однажды я услышала искреннее: « Нет ничего интереснее этих уроков!». Поняла, что для ребят важнее таблицы умножения оказываются вопросы, связанные с внутренним духовным развитием.
Вот теперь, «когда мы научились летать, как птицы, плавать, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить, как люди», - говорил Б. Шоу. Как же это сделать?
Большим подспорьем в этом деле может быть программа «Истоки». Она помогает возродить те категории и ценности, которые сложились в нашем Отечестве на основе православной культуры.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности ребёнка на основе программы «Истоки» достигается:
1) за счёт системности и преемственности образов; 2) личностного уровня развития детей, а не за счёт информации; 3) развития внутреннего, духовного мира ученика; 4) совместной деятельности и общения; 5) опоры на первоначальный контекст ценностей русской культуры, что даёт верный жизненный ориентир; 6) целостного восприятия , что даёт выход на функцию самосовершенствования.
Базовыми ценностями в 1 классе являются МИР, СЛОВО, ОБРАЗ и КНИГА. Именно на этом этапе дети от внешнего восприятия этих понятий переходят к внутреннему осмыслению. Внешний Образ семьи – это папа, мама, дети. Внутреннее осмысление: семья строится на ЛЮБВИ. Внешний Образ друзей - это Миша и Юра. Внутреннее осмысление: дружба строится на таких нравственных категориях, как порядочность, верность, понимание, поддержка, ответственность и т.д. Дети приобретают реальный опыт духовного развития. Эти уроки часто перекликаются с уроками окружающего мира, где дети рассказывают о своей семье, изучают свою родословную, осмысливают, хранителями какой культуры они являются.
Во 2 классе ученики от отдельных образов выходят на разговор о правилах, с помощью которых можно строить храм своей души. Разграничиваются понятия «Труда земного» и «Труда души». Второкласснику открывается духовный смысл имени как бесценного дара. Имя свято, в нём живёт прошлое (образ святого покровителя) и будущее: его нельзя посрамить. Храм души должен быть прочным, светлым. А, следовательно, работа на Земле должна быть добросовестной. На Земле мы тоже должны построить дом, вырастить сына, посадить дерево. Представляю вашему вниманию фрагмент интегрированного урока по программе «Истоки» и урока технологии во 2 классе.
Русь издревле была страной дерева. Из дерева были дома и мосты, церкви и колокольни, тротуары и мостовые и даже мощные стены вокруг городов. Соха и ложка, детская колыбель. Деревянные строения возводили мастера-плотники.
-Представьте, что вы решили стать плотником. Для этого вам нужно выбрать инструменты. Какие инструменты необходимы плотнику?
-А как вы думаете, может ли один плотник построить дом?
-Действительно плотники работают артелью.
-А что такое артель вы узнаете из учебника стр.66.(работа по учебнику)
Правила работы в артели: работать неторопливо и рассудительно, каждый в артели знает своё дело, один за всех и все за одного, строить с добрым сердцем ,без зла и вражды, работу выполнять добросовестно.
Выводятся правила человеческих отношений.
Технология.
Работа в четверке. Выбор старшего, самого опытного плотника (лидера). Строительство дома.
Ресурсный круг
-Представьте себя старшим в плотницкой артели, подумайте и назовите одно из качеств, которые они ценили бы в своих помощниках (работниках)
2.Основной этап
Высказываются по кругу, передавая брусок.
Учитель подводит итог:
-Плотник должен быть старательным, внимательным, работать неторопливо и рассудительно. Учатся чувствовать и понимать дерево. Помнят мастера - плотники и давний завет: строить с добрым сердцем, без зла и вражды.
В 3 классе – в центре внимания оказываются ценности внутреннего мира человека. Наивысшие их них: ВЕРА НАДЕЖДА ЛЮБОВЬ И СОФИЯ. Открывается главный ОБРАЗ Иисуса Христа. Почему? В нём – высшая правда. Ему можно мысленно доверить свои тайны. И только у него можно научиться жить по правде ( 10 заповедей). Чтобы жить по правде, нужно всю жизнь учить своё сердце быть зрячим, а душу – чуткой.
Истина находится в мудрых книгах – летописях, житиях святых, поучениях и в Священном писании (Откровении). Ребятам открываются удивительные вещи. Оказывается, что ИСТИНУ можно познать и в художественном образе из книг. Перекличка идёт с уроками литературного чтения. Так, изучая тему «Честные слова», можно использовать произведение Л.Пантелеева «Честное слово».
На земле есть люди, на которых держится наша жизнь. Это те, кто доброе дело исполняют искренне. С ними ребята знакомятся на протяжении всего курса начального обучения и на различных уроках. Прежде всего окружающего мира и литературного чтения. Это и былинные герои, и отдельные личности. Такие, как Александр Невский, Дмитрий Донской, Минин и Пожарский. Образы защитников Отечества помогают воспитывать в детях чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Так постепенно, дети проникаются ценностями родной культуры. Ведь, чтобы любить её, жить в ней, её надо знать.
В 4 классе ученик понимает, чтобы быть нужным и полезным необходимо внутренне духовно развиваться. Учебный материал делится на 4 раздела: « Традиции образа», «Традиции слова», «Традиции дела», «Традиции праздника». Традиция – это свод взглядов, обычаев и норм поведения, это определённый порядок, уклад жизни». Традиция есть стержень культуры. И во все века эти образы передавались из поколения в поколение. Поэтому важно, чтобы ребята унаследовали одинаковое с предыдущими поколениями их осмысление. Иначе традиция будет нарушена.
Дети должны усвоить, что являются хранителями и носителями духовно-нравственных ценностей. Они будут передавать их своим детям и внукам.
И в 4 классе идёт постоянное разграничение небесного (Божественного) и земного. Представляю вашему вниманию фрагмент урока по теме «Творчество»
Раньше талантливого мастера называли искусником. Искусниками являлись и иконописцы. Люди, пишущие святые образы, иконы. Где можно увидеть иконы? Больше всего икон можно увидеть в храме.
Совершим небольшое путешествие в храм Господень.
Что же такое икона? Откуда берется та благодать, которая так положительно действует на нас через эти священные изображения?
Благодать действует не от иконы, а через икону, и ниспосылается Господом верующим в Него. Икона рассказывает человеку о мире ином: светлом и чистом, без зла и неправды. Тот мир называют горним, т.е вышним. К этому миру и тянется душа человека.
Особые требования выдвигались к иконописцам: он читает Библию, изучает жизнь святого, чей образ ему предстоит изобразить. Он долго молится, постится, исповедуется, отстраняется от земных забот. Старается приблизится к тому духовному миру, который ему предстоит изобразить на иконе. Он должен сотворить окно в духовный мир – мир Бога.
А сейчас совершим путешествие в Третьяковскую галерею. Посмотрим на картины талантливейших людей, которые рассказывали о земном мире – живом мире природы и человека. Они рассказывали о разных сторонах земной жизни, заставляя нас задуматься, а ,возможно, что-то и переосмыслить.
Так к какому выводу вы пришли?
Иконопись и живопись – два направления в творчестве.
Они дают возможность осознать два мира: духовный и земной.
Творчество иконописцев и живописцев помогают нам чувствовать себя неотъемлемой частью того и другого.
Сейчас я приглашаю вас в необычные мастерские: « Я вижу», «Я слышу», «Я чувствую». Нашими инструментами будут глаза, уши, сердце. Инструменты, которые всегда при нас. И творить будем на холсте воображения. Одни группы будут работать с иконой, а другие с картиной И. Глазунова.
Примерные ответы детей, работавших |
|
с иконой: |
с картиной |
Я вижу: как бережно Богоматерь прижимает ребёнка |
Я вижу: красивую в богатом убранстве женщину. |
Я слышу: её тихий голос, мудрый совет |
Я слышу: шум её платья. |
Я чувствую: её тёплое дыхание.. |
Я чувствую: её открытый взгляд |
Мне показалось, что ребята, работавшие с иконой, проникали как бы во внутренний мир человека.
Ученики, работавшие с картиной, больше обращали внимание на внешние стороны изображения.
Пусть ваше умение во всём многообразии жизни увидеть самое важное для вас, услышать своё внутреннее состояние, почувствовать, что это ваше, поможет вам найти верный жизненный ориентир и не сбиваться с курса. Поэтому очень важно:
Не позволять душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Литература
Алексеев С.В. «Энциклопедия православной иконы. Основы богословия иконы», 2004
2. Протоиерей Дионисий Свечников, статья «Икона – в Церкви и в доме», 30 января 2008
3. А.В.Камкин «Истоки». Учебное пособие для 1-4 классов общеобразовательных учебных заведений. М: Издательский дом «Истоки», 2014