12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дудаева Ольга Николаевна111
Россия, Ставропольский край
2

Формирование экологической культуры обучающихся через использование активных форм и методов обучения на уроках биологии и во внеурочное время

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»







Формирование экологической культуры обучающихся через использование активных форм и методов обучения на уроках биологии и во внеурочное время







Районный фестиваль педагогического мастерства

«Золотые россыпи»

Номинация «Педагогическая мастерская»




учитель биологии

Дудаева Ольга Николаевна





В настоящее время ФГОС устанавливает требования, где личностные результаты должны отражать «формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления;

развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях»;

метапредметные результаты должны отражать «формирование и развитие экологического мышления, умения применять его с познавательной, коммуникативной, социальной практики и профессиональной ориентации.

20 лет работы в школе позволили мне определить, что эта проблема является одной из главных в деле воспитания экологически грамотных пользователей природы, способных выявлять и решать экологические проблемы.

Добиваться этого позволяет внедрение в учебно-воспитательный процесс различных форм и методов обучения. На уроках биологии реальная исследовательская деятельность может быть организованна в процессе выполнения лабораторных работ по инструктивным карточкам, самостоятельных работ с дополнительной литературой, написание и защита рефератов, ролевые игры, имеющие проблемный характер и исследовательскую направленность. Опыт работы показал, что проблемы перехода ученика из пассивного объекта обучения к деятельной творческой личности достаточно эффективно решаются в процессе использования групповой формы организации познавательной деятельности учащихся. Общая схема этих уроков следующая: учащиеся с разным уровнем знаний по предмету объединяются в группы по 3 - 4 человека и получают задания, содержание которых рассчитано на работу всего коллектива.  По окончании урока группа составляет отчет и выступает с сообщением о проделанной работе. Каждая группа сама решает, как оформить результаты, как распределить роли и т. д. Образовательный процесс на уроке предоставляет каждому ученику возможность реализовать себя в познании и учебной деятельности, опираясь на свои способности, склонности, интересы. Так, в 8 кл, на уроке по теме «Кровь и остальные компоненты внутренней среды», чтобы донести до сознания учащихся понятие о гипотоническом, гипертоническом, изотоническом растворах, индивидуально 2-м  учащимся было дано задание исследовательского характера.

Ι опыт - кусочки картофеля и моркови в дистиллированной воде выдерживались сутки. Они разбухли, стали плотными, т.к. молекулы воды из раствора проникли в клетки.

ΙΙ опыт - кусочки были помещены в концентрированный раствор (хлорида натрия) NaCI. Они сморщились, молекулы воды из клеток устремились в раствор. Учащиеся вспомнили законы физики, нарисовали клетки обоих случаев, и затем нетрудно было  понять, почему больным переливают физиологический раствор, все лекарства для внутреннего введения готовят на физрастворе.

Тематика исследований разнообразна. Главное, чтобы работа соответствовала интересам ученика, их возрастным, индивидуальным и интеллектуальным возможностям. Для наблюдений и исследований отбираются такие объекты и явления, которые наиболее ярко отражают существенные стороны местных природных условий, доступны для систематических и регулярных наблюдений.

Практика показала, что наиболее значимыми из них являются: наблюдения над растениями и животными, изучение жизненных функций организма; опытно – практическая работа на пришкольном участке; изучение флоры и фауны местных биоценозов методом наблюдения в природе; фенологические наблюдения; изготовление наглядных пособий по различным разделам; разработка тематических сценариев игр, утренников, вечеров.


Одним из наиболее эффективных среди активных методов является проблемный.

Важнейшим условием применения этого метода для формирования экологической культуры личности считаю необходимость его использования на всех этапах урока.

Так в 5 классе на уроке по теме «Многообразие животного мира» на этапе восприятия учебного материала использую проблемный вопрос:

- Ребята, изучая природу, меня всегда волновал один вопрос: в битве двух гигантов – белого медведя и тигра – кто победит?

По теме «Экологическая сукцессия» 11 класс анализируем высказывания известных людей:

- Почему географ Гумбольдт считал, что человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни?

На этапе раскрытия содержания материала в 6 классе « Основные экологические факторы и их влияния на растения», «Среда обитания организмов и ее факторы» в 11 классе применяю прием семантизации - возбуждение интереса благодаря смысловому значению слова:

- Всем известно растение первоцвет весенний. Такому названию он благодарен в связи с тем, что цветет одним из первых ранней весной. Такие растения называют эфемерами. А с чем связано столь раннее цветение таких растений?

Изучая тему «Профилактика инфекционных заболеваний» в 8 классе на этапе закрепления организую дискуссию вокруг проблемных вопросов, опирающихся на жизненные наблюдения учащихся:

-Как объяснить, что при профилактических прививках в организм вводят бактерии, которые как раз и вызывают заболевание?

Таким образом, метапредметность современного образования предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков, как основной цели обучения, на формирование общих учебных умений, на развитие самостоятельности и освоение универсальных учебных действий.

На моих уроках посредством групповой работы учащиеся находят пути решения проблемных ситуаций. В ходе работы над решением проблемы участники группы учатся распределять между собой полномочия (регулятивные УУД), аргументировать и отстаивать свою точку зрения (личностные УУД), вставать на позиции других участников группы, приходить к согласию и принимать совместные решения (коммуникативные УУД). Поскольку в ходе групповой работы происходит формирование всех УУД, то данная форма работы является более эффективной.

Я стараюсь использовать, учитывая возрастные особенности школьников, разнообразные формы уроков в своей работе, которые, воздействуя на эмоциональную и чувственную сферы личности, способствуют формированию экологического сознания.

Это такие уроки, как:

урок-дискуссия, который активно воздействует на взгляды и отношение школьников к обсуждаемым проблемам, на котором учащиеся показывают свою эрудицию, где проводится глобальное обобщение экологической информации, например, урок-дискуссия «Антропогенное воздействие на биосферу» или «Спасет человеческий разум планету или погубит её?»;

урок-лекция, который использую преимущественно в старших классах, например по теме «Экологические факторы. Условия среды», «Эволюция Биосферы», где стараюсь подобрать яркий материал, заставляющий школьников удивиться и задуматься;

урок-семинар, который включает в себя результаты поисковой деятельности учащихся, дискуссии, защиту своих взглядов, так в 8 классе при изучении темы «Дыхание» я провожу урок-семинар. При подготовке к семинару, даю исследовательские задания малым группам: одни - изучают грузопоток машин на автомагистрали микрорайона школы, другая группа изучает влияние современных бытовых средств на дыхательную систему человека, третья группа проводит социологический опрос на тему «Курение - это зло?». А все вместе, на семинаре после обсуждения составляют рекомендации по профилактике заболеваний дыхательной системы и принимают решение посадить в около школы деревья для улучшения его атмосферы, выпустить стенгазету «Курить - это не современно!»

проблемный урок, на котором выдвигается возникшая проблема. Например, в 6 классе на уроке «Внутреннее строение листа» ставится проблема « Что случилось бы на Земле, если бы не было растений?» Дети работают группами, выдвигают различные гипотезы. В 7 классе в теме « Млекопитающие» ставится проблема: К чему приведет, истребление одного из звена цепи питания? Докажите, что все живые организмы взаимосвязаны, друг с другом. Дети работают в парах, в группах выдвигают различные гипотезы. В 8 классе в теме «Пищеварительная система» на уроке «Гигиена пищеварения. Заболевания органов пищеварения, их профилактика», я даю ученикам посмотреть видео, на котором школьник на приеме у врача жалуется на проблемы здоровья, перечисляет симптомы, рассказывает о своем рационе и режиме питании. Ставится проблема: «В чем причины нарушения здоровья школьника?». Дети работают группами, выдвигают различные гипотезы, одна из которых - использование пищи, содержащей большое количество консервантов, подсластителей, стабилизаторов и других добавок. Каждая группа разрабатывает свою гипотезу, составляет рекомендации «Здорового питания».

Для формирования экологического сознания на уроках биологии использую разнообразные методы и приемы: логические опорные сигналы, таблицы, диаграммы, тесты экологического содержания, экологические сказки.

В 7 классе в теме « Класс Млекопитающие», рассматривая вопрос «Охрана животных», учащимся предлагалось написать письмо от лица животного, определяя проблемы и их решения в жизни млекопитающего или от лица растения.


Я считаю, что такие методы, формы и приемы обучения будут:

стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (уроки – деловые или сюжетно-ролевые игры, уроки – конференции, семинары, беседы, доклады учащихся, диспуты и викторины).

способствовать развитию творческого мышления, умение предвидеть последствия природообразующей деятельности человека (это методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей; это также традиционные методы: беседы, наблюдения, опыт, лабораторная работа с преобладанием эвристического характера познавательной деятельности учащихся).

обеспечивать развитие исследовательских навыков, умений, учить принимать экологически целесообразные решения и приобретать новые знания.

вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного и регионального значения (выявление редких и исчезающих видов, организация экологической тропы, защита природы от разрушений, определение факторов риска в районах проживания, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, листовки, рисунки, плакаты).


Практика показывает, что только знания не могут стать основой устойчивого развития общества. Необходимо научить детей чувствовать красоту природы и боль при виде её гибели. Знания, которые не прошли через эмоции, чувства, не перейдут в навыки, не станут нормой поведения, частью мировоззрения, сознанием.

Считаю, что результатов в экологическом воспитании можно достичь с подключением чувственно- эмоциональной сферы, вовлечением учащихся в активные формы работы, превращением ребят из пассивных слушателей в соучастников учебного процесса.

Как это сделать? Одним из основных средств активизации познавательной деятельности использование на уроках различных наглядных пособий (таблиц, схем, рисунков).

Я,  как  учитель,  лишь регулирую  процесс  и  занимаюсь  его  общей  организацией, создаю необходимые условия для проявления ученической 

инициативы. Поскольку  акцент  сделан  не  на  индивидуальную,  а  на  групповую работу  обучающихся,  то  в  качестве  результата  коммуникации  и  сотрудничества  можно  рассматривать  создание  проектов,  как в рамках урока, так и  внеурочной  деятельности. 

Проекты учащихся имеют не только образовательную ценность, но и социально значимы, поскольку позволяют привлечь внимание и учеников школы, и родителей, и органов местного самоуправления к местным экологическим проблемам.

  Опытническая работа довольно разнообразна и интересна для учащихся. Ребята проводят исследования «Изучение УОУ как экосистемы», «Синьор – помидор: в чем его польза?», а затем применяют полученные знания на практике. Я считаю, что именно научно- исследовательская работа  дает возможность одаренным ученикам проявить себя, я не ограничиваю в выборе темы исследования, выявляю одаренных учащихся, их таланты.

Моя цель- подготовка выпускника умеющего мыслить самостоятельно, принимать нестандартные  решения, отвечать и защищать свои действия, свои выводы. Поможет воспитать выпускника интеллигентного и образованного, является важным фактором при подготовке в ВУЗ, в выборе профессии. Выпускник приобретает знания навыки, которые пригодятся всю жизнь, в какой отрасли он бы не работал: это самостоятельность суждений, умения концентрироваться постоянно, обогащать свой  запас знаний, умение целенаправленно и вдумчиво работать. Экологические знания необходимы каждому человеку. Формировать экологическую культуру личности ученика, воспитывать ответственное, бережное отношение к природе призвана школа. Правильно используя информацию краеведческого, природоохранного направления, знания вопросов экологии человека и сохранения его здоровья, я способствую формированию экологически грамотного и воспитанного ученика

Результативность:

Растет количество   участников желающих участвовать в олимпиадах по экологии, олимпиадах по УПБ в аграрном университете г. Ставрополь; в конференциях «Юность. Наука. Культура», «Шаг в науку». В этом году у меня 1выпускник, желающий поступить в аграрный университет на эколога.

.

Опубликовано


Комментарии (1)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 05.11.21 в 09:51 0Ответить Пожаловаться
Ученику - поступления в аграрный университет! На бюджет))
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.