Статья «Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках литературы и во внеурочное время»
Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках литературы и во внеурочное время
В Указе Президента Российской Федерации от 29.06.2018 года № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции» отмечено, что «несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации». Это означает, что тема противодействия коррупции сегодня является одной из центральных в обществе в целом и важной составляющей в системе образования, в частности.
Воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства, - важнейшая задача образования. Уровень образования населения, его правовой культуры - это не только престиж страны, но и вопрос национальной безопасности.
Отсутствие целенаправленной системы мер по противодействию этому негативному явлению приводит к укоренению этого страшного социального недуга. Особенность современной ситуации заключается в том, что коррупционное поведение не только сохраняется, но и перестает быть постыдным. К сожалению, в обществе бытует мнение, что бороться с коррупцией бессмысленно, а простой гражданин не имеет возможности противостоять ее проявлениям. Таким образом, одной из острых проблем современного российского общества является коррупция, которая порождает множество других проблем. В связи с этим многие думают, как не сбиться с жизненного ритма, мечтают успеть получить от жизни максимум при минимальных усилиях, чтобы сделать свою жизнь достойной определенного статуса, обеспечить себя. Такая жизненная позиция для одних стала целью, для других - привычным образом жизни, а для кого-то неизбежностью. На первом месте у многих стоят материальные ценности, карьерный рост, меркантильные интересы. Часто именно молодые люди считают, что в наше время нужно брать от жизни всё любым путем.
Целью работы считаю разработку системы средств, форм и методов, способствующих антикоррупционному воспитанию обучающихся; создание условий для развития антикоррупционного поведения школьников. Для достижения поставленной цени считаю необходимым выдвинуть и решить ряд конкретных задач:
дать общее представление об исторических формах коррупции, особенностях ее проявления в различных сферах жизнедеятельности, причинах, вредных последствиях этого явления через анализ художественного произведения;
сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления с опорой на литературное произведение;
стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения, способствовать развитию активной гражданской позиции школьников.
Могу ли я на своих уроках повлиять на формирование правильной жизненной позиции и антикоррупционного поведения молодого поколения? Для меня ответ очевиден: уроки литературы в полной мере позволяют найти пути для решения, как минимум, двух проблем: падение и обесценивание нравственности среди молодежи и развитие коррупции в обществе. Помощником и союзником в формировании антикоррупционного поведения современного человека является русская классическая литература, которая поднимала эту проблему не один десяток лет.
Представлю некоторые произведения программы по литературе и темы, связанные с проблемой коррупции:
Н.В. Гоголь «Шинель» - тема «маленького человека», изображение социального неравенства и несправедливости;
Н.А. Некрасов «Железная дорога» — мошенничество как одно из проявлений коррупции;
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» -эксплуатация как одна из причин возникновения коррупции.
В процессе работы над этими темами использую технологию концентрированного обучения, метод проектов, а также методические приемы использования ИКТ. Провожу целенаправленную работу по подбору цитат из художественного произведения для аргументации собственного мнения по различным проблемам, в том числе по проблеме коррупции.
Изучая русскую литературу в школе, обязательно обращаемся к школьному материалу по данной тематике. Так, школьники вспоминают следующие произведения: «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (борьба за власть), «Властителям и Судиям» Г.Р. Державина (обличение несправедливости в судах), «Горе от ума» А.С. Грибоедова (кумовство, протекционизм в обществе), «Дубровский» А.С. Пушкина (подкуп как одно из проявлений коррупции), «Ревизор» Н.В. Гоголя (мздоимство и казнокрадство чиновников), «Мертвые души» Н.В. Гоголя (взяточничество) и многие другие. Обращаем внимание на то, что проблема коррупции освещается еще и в устном народном творчестве: пословицы, поговорки, частушки (рука руку моет; не подмажешь - не поедешь; загребать жар чужими руками; сухая ложка рот дерет). Делаем вывод, что коррупция как общественное явление существует на протяжении нескольких веков, а художественные произведения, написанные в 17-20 веках, не теряют своей актуальности и сегодня.
Для эффективного формирования антикоррупционного мировоззрения у школьников необходимо уделять внимание этой проблеме и во внеурочное время. При организации внеклассной воспитательной работы с обучающимися провожу беседы, акции, классные часы, конференции, конкурсы, круглые столы, ролевые игры. Часто проходят внеклассные мероприятия с привлечением представителей правоохранительных органов. Как правило, ежегодно планируем ряд мероприятий, посвященных Международному дню борьбы с коррупцией, который отмечается 9 декабря. Например, классный час «Откуда берется коррупция?», внеклассное мероприятие «Вместе против коррупции», акция «Скажем коррупции «Нет!». Следует отметить, что ребята принимают активное участие в таких внеурочных занятиях, демонстрируя неприязненное отношение к различным формам проявления коррупции в обществе. Так совместными усилиями мы стараемся преодолевать ошибочные представления о бессмысленной борьбе с коррупцией, тиражируемые средствами массовой информации и социальными сетями.
Таким образом, вопрос антикоррупционного воспитания и просвещения школьников в образовательной организации представляется довольно сложным и для своего решения требует целенаправленных усилий педагогов и общества в целом.
Список использованной литературы
Федеральный закон от 25 декабря 2008 г № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции».
Национальный план противодействия коррупции. // Официальный сайт Президента РФ http://www.kremlin.ru/acts/bank/47119/page/2
Ампиров К.Ф., Ампирова Д.К. Формирование антикоррупционной культуры учащихся. - Ульяновск, 2009
Богданов И.Я., Калинин А Н. Коррупция в России. - М., 2001.
Жидков А.В. Что ты знаешь о коррупции? - Самара, 2003.
Коррупция и антикоррупционная политика: Словарь-справочник. - М., 2008.