Гуманизация образовательного процесса через использование активных методов и форм обучения
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
Парфирьева Инна Владимировна,
ГБПОУ Иркутской области «Иркутский региональный колледж
педагогического образования»
преподаватель
e-mail: parfiryevainna9@yandex.ru
Модернизация образования предусматривает принципиальное обновление содержания профессионального образования. Его целью является подготовка высококвалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного, готового к профессиональному росту [4].
Методологической основой модернизации образования выступает гуманистическая философия, которая позволяет любому человеку выработать с помощью образования механизмы самореализации, саморазвития, самосовершенствования, конкурентоспособности и выживаемости в сложных условиях современного мира. Гуманизация образования предполагает реализацию личностно – деятельного подхода, который означает партнёрские отношения участников образовательного процесса [2]. Преподаватель должен осознать, что для развития личности приоритетным становиться самостоятельное приобретение и особенно применение полученных знаний, совместные размышления, дискуссии, исследования.
Таким образом, модернизация образования, предполагающая развитие традиционной школы в гуманистически ориентированную, требует совершенствования форм, методов и средств обучения и воспитания в целях организации совместной с обучаемым познавательной деятельности. Это означает и перемену в отношении статуса педагога: из «транслятора знаний» он превращается в «организатора процесса добывания знания». Среди разнообразных направлений педагогических технологий адекватными поставленным целям является обучение в сотрудничестве, метод проектов, педагогические мастерские, активные методы и формы обучения.
Остановимся на рассмотрении такой активной формы обучения как педагогическом тренинге, который позволяет формировать общие и профессиональные компетенции у студентов, а также реализовать основные положения гуманистической педагогики: уважительное отношение к студенту, его интересам; ориентация на творческое, духовное развитие личности; создание условий для самореализации и самосовершенствования личности; формирование субъектной позиции; ориентация на диалог.
Педагогический тренинг – это форма специально организованных учебных действий, в ходе которых решаются вопросы формирования оперативных профессиональных знаний, умений; повышения познавательной активности; создания у будущих учителей установки на творчество, поиск [3].
Организация педагогических тренингов строится на принципах: максимальное вовлечение учащихся группы в активную деятельность на уроке; не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока; «скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, склонностям; поддержка альтернативности, множественности мнений. Чтобы активизировать студентов, побудить у них интерес к овладению умениями и навыками, обучение в условиях тренинга строиться на основе постановки и решения студентами учебных задач, выполнения упражнений различного типа.
В педагогическом колледже на дисциплинах психолого-педагогического цикла используется данная форма учебной работы. Так, например, на дисциплине «Психология» по теме «Характер и способности» проводится педагогический тренинг с целью формирования умений оперировать основными понятиями при анализе ситуаций, развития ценностных установок.
Этапы тренинга:
I. Сообщение правил работы: правило кувшина: каждый должен высказаться, испить воды из кувшина; правило дополнения: совместный поиск, обмен мыслями, идеями; правило доброжелательного отношения друг к другу.
II. Активизация мыслительной деятельности и группового взаимодействия.
1. Игра-приветствие /каждый участник приветствует всех определённым образом, и все повторяют/. Как называется черта характера, которая выражается в привычке здороваться, говорить спасибо и др.? (вежливость).
2. Упражнение «Я уважаю себя». Задание: закончить тезис «Я уважаю себя за …». У каждого человека есть положительные черты характера, за которые его уважают, ценят и любят, и он себя любит и уважает.
3. Упражнение «Я могу». У каждого есть способности, которые украшают вашу личность, придают ей своеобразие, скажите нам об этом.
Задание: закончить тезис: «Моя индивидуальность проявляется в … способностях». Для успеха в деятельности необходимы способности, но не только. Об этом мы и поговорим
III. Основная часть. (Участники работают в парах)
Задание «Вопрос – ответ». Каждая пара выбирает вопрос по теме и готовит ответ (1 минута).
2. Задание «Ситуация». Время подготовки – 2 минуты. Учебная задача: проанализировать, какие черты характера и виды способностей у человека проявляются в данной ситуации. Что повлияло или могло повлиять на их формирование?
3. Задание «Мысли мудрых». Прочитайте мудрые мысли великих людей. Выберите высказывание, которое вам больше всего понравилось. Чем?
4. Упражнение «Комплимент». Задание: сделайте комплимент своему соседу. Комплимент должен быть связан с его характером или способностями.
IV. Рефлексия. Какое задание или упражнение вам понравилось? За что вы себя похвалили на этом занятии?
Подведение итогов: оценивание работы каждого.
Педагогический тренинг – гибкая форма организации учебной самостоятельной работы. Его можно видоизменять с учётом дисциплины, конкретных целей и задач. Остаётся общий алгоритм работы, который содержит этапы: сообщение правил работы, активизация мыслительной деятельности и группового взаимодействия, основная часть, рефлексия.
Каждый этап, с учётом его специфики, осуществляется через: постановку перед участниками определённых задач, организацию их деятельности с помощью системы заданий, упражнений, использование определённых дидактических материалов (информационных листов, текстов, отрывков из литературных произведений, видеозарисовок, фотографий, музыкальных записей). Определённым заданиям необходимо придавать «личностную» окраску, чтобы студенты могли «пропустить» материал через себя, актуализировать собственный опыт, выразить авторскую позицию.
Также, на дисциплинах психолого-педагогического цикла используются активные методы обучения – это методы, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. К методам активного обучения относят такой метод как анализ конкретных ситуаций. Конкретная ситуация – это, как правило, четкое, отредактированное изложение случая из профессиональной практики, используемое в качестве учебной модели в обучении, или сформулированная в форме ситуации профессиональная задача, имеющая большое значение для подготовки соответствующих специалистов
Достоинство метода состоит в том, что в процессе анализа и решения конкретной ситуации обучаемые обычно действуют по аналогии с реальной профессиональной практикой, т.е. опираются на свой опыт, используют в учебной аудитории те способы, средства и критерии анализа, которые были приобретены ими в процессе обучения [1].
Чаще всего обучаемым письменно или устно дается описание событий с последующим заданием. Также, могут быть применены следующие приемы и способы:
- видеозапись определенного реального события, киноэпизоды;
- магнитофонная запись интервью, беседы, доклада и т.д.;
- фотодокументы, схемы, графики, диаграммы, отражающие состояние какого-либо факта, процесса из различных событий;
- «досье ситуации» - различные документы, отчеты, инструкции, проекты;
- выступление на занятии специалиста, участника определенного события.
Различают следующие виды ситуаций:
- ситуация-иллюстрация – примеры, которые поясняют какую-либо ситуацию, относящуюся к основной теме и заданную преподавателем. Она в меньшей степени стимулирует самостоятельность в рассуждениях, хотя и по поводу их может быть позволено сформулировать вопрос или согласие, но тогда ситуация-иллюстрация уже перейдет в ситуацию-оценку;
- ситуация-оценка – описывает положение, выход из которого уже найден. Проводится критический анализ принятых решений;
- ситуация-упражнение – предусматривает применение научных положений и предполагает решения поставленных проблем. Такие ситуации носят в основном тренировочный характер, помогают приобрести опыт.
Все предлагаемые задания позволяют реализовать практико-ориентированный подход, который направлен на создание условий для активного включения студентов в выполняемую деятельность, для формирования у них профессиональных и общих компетенций.
Например, изучая тему «Темперамент», студенты определяют возможный тип темперамента и дают пояснения:
А. Ученик не успел выполнить аппликацию в течение урока и остался на перемену её доделывать.
Б. Когда, проходя мимо него, одноклассник случайно задел ногой его портфель, он закричал и с гневом кинулся на того с кулаками.
При использовании метода АКС рекомендуется применять следующий алгоритм работы обучаемых в подгруппах:
- анализ ситуации целесообразно начинать с выявления признака проблемы, ее ясной, четкой, краткой формулировки;
- выработка альтернатив, т.е. различных способов действия в данной ситуации;
- анализ положительных и отрицательных последствий каждого, анализ необходимых ресурсов по их осуществлению [1].
Практика показала, что метод АКС стимулирует обращение обучаемых к научным источникам, усиливает стремление к приобретению теоретических знаний для получения ответов на поставленные вопросы.
Таким образом, преподаватель должен искать такие формы и методы организации учебного процесса, которые позволят обеспечить его максимальную эффективность в подготовке компетентного специалиста.
Но нельзя сводить гуманизацию образования к какой-то конкретной методике обучения. Необходимо менять ценностные ориентации и личностные установки педагогов. Проблема заключается в психологической готовности преподавателя и студентов вступать в личностно-актуальный диалог по важнейшим направлениям становления культуры и человека в современном мире [2]. Гуманистический метопринцип требует создания развивающей среды, ситуации успеха и одобрения, свободы мышления и выбора для учащихся. А это значит, что требуется создание механизма «запуска» процессов профессионального совершенствования, включения педагогов в инновационную деятельность.
Литература
1. Быков А.К. Методы активного социально-психологического обучения: Учебное пособие / А.К. Быков. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 160 с.
2. Психология и педагогика. Учебное пособие / под ред. А.А. Бодалева, В.И. Жукова, В.А. Сластёнина. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2012. – 585 с.
3. Решетников Т.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей / Т.Е. Решетников. – М.: Владос, 2010. – 304 с.
4. Сластёнин В.А. Об итогах и задачах МАНПО по модернизации педагогического образования// Педагогическое образование и наука. - 2009. -№1. – с. 3 – 19