Статья «Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках литературы и во внеурочное время»

2
0
Материал опубликован 16 January 2023

Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках литературы и во внеурочное время

В Указе Президента Российской Федерации от 29.06.2018 года № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции» отмечено, что «несмотря на предпринимаемые государ­ством и обществом меры, коррупция по-прежнему серьезно затруд­няет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модерниза­ции национальной экономики, вызывает в российском обществе серь­езную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рас­сматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации». Это означает, что тема противодействия коррупции сегодня является одной из центральных в обществе в целом и важной составляющей в системе образования, в частности.

Воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явле­ния, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства, - важнейшая задача образо­вания. Уровень образования населения, его правовой культуры - это не только престиж страны, но и вопрос национальной безопасности.

Отсутствие целенаправленной системы мер по противодействию этому негативному явлению приводит к укоренению этого страшного социального недуга. Особенность современной ситуации заключается в том, что коррупционное поведение не только сохраняется, но и пере­стает быть постыдным. К сожалению, в обществе бытует мнение, что бороться с коррупцией бессмысленно, а простой гражданин не имеет возможности противостоять ее проявлениям. Таким образом, одной из острых проблем современного российского общества является корруп­ция, которая порождает множество других проблем. В связи с этим многие думают, как не сбиться с жизненного ритма, мечтают успеть получить от жизни максимум при минимальных усилиях, чтобы сде­лать свою жизнь достойной определенного статуса, обеспечить себя. Такая жизненная позиция для одних стала целью, для других - при­вычным образом жизни, а для кого-то неизбежностью. На первом ме­сте у многих стоят материальные ценности, карьерный рост, меркан­тильные интересы. Часто именно молодые люди считают, что в наше время нужно брать от жизни всё любым путем.

Целью работы считаю разработку системы средств, форм и мето­дов, способствующих антикоррупционному воспитанию обучаю­щихся; создание условий для развития антикоррупционного поведения школьников. Для достижения поставленной цени считаю необходимым выдвинуть и решить ряд конкретных задач:

дать общее представление об исторических формах коррупции, особенностях ее проявления в различных сферах жизнедеятельности, причинах, вредных последствиях этого явления через анализ художе­ственного произведения;

сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления с опорой на литературное произ­ведение;

стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения, способствовать развитию активной гражданской позиции школьников.

Могу ли я на своих уроках повлиять на формирование правиль­ной жизненной позиции и антикоррупционного поведения молодого поколения? Для меня ответ очевиден: уроки литературы в полной мере позволяют найти пути для решения, как минимум, двух проблем: па­дение и обесценивание нравственности среди молодежи и развитие коррупции в обществе. Помощником и союзником в формировании ан­тикоррупционного поведения современного человека является русская классическая литература, которая поднимала эту проблему не один де­сяток лет.

Представлю некоторые произведения программы по литературе и темы, связанные с проблемой коррупции:

Н.В. Гоголь «Шинель» - тема «маленького человека», изобра­жение социального неравенства и несправедливости;

Н.А. Некрасов «Железная дорога» — мошенничество как одно из проявлений коррупции;

Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» -эксплуатация как одна из причин возникновения коррупции.

В процессе работы над этими темами использую технологию кон­центрированного обучения, метод проектов, а также методические приемы использования ИКТ. Провожу целенаправленную работу по подбору цитат из художественного произведения для аргументации собственного мнения по различным проблемам, в том числе по про­блеме коррупции.

Изучая русскую литературу в школе, обязательно обращаемся к школьному материалу по данной тематике. Так, школьники вспоми­нают следующие произведения: «Повесть о Петре и Февронии Муром­ских» (борьба за власть), «Властителям и Судиям» Г.Р. Державина (об­личение несправедливости в судах), «Горе от ума» А.С. Грибоедова (кумовство, протекционизм в обществе), «Дубровский» А.С. Пушкина (подкуп как одно из проявлений коррупции), «Ревизор» Н.В. Гоголя (мздоимство и казнокрадство чиновников), «Мертвые души» Н.В. Го­голя (взяточничество) и многие другие. Обращаем внимание на то, что проблема коррупции освещается еще и в устном народном творчестве: пословицы, поговорки, частушки (рука руку моет; не подмажешь - не поедешь; загребать жар чужими руками; сухая ложка рот дерет). Де­лаем вывод, что коррупция как общественное явление существует на протяжении нескольких веков, а художественные произведения, напи­санные в 17-20 веках, не теряют своей актуальности и сегодня.

Для эффективного формирования антикоррупционного мировоз­зрения у школьников необходимо уделять внимание этой проблеме и во внеурочное время. При организации внеклассной воспитательной ра­боты с обучающимися провожу беседы, акции, классные часы, конфе­ренции, конкурсы, круглые столы, ролевые игры. Часто про­ходят внеклассные мероприятия с привлечением представителей пра­воохранительных органов. Как правило, ежегодно планируем ряд ме­роприятий, посвященных Международному дню борьбы с корруп­цией, который отмечается 9 декабря. Например, классный час «Откуда берется коррупция?», внеклассное мероприятие «Вместе против коррупции», акция «Скажем коррупции «Нет!». Следует отметить, что ребята принимают активное участие в таких внеурочных занятиях, демонстрируя неприязненное отноше­ние к различным формам проявления коррупции в обществе. Так сов­местными усилиями мы стараемся преодолевать ошибочные представ­ления о бессмысленной борьбе с коррупцией, тиражируемые сред­ствами массовой информации и социальными сетями.

Таким образом, вопрос антикоррупционного воспитания и про­свещения школьников в образовательной организации представляется довольно сложным и для своего решения требует целенаправленных усилий педагогов и общества в целом.

Список использованной литературы

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г № 273 - ФЗ «О противодействии корруп­ции».

Национальный план противодействия коррупции. // Официальный сайт Президента РФ http://www.kremlin.ru/acts/bank/47119/page/2

Ампиров К.Ф., Ампирова Д.К. Формирование антикоррупционной культуры уча­щихся. - Ульяновск, 2009

Богданов И.Я., Калинин А Н. Коррупция в России. - М., 2001.

Жидков А.В. Что ты знаешь о коррупции? - Самара, 2003.

Коррупция и антикоррупционная политика: Словарь-справочник. - М., 2008.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации