Статья «Формирование основ экологической культуры на уроках химии, биологии и во внеурочной деятельности»
Формирование основ экологической культуры на уроках химии, биологии и во внеурочной деятельности
Зяблицева Е. Н., учитель химии, биологии
МКОУ СОШ с. Среднеивкино
Сегодня, как никогда, перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.
Экологическая культура - это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во Вселенной, отношение человека к миру.
Мы, учителя, должны вносить посильный вклад в формирование основ экологической культуры. Уже с самого раннего возраста, каждый живущий на Земле человек, должен знать, к чему приводит беспечное отношение к окружающей среде. Должен знать о заболеваниях, вызванных загрязнением среды; о генетических отклонениях; о гибели животных и растений; об уменьшении плодородия почвы; об исчерпаемости запасов питьевой воды и других негативных изменениях среды обитания. И не только знать, но и ощущать личную ответственность за ее состояние.
Естественные науки (биология, физика, химия, география) – в этом плане представляют особую важность.
С помощью каких средств и методов на уроках химии будет осуществляться формирование основ экологической культуры, зависит от учителя. В своей непродолжительной педагогической практике использую следующие приёмы: химический эксперимент, исследовательские работы, решение задач экологического содержания.
В каждом классе, стараюсь подбирать экологический материал не только по глобальным экологическим проблемам, но, и обсуждаем экологические проблемы регионального и локального уровней.
Установление связи между знаниями об окружающей среде и развитием интереса к изучению природы начинается с первых уроков биологии в 5 классе. Стараюсь проводить их в игровой форме, используя при объяснении материала сведения, которые вызывают удивление, волнение.
В качестве домашнего задания задаю небольшие доклады о необычных растениях, животных, явлениях.
Кроме основного содержания учебника добавляю региональный компонент, ввожу краеведческий материал о Кировской области.
Особым, не менее важным моментом в формировании экологической культуры является исследовательская деятельность. Школьники учатся проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические опыты и самостоятельно работать с разными информационными источниками.
Формирование основ экологической культуры во внеурочной деятельности осуществляется в ходе реализации программы «Жизнь и счастье Земли зависит от Тебя!».
В рамках этой деятельности учащиеся побывали на экскурсии в заповеднике «Нургуш». Цель: знакомство с природой Вятского края, воспитание у детей любви к природе, формирование правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой.
Ещё одно направление – организация и участие в акциях чистоты. Цель: через конкретные, материальные дела сформировать у детей правильное, природосберегающее отношение к окружающей среде. 24 октября 2017 года учащиеся 6 класса провели акцию «Чистый парк» по уборке мусора, в парке Победы с. Среднеивкино.
Учащиеся 10 класса начали реализацию долгосрочного социального проекта по созданию экологической тропы. Цель: создать учебную экологическую тропу «Изумрудный город или Путешествие в страну холмов» для ознакомления и изучения природы нашей местности и повышения уровня экологического воспитания населения. Проект находится на стадии разработки.
Экологическое образование и воспитание, как новая область педагогики и школьной практики, активно развивается в настоящее время. Оно охватывает все области и циклы учебных предметов, а также внеурочную деятельность.
Панагушина Елена Аркадьевна