Статья «Развитие интереса к сельскохозяйственному труду на уроках естественно-научного цикла»
Развитие интереса к сельскохозяйственному труду
на уроках естественно-научного цикла.
Брагина Н.А.
ГБПОУ ВО «БАИК», г.Бобров
Готовность студентов колледжа трудиться в сельскохозяйственном производстве, желание получить определенную рабочую профессию села формируются на основе познавательного интереса к крестьянскому труду. Важную роль в этом играет усиление сельскохозяйственной направленности в преподавании общеобразовательных предметов и воспитывающего характера обучения.
На уроках физики можно в комплексе решать следующие воспитательные задачи: изучение студентами постановление правительства о развитие сельского хозяйства; осознание студентами роли и значения сельскохозяйственного производств в повседневной жизни; понимание ими социальной значимости сельскохозяйственных профессий, их престижности; нравственное воспитание студентов на достойном примере лучших людей сельской местности; формирование чувства гражданского долга – готовность трудиться в сельском хозяйстве; осознание студентами значимости овладения основами наук для квалифицированной работы в сельскохозяйственном производстве; воспитание бережного отношения к природе, технике.
Рассмотрим возможность реализации некоторых из этих задач.
С использованием различных сельскохозяйственных машин студенты знакомятся начиная с сентября 1 курса. К уроку по теме «Скорость» полезно составить таблицу «Скорости машин сельского хозяйства», в которой наряду с указание предельных скоростей поместить фотографии машин. Такой методический прием позволяет студентам наглядно представить те машины, о которых идет речь на уроке, а краткий рассказ о работе передовых рабочих сельского хозяйства на этих машинах вызовет у них чувство гордости и увеличит интерес к данному виду техники.
При изучении гидравлического пресса полезно показать его применение в комбайнах и попутно сравнить по фотографиям первый самоходный отечественный и современный комбайны. Выясняется, что первые машины не имели кабин и механизатору приходилось работать под палящим солнцем, под дождем; управлять им было очень трудно; приходилось останавливать комбайн, так как никаких приспособлений для изменения режима его работы на ходу не было. Использование гидравлических устройств позволило улучшить систему управления, облегчить труд механизатора.
Преподаватель поясняет студентам, что повышение скорости машин повлекло за собой увеличение тряски, в результате чего человек стал быстрее утомляться. Поэтому с целью улучшения санитарно-гигиенических условий работы механизаторов устанавливаются резиновые, пружинные и другие амортизаторы.
Когда рассматриваются сообщающиеся сосуды и атмосферное давление, преподаватель предлагает студентам индивидуальные домашние задания, учитывая, кто у них родственники по профессии. Например, поскольку студенты, родители которых трудятся на животноводческой ферме, часто помогают родителям по работе, им даются такие задания: «Изучить использование сообщающихся сосудов на молочнотоварной ферме», «Выполнить устройство и принцип действия автопоилок», «Начертить схему водопроводной сети животноводческой фермы». После выступлений студентов на уроке с рассказом о выполнении заданий преподаватель обращает внимание группы на значимость профессии животновода.
При изучении двигателя внутреннего сгорания полезно показать диаграмму «Использование тепловых двигателей в технике, используемой в сельскохозяйственном производстве», построенную так: в центре круга помещают изображение двигателя внутреннего сгорания, а вдоль радиусов пишут названия машин (трактор К-800, МТЗ-80, комбайн «Колос» и др), в которых используется этот двигатель, на концах радиусов размешают фотографии соответствующих машин. К этому уроку один из студентов готовит небольшое сообщение по теме «Ф.А. Блинов – изобретатель первого в мире гусеничного трактора».
При изучении вопроса «Производство и передача электроэнергии» важно показать уменьшение потребления электроэнергии в сельском хозяйстве и в целом по стране за счет применения энергосберегающих технологий и устройств. На 2 курсе профориентационную направленность приобретают и такие формы учебной деятельности, как решение задач. Так, изучение мощности позволяет преподавателю подобрать задачи, в которых используются данные о сельскохозяйственной технике, например:
Трактористу дано задание обработать поле культиватором на тракторе Т-150К. Он собрал сцепку из двух культиваторов с захватом 3,6 м каждый и восьми борон с захватом0,98 м. Предполагается, что трактор будет двигаться на третьей передаче, т е со скоростью3,2 м/с.т Мощность трактора на крюке32,2 к Вт. Достаточна ли эта мощность для выполнения задания?
По справочнику ученики определяют. что тяговое сопротивление культиватора на легких почвах 4,1 кН, а тракторная борона испытывает сопротивление 900Н. Решив задачу, они приходят к выводу, что тяговое сопротивление агрегата при соответствующей обработке почвы равно 15,4 кН, машина же развивает тяговое усилие 10,06 кН, т е почва будет обрабатываться ею плохо, а сама машина будет изнашиваться. Осмысление решения задачи способствует формированию их убеждений в необходимости физических знаний для правильной эксплуатации техники и получения наилучшего результата от ее применения. Преподаватель показывает, что эффективно и бережно могут использовать современные сельскохозяйственные машины, достижения науки и техники те люди, которые не только в совершенстве знают эту технику, но и любят свою профессию.
Изучение тепловых тепловых двигателей заканчивается проведением конференции «Применение тепловых двигателей и проблемы охраны природы».К конференции студенты готовят небольшие сообщения по темам «Использование тепловых двигателей в сельскохозяйственных машинах», «Современные сельскохозяйственные машины и охрана природы» и др.
Таблица 1
Основные тенденции |
Главные направления развития сельского хозяйства |
Разделы общеобразовательного курса физики |
Политехнические сведения для студентов |
Развитие энергетики |
Энергосбережение и повышение энерговооруженности сельскохозяйственного производства |
Молекулярная физика, электродинамика, колебания и волны, физикаатома и атомного ядра. |
Увеличение мощности и энерговооруженности сельскохозяйственных машин. Дизельные двигатели |
Комплексная механизация |
Змена всех видов ручного сельскохозяйственного труда механизированным |
Механика, электродинамика |
Основные принципы комплексной механизации сельскохозяйственных работ. Принцип устройства и действия сельскохозяйственных орудий, механизмов и машин |
Автоматизация |
Внедрение автоматических устройств |
Механика, электродинамика, колебания и волны, оптика |
Основные принципы автоматизации. Особенности процесса автоматизации по отраслям сельскохозяйственного производства |
Применение достижений науки для получения объектов с заданными свойствами (материалов, устройств, организмов и т.д.) |
Создание качественно новых сортов и видов продукции |
Молекулярная физика, электродинамика, физика атома и атомного ядра |
Получение новых сортов растений и пород животных |
Создание и внедрение новых технологических процессов |
Использование достижений агротехники, агрофизики, биофизики и др.; мелиорация |
Механика, молекулярная физика, электродинамика, физика атома и атомного ядра |
Безотвальные способы обработки почвы. Электризация и ее значение в сельскохозяйственном производстве. Электронная технология. Осушение, увлажнение и рассоление почвы, борьба с вредителями и с эрозией почвы. |
Экологизация |
Рациональное использование природных ресурсов. Защи т а сельскохозяйственных растений и животных. Повышения культуры земледелия. |
Молекулярная физика, электродинамика, физика атома и атомного ядра |
Охрана природы. Известкование, удобрение почвы. Мелиоративные работы |
Специализация и конкретизация развития общественного производства |
Агропромышленная интеграция и диверсификация сельскохозяйственного производства |
Механика, молекулярная физика, электродинамика, оптика, физика атома и атомного ядра |
Животноводческие и птицеводческие комплексы |
Такое систематическое знакомство студентов с трудовой деятельностью способствует развитию у них чувства гражданской активности. В этом случае облегчается достижение единства интересов и намерений студентов и удовлетворения потребностей сельского хозяйства в кадрах.