Презентация «Формирование экологической культуры личности как составная часть современного обучения и воспитания»
Формирование экологической культуры личности как составная часть современного обучения и воспитания
Современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены его ценностных ориентиров. Человек должен научиться соблюдать законы природы, изменить свое потребительское отношение к ней на признание ее самоценности. С одной стороны, должны быть учтены интересы людей, их желание создать для себя приемлемые условия существования, с другой — человеческие устремления следует ограничить рамками природных законов.
В мире все больше внимания уделяется образованию в области окружающей среды. Ведущая роль в этом процессе принадлежит экологическому воспитанию и образованию, целью которого является формирование такого интегративного качества личности как экологическая культура. Экологическая культура формируется в системе непрерывного экологического образования и воспитания, основными звеньями которой являются: семья, дошкольное заведение, школа, внешкольные воспитательные учреждения, средства массовой информации.
Формируя экологическую культуру личности, необходимо учитывать особенности каждого структурного компонента образовательного пространства, специфику их взаимосвязи и взаимодействия при управлении данным процессом. Экологическое образование и воспитание осуществляется постоянно, на всех ступенях образования, лишь немного меняя свою специфику.
Экологическое образование – это непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития личности, направленный на формирование норм нравственного поведения людей.
Экологическое образование характеризуется: историчностью – продолжает то, что инстинктивно закреплено и культурно продолжено; адаптивностью – поддерживает адаптацию общества к природе; непрерывностью; общечеловеческим значением.
Экологическое воспитание – формирование ответственного отношения обучающихся к человеку как природному существу, к природе как среде его обитания, к деятельности по ее охране.
В процессе экологического воспитания важно учитывать три основных компонента: интеллектуальный (экологические знания и интеллектуальные умения мировоззренческого порядка) личностный (мотивация, отношения и оценки) внутренняя готовность (желание, намерение, потребность реализовать свои позиции в деятельности по охране природной среды)
Цель экологического образования и воспитания ― формирование ответственного отношения к природной среде на основе подлинных и глубоких знаний о ней.
Этапы экологического образования I этап – усвоение экологических знаний и ценностных ориентаций (на уровне фактов, представлений, идей, законов), а также навыков и умений интеллектуального, практического и поведенческого характера. II этап – оперирование накопленными знаниями, умениями, навыками в учебных и игровых ситуациях: на семинарах, диспутах, конференциях, сюжетно-ролевых играх, экскурсиях. На этом этапе осуществляется: выдвижение экологических проблем, гипотез, накопление опыта оценок экологических ситуаций и принятия решений. III этап – применение экологических знаний, умений, навыков, развитие эмоционально-волевых качеств в реальных ситуациях по разработке природоохранительных проектов, в организационной работе, в процессе отдыха в природном окружении.
Педагогические функции экологического образования позволяет раскрыть социальную сущность образования в целом является существенным компонентом гуманизации школьного образования формирует общеучебное и общечеловеческое умение прогнозировать собственную деятельность и деятельность других людей и коллектива способствует становлению и развитию единой картины мира в сознании ребенка расширят возможности нравственного воспитания в процессе обучения
Принципы системы экологического образования гуманизация; научность; интеграция; непрерывность; систематичность и взаимосвязанность раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов экологии.
Модели экологического образования Однопредметная — вводится интегрированная учебная дисциплина экологической направленности. Смешанная — вводится новый курс экологической направленности с одновременной экологизацией традиционных учебных предметов. Многопредметная — осуществляется экологизация традиционных учебных курсов и дисциплин.
Большинство общеобразовательных учреждений отдают предпочтение смешанной модели, реализация которой требует разработки содержания учебного курса «Экология», экологизации традиционных учебных предметов, а также разработки серии практикумов по исследованиям окружающей среды.
Сегодня большинство ученых и педагогов-практиков определяют цель экологического образования и воспитания как формирование экологической культуры личности и общества. В научной литературе встречаются различные определения сущности данного качества, однако все чаще предпочтение отдается подходу, в рамках которого экологическая культура рассматривается как культура отношений человека к природе, другим людям и к самому себе.
С точки зрения психологов отношение к окружающей среде формируется в процессе взаимодействия эмоциональной интеллектуальной и волевой сфер психики человека. Только в этом случае образуется система психологических установок личности. Следовательно, реализация задач экологического образования требует пересмотра не только содержания образования, но и форм и методов обучения.
Необходимо отдавать предпочтение таким методам, формам и методическим приемам обучения, которые будут: – стимулировать обучающихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде; – способствовать развитию творческого мышления, умения предвидеть последствия природообразующей деятельности человека; – обеспечивать развитие исследовательских навыков, умений, учить принимать экологически целесообразные решения и приобретать новые знания; – вовлекать обучающихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного и регионального значения.
Воспитывая детей, педагоги должны уделять особое внимание следующим вопросам: пониманию самоценности природы; осознанию ребенком себя как части природы; воспитанию у него уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий; формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость; пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция»; пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать; усвоению азов экологической безопасности; усвоению первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту; формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.
Всеобщее комплексное и непрерывное экологическое воспитание и образование неформальное экологическое воспитание и образование, самообразование детей и взрослых дошкольное экологическое воспитание в семье и в специализированных воспитательных учреждениях экологическое образование в высшей школе, экологическое образование специалистов среднего звена школьное экологическое образование и воспитание, внешкольные воспитательные учреждения
В системе непрерывного образования началом формирования экологической направленности личности дошкольное воспитание является его первой ступенью. На этой ступени у дошкольников происходят формирование привычек гигиенического характера, выработка простейших практических навыков, осознание элементарных проблем окружающей среды, закладывается фундамент осознанного отношения окружающей действительности накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.
Задачи дошкольного воспитания: 1. Доказать детям, что в природе все взаимосвязано. 2. Помочь детям понять, для чего нужны природные связи: для того, чтобы не нарушать их, ибо нарушение людьми природных связей влечет за собой плохие последствия (и для природы, и для человека); зная же эти связи можно использовать природу разумно и бережно. 3. Помочь детям научиться строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Каких бы образовательных концепций воспитатель не придерживался, по каким бы программам дошкольного воспитания не работал, он не может не ставить перед собой цель: научить бережно относиться к природе своего края, своей Родины.
Центральным звеном экологического образования и воспитания является школа. Школьный курс естественнонаучных дисциплин помогает учащимся осознать значение природы для общества, понять, что природа – основной источник удовлетворения жизненных и духовных потребностей человека, осмыслить необходимость ответственного отношения к ней. Развитию ценностных ориентаций способствует выполнение учащимися практических работ оценочного характера.
Для экологического воспитания важное значение имеют работы по оценке характера воздействия человека на окружающую среду, предусмотренные программой. На их основе у школьников вырабатывается привычка правильно, критически оценивать свое поведение в природе, поступки других людей, выбрать линию поведения, соответствующую законам природы и общества. Знание и соблюдение учащимися правил поведения в природе во время экскурсий, туристических и краеведческих походов свидетельствуют о степени сформированности их нравственного облика.
В начальных классах поощряется интерес к природе, сообщаются первичные сведения об экологических системах организмов, взаимовлиянии человека и природы, о естественных ресурсах, происходит закрепление и развитие знаний об окружающей природной и социальной среде, полученных школьником в семье и в дошкольных учреждениях. Преподавание ведется строго, логично, обязательны также образные формы обучения, обращение к искусству и художественной литературе.
В младшем школьном возрасте закладываются основы экологической культуры, целостного представления о природе, формируется научное отношение к природной среде, сознается необходимость ее охраны, усваиваются нормы поведения в окружающей среде и навыки элементарных экологически грамотных действий. Каждый предмет, изучаемый в начальной школе по-новому раскрывает природоведческий материал, обогащает и помогает развивать навыки общения с природными объектами.
В среднем школьном звене главная роль в экологическом образовании отводится предметам естественнонаучного цикла. Также должна осуществляться экологизация всех учебных дисциплин – привнесение в практику преподавания различных дисциплин элементов экологического подхода, ориентирующего в первую очередь на исследование и отражение отношений и взаимодействия организмов. Путем экологизации учебных предметов у учащихся можно сформировать обобщенные представления о сущности экологических проблем.
Соответствующее школьное образование и воспитание, их прогрессивность и современность зависят в первую очередь от постановки обучения будущего педагога в стенах педагогического вуза.
В целях совершенствования системы экологического образования в высших учебных заведениях необходимо ввести на всех факультетах, независимо от их профессиональной ориентации, преподавание курса «Основы экологии» и наполнить экологическим и природоохранным содержанием планы и учебные программы по всем дисциплинам, разработать с учетом специализации студентов спецкурсы по экологии и охране природы.
Введение системы непрерывного экологического образования требует формирования практических навыков по оценке качества окружающей среды. Основной вклад в практическую экологическую деятельность обучающихся вносят экологические исследования и работы по оценке состояния окружающей среды, которые являются важной частью содержания образования и широко внедряются в практику экологического образования школьников.
Экологические исследования позволяют учащимся обобщить полученные знания, применять сведения, приобретенные при изучении других предметов, высказывать собственную точку зрения и предлагать решения этой или иной экологической проблемы.
Базовые компоненты в структурной модели образовательной среды пространственно-предметный (физическое окружение) социальный (человеческие факторы) организационно-технологический (программа обучения)
единство принципов природосообразности, культуросообразности и принципа «самодеятельности» воспитания; единство познания, переживания и действия (формирование экологической культуры – органическое единство усвоения научных знаний о взаимодействии человека, общества и природной среды с развитием эмоционально-чувственной сферы личности, а также упражнение в практической деятельности в природно-социальной среде); принцип плюрализма, многообразия и вариативности педагогического процесса (как его содержательной, так и процессуальной сторон); При организации и управлении процессом формирования экологической культуры личности необходимо придерживаться следующих общепедагогических и специальных принципов:
междисциплинарный подход, на основе интеграции фундаментальных естественнонаучных дисциплин с гуманитарными знаниями; принцип системности, как при рассмотрении различных сторон окружающей действительности, так и в организации самого педагогического процесса; взаимосвязь глобального, локального (краеведческого) и личностного уровней экологических проблем; принцип прогностичности (ознакомление учащихся с вариантами перспективного развития окружающего (природно-социального) мира, в котором им предстоит жить, причем ознакомление не только с негативными сценариями развития). При организации и управлении процессом формирования экологической культуры личности необходимо придерживаться следующих общепедагогических и специальных принципов:
Современное образование представляет собой «культурно-трансляционную модель», в которой акцент делается на прошлое. Такое «отстающее» образование оказывается отторгнутым от будущего. В содержании учебных дисциплин достаточно места уделяется истории того или иного вопроса, немного современному состоянию проблемы и практически отсутствуют представления о будущем – перспективах, прогнозах, вариантах развития. На современном этапе необходимо сделать образование «опережающим», что требует не только содержательных, но и процессуальных изменений учебно-воспитательного процесса.
Знания об окружающей природно-социальной среде целесообразно систематизировать 3 этап рассмотрение локальных действий людей и возможных глобальных последствий этих действий 2 этап прослеживание более протяженных цепочек изменений, вызванных деятельностью человека, и их влияние на его здоровье и хозяйственную деятельность 1 этап рассмотрение непосредственного взаимодействия человека с окружающей его средой (жизненным пространством)
На всех ступенях системы образования необходимо целенаправленно осуществлять переход от информационно-пассивной к рефлексивно-деятельностной парадигме обучения: к продуктивным, интерактивным педагогическим технологиям.
Следует так организовывать учебно-воспитательный процесс, чтобы: основные функции педагога заключались в организации взаимодействия с учащимися, создании условий развития самостоятельности и субъектности в их деятельности; учащийся находился в позиции субъекта деятельности, исследователя, самостоятельного приобретения знаний, создателя условий своего развития во взаимодействии с педагогами, одноклассниками и другими; в процессе обучения доминировали проблемные, частично-поисковые и исследовательские методы; отношения между основными участниками педагогического процесса строились на сотрудничестве, взаимном уважении и доверии; основной образовательный результат был представлен не только в виде материального продукта деятельности, но и в изменениях самого субъекта взаимодействия.
Чтобы образовательное пространство стало средством формирования экологической культуры личности, необходимо сделать его личностно значимым для ребенка. Следует помнить о том, что и само специально организуемое педагогическое пространство должно поддаваться влиянию личности. В этом случае будет проявляться активная, деятельная позиция учащегося как субъекта своего жизненного пространства – той части окружающей (природной и социальной) действительности, которая находится в непосредственном взаимодействии с ним.