12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Винокурова Марина Валерьевна398
Не смотри в прошлое - оно ушло, не смотри в будущее - оно туманно, живи настоящим!
Россия, Иркутская обл., Усть-Кут

 

 

Педагогический проект: « ЭКОКУЛЬТУРА»

(«Формирование и развитие экологической культуры»)

 

Учитель экономики,

заместитель директора

МОУ СОШ №2 УКМО:

Винокурова М.В.

Актуальность:

Экологическое образование в школе является необходимым условием для формирования адекватного отношения подростков к окружающему миру. Между тем, в школьной системе предмет «экология» не является федеральным компонентом, обязательным для преподавания.

Возникла необходимость создания единого экологического пространства урочной и внеурочной деятельности, компонентами которой являются уроки, кружковые, факультативные, индивидуальные занятия, занятия с одарёнными детьми с целью формирование экологического мировоззрения учащихся и повышения мотивации для осознанного выбора профессии в области предметов естественного цикла.

Работа по формированию экологического образования и воспитания ориентирована на методологические основы стандартов и базовые национальные ценности: гражданственность, наука, природа, человечество.

Экологическое образование и воспитание позволяет содействовать нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников, вовлечь все группы учащихся в проектную деятельность, направленную на решение экологических проблем местного социума.

В основе экологического образования лежат навыки проектной деятельности, которые учат таким способам достижения результата, которые являются всеобщими и срабатывают независимо от конкретного содержания.

 

Цель проекта: создание условий для формирования и развития «экокультуры» всех участников образовательных отношений как гуманистической основы для построения нравственного уклада жизни.

- для учащихся – свободный и мотивированный выбор таких образовательных событий (мероприятий), которые им интересны, где они в полной мере могут проявить свои способности и склонности, взаимодействовать в разноуровневых и разновозрастных ученических коллективах и достичь определенных образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных);

- для педагогов – свободное и продуктивное педагогическое творчество; методическое взаимодействие друг с другом, обмен опытом и профессиональное развитие; осуществление процедур включенного внутреннего и внешнего наблюдения и последующей промежуточной оценки достигаемых результатов по ФГОС;

- для родителей – совместное с детьми экологическое образование родителей. Ученик научившись в школе экологическим привычкам будет транслировать их дома.

Участие в педагогическом проекте подразумевает разработку и апробацию новой модели методического взаимодействия всех участников, направленной на расширение образовательного пространства и создание дополнительных условий, обеспечивающих формирование представлений о системе гуманистических общечеловеческих ценностей и реализацию процесса ценностной ориентации личности.

Задачи:

1. Разработать алгоритм деятельности всех участников образовательных отношений: руководителей, педагогического коллектива, обучающихся и родителей в рамках проекта, для организации системного взаимодействия и социального партнерства с образовательными организациями УКМО и другими организациями природоохранной направленности.

2. Реализовать комплекс мероприятий с участниками образовательных отношений для организации различных видов деятельности, направленных на создание условий, обеспечивающих формирование устойчивых «экопривычек» среди участников проекта и представителей социума, создание модельных «островков экологической культуры» на территории Усть-Кутского муниципального образования.

 

Концептуальная основа проекта:

На современном этапе развития государства и об­щества в условиях введения ФГОС политика в области образования направлена на обеспечение нового ка­чества, достижение нового результата.

Гуманистическая направленность образования меняет привычные представления о его цели как формировании «систематизированных знаний, умений и навыков». Именно такое понимание цели образования послужило причиной его дегуманизации, которая проявилась в искусственном разделении обучения и воспитания Социальная среда, в которой человек родился и живет, которая его окружает, деятельность, которой он занимается, во многом определяет его мировосприятие, мировоззрение и, следовательно, его систему ценностей.

Взаимодействуя с социумом, каждый человек формирует свои собственные ценностные ориентации, т.е. избирательное отношение к материальным и духовным ценностям, свои установки, убеждения, предпочтения, которые выражаются в его поведении.

Можно выделить следующие ценности образования:

1.Социальные ценности.

а) Жизнь как человеческая ценность

Во все времена высшей ценностью является человеческая жизнь. Первейшая цель – педагога – воспитать бережное отношение к жизни и здоровью каждого человека, повлиять на утверждение такого отношения в обществе.

б) Природа как ценность

Разрушение ресурсов природы равносильно разрушению человеческой жизни: в природе человек черпает, поддерживает и сохраняет свои жизненные силы. Потребительское и бездумное отношение к среде обитания, давление человека на нее чревато экологическим катастрофам, грозящими самому существованию человека. Человек должен научиться жить в гармонии с природой, осознавать себя, как часть природы, принимать на себя ответственность за сохранение природной среды. Поэтому экологическое воспитание – важнейшая часть и направление гуманизации образования, часть воспитательной миссии человека.

в) Общество как ценность

В обществе происходит утверждение жизни каждой отдельной личности, реализация и раскрытие ее жизненных сил и возможностей. В настоящее время очень актуальна идея формирования общества устойчивого развития. Только устойчивое развитие общества позволяет наиболее полно реализовать свой потенциал. Эта идея воплощается через гуманизацию образования.

г) Семья как ценность

Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди ценностей человеческой жизни. Семья предоставляет человеку возможность ощутить истинные ценности бытия. Семья – одна из главных сфер создания, сохранения, культивирования и передачи человеческих ценностей, она сосредоточение важнейших гуманистических традиций: любви и заботы, бескорыстия и доброжелательности, самоотверженности и солидарности.

2. Нравственные ценности.

Пространство нравственных отношений исключительно обширно, оно затрагивает все сферы внутреннего мира человека и все области его в внешних социальных отношений.

Формирование нравственных ценностей требует свободы личности, так как нравственные нормы человек приобретает только через свой опыт.

Нравственное воспитание направленно на развитие у личности способности и умения формировать систему жизнеутверждающих ценностных отношений к жизни. Педагогический процесс должен опираться на позитивные, жизнеутверждающие ценности и помогать развиваться духовному миру личности.

3. Эстетические ценности

Эстетические ценности заключены в ценности восприятия, понимания, переживания, созидания прекрасного.

Высшие проявления эстетической деятельности проявляются в духовных творениях. Духовные творения – это творения в сфере искусства, религии и науки.

В основе эстетических ценностей лежит чувство прекрасного.

В целостном педагогическом процессе эстетическое воспитание опирается на предметы эстетического цикла: литературу, музыку, мировую художественную культуру, русский язык. Эти предметы содержат в себе единство чувство и мысли, помогает личности найти гармонию в окружающем жизненном пространстве.

 

 

4. Труд как ценность

Труд - это целесообразная деятельность человека, в результате которой преобразуется окружающая действительность.

Труд является важнейшей потребностью человека. Именно в труде личность выявляет и развивает свою индивидуальность, утверждает ценность своей жизни. Труд требует от человека волевых усилий, которые он должен научиться преодолевать. Человек должен испытывать удовлетворенность, как от процесса, так и от результата труда.

5. Ценности гражданственности

Гражданственность - это сознательное и заинтересованное участие граждан в управлении обществом. В основе гражданских ценностей лежит правосознание гражданина. Каждый гражданин должен осознавать свою принадлежность к государству, должен знать свои права и обязанности, установленные законодательством этого государства, защищать свои права и четко выполнять обязанности.

 

Этапы реализации проекта

 

Цель

Задачи

 

Подготовительно-организационный этап

Мотивационная готовность педагогического коллектива к реализации педагогического проекта

1.Разработка и утверждение проектной документации.

2.Разработка алгоритма управления реализацией проекта.

3. Оценка готовности педагогического коллектива к проектно-исследовательской работе.

Теоретический этап

Методическая и технологическая готовность педагогов к реализации педагогического проекта

1. Организация и проведения курсовой подготовки педагогического коллектива по теме проекта

2 Самостоятельное изучение материалов по данной теме, предложенных региональным руководителем проекта.

Использование Интернет-ресурсов.

3. Создание модели сетевого системного взаимодействия МОУ СОШ №2 УКМО, других организаций и партнеров проекта для массового экологического просвещения.

Практический этап

1 Реализация алгоритмов деятельности всех участников образовательных отношений: руководителей, педагогического коллектива, обучающихся, родителей.

2 Внедрение в практику ОО приемов и методов, способствующих формированию экологического мышления.

1. Расширение перечня мероприятий, способствующих формированию экологического мышления обучающихся в соответствии с годовой циклограммой деятельности и Дорожной картой проекта.

2. Активное включение родителей в образовательный процесс.

3. Промежуточный мониторинг результатов деятельности педагогического коллектива в ходе реализации проекта.

Аналитико-прогностический этап

Анализ результатов проектно-исследовательской работы за три года

1. Анализ результатов мониторинга.

2 Анализ личностных достижений обучающихся в ходе реализации проекта.

3 Анализ мотивационных и профессиональных достижений педагогов

4. Анализ удовлетворенности обучающихся и родителей качеством предоставляемых образовательных услуг.

 

 


 

3

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.